Астана, Республика Казахстан
март 2008
В.В. Далин
Астана, Республика Казахстан
март 2008
В.В. Далин
Для практической реализации методики БОРа необходимо:
Четко определить показатель непосредственного результата деятельности (output), которым является бюджетная или государственная услуга, а также общественно-значимый эффект (outcome), возникающий в результате предоставления этой услуги.
Четкое определение результата необходимо для:
повышения качества услуг предоставляемых бюджетным сектором (разработка стандартов качества конкретного вида услуги);
оказания бюджетных услуг в необходимых объемах и определенного качества и своевременной и полной оплаты этих услуг (переход от финансирования по смете к финансированию по результату);
повышения прозрачности и обоснованности решений ОИВ об объемах оказываемых услуг и повышение эффективности расходов на их оказание;
включения в процесс предоставления услуг организаций других секторов экономики (автономных и частных организаций).
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Услуги представляют собой результат разнородной деятельности производителя услуг по заказу потребителя услуг, который обычно приводит к изменению состояния потребителя услуг.
Признаки, отличающие услуги от товаров:
услуги не могут принимать форму материального объекта, на которого распространяются права собственности;
момент завершения производства услуги, как правило, совпадает с моментом ее реализации и потребления;
несохранность услуги;
непостоянство качество услуги.
Услуги классифицируются на рыночные и не рыночные
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Индивидуального пользования
- неисключаемость (невозможность ограничения доступа потребления всеми членами общества одновременно) - неконкурентность (независимость количества потребляемого блага от количества потребителей) - пользование носит пассивный характер - многие коллективные услуги носят привентивный характер
Потребляется исключительно индивидуумом
Отличительные признаки
Примеры коллективных услуг: оборона, правоохранительная деятельность, управление
Примеры индивидуальных услуг: услуги здравоохранения, образования, социальной защиты
Нерыночные услуги в СНС-93
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Функция – целенаправленная деятельность по оказанию услуг
- обеспечение медицинскими изделиями
- амбулаторные услуги
- услуги больниц
- услуги в области здравоохранения (профилактика и пр.)
- НИОКР - управление отраслью
- вопросы, не отнесенные к другим категориям (разработка общей политики в сфере здравоохранения и пр.)
Международный опыт
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Услуги, оказываемые гос. сектором
Услуги, спрос на которые формирует государство (лицензирование, регистрация, получение справок)
Сектор органов гос. управления
Предприятия и организации, находящиеся в гос. собственности
Физические лица
Юридические лица
ГУПы, автономные учреждения
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Бюджетные учреждения
ОИВ
Услуги коллективного пользования (функции)
Общество в целом
Потребители услуг
Услуги индивидуального пользования
Комплексные и сложные
(совокупность простых медицинских услуг)
взятие крови из центральной вены
лечение от туберкулеза
Примеры по отрасли здравоохранение
Источники: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 N 268 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги" (ОК СКМУ 91500.09.0002-2001).
Услуги индивидуального пользования
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Услуги индивидуального пользования
* Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. № 34
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Классификация по функциональному назначению
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Услуги индивидуального пользования
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Определение перечня услуг по каждому полномочию
Разработка стандартов качества услуг
Расчет потребности в предоставлении услуги
Оценка стоимости бюджетной услуги (задание)
Определение способа предоставления услуги (монетизация, предоставление услуги)
Формирование и размещение заказа на предоставление бюджетной услуги
Организация мониторинга услуг
I. Понятие и классификация услуг,
предоставляемых сектором органов государственного управления
Стандарты качества бюджетных услуг
Регламенты осуществления функций и предоставления государственных услуг
На услуги индивидуального пользования
На услуги коллективного пользования
Возможно привязать к результату
Трудно привязать к результату
Финансирование по результату
Финансирование по смете
Международный опыт
Стандарт качества бюджетной услуги – желаемый и достижимый уровень предоставления бюджетной услуги, относительно которого можно оценивать фактический уровень предоставления услуги
II. Подходы к оценке качества услуг
II. Подходы к оценке качества услуг
потребители услуги
поставщики услуги
бюджетные ограничения
максимально возможный уровень
балансировка
реально достижимый уровень стандарта
Государственный стандарт РФ «Услуги населению. Термины и определения» ГОСТ Р 50646-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. № 34
Качество услуги – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.
Качество обслуживания – совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
Показатель качества услуги (обслуживания) – количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.
II. Подходы к оценке качества услуг
Разработка стандартов осуществляется федеральным (региональным) министерством по тому перечню услуг, предоставление которых находится в рамках компетенции данного министерства
Организации, предоставляющие услуги, имеют право разрабатывать свои стандарты качества услуг, которые не должны противоречить национальным (региональным) стандартам, но могут их детализировать в зависимости от специфики деятельности организации.
II. Подходы к оценке качества услуг
Основные подходы к разработке стандартов качества услуг - продолжение
II. Подходы к оценке качества услуг
Основные подходы к разработке стандартов качества услуг - продолжение
II. Подходы к оценке качества услуг
Опрос потребителей на предмет удовлетворенности качеством обслуживания; анализ жалоб, предложений и комментариев потребителей
Сопоставление с лучшим опытом или признанным лидером в отрасли
Проведение аудита и контрольных мероприятий
Разработка детального перечня характеристик услуги, т.е. стандарта качества и сопоставление со стандартом фактически предоставляемых услуг (наиболее эффективный подход)
II. Подходы к оценке качества услуг
Административный регламент осуществления государственной функции - нормативный правовой акт органа исполнительной власти, определяющий последовательность действий и сроки (административные процедуры), обеспечивающие исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.
Административный регламент предоставления государственной услуги - нормативный правовой акт органа исполнительной власти, определяющий сроки и последовательность действий (административные процедуры), обеспечивающие качественное и быстрое предоставление государственной услуги потребителям государственной услуги.
Административная процедура - последовательность действий органа исполнительной власти при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.
II. Подходы к оценке качества услуг
Услуги коллективного пользования и услуги юридическим лицам
Определяет :
Содержание регламента
Сроки исполнения
Последовательность действий
Порядок взаимодействия между структурными подразделениями, должностными лицами, другими органами исполнительной власти
Кто осуществляет (предоставляет) функции (услуги) описываемые регламентом:
Органы исполнительной власти, другие организации
Основания для формирования перечня функций (услуг):
Федеральные законы
Указы президента
Положение об органе исполнительной власти
Переданные полномочия органов исполнительной власти вышестоящего уровня
Порядок утверждения регламента по предоставлению услуг оказываемых совместно несколькими ОИВ
Порядок внесения изменений в регламент (изменения законодательства, структуры ОИВ, по результатам мониторинга)
Порядок независимой экспертизы регламентов (необязательный)
Порядок публикации
Согласование с МЭРТ регламентов, по которым требуется первоочередная разработка (критерии включения)
Структуру регламента
Общие положения
Административные процедуры
Требования к предоставлению государственных услуг
II. Подходы к оценке качества услуг
Раскрывают:
Содержание порядка информирования о государственной услуге (п. 3.1)
Описание конечного результата предоставления государственной услуги (например: предоставление выписки из реестра, заключения, выдача справки и др.);
Способ получения сведений о местах нахождения и графике работы структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих государственную услугу, а также о других государственных и муниципальных органах и организациях, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги (в случае большого объема этой информации она приводится в приложении к административному регламенту);
Перечень необходимых для получения государственной услуги документов, их формы, способ получения, в т.ч. в электронной форме;
Справочные телефоны структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих государственную услугу, общий справочный телефон (в т.ч. номер телефона-автоинформатора);
Адреса официальных сайтов, федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих государственную услугу; в сети Интернет, адреса их электронной почты;
Порядок получения консультаций по процедуре предоставления государственной услуги;
Обязанности должностных лиц при ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения граждан или организаций, требования к форме и характеру взаимодействия должностных лиц с получателями государственной услуги;
Описание требований к удобству и комфорту мест предоставления государственной услуги, включая необходимое оборудование мест ожидания, мест получения информации и мест заполнения необходимых документов
II. Подходы к оценке качества услуг
Раскрывают:
Условия и сроки предоставления государственной услуги (п. 3.2.):
Прохождения всех административных процедур, необходимых для получения услуги (включая время на сбор документов, обязательных для получения услуги;
Выдача документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги в федеральном органе исполнительной власти, для которого разрабатывается административный регламент предоставления государственной услуги;
Ожидания в очереди при подаче документов;
Ожидания в очереди при получении документов;
Продолжительности приема (приемов) у должностного лица
Перечень (закрытый) оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (несоответствие и/или нарушение какого-либо документа, порядка инструкции)
II. Подходы к оценке качества услуг
Анализ нормативно-правовых актов и формирование реестра исполняемых государственных функций и услуг
Обзор государственных функций и услуг, в отношении которых требуется разработка и внедрение стандартов государственных услуг
Разработка алгоритма административных процедур и действий необходимых для реализации функции и оказания услуги, а также составление блок-схемы
Описание всех административных действий и процедур, осуществляемых в рамках реализации государственной функции
Подготовка проекта регламента
Размещение проекта регламента на сайте
Обобщение полученных замечаний и подготовка окончательного проекта регламента
Согласование регламента с Министерством (департаментом) экономики (по «перечню первоочередных функций и услуг»)
Утверждение регламента
Регистрация регламента в Министерстве (департаменте) юстиции
II. Подходы к оценке качества услуг
Общая блок-схема предоставления государственной услуги «зачисление на социальное обслуживание отдельных категорий населения в областные государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения»
II. Подходы к оценке качества услуг
III. Подходы к оценке стоимости услуг
Переход предусмотрен с 2009 года
В основу расчёта стоимости или затрат положен нормативный метод (статья 69 БК)
Органы исполнительной власти разрабатывают нормативы затрат
Устанавливают задание, в котором определяются:
объёмы предоставляемых услуг (категории лиц, имеющих право на их получение),
качество (состав) услуги,
предельные цены (тарифы) на предоставление услуг физическим и юридическим лицам (или методика их расчёта) по услугам, предоставление которых осуществляется за плату
Бюджетные учреждения / автономные учреждения
Потребители услуг
III. Подходы к оценке стоимости услуг
Финансирование государственной услуги
По заданию
Бюджетные учреждения (статья 161 БК РФ)
Автономные учреждения
(закон № 174-ФЗ от 03.11.2006 г. «Об автономных учреждениях»)
По договору (соглашению)
Предприятия независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели
III. Подходы к оценке стоимости услуг
Учредитель устанавливает задание автономному учреждению, которое предоставляет услуги частично за плату или бесплатно
Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов:
на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
на уплату налогов (имущество, землю);
на финансовое обеспечение развития АУ в рамках утвержденных программ.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Статья 78.1 БК РФ предусматривает субсидии автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат.
снято ФЗ № 23 от 18.10.2007 г.
III. Подходы к оценке стоимости услуг
Статья 70 БК РФ:
оплата труда работников бюджетных учреждений;
оплата поставок товаров, выполнения работ для государственных (муниципальных) нужд;
уплата налогов, сборов, иных обязательных платежей;
возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением.
III. Подходы к оценке стоимости услуг
Составления полного реестра (перечня) основных услуг
Разработка минимального стандарта услуги (отраслевики)
Расчет стоимости услуги на потребителя на основе стандартов (финансисты)
Определение общего объема финансирования
(стоимость услуги * количество потребителей)
Пример: нормативно-подушевое финансирование в образовании
III. Подходы к оценке стоимости услуг
Расходы бюджета на отрасль
Расходы на управление отраслью в целом
Капитальные вложения в отрасли
Расходы на оказание услуг
- административно-управленческие - - расходы учреждения;
расходы на оплату труда;
- амортизация;
- налоги на факторы производства
не включаются в стоимость услуги
III. Подходы к оценке стоимости услуг
С = Сб + П
С – стоимость услуги Сб- себестоимость услуги П - прибыль
Сб = ЗП + МЗ + У + АО + Н
ЗП – расходы на оплату труда персонала организации;
МЗ – стоимость потребленных в процессе оказания услуг сырья и материалов;
У – стоимость потребленных услуг ЖКХ, связи и т.п.;
АО – размер амортизационных отчислений;
Н - налоги на факторы производства (основные фонды, землю, ЕСН и др., включаемые в Сб).
III. Подходы к оценке стоимости услуг
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть