Цветовая пластика презентация

Содержание

Свойство цвета создавать зрительную иллюзию «выступания» или «отступания», используемое для достижения многоплановости, объёмности и глубины изображения, физиологи называют «хроматической стереоскопией» (Гамильтон Хартридж), художники – «пространственным воздействием цвета» (Иоханнес Иттен), картографы –

Слайд 1Лекция 3
ЦВЕТОВАЯ ПЛАСТИКА


Слайд 2Свойство цвета создавать зрительную иллюзию «выступания» или «отступания», используемое для достижения

многоплановости, объёмности и глубины изображения, физиологи называют «хроматической стереоскопией» (Гамильтон Хартридж), художники – «пространственным воздействием цвета» (Иоханнес Иттен), картографы – «цветовой пластикой» (П. А. Скворцов).

Цветовая пластика – иллюзия
зрительного восприятия
по-разному окрашенных площадей
на плоскости, которые
кажутся читателю находящимися
от него на разном удалении.

П.А.Скворцов


Слайд 3Физиологи установили тот факт, что в хрусталике глаза, который по сути

является линзой, коротковолновые лучи преломляются под бόльшим углом, чем длинноволновые, в результате чего у человека создается зрительное впечатление, что источник синих лучей находится дальше от наблюдателя, чем красных. В некоторых случаях человеческий опыт («условный рефлекс») вступает в противоречие с «безусловным рефлексом».

Слайд 5Наблюдая пятно на фоне, мы склонны думать, что оно собой загораживает

фон, а значит, находится впереди. Чем больше разница в раздражении между фоном и пятном, тем больше шансов видеть пятно впереди фона, тем больше эффект.

а б
Иллюзия «загораживания» фигурой фона – синий квадрат выглядит ближе красного (а); красный квадрат кажется ближе синего (б)


Слайд 6Данные исследований Хартриджа (США) и Иттена (Швейцария)
по выступанию и отступанию цветов

на черном и белом фоне

Слайд 9 Рисунки представляют интерпретацию результатов экспериментов Хартриджа и Иттена.

В цветовых пирамидах «выступающей» является вершина. Между цветными ступенями расположены узкие полосы фона (черного и белого), поскольку в данном случае анализировалось «выступание» на фоне каждого из цветов, а не их последовательностей (шкал). Сравнение результатов показывает наибольшее расхождение у двух авторов для красного и жёлтого цветов на чёрном фоне. Кроме того, можно считать некорректным в эксперименте Хартриджа исследование неидентичных наборов цветов для черного и белого фона.

П. А. Скворцовым были проведены масштабные исследования пластических свойств однородных и смешанных цветовых рядов. Чтобы избежать действия фона на пластические свойства шкал, исследования проводились на светло-сером фоне со шкалами, имеющими вид многослойных квадратов, при этом один и тот же ряд исследовался дважды: с изменением цвета от центра к краям и наоборот, а также с цветовыми треугольниками.


Слайд 10 П. А. Скворцовым для эксперимента было выполнено и исследовано 103

рисунка и 12 таблиц в виде многоступенных вытянутых прямоугольников. Кроме того, со студентами и преподавателями картографического факультета МИИГАиК в количестве примерно ста человек проводились наблюдения пластического эффекта в спектре, отброшенном на экран в затемненной комнате. Участников эксперимента просили написать, кажутся ли им все цвета спектра лежащими в одной плоскости или же какие-то цвета выглядят более близкими или отдаленными. Подавляющее большинство указало на самый сильный эффект «выступания» у красного цвета и «отступания» – у голубого и синего. В результате сделан вывод о том, что участки перехода голубого цвета в синий и красный цвет – границы пластического диапазона цветов спектра. По результатам опытов П. А. Скворцовым была построена психофизиологическая кривая цветов спектра.

Слайд 11Поскольку в спектре светлота и насыщенность цветов неодинакова, для определения пластического

действия цветового тона на бумаге проверка проводилась на фигурах вписанных квадратов, приведенных к одной светлоте и насыщенности. И здесь ощущалась легкая «приподнятость» от голубого к красному, но в опыте с цветными лучами этот эффект был выражен сильнее. В случае с цветными лучами голубой цвет воспринимался более отдаленным, чем фиолетовый, но при исследовании той же последовательности на бумаге создавался неопределенный пластический эффект, поскольку фиолетовый цвет – несмотря на то, что он более «теплый», одновременно более темный и менее насыщенный, чем голубой.

Слайд 12Помимо исследования полного ряда спектра, П. А. Скворцов проверял пластический эффект на шкалах,

состоящих из пар цветов, плавно переходящих друг в друга – голубого и розового, голубого и желтого. В таких шкалах ощущался подъем в сторону более «теплого».

Слайд 13Далее проверялись гипсометрические шкалы, построенные на принципе схождения двух чистых спектральных

тонов (к примеру, зеленого и оранжевого). Скворцов пришел к выводу, что такие шкалы применимы там, где нет нужды в ясной различимости ступеней, а необходима красивая «подкладка» для теней, позволяющая выделять основные высотные зоны.

Слайд 14Скворцов доказал, что пластический эффект возникает лишь в цветовых рядах с

логическим изменением цветов.

Таким образом, причинами возникновения пластического эффекта в цветовых рядах являются:
- физическая природа света;
- физиологические особенности человеческого зрения (преломление коротковолновых лучей в хрусталике глаза под бóльшим углом, чем длинноволновых) – безусловный рефлекс;
- жизненная привычка видеть «холодные» и приглушенные цвета вторым планом (закон апперцепции, воздушная перспектива) – условный рефлекс.


Слайд 15Цветовая пластика работает только при наличии условия фигуры и фона, причем

более заметно в случае большего числа «загораживаний» фигурами фона, т.е. в более многоступенных шкалах.

Опыт показывает, что не все цветовые ряды, и, соответственно, гипсометрические шкалы удачно совмещаются с отмывкой, но в общем случае теневая пластика значительно усиливает эффект, получаемый с использованием принципа цветовой пластики.


Слайд 16Гора Эверест, масштаб 1 : 100 000. Э. Имгоф.
Швейцарский Атлас для средней школы (1962-1976 гг.)


Слайд 17Эксперименты по зрительному восприятию «выступания» или «отступания» цветов имеют большое значение,

поскольку исследования в этой области являются практически единичными и основные выводы не всегда согласуются друг с другом.

Слайд 19Проведенный эксперимент позволил заключить:

1. При рассматривании изолированных цветов на фоне пластический

эффект выражен слабо, особенно это касается цветов с «отрицательной» пластикой (вызывающих эффект «отступания»). Это можно объяснить несколькими причинами:
- действует принцип «фигуры и фона». Любую фигуру глаз человека прежде всего воспринимает как «выступающую», загораживающую фон;
- пластика выражена тем сильнее, чем больше условий загораживания;
- при рассматривании цветных фигур на фоне действует, прежде всего, цветовое различие: чем оно больше, тем больше ощущается «выступание» цвета. Такой вывод позволяет сделать оценка «выступания» черного цвета на белом фоне (15 человек из 20  отметили черный цвет как сильно «выступающий», а 12 из них – как самый «выступающий»), а также оценка «выступания» белого и желтого цветов на черном фоне (17 человек из 20 отметили как сильно «выступающий» цвет желтый, 18 из 20 – белый). Именно с целью выявить данную закономерность в оценку были включены черный и белый цвета фигур.

2. Результаты эксперимента в полной мере могут быть использованы при проектировании оформления тематических карт для передачи многоплановости изображения, но недостаточны для проектирования гипсометрических шкал, в которых используются не только чистые насыщенные спектральные цвета.

Слайд 20 Пластический эффект в ахроматических рядах


Слайд 21 Пластические эффекты в однородных рядах
Изменение по цветовому тону


Слайд 22 Пластические эффекты в однородных рядах
Изменение по светлоте
Изменение по

насыщенности

Слайд 23 Пластические эффекты в рядах сгущения окраски


Слайд 24Пластические эффекты в смешанных цветовых рядах
В прочих смешанных цветовых рядах пластический

эффект проявляется согласно описанным
выше закономерностям: «выступающими» кажутся чистые, «теплые» и светлые оттенки,
«отступающими», соответственно, малонасыщенные, «холодные» и темные тона.
Поскольку пластический эффект возникает только при одновременном рассматривании
нескольких цветов, в каждом конкретном случае необходимо анализировать возникающие
зрительные иллюзии.

Зелено-коричневые гипсометрические шкалы


Слайд 25Спектральные гипсометрические шкалы


Слайд 26Живописные гипсометрические шкалы


Слайд 28СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика