Слайд 1Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в современной школе
Слайд 2Состояние здоровья детей
Ульяновской области
(по результатам диспансеризации 2002 г.)
Осмотрено 303597
детей от 0 до 17 лет.
Из них имеют отклонения :
- в состоянии здоровья - 59 %
- в физическом развитии - 10,9 %
- в физической подготовленности - 8,5 %
Слайд 3Костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Органов пищеварения.
Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни
глаза и его придаточного аппарата.
Нервной системы.
Органов дыхания.
Психические расстройства и расстройства поведения.
Наиболее распространены
болезни:
Слайд 4Из постановления правительства РФ
от 29. 12. 2001. № 916 «ОБ общероссийской
системе мониторинга состояния физического здоровья…»
Образовательные учреждения осуществляют:
Сбор, первичную
обработку, оценку
информации,
полученной в ходе
мониторинга, хранение и
передачу её в центры
санитарно-
эпидемиологического
надзора.
Подготовку предложений
для органов местного
самоуправления по
вопросам укрепления
здоровья.
Слайд 5Показатели здоровья:
Общая заболеваемость (уровень и структура).
Острая заболеваемость (уровень и структура).
Заболеваемость в
случаях, в днях
на 1 ребёнка.
% часто болеющих детей.
% детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.
% детей, отнесённых по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой.
% детей, функционально незрелых к обучению.
% детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе.
% детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
Распределение детей по группам здоровья.
Слайд 6Показатели физического развития:
Длина тела.
Масса тела (в граммах).
Динамометрия: левой и правой кисти.
Жизненный объём лёгких (в мл.).
Окружность грудной клетки в паузе (покое)
( в см.).
Весо-ростовой индекс.
Дефицит или избыток тела.
Интегральный показатель физического развития.
Число детей с низким, средним и высоким уровнем физического развития (в %).
Измерения проводятся до 1 ноября.
Слайд 7Показатели физической подготовленности:
1. Физическая подготовленность:
- бег на
30 м
- бег на 1000 м
- подтягивание на перекладине (М.)
или подъём туловища в сед за 30
секунд (Д.)
- прыжок в длину с места.
Интегральный показатель физической подготовленности.
Число детей с низким, средним и высоким уровнем двигательной подготовленности
(в %)
Слайд 8
Школьные факторы,
отрицательно влияющие
на здоровье детей
Учебно-организационные
Управленческие
Психолого-педагогические.
Гигиенические
Слайд 9Гигиенические условия, факторы:
Шум.
Освещённость..
Воздушная среда.
Размер помещений, кубатура.
Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы).
Используемые стройматериалы,
краска.
Мебель: размеры, размещение.
Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры.
Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания.
Качество питьевой воды.
Экологическое состояние прилегающей к школе территории.
Состояние сантехнического оборудования.
Наличие системы санитарно-просветительской работы.
Слайд 10Учебно-организационные факторы:
Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
Расписание
уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году.
Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).
Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).
Особенности устава школы и норм школьной жизни.
Медицинское и психологическое обеспечение школы.
Слайд 11Участие родителей учащихся в жизни школы.
Стиль управления администрации, характер отношений «по
вертикали».
Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».
Интегрированность школы в окружающий социум.
Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Слайд 12Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.
Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения,
стрессовой тактики авторитарной педагогики.
Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.
Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.
Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.
Слайд 13Психолого-педагогические факторы:
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
Стиль педагогического
общения учителя с учащимися.
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
Особенности работы с «трудными» подростками в классе.
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Слайд 14Управленческие:
Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во
время их нахождения в ОУ.
Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.
Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.
Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.
Слайд 15 Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те
направления , работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья , превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
Слайд 16Основные направления реализации «Программы деятельности по оздоровлению детей в ОУ»
Создание благоприятных
санитарно-гигиенических условий. Система санитарно-просветительской работы. Организация горячего питания.
Учебно-организационное обеспечение деятельности ОУ: рациональная организация образовательного процесса; создание комфортной образовательной среды; формирование у учащихся ответственности за своё здоровье; работа по предупреждению детского травматизма.
Кадровое обеспечение ( медицинский работник, психолог, учителя физкультуры, ОБЖ). Повышение квалификации работников образования по вопросам охраны здоровья, формирования ЗОЖ; работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Формирование положительного микроклимата на уроке, в классе, в школе.
Слайд 17 Оптимизация образовательного процесса: создание системы адаптации при переходе
из ДОУ в начальную школу, из начальной в основную школу; предупреждение перегрузки в содержании и в используемых технологиях; использование адаптивной системы обучения, личностно-ориентированных образовательных технологий; индивидуального учебного плана. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение уроков физкультуры с учётом групп здоровья
Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья.
Осуществление оперативного управления формированием здоровья и ЗОЖ . Разработка необходимой документации по технике безопасности и охране труда, организация их исполнения. Создание валеологической службы. Комплексный мониторинг состояния здоровья.
Слайд 18Методики организации и проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДДРК) по
здоровьесбережению (по Третьякову П.И.)
Здоровье ученика в режиме дня школы.
Здоровье учителя.
Школьное питание. Какое оно?
Соблюдение гигиенического режима.
Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её развития.
Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке.
Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии.
Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения в гимназии.
Нормализация учебной нагрузки на уроке.
Дозирование домашнего задания.
Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе.
Микроклимат в школе.
Слайд 19Методика проведения ДДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы»
Цель:
выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня.
Задачи:
Определить состояние самочувствия ученика.
Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика.
Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика.
Объект исследования: система УВП в школе.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы.
Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда ЗОЖ, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.
Слайд 20Программа проведения ДДРК:
Инструктаж участников: учащихся класса, учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала.
Примерное
распределение функциональных обязанностей при проведении ДДРК.
Примерные сроки проведения ДДРК.
Анализ материала и выявление тенденций.
Принятие управленческого решения по результатам работы экспертной комиссии.
Проведение педсовета или педконсилиума.
Слайд 21Понятие здоровья
Основные факторы, обуславливающие здоровье:
Образ жизни
-50-55 %
Влияние экологических факторов -20-25%
Биологические (наследственные) – 20%
Недостатки и дефекты
здравоохранения -10%
(По Лисицину Ю.П.)
Здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов
(по Уставу Всемирной организации здравоохранения).
Слайд 22Цветок здоровья
ПСИХИЧЕСКОЕ –
здоровье разума
ФИЗИЧЕСКОЕ –
здоровье тела
СОЦИАЛЬНОЕ –
здоровье
общества
ПСИХОЛОГИ-
ЧЕСКОЕ –
здоровье
эмоций
ИНТЕЛЛЕК-
ТУАЛЬНОЕ –
получение
и
обработка
информации
ДУХОВНОЕ –
система
ценностей и
убеждений
Слайд 23ЗДОРОВЫЙ
ОБРАЗ
ЖИЗНИ
Борьба с
вредными
привычками
Соблюдение
правил дорожного
движения
Система
физкультурно-
оздоровительных
мероприятий
Закаливание
Культура
общения
Рациональное
питание
Благоприятный
морально-
психологический
климат
Соблюдение
правил ТБ
Двигательная
активность
Сочетание труда
И отдыха
СОБЛЮДЕНИЕ
САНИТАРНО-
ГИГИЕНИЧЕСКОГО
РЕЖИМА
Слайд 24Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся:
Рациональная организация учёбы, труда и отдыха.
Гигиеническое
воспитание.
Сформированность здорового образа жизни.
Оздоровление, лечение.
Использование здоровьесберегающих технологий образования.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно-просветительскими учреждениями.
Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.
Слайд 25Здоровьесберегающие технологии:
Здоровьесберегающие
образовательные технологии
Здоровьесберегающие
медицинские технологии
Здоровьесберегающие технологии
административной работы в школе
Здоровьесберегающие
технологии семейного воспитания.
Слайд 26Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ)
Задачи здоровьесберегающей
педагогики:
ЗСОТ – совокупность всех используемых
в образовательном процессе приёмов,
методов, технологий, не только оберегающих
здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного
воздействия факторов образовательной среды,
но и способствующих воспитанию
у учащихся культуры здоровья.
сформировать
культуру здоровья.
обеспечить выпускнику
школы высокий уровень
реального здоровья.
Слайд 27Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)
Школа должна реализовать
профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены
на воспитание у учащихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение ЗОЖ.
Слайд 28Дорога к здоровью:
Обучение
вопросам
здоровья
Воспитание культуры здоровья
Использование
здоровье-
сберегающих
технологий как
основного инстру-
мента педаго-
гической работы:
творческий характер
образовательного процесса
использование активных
форм и методов обучения
формирование интереса
к учению
деятельностный
подход в обучении.
Слайд 29Лек-
ции
Чтение
Аудиовизуальные
методы
Демонстрация
Дискуссионные группы
Практические действия
Обучение других
5%
10%
20%
30%
50%
70%
90%
Пирамида познания
Слайд 30Здоровьесберегательное образовательное пространство школы:
1. Экологическое
2. Эмоционально-поведенческое:
- уровень
коммуникативной культуры
- эмоционально-психологический климат
- стиль поведения учащихся и учителя на уроке
- формы и характер поведения учащихся на переменах
- забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.
3. Вербальное
4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.
Слайд 31Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП):
Обеспечение гигиенических условий ОП:
Действие звуковых
раздражителей
Воздушно-тепловой режим
Освещение естественное и искусственное
Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов)
Использование персональных компьютеров
Питание учащихся
Качество используемой питьевой воды.
Слайд 32Здоровьесберегающая организация учебного процесса:
Рациональная организация учебного процесса
Рациональное расписание учебных занятий
Двигательная активность
учащихся
Рациональная организация урока
Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения
Рациональная организация общего режима дня школьников
Слайд 33Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.).
Слайд 36Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.)
Обстановка и
гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.).
Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).
Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.).
Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся.
Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
Слайд 37Чередование позы в соответствии с видом работы.
Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки,
динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).
Слайд 38Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками.
Наличие на уроке эмоциональных
разрядок.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%).
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО).
Темп окончания урока:
«скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания;
спокойное завершение урока;
задерживание учащихся после звонка.
Слайд 39Литература
Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в работе учителя и
школы.- М. – 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,- 2002. – 121 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование,1998.
Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.