Слайд 1РЕАЛИЗАЦИЯ КПМО В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ЭФФЕКТЫ, ЗАДАЧИ
Доклад Л.Н.АНТОНОВОЙ,
Министра образования
Правительства Московской области на общественном обсуждении 28 апреля 2008 года
Слайд 2Финансирование РКПМО Московской области в 2007 году
Слайд 3Финансирование РКПМО Московской области в 2007 году
Слайд 41. Введение новой системы оплаты труда
Новая система оплаты труда позволила:
повысить стимулирующую
роль заработной платы за результаты и качество педагогического труда. При этом критерии и показатели результативности и качества устанавливаются по согласованию с общественными советами школ;
дифференцировать уровень оплаты труда в зависимости от профессиональной квалификации работников и качества их труда;
в пилотных общеобразовательных учреждениях оплата труда руководителей поставлена в зависимость от средней оплаты труда педагогических работников.
По отношению к средней заработной плате в целом по экономике Московской области заработная плата в образовании составляет 87,6%.
Слайд 6Основные задачи на 2008 г.
установление прямой зависимости заработной платы учителей не
только от нагрузки, но и от количества учащихся, с которыми он работает;
учет внеаудиторной занятости учителя;
учет приоритетности и сложности предметов в зависимости от реализуемой общеобразовательной программы;
оптимизация штатного расписания;
рациональное использование средств, выделяемых на оплату труда.
Слайд 7Что сделано
утвержден приказ Министерства образования Московской области № 409 от 11.03.08
об апробации модельной методики НСОТ;
утверждена модельная методика, данные документы согласованы с Главным управлением по труду, направлены в муниципальные образования;
с 1 апреля 2008 года апробация введения Модельной методики начата в 15 школах 15 пилотных муниципалитетов.
Слайд 82. Введение нормативного подушевого финансирования ОУ
Дальнейшее совершенствование НСОТ неразрывно связано с
введением нормативного подушевого финансирования, которое должно быть полномасштабно осуществлено с 1 сентября текущего года.
Слайд 12Что сделано по введению нормативного финансирования
в муниципалитетах и школах в 2007
г. проведен анализ статистических и финансовых показателей, что позволило получить целостную и достоверную картину финансово-экономического состояния каждого общеобразовательного учреждения области.
Разработаны методические подходы к определению нормативных затрат на реализацию общеобразовательных программ.
Проведен расчет коэффициентов удорожания нормативов затрат в зависимости от вида реализуемых образовательных программ.
Внесены изменения в Закон Московской области «Об образовании» в части уточнения методики расчета субвенций, предоставляемых из областного бюджета муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ (Закон МО от 13.12.2007 № 194/2007-ОЗ).
Слайд 13В настоящее время
ведется подготовка Закона Московской области «О Методике расчета нормативов
стоимости предоставления государственных услуг по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования в образовательных учреждениях Московской области, применяемых для определения объема субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в системе образования Московской области»
Слайд 14Норматив формируется с учетом
особенностей финансирования по ступеням обучения;
нормативного соотношения в фонде
оплаты труда расходов на заработную плату учителей и другого персонала;
нормативного соотношения тарифного фонда и фонда доплат и надбавок;
расходов на обеспечение образовательного процесса.
По каждому виду общеобразовательных программ (обычные, гимназические, коррекционные и др.) устанавливаются свои нормативы, как это предусмотрено Законом РФ «Об образовании».
Слайд 15Образовательное учреждение
самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании установленного
подушевого норматива и количества обучающихся, и с учетом поправочных коэффициентов, долю средств:
на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты;
самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников.
Слайд 16РИСКИ, ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РКПМО
возможное сокращение педагогических кадров
при введении новой системы оплаты труда и реорганизации сети;
напряжение внутри коллективов, возникающее при уходе от привычной уравнительной системы оплаты труда;
сокращение объемов финансирования малокомплектных школ при введении нормативного подушевого финансирования;
негативные реакции местного населения на планы закрытия или реорганизации школ.
Слайд 173. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Наиболее актуальной и срочной
работой в связи с введением с 1 сентября в Московской области новой системы оплаты труда, предусматривающей стимулирующую часть фонда оплаты труда, стала разработка примерных критериев и показателей качества и результативности труда педагогических и руководящих работников.
Слайд 183. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
В основе критериев и
показателей качества и результативности труда педагогических работников лежат измеряемые или экспертно оцениваемые образовательные достижения обучаемых:
качество освоения учебных программ;
динамика учебных и неучебных достижений учащихся;
результативность участия в олимпиадах, конкурсах и др.;
работа по привлечению учащихся к дополнительному, расширенному, углубленному изучению предмета и др.
Слайд 193. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Предлагаемые показатели предель-но конкретны,
что сводит к минимуму риски субъективизма при их применении и предотвращает возможное недовольство некоторой части работников, привыкших к уравнительной системе распре-деления.
Слайд 203. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Качество и результативность труда
руководящих работников общеобразовательных учреждений оценивается по таким критериям как:
качество и общедоступность общего образования в учреждении;
создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса;
состояние кадровых ресурсов образовательного учреждения;
эффективность управленческой деятельности;
сохранение здоровья учащихся в учреждении и др.
Слайд 213. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Разработаны, утверждены МОМО и
разосланы в муниципальные органы управления образо-ванием и образовательные учреждения:
«Методические рекомендации о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда руководящих работников общеобразовательных учреждений Московской области»
«Методические рекомендации по порядку распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учителей в общеобразовательных учреждениях Московской области».
Слайд 223. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
В результате в сентябре
2007 года во всех общеобразовательных учреждениях Московской области на основе примерных критериев и показателей были разработаны и приняты Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников.
В настоящее время проводится мониторинг применения этих Положений. Анализ результатов применения критериев и показателей по итогам первого полугодия 2007/2008 учебного года станет основанием для совершенствования как самих критериев, так и методических рекомендаций по их применению.
Слайд 233. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Разработка и утверждение в
установленном порядке Положения о системе оценки качества образования Московской области. Этот документ должен придать организационную стройность, функциональное единство системе оценки качества образования, закрепить ее цели, задачи, принципы, процедуры и инструменты оценки качества образования, направления информационных потоков. Проект этого документа разработан и проходит согласование в МОМО
Слайд 24Задачи на 2008 год:
Проанализировать реальный опыт распределения стимулирующей части ФОТ и
разработать на этой основе Примерное положение об оценке результативности деятельности учителя, которое можно будет применять и при распределении стимулирующей части ФОТ, и при выявлении лучших учителей в рамках ПНПО, и при аттестационных процедурах.
Слайд 253. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Наиболее масштабным по трудозатратам
и количеству участников мероприятием в рамках развития системы оценки качества образования Московской области стало проведение апробации кластерной модели оценки состояния образовательных систем. В апробации участвовали все 72 муниципальных образования, все общеобразовательные учреждения Московской области.
В ходе этого мероприятия было проведено обучение всех муниципальных координаторов третьего направления РКПМО по программам «Управление качеством образования» и «Мониторинг и статистика образования».
Слайд 263. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Впервые по всем используемым
показателям были рассчитаны их средние региональные значения, необходимые как ориентиры для многих процедур оценки качества образования как на школьном, так и на муниципальном и региональном уровнях.
В соответствии с апробируемой методикой была проведена кластеризация муниципальных образований по показателям качества условий, процесса и результата. Это дало полную картину состояния муниципальных образовательных систем, выявило как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Московской области.
Слайд 273. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Важнейшим направлением деятельности в
системе оценки качества образования Московской области является исследование внеучебных достижений школьников. В этом направлении систематические работы только начинаются, тем не менее, апробирован блок показателей внеучебных достижений обучаемых в рамках кластерной модели оценки состояния образовательных систем.
ЦКО АСОУ проведены полевые этапы двух исследований внеучебных достижений учащихся – оценка социальной толерантности и социальной компетентности учащихся старших классов. Инструментарий этих исследований применяется в Московской области в рамках федерального проекта «Разработка механизмов и моделей управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов»
Слайд 283. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Одно из обязательств в
рамках РКПМО – переход к государственной аккредитации образовательных учреждений с учетом качества образования.
Целью и содержанием экспертизы при гос. аккредитации ОУ является:
Установление
исполнения ОУ требований гос. обр. стандартов при организации обучения по обр. программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных обр. программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников;
полноты выполнения основных образовательных программ;
соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
статуса (типа, вида) ОУ на основании анализа деятельности ОУ.
Слайд 293. Развитие рег. системы оценки качества образования (СОКО)
Разработаны: «Порядок проведения экспертизы
деятельности общеобразовательных учреждений при государственной аккредитации», «Информационная карта образовательного учреждения», «Экспертное заключение» и «Заключение по итогам экспертизы деятельности образовательного учреждения при государственной аккредитации» (Приказ Министерства образования от 26.10.2007 №1806 «Об утверждении порядка проведения экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений Московской области при государственной аккредитации»).
Слайд 304. Развитие сети ОУ
Реализация проекта позволила привлечь значительные инвестиции в улучшение
условий обучения учащихся: ремонт, закупки учебных кабинетов, оборудования для столовых, оборудования для оснащения медицинских кабинетов, техноло-гического оборудования для прачечных, закупки учебно-наглядного и компьютерного оборудования.
Слайд 314. Развитие сети ОУ
Разработан пакет документов
Примерное положение о сельском социокультурном
комплексе,
Примерное положение о базовой школе,
Примерное положение о филиале общеобразовательного учреждения,
Рекомендации по разработке муниципальных программ развития сети.
Рекомендации по нормативному обеспечению перспективных моделей развития сети.
Слайд 322007 год
разработка моделей развития сети и определение оптимальных моделей для
разных муниципальных образований
разработка нормативной базы
мониторинг условий организации образова-тельного процесса
разработка муниципальных программ развития сети
консультирование, обучение,
Слайд 33Оптимизация сети
закрыто (ликвидировано) 13 образовательных учреждений в 9 муниципальных образованиях,
реорганизовано
5 школ,
изменены статусы 4 школ.
Слайд 34Развитие сети образовательных учреждений
федеральный бюджет – 383, 960 млн. руб.
бюджет
Московской области
– 4 627, 28 млн. руб.
Улучшение условий организации обучения, повышение качества условий организации образовательного процесса
Слайд 35Развитие сети образовательных учреждений
в 175 школах обновлена мебель
приобретено 125 комплектов
(мобильные классы)
2.1 Приобретение мебели и оборудования:
федеральный бюджет - 78,270 млн. руб.
бюджет Московской области – 22,345 млн. руб.
Приобретение компьютерных классов:
бюджет Московской области - 72,55 млн. руб.
Слайд 36Развитие сети образовательных учреждений
В 143 школах приобретается технологическое оборудование для
столовых и пищеблоков, медкабинетов
Для школ приобретено 2 500 компьютеров
2.1 Приобретение мебели и оборудования (продолжение):
Приобретение технологического оборудования для столовых и пищеблоков, медкабинетов:
федеральный бюджет - 18,470 млн. руб.
бюджет Московской области - 7,060 млн. руб
Приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения:
Бюджет Московской области - 80, 0 млн. руб.
Слайд 37Развитие сети образовательных учреждений
Всего в 205 школах Московской области
Ремонт учебных
корпусов общеобразовательных учреждений (включая ремонт кровель, санузлов, учебных кабинетов, систем электроснабжения, водоснабжения, канализации, замену окон, общестроительные работы) в 110 школах
2.2. Капитальный ремонт:
ВСЕГО:
федеральный бюджет
- 240, 330 млн. руб.
бюджет Московской области
- 110, 0 млн. руб.
Слайд 38Развитие сети образовательных учреждений
Капитальный ремонт столовых и пищеблоков общеобразовательных учреждений
в 21 школе
Капитальный ремонт спортивных сооружений общеобразовательных учреждений в 45 школах
2.2. Капитальный ремонт:
федеральный бюджет – 15, 160 млн. руб.
бюджет Московской области
– 1, 100 млн. руб.
федеральный бюджет 26, 050 млн. руб.
бюджет Московской области
– 15, 200 млн. руб.
Слайд 39Развитие сети образовательных учреждений
Капитальный ремонт актовых залов общеобразовательных учреждений в
11 школах
Капитальный ремонт ограждений общеобразовательных учреждений в 18 школах
2.2. Капитальный ремонт:
федеральный бюджет
– 10, 900 млн. руб.
бюджет Московской области
– 1, 0 млн. руб.
федеральный бюджет
– 16, 450 млн. руб.
Слайд 40Московская область
Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного
общего образования независимо от места жительства
Слайд 41Задачи 2008
комплексное сопровождение муници-пальных программ развития сети
создание базовых школ
обеспечение безопасности автобусных
перевозок
управление социальными рисками
развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений
Слайд 42Московская область
5. Расширение общественного участия в управлении образованием
Слайд 43Московская область
5. Расширение общественного участия в управлении образованием
Слайд 44Задачи 2008
обеспечение эффективной работы созданных органов государственно-общественного упра-вления, недопущение имитации и
формализма
повышение качества публичных докладов и сайтов школ
развитие системы участия общественности в оценке и контроле качества образования
развитие системы обучения общественных управляющих и экспертов
Слайд 456. Управление проектом.
Повышение квалификации
Прошли специальную подготовку в системе обучения управленческих и
педагогических кадров по направлениям РКПМО около 2400 человек.
Среди них:
вступившие в проект в 2007 году в пилотном режиме: представители 15 муниципальных управленческих команд (90 специалистов), 319 школьных проектных команд (1250 чел.) = всего 1340 человек.
600 руководителей и специалистов непилотных территорий,
427 общественных управляющих.
Слайд 46Сайт сопровождения проекта Московской области
http://kpmo.momos.ru