Слайд 1 БАРОККО (итал. barocco — «странный», порт. perola
barroca — «жемчужина неправильной формы»)
— стиль, характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.
От маньеризма Барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.
Слайд 2Характерные черты Барокко:
- торжественность,
- пышность,
- динамичность,
- жизнеутверждающий характер,
- смелые контрасты масштабов,
- контрасты света и тени, цвета,
- совмещение реальности и фантазии,
- слияние различных искусств в едином ансамбле, большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.
Слайд 3 Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать
могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости.
Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.
Слайд 4Барокко в живописи
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом
композиций, пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов.
Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность
Слайд 5Микеланджело Караваджо
(Меризи де Караваджо) (1571-1610),
которого по
месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи.
Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Слайд 7«Мученичество святого Матфея»
Слайд 11Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
в начале XVII в. учился в Италии,
где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность.
Слайд 17Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669),
голландский живописец, рисовальщик и офортист.
Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры.
Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, был непревзойденным мастером рисунка и офорта.
Слайд 33Художники Барокко:
Каррачи,
Хендрик Аверкамп,
Рени Гвидо.
Слайд 34Барокко в архитектуре
Блестящим центром барочной архитектуры
стал католический Рим.
Для архитектуры барокко характерны:
- пространственный размах,
- слитность,
- текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны.
Характерные детали барокко:
- теламон (атлант) (колонны в виде мужских фигур),
- кариатида (статуя одетой женщины),
- маскарон (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик).
Слайд 35Лоренцо Бернини (1598—1680).
Архитектор, скульптор, живописец, гениальный
декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства.
Во Франции тенденции стиля барокко были воплощены в грандиозном ансамбле Версаля (1668— 1689), расположенного в 17 км от Парижа. В его строительстве и украшении принимали участие многочисленные архитекторы, скульпторы, художники, мастера прикладного и садово-паркового искусства. Выстроенный еще в 1620-х гг. архитектором Лемерсье как небольшой охотничий замок Людовика XIII, Версаль неоднократно достраивался и изменялся.
Слайд 36Большой дворец Версаль, 1668-1689
Слайд 39«Аполлон и Дафна»
портрет Буонарелли
Слайд 41В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна
(1556—1629 гг.)
Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.)
Слайд 43Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини,
Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П.
да Кортона.
Слайд 47 В России барокко появляется еще в XVII веке.
В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Джузе́ппе Трезини (1697-1768) — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) – Петродворец, Зимний Дворец.
Слайд 53 В первой половине 18 века — отчасти как
поздняя фаза барокко, отчасти как самостоятельный феномен — складывается стиль Рококо.
РОКОКО (от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века и достигший расцвета в 30-40е года.
Слайд 54Характерными чертами рококо являются:
- изысканность,
- большая декоративная нагруженность интерьеров и
композиций,
- грациозный орнаментальный ритм,
- большое внимание к мифологии,
Слайд 55Рококо в живописи
Живопись рококо получила развитие в
декоративных и станковых формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно, в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя.
Слайд 56 Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета,
умение строить композицию, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.
Слайд 62Антуан Ватто
Капризница
(1684–1721)
Слайд 70Рококо в архитектуре
Рококо в области архитектуры сказалось
главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы.
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой;
она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, избегает строгой симметричности.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой.
Слайд 71 Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств
внутри здания, в плафонах, появляется лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд, раковин, необделанных камней и т. п.
Деламер
Габриель
Антонио Ринальди (в России)
Слайд 77В скульптуре рококо
преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи,
небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора. Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства.