Слайд 1Шуберт
Франц Петер
(1797-1828)
Слайд 2ШУБЕРТ
ФРАНЦ ПЕТЕР
(1797-1828)
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Детство
Семья
Ранние годы
Творчество
Родина
Последние годы жизни. Смерть
Слайд 4ДЕТСТВО
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале ,
небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.
Он так же познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и В.А.Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре.
Слайд 5УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
В возрасте 11 лет юный Франц
был принят в Конвикт
– придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих
инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Благодаря своему красивому голосу Франц был принят «певчим мальчиком» в школу с пансионом.
Портрет Антонио Сальери
Слайд 6СЕМЬЯ
Отец его происходил из крестьянской семьи.
Мать была дочерью слесаря.
Из
пятнадцати детей в семье десять умерли в раннем возрасте и был двенадцатым .
С малых лет Франц занимался музыкой, учили его отец(скрипка) и брат (фортепиано).
С семи лет обучался игре на органе у руководителя оркестра в местной церкви.
Слайд 8РАННИЕ ГОДЫ
Оставив капеллу в 1813 году, Шуберт устроился преподавателем в школу.
Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.
Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из Конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию.
Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых "Маргарита за прялкой", баллада "Лесной царь" на слова Гёте.
Слайд 9ПЕРВЫЕ ШАГИ В СВЕТ…
Музыкальная производительность Шуберта была огромна. Начиная с 1813
года он сочинял непрестанно. В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди же друзей он, наоборот, высоко ценил одобрение.
Слайд 10ТВОРЧЕСТВО
В области песни Шуберт стал приемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр
получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 году, принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.
Баллада «Лесной царь»
Слайд 11ЛЮБИМАЯ ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСТВА - ПЕСНЯ
Сочинил более семидесяти песен на тексты Гёте
и более пятидесяти песен, на тексты Шиллера.
Вокальные циклы:
«Зимний путь»
«Лебединая песня»
Слайд 12ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни
приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют»,
«Рыбачка», «У моря») .
Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась «национальная струя», и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен.
скрипка
Слайд 13ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался так же в области фортепьянной
и симфонической. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты — являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции.
Слайд 14ШУБЕРТ - БЕТХОВЕН
В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном
квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор Шуберт является продолжателем Бетховена.
Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому, что не имел для этого свободного времени
Слайд 15«НЕОКОНЧЕННАЯ» СИМФОНИЯ
В 1822 году появилась «Неоконченная» — первая лирическая симфония, выраженная
законченными романтическими средствами.
Никто из композиторов первой половины XIX века не знал «Неоконченной симфонии» Шуберта. Рукопись была обнаружена только в 1865 году, уже после того как Мендельсон, Берлиоз, Шуман и Лист внесли свой вклад в формирование романтического симфонизма.
Слайд 16«ШУБЕРТИАДЫ»
Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене.
Во
время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Обсуждали возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название "шубертиад".
Слайд 17ОТНОШЕНИЕ К ОПЕРЕ
Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более
нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини. прельщали его.
Слайд 18ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА
Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, оратории, гимны и проч.),
возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор
20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая домажорная (последняя, Девятая по счету).
Слайд 19ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ. СМЕРТЬ.
Он не щадил своего здоровья и, в расцвете
лет и таланта, скончался в возрасте 31 года от брюшного тифа. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор.
Слайд 20Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Музыкальные образы
шубертовского романса совершили переворот во всей системе выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.
При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и прочее).
ВЕЛИКИЙ МЕЛОДИСТ ШУБЕРТ
Слайд 21ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франц Шуберт
(1797-1828)
Слайд 22НАСЛЕДИЕ
"Я сочиняю каждое утро,
когда я кончаю одну пьесу,
я
начинаю другую", -
признавался композитор.
Шуберт сочинял музыку
необычайно быстро.
В отдельные дни он
создавал до десятка песен!
Творческое наследие Франца Шуберта огромно: 16 опер,
22 фортепианных сонаты, 9 увертюр, 22 квартета,
9 симфоний и более 600 песен. Но ни одно из его больших произведений не было исполнено при жизни композитора.
Слайд 23ИСТОЧНИКИ
Иллюстрации
http://www.tonnel.ru/fonoteka/ispol/124348355_tonnel.gif
http://www.proza.ru/pics/2010/08/10/254.jpg
http://ilincabernea.files.wordpress.com/2010/01/schubert.jpg?w=373&h=490
http://myfavebit.files.wordpress.com/2010/03/franz-schubert.jpg?w=300&h=210
http://www.megabook.ru/MObjects2/data/pict2001/sh01016.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/679/74679553_4000491_shybert.jpg
http://www.101.ru/vardata/modules/phorum/images/1013029954/30286/prev.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4421/128381528.3/0_638fc_b60a09c6_XL
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/551/54551523_Franz_Peter_Schubert.jpg
http://www.boesendorfer.com/boesendorfer_de/uploads/web/Schubert_website_WienerKlang_2009.jpg
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/Ft_Shubert_tomb.jpg
http://klassikaraadio.err.ee/pics/pildid/20071126065220schubert_piano.jpg