Слайд 1Закономерности зрительного восприятия пространства и объемной формы.
В восприятии человеком пространства и
предметного мира участвуют живое созерцание, абстрактное (ассоциативное) мышление и опыт.
85% объема информации о внешнем мире поставляют нам глаза
Огромное влияние на методы формообразования у человека оказывает симметричность органов восприятия. Глубина и объемность форм определяется бинокулярностью зрения и парной работой больших полушарий головного мозга, ось симметрии тела.
Связь между глазом и мозгом двухсторонняя - мозг не только принимает зрительную информацию, но и реагирует на усилия, связанные с перемещением взгляда. Резкое изменение его направления и возникает эмоциональный импульс. Поэтому мы особенно четко фиксируем углы, пересечения плоскостей и прямых линий. Излом прямой линии отмечается глазом с точностью в 10 раз большей, чем ее плавное искривление. Поэтому четкие грани резко и определенно выделяют форму, а криволинейные очертания, по которым взгляд свободно скользит, создают впечатление непрерывности, нерасчлененности пространственной структуры.
Слайд 2Внезапное раскрытие глубинной перспективы перед взглядом, скользнувшим по плоскости, вызывает мгновенную
перестройку зрительного аппарата и сильный эмоциональный импульс. Расчленение такой перспективы промежуточными планами – «кулисами»-позволяет зрительному аппарату перестроиться постепенно, что смягчает эмоциональную реакцию.
Слайд 3Эмоциональное воздействие композиции угасает быстрее, чем ослабевает физическая видимость. Такое свойство
восприятия требует, например, использования в композициях, наблюдаемых с больших расстояний, крупных форм, разница которых легко различима.
Слайд 4При разработке архитектурных форм должны учитываться и оптические характеристики глаза: поле
эффективного зрения, в котором перемещение взгляда при неподвижном положении головы угол 54 град.по горизонтали и 37 град.по вертикали. Т.о.ясно увидеть весь объект можно на расстоянии не меньшем , чем его длина и двойная высота.
Отношения
Хотя под отношениями следует понимать сопоставление архитектурно - пространственных форм по всем свойствам, в архитектуре чаще используются гармонические отношения пространственных величин (напр. модуль).
Повторение равных величин устанавливает простейшую зависимость между понятиями тождество, нюанс и контраст – это равенство отношений.
Сопоставление близких состояний свойств пространственных форм называют нюансами
Слайд 5Отношение элементов, при которых активно выражено их различие, противопоставление называют контрастами.
Примерами
контраста пространственных форм м.б. сопоставления:
массивное – пространственное
вертикаль – горизонталь
поверхность плоская – поверхность криволинейная
белое – черное
Слайд 6Тождество, нюанс и контраст необходимо рассматривать как равнозначные средства композиционной связи
пространственных форм, как одинаково закономерные средства достижений пространственного единства. Они присутствуют в каждом объекте архитектуры, однако заметно проявляются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего отношения в структуре формы.
Принцип тождества (полное сходство элементов) является самым древним законом взаимодействия элементов. Тождественные элементы в виде стволов деревьев, блоки, кирпичи – это материал для жилища человека
Крупные поверхности современных зданий состоят из тождественных элементов: окон и панелей. Принцип тождества широко применяется в современном массовом строительстве: повторяются сборные элементы, повторяются пространства в жилых микрорайонах и др.
Принцип тождества положен в основу модульных систем
Слайд 7Эта композиция построена на основе модуля (треугольник), но модуль играет роль
лишь строительного элемента, из которого набрана форма. С помощью тождества в композиции можно получить лишь множество: ряд, плоскость, объем и не более.
Слайд 8Роль повторяющихся элементов в формировании композиционной целостности видна на примерах (колонны,
детали пола). Ряд ситуаций, в которых используется принцип полного сходства можно продлить до бесконечности. Крупные поверхности современных зданий состоят из тождественных элементов: окон и панелей. Принцип тождества широко применяется в современном массовом строительстве: повторяются сборные элементы, повторяются пространства в жилых микрорайонах .
Принцип тождества положен в основу модульных систем
Слайд 9Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы.
Процесс равномерного нарастания
или убывания различий между размерами отдельных элементов и в интервале между ними служит основой построения ритмических рядов.
«Рождение» ритмического ряда (нюансные изменения) видны в рисунке сложной (многозаходной) спирали, построенной на основе симметрии подобия
Слайд 10В архитектуре развитие ритмического ряда на основе незначительного, но последовательного изменения
величин являются ассиро-вавилонские зиккураты (дворцы).
Слайд 11Нюанс как основа построения ритмического ряда в виде спирали. Построение волюты
ионических капителей по методу Платона.
Слайд 12В ряде случаев к нюансным различиям в форме надо относится внимательно
и избегать их в работе, считая прямыми ошибками. Это «плохие углы» – тупые или острые по отношению к прямому, но на глаз похожие на уродливые, искаженные, неполноценные прямые углы – это отклонение от вертикали или горизонтали, остро воспринимаемы как беспорядок.
Слайд 13Роль нюансных отношений между элементами формы в арх. композиции связано с
представлении о развитии, о движении, о росте. Это здания ренессансного палаццо, как живые организмы, растущие по вертикали.
Слайд 14В соответствии с идеей роста решены объемы русских церквей. В всех
случаях убывание качества формы – величины- по вертикали по направлению вверх осуществляется за счет нюансных различий между ее элементами.
Слайд 15Весь этот процесс можно проследить на примерах творческих работ голландского художника
Маурица Эшера (20 век).
В его композиции «Небо и вода» еле заметные изменения величины и формы изображений, направленно возрастая, приводят к полному преображению вида и смысла фигур.
Слайд 16Гравюры Эшера благодаря художественной интуиции предвосхищали выдающиеся научные открытия. Художнику удалось
в работах передать «иное» измерение (литография «Бельведер»). Схема четвертого измерения показана на чертеже у ног сидящего человека, а в его руках модель этого измерения. За его спиной вырастает «бельведер», символизирующий тот мир, певцом которого стал Мауриц Эшер.
Слайд 18Применение такого композиционного средства, как контраст, является одним из основных путей
в процессе поиска выразительной и динамичной арх. формы. Восприятие человека быстрее и активнее фиксирует из окружения выделяющиеся величиной, геометрической формой и положением в пространстве элементы. Это акцентные узлы, доминанты, которые сопоставляются с окружающим пространством.
Слайд 19На примере триумфальных арок выясняем, что положение контрастных элементов в композиции
не является произвольным, а выявляют функционально важные зоны пространства, объемов или деталей, композиционных кульминаций.
Слайд 20Арка Константина (Рим) - здесь контрастно противопоставлены масса и пространство. Композиционный
центр размещен в пространстве не на фронтоне или пилонах сооружения, а в среднем проеме на уровне лица всадника, въезжающего в арку. Арсенал возможностей контрастных противоположностей неисчерпаем. Однако всегда следует помнить о мере контрастности сравниваемых элементов – слишком сильный контраст способен разрушить форму.
Слайд 21Все визуальные свойства предметов и форм, наблюдаемых в реальной действительности, являются
объективной основой различного рода тождественных, нюансных и контрастных отношений.
1. Соотношения форм по геометрическому виду. В основе соотношений этого рода лежит геометрическая структура линий, поверхностей и объемов, когда сочетаются и сопоставляются прямолинейные и криволинейные элементы: плоскость и цилиндрическая поверхность; призматические, конические и сферические объемы; поверхности двоякой кривизны и т.д. Отношения форм по геометрическому виду в значительной мере определяют пластичность (скульптурность) архитектурных объемов, ритмический строй их поверхностей
2. Соотношения форм по величине (высоте, ширине, длине). Совокупность этих соотношений, подчиненных определенной композиционной зависимости, образует пропорции Если размеры форм обозначаются в единицах метрической системы, то соотношения пространственных величин (отрезков, площадей, объемов), выражаются, естественно, числами
Слайд 223.Соотношения форм по положению в пространстве. Здесь имеются в виду положения,
которые формы занимают по отношению друг к другу и к зрителю в системе трех координатных плоскостей. При этом вертикальное положение поверхностей может сопоставляться, например, с горизонтальным, наклонным,
с различными поворотами форм, со сдвижками форм в плане
4.Соотношения форм по массивности и пространственности. Они возникают тогда, когда имеют место сочетания и сопоставления сплошных массивных частей сооружения с пространственными элементами в виде портиков, галерей, лоджий, навесов, открытых каркасов и т.п.
Слайд 235.Фактурные соотношения. Таковыми называют соотношения, которые возникают при сопоставлении гладких поверхностей
и поверхностей с сильным рельефом, поверхностей полированных с матовыми или шероховатыми. Подобные соотношения возникают, если в постройках используются, например, такие пары материалов, как естественный камень и стекло, дерево и бетон, металл и штукатурка, дерево и пластмасса и т.д.
Слайд 246.Цветовые соотношения. Они могут возникать в результате использования естественной окраски строительных материалов
либо в результате специального окрашивания поверхностей. Различают цветовые соотношения трех главных видов: по цветовому тону; по насыщенности цвета; по светлоте цвета.
Слайд 257.Светотеневые соотношения. В архитектурных формах возникают освещенные и затененные части, различные
градации освещенности и затененности, обусловленные как прямым освещением, так и действием отраженного света. Светотеневые соотношения сопутствуют рассмотренным выше соотношениям форм по геометрическому виду и по положению в пространстве. Благодаря светотени выявляется объемность и рельефность архитектурных форм.
Слайд 26Перечисленные виды соотношений предметов и форм дают представление о разнообразии и
богатстве возможных тожде- ственных, нюансных и контрастных отношений, визуальных свойств пространственных элементов, представляющих собой в известном смысле творческую палитру архитектора.
Контрастные сопоставления обычно подчеркивают одну из качественных сторон архитектурной формы - объемно-пространственную структуру, тектонику, очертание объемов, размещение массивов застройки и т.д.
Правильное сочетание тождественных, нюансных и контрастных соотношений может, таким образом, способствовать выявлению главного и отделению второстепенного в объекте и тем самым служить достижению общей целостности и выразительности архитектурной композиции.
Тождественные и нюансные сопоставления обобщают, сближают различия, делая их не бросающимися в глаза или вовсе незаметными, чтобы затем эффективно противопоставить их отношениям другого, более высокого и сложного, порядка.
Слайд 27Умелое использование контрастных и нюансных сопоставлений усиливает художественную выразительность архитектурной формы.
С помощью этих средств архитектор может воздействовать на зрителя, создавая нужное впечатление, например, о величине сооружения, его устойчивости, стройности протяженности.
Слайд 28
Оптические иллюзии
С давних времен люди не только поражаются обманам зрения, но
и сознательно их используют в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно применяются в архитектуре и в дизайне для создания определенных пространственных впечатлений. В арх. композиции должна быть учтена возможность возникновения перспективных и оптических иллюзий. Контрастные сопоставления всегда усиливают качественные различия, имеющиеся в действительности.
Слайд 29Строение глаза человека во многом определяют причины возникновения оптических иллюзий. Наряду
с этим иллюзии вызываются физическими причинами, на их появление так же влияет и психологический фактор. Таким образом удалось разделить все иллюзии на три основных группы по способу их появления:
-физические;
-физиологические;
-психологические .
Слайд 30
Более полная палитра существующих иллюзий вырисовывается при классификации по областям применения:
1.иллюзия
пространства;
2.иллюзия объема (формы);
3.иллюзия движения;
4.иллюзия цвета;
5.иллюзия света;
6.иллюзия – картина;
7. иллюзия-графика;
8.иллюзия ландшафта.
Слайд 31Научное исследование иллюзий начало проводиться с середины 19 века. Тогда же
стало возможным объяснить причины их появления и механизм действия большинства иллюзий, которые и получили названия по именам своих исследователей.
Иллюзии в настоящее время являются универсальным средством появления арт-искусства.
Но наряду с тем, что иллюзии включают в себя столько положительных качеств, иногда они возникают как ассациативный фактор (на некоторых формах конструкций), который необходимо устранять. Для этого проводятся компенсирующие приемы устранения нежелательных иллюзий, возникающих на формах этих конструкций.
Слайд 32В настоящее время оптические иллюзии получили широкое распространение:
-реклама,
-графический дизайн;
- оформление
праздников, шоу и выставок.
Развитие современного общества все больше зависит от способа предоставления информации. Способы ее распространения, анализа и общения с ней приобретают решающее значение в развитии общества. Архитектурная среда в свою очередь дает исчерпывающее количество способов для выбора и структурирования большого количества информации.
Слайд 33При восприятии архитектурного масштаба большое значение имеют зрительные иллюзии- то есть
неправильные, искаженные восприятия, вызываемые определенными законами ощущения.
Прогресс техники в последнее десятилетие неизмеримо увеличил возможности создания новых иллюзий, большая часть которых относится к числу динамических, то е. возникающих при наблюдении подвижных и меняющихся изображений, которые удобно генерировать при помощи компьютерной техники (динамическая проекция тигра синхронизированная с движением автомобиля).
Слайд 34Еще более часто иллюзии стали использоваться в изобразительном и цирковом искусстве.
Они стали основой в кинематографии, телевидении, учитываются в полиграфии и военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека огромное место и тесно переплетается с действительностью (поп-арт)..
Слайд 35Перспективные иллюзии могут сознательно применяться для создания эффектов, усиливающих эмоциональное воздействие
композиции. С их помощью можно подчеркнуть глубину пространства, или наоборот добиться ее кажущегося сокращения. Подобные иллюзии возникают потому, что современный человек связывает систему ориентации в пространстве с прямоугольными координатами, основанными на горизонтали и вертикали.
Слайд 36Три цилиндра имеют разные размеры, но на рисунке справа они воспринимаются
как цилиндры одного размера в соответствии с законами перспективы. Мы непроизвольно оцениваем размеры человека в зависимости от размеров окон в перспективном сокращении стен комнаты
Слайд 37Понимание соотношений между действительной формой предметов и ее восприятием имеет большое
значение для творческой работы архитектора. Зрительные ощущения дают нам перспективную проекцию объекта. Представление о его действительных размерах и форме мы получаем умозрительно, сопоставляя несколько последовательно воспринятых перспективных проекций и опыт.
В процессе творчества архитектор должен использовать действительные величины, связанные с габаритами людей и функциональными потребностями.
Объективные, а не кажущиеся размеры здания и его частей необходимы для того, чтобы осуществить замысел.