Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ
ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И ИХ
РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
МОСКВА
2008
Слайд 2Социальная экология как методологическое основание для образования в интересах устойчивого развития
Образование
для устойчивого развития: соблюдение биосферосовместимых принципов деятельности человека, забота о будущих поколениях и условиях их жизни, прекрашение потребительского отношения к природе и формирование альтернативной экологической культуры и этики.
Социальная экология –
междисциплинарное учение
о способах и последствиях
взаимодействия природы и
общества, о взаимовлиянии и
коэволюции социоприродных систем.
Слайд 3Социально-экологическое образование – среда формирования экологических компетенций
Экологическая компетенция – совокупность (синтез)
экологических знаний и основ природосообразного поведения.
Формирование посредством проектной деятельности.
Объект – социоприродные системы (например, городская среда).
Слайд 4Реализация социально-экологических проектов в образовательном пространстве
Дополнительное
образование
Общее
образование
Слайд 5Дополнительное экологическое
образование детей — часть системы
непрерывного образования, призван-
ная обеспечить детям и
молодежи
дополнительные возможности для
духовного, интеллектуального и
физического развития, удовлетворе-
ния их творческих и образовательных
потребностей в области эколого-
биологических дисциплин. Это
составная
часть системы обучения
и воспитания детей, подростков,
учащейся молодежи,
ориентированная на свободный
выбор и освоение обучающимися
программ дополнительного образования.
Слайд 6445 учреждений (центры, дворцы, дома, станции, клубы)
426503 школьников
380784 (в городах) 45719(в сельской местности)
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в РОССИИ
Слайд 7Развитие экологического образования в системе дополнительного образования города Москвы
Слайд 8Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования города Москвы (его реализация от
числа учреждений по каждому административному округу).
Слайд 9СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Программы, связанные с экологией, систематикой, морфологией, биогеографией
различных групп живых организмов (таксонов).
Программы, в которых развиваются методы общих экологических наблюдений (мониторинговая деятельность, биоиндикация, физико-химические методы мониторинга, популяционная экология).
Программы, направленные на социально-экологические исследования (экология городской среды).
Программы, связанные с природоохранной системой деятельности обучающихся (методы охраны окружающей среды.
Слайд 10ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ (ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОЛОГИЯ)
ПРОГРАММЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ПРОБЛЕМАМИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
ПРОГРАММЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 11МОДУЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СОДЕРЖАЩИЕ ИДЕИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
«Урбоэкология»
«Социальная экология»
«Биоразнообразие и методы
его охраны»
«Экологический мониторинг»
«Коэволюция природы и общества»
и другие
Слайд 12СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСАХ
Общеобразовательный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие»
для 10-ых классов школ.
Введен в базисный учебный план с 2007-08 уч. г.
Объем курса – 68 часов (профильная модель обучения).
Авторы – Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А.
Руководитель проекта – академик Г. А. Ягодин.
Слайд 13СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСАХ
Проблемы социальной экологии рассматриваются в разделах курса:
«Экологические кризисы в истории цивилизации», «Природные и социаьно-экономические факторы городской среды», «Управление городской средой».
В каждом разделе имеются проектные и игровые занятия.
Слайд 14СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСАХ
В курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие»
раздел «Экологический мониторинг» посвящен исключительно практической и проектной деятельности.
«Экологический след», «Строим экоград», «Экологически грамотный потребитель товаров», «Индикаторы устойчивого развития школы».
Слайд 15СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСАХ
Обеспечение курса «Экология Москвы и устойчвое развитие»:
Публикация
УМК
Курсы повышения квалификации во всех округах Москвы
Деятельность городской экспериментальной площадки
Разработка образовательных модулей для проектной деятельности в МГСЮН
Слайд 16МГСЮН как методический центр развития экологического образования Москвы
Организационно-методическая деятельность (городское методическое
объединение, городские методические «круглые столы»)
Информационно-методическая деятельность (курсы повышения квалификации, консультационная поддержка системы УДО)
Слайд 17МГСЮН как методический центр развития экологического образования Москвы
Издательская деятельность и обобщение
педагогического опыта (только за последние 5 лет издано около 80 методических материалов)
Разработка теории и методики различных аспектов образовательного процесса (музейно-методическая работа, обеспечение экспедиционной и исследовательской деятельности)
Слайд 18Материалы доклада размещены
на сайте МГСЮН
www.mgsun.ru
Московская городская станция юных натуралистов,
Москва,
ул. Одесская, 12а,
318 18 77, 318 00 03