Слайд 1Инструменты обрядовой практики
Слайд 2Игра на таких инструментах включена в тот или иной обряд как
обязательный компонент, т.е. является обрядово приуроченной
В календарной и семейно-бытовой обрядовой практике использовался обширный инструментарий:
Слайд 3«Инструменты» взятые непосредственно из природы
(разовые, сезонные инструменты)
Слайд 6Рог животного
Шофар - древний духовой музыкальный инструмент. Его возникновение из бараньего рога
не случайно. Дело в том, что в семитских языках слово «шофар» и название горного барана — однокоренные слова.
Слайд 7Кугикла – многоствольная флейта
Слайд 8Исполнения на инструментах называют не иначе как поет, разговаривает, а его
звуковые достоинства или недостатки оцениваются как характеристики голоса
Слайд 9С этим связан ряд мифологических представлений. Считалось что особым голосом обладают
инструменты, материал для которых вырос на местах захоронения младенцев, детей или невинно загубленных душ(например, утопленников в болоте).
Души и голоса умерших как бы «прорастают» в траву или дерево и «голосом» инструмента общаются с живыми. Именно этот мотив отражен в известной сказке «Волшебная дудочка».
Слайд 10Предметы быта и труда, имеющие прикладное значение в хозяйстве:
Слайд 18Эти бытовые самозвучащие инструменты (идиофоны) обычно сопровождают появление ряженых на Святки
и Масляницу , создавая невообразимый шум. Этот звон, лязг, треск, грохот и скрежет многочисленных импровизированных инструментов – типичная «музыка» ряженья – призван в ритуальной форме противопоставить привычной музыке иную, антинормативную музыку. Тем самым шум, производимый этими инструментами, должен был, по традиционным представлениям, отпугнуть от «своего» пространства «нечистую силу»
Слайд 19Специально-изготовленные обрядовые музыкальные инструменты. В основном это не сложные инструменты:
Слайд 25Разного рода инструменты (например, пищики – флейтовые дудочки без игровых отверстий)
звучали на Радуницу, в день первого выгона скота, при обходе дворов на Егория
Слайд 26Известен и уникальный факт использования однострунного хордофона в погребальной обрядности. Издаваемый
им у ног покойного низкий вибрационный звук служил своеобразным сигналом на «тот свет»
Слайд 27Простейшие духовые инструменты свисткового устройства с пальцевыми отверствиями (либо без них)
–различные глиняные свистульки в форме животных, птиц, рыб и т.д. – были распространены у многих народов.
В инструментоведении они получили название «окарин». Каждый из них издает один-два звука