Слайд 1ГОУ школа № 326
Педсовет
«Переход на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образования»
01 ноября 2010 года
Слайд 2ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
Предпосылки появления образовательных стандартов второго поколения.
2. Стандарт и его
структура в соответствии с Федеральным законом № 309 – ФЗ от 01.12.2007 г.
3. Цели образования в соответствии с ФГОС -2.
4. Особенности ФГОС – 2:
5. Алгоритм работы школы при переходе на ФГОС -2.
Слайд 3 Обязательный минимум содержания образования (1998 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт
первого поколения – ФГОС (2004 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – ФГОС (2006 г.) – апробация.
Разработчики: авторский коллектив (12 групп) под рук. член-корреспондента РАО А. М. Кондакова.
http://www.standart.edu.ru/
Слайд 4Заказчики проекта
Российская
академия
образования
Росспорт
Министерство
образования и науки
Российской Федерации
МЧС
Минобороны
России
Минсельхоз
России
Минкультуры
России
Слайд 5Разработчики проекта
Российская
академия образования
Российская
академия наук
Российская
академия
медицинских наук
МГУ
РАПКРО
Институт
развития образования
Слайд 6Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные учреждения
Российская
академия образования
Московская
область
Ярославская
область
Ленинградская
область
Челябинская
область
Республика
Саха (Якутия)
Новосибирская
область
Омская
область
Ямало-Ненецкий
АО
Оренбургская
область
Республика
Татарстан
Ростовская
область
Республика
Дагестан
Калининградская
область
Ставропольский
край
Слайд 7Федеральный государственный образовательный стандарт первого поколения – ФГОС (2004 г.)
Цели начальной
школы:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритеты – ЗУНы, формирование ОУН.
Особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 8
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г.
№ 309-ФЗ
новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС)
Закон Российской Федерации
«Об образовании», статья 7
« В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
Слайд 9Стандарт – уровень требований, уровень совершенства, уровень достижений.
Федеральный закон № 309-ФЗ
от 1. 12.2007.
Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 10 Основные характеристики нового стандарта
новый формат стандарта (рамочный документ)
новое
содержание стандарта (совокупность требований)
расширение функций и пользователей стандарта
новое методологическое основание
(системно-деятельностный
подход)
Слайд 11Цели образования в соответствии с ФГОС второго поколения
Цель общего среднего образования
— формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.
Основные задачи общего среднего образования:
- личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;
- социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
- общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;
- интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;
- коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Слайд 12Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.
Цели
начальной ступени образования: формирование универсальных учебных действий, закладывание основы учебной деятельности ребенка — системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Слайд 13Особенности ФГОС второго поколения
Стандарт – общественный договор.
Стандарт – система требований.
Деятельностная парадигма.
Слайд 14Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и
государством
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность
Слайд 15
Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных
программ
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Слайд 16Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных
образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Сегодня стандарты – это пример триединства
(три Т)
Слайд 17Стандарт – система требований
Требования к структуре основных образовательных программ:
цели образования на
каждой ступени;
базисный учебный план;
примерные программы по отдельным предметам;
программа формирования универсальных учебных действий (УУД);
система оценки учебных достижений учащихся;
программа воспитания и социализации учащихся.
Слайд 18Требования к структуре
основная образовательная программа –целостный документ
пояснительная записка
планируемые результаты освоения основной образовательной программы
учебный план
программа формирования универсальных учебных действий
программы учебных предметов
программа духовно-нравственного развития, воспитания
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
программа коррекционной работы
система оценки достижения планируемых результатов
внеурочная деятельность
время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
Слайд 19
Требования к структуре
основной образовательной программы
Зафиксированы требования к:
количеству и
наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов);
содержанию каждого из разделов;
соотношению частей основной общеобразовательной
программы (80/20% для первой ступени);
- организации внеурочной деятельности
Слайд 202.Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Требования к результатам освоения
основных общеобразовательных программ.
«Фундаментальное ядро» содержания общего образования.
Планируемые результаты освоения основных общеобразовательных программ.
Технологии проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований государственных стандартов общего образования второго поколения.
Слайд 213. Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Требования к условиям и
ресурсному обеспечению реализации основных общеобразовательных программ.
Система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ.
Требования к программам профессионального педагогического образования, соответствующим государственным стандартам общего образования второго поколения, и результатам их освоения.
Процедура оценки выполнения требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в школе.
Методология и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий.
Программы повышения квалификации работников образования, отражающие требования государственных стандартов общего образования второго поколения.
Выявление уровня готовности педагогов к реализации государственных стандартов второго поколения. Мониторинговые исследования.
Слайд 22Требования к условиям реализации
основной образовательной программы
кадровые условия
возможность требовать наличие квалификационной категории
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
повышение квалификации один раз в пять лет
финансовые условия
норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
материально-технические условия
функциональный подход к определению условий
(возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
информационная среда образовательного учреждения
Слайд 23 формирование предметных и универсальных способов действия (именно несформировавшиеся универсальные действия,
как показывает практика, затрудняют дальнейшее образование выпускников школ), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться - способности к самоорганизации в целях решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции;
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Основные результаты начального образования
Слайд 24Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Личностным
готовность и способность к саморазвитию
мотивация
к обучению и познанию
ценностно-смысловые установки
социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной области
система основополагающих элементов научного знания
Слайд 25
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на
выполнение
моральных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
Слайд 26
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться
ориентиром для оценки
состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса
основой для аттестации в различных видах учреждений общего образования
основой для аттестации учителей учреждений общего образования
основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования
Слайд 27
Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна
включать
Выявление предметных,
метапредметных и личностных результатов
Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования);
Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности
Слайд 28Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации
К результатам,
которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его
индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические
взгляды, политические предпочтения и др.) ;
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,
гуманизм и др.);
- индивидуальные психологические характеристики личности
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
Слайд 29
Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации
К результатам, которые подлежат проверке
и аттестации, относятся следующие:
научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах
умения учебно-познавательной, исследовательской,
практической деятельности, обобщенные способы
деятельности
коммуникативные и информационные умения
умение оценивать объекты окружающей
действительности с определенных позиций
способность к контролю и самоконтролю
способность к творческому решению учебных и
практических задач
Слайд 30Требования
к структуре основных образовательных программ
Слайд 31Требования к структуре основных образовательных программ
Инвариантная и вариативная части
Слайд 32Требования к структуре основных образовательных программ:
базовые компоненты
Система нормативов
Слайд 33 Основная педагогическая задача
организация условий, инициирующих детское действие
Системно-деятельностный подход
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего учить?
Ценности
образования
Слайд 34
Объекты
нормирования
БОП
Программы
развития
УУД
Примерные
учебные
программы
Модели
оцени-
вания
Ядро
содер-
жания
образо-
вания
образовательный процесс
Другие
матери-
алы
Программы
воспитания
и социа-
лизации
Требования к структуре основных образовательных
программ: система нормативов
Программы
внеуроч-
ной дея-
тельности
Слайд 35Требования стандартов и обеспечение
образовательного процесса
Слайд 36Примерные программы:
назначение и особенности
Слайд 37Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП
Подготовка УМК для
внеурочной деятельности
Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий
Материалы для системы оценивания
Учебно-методическое обеспечение
Слайд 38
Cистема гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования
Слайд 39 Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья
нервно-психических и вегетативных расстройств
нарушений опорно-двигательного аппарата,
зрения
функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта
Слайд 40Суммарный объем учебной нагрузки у современных школьников на разных ступенях школьного
образования (для 6-дневной учебной недели)
Слайд 41Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ
будут определены гигиенические
требования
по следующим позициям
организация учебного процесса
книжные и электронные учебные издания
нормативы веса ежедневного комплекта учебников
технические средства обучения
школьное питание
медицинское обеспечение
санитарное состояние и содержание образовательного учреждения
размещение общеобразовательного учреждения;
участок и здание
воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение
водоснабжение и канализация
учебная мебель и её расстановка
Слайд 42Существующие СанПиНы, регламентирующие жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, не отвечают в полной мере
тем переменам, которые происходят сегодня в школьном образовании
Слайд 43Новые гигиенические требования
Регламентация образовательной нагрузки увязана с инновационными педагогическими технологиями, которые
могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки
Слайд 44Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Слайд 45Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 46
Состав фундаментального ядра общего образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 47
Принципы методологической основы разработки
фундаментальность
системность
Слайд 48Разработка фундаментального ядра содержания общего среднего образования призвана противодействовать явным и
неявным попыткам обеднения содержания школьного образования и минимизации требований к уровню знаний учащихся
Слайд 49Фундаментальное ядро – средство
Универсализации образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований
общества к образовательной системе:
Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы
Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях
Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России
Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий
Слайд 50Место и назначение Фундаментального ядра
в системе нормативного обеспечения стандартов
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 56
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуника-
тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова-
тельский
интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Ожидаемые результаты:
портрет выпускника начальной школы
Слайд 58Алгоритм работы школы при переходе на ФГОС-2
Список учебников и учебных пособий
(УМК) выбран и утвержден на методическом объединении учителей начальных классов
Издание приказа о создании рабочей группы по разработке Основной образовательной программы ОУ
Разработка и утверждение Основной образовательной программы ОУ
Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.)
Слайд 59Алгоритм работы школы при переходе на ФГОС-2
5. Приведены в соответствие с
требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ
6. Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС
7. Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
8. Широкое информирование общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты и представление Основной образовательной программы ОУ
9. Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС