Слайд 1Скрытая и явная музыка символизма в архитектуре, живописи, скульптуре
«Символ есть связь
между двумя мирами, знак иного мира в этом мире».
Философ Н.А.Бердяев
Слайд 2
Происхождение термина СИМВОЛИЗМ
Греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ.
СИМВОЛИЗМ – это
художественное направление рубежа XIX-XX вв., охватывающее такие сферы искусства, как: живопись, литература, музыка и т.д. Символизм провозгласил своей основой идею двойственности мира.
«Дух Луны» Артур Лорейро
Слайд 3Официальная дата рождения символизма 1886 год: Жан Мореас опубликовал
«Манифест символизма»
Жан
Мореас (настоящее имя Иоа́ннес А. Пападиаманто́пулос), греч. Ιωάννης Α. Παπαδιαμαντόπουλος; (15.04.1856 — 30.03. 1910), французский поэт. Автор поэтических сборников «Сирты» «Кантилены», семь книг «Стансов»
Слайд 4Для чего создан символизм?
Чтобы вывести искусство из тяжелейшего кризиса
Девиз символизма:
«Все проходящее есть только символ» И.-В. Гёте
Характерные черты: Попытка познать запредельную суть мира, отсюда – интерес к мистическому, символическому
Яцек Мальчевский
Vicious circle. 1897
Слайд 5Общее в символизме и романтизме:
обращение к миру чувственной интуиции,
поиски
идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве,
воспроизведение таинственных картин далёкого прошлого (в первую очередь Античности и Средневековья)
стремление к духовной свободе,
трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф сомнения в духовных ценностях.
Хьюго Симберг
Слайд 6Из «Манифеста символизма»
газета «Фигаро» 1886
Художественные принципы символизма Расшифровывать скрытые значения
вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное», Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым.
Жан Мореас
Слайд 7«Символ также можно попробовать истолковать словами, но при этом невозможно постичь
его конечный, истинный смысл»
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине...
В.Я.Брюсов
Слайд 10Особенности символизма
рубежа XIX-XX веков:
Впервые были теоретически обоснованы его характерные
черты;
Дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства:
Живопись , Прикладное искусство, Архитектура, Балет, Опера, Литература, Музыка, Театр
Слайд 11Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически
во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.
Слайд 12Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх
актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно.
«Пролог» - ранние годы учения и выбора призвания.
Акт первый — 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью.
Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически
Слайд 13Путь исканий художника Врубеля
В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили
поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях «мир искусников» и «дягилевских ретроспективах», и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения его художественной деятельности.
Слайд 14Михаил Александрович Врубель – самый выдающийся представитель символизма в русском изобразительном
искусстве
«Эпоха узнавала себя в его произведениях, он сам был «нашей эпохой» К.С. Петров-Водкин
Врубель был художником, который попытался за реальной действительностью разглядеть другую, более важную внутреннюю реальность и выразить её языком живописи. Он выразил своё кредо в словах: «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту». Он создал новую реальность — прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям.
Слайд 15Фрески М.А. Врубеля
Кирилловская церковь (Киев)
Слайд 17Демон сидящий
«Полуобнажённая, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне
заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протяги-ваются ветви, гнущиеся под цветами». М.А.Врубель
Слайд 18Врубель-портретист
«...Портрет тоже можно написать не в реальном, а в фантастическом плане,
всегда начинай с какого-нибудь куска, который напишешь вполне реально. В портрете это может быть перстень на пальце, окурок, пуговица, какая-нибудь малозаметная деталь, но она должна быть сделана во всех мелочах, строго с натуры. Это как камертон для хорошего пения — без такого куска вся твоя фантазия будет пресная и задуманная вещь — совсем не фантастическая». М.А.Врубель
Портрет Н. Забелы-Врубель 1905
Слайд 20Гадалка
Портрет Саввы Ивановича Мамонтова
Слайд 23Пророк. 1898г.
Богатырь. 1898г.
Микула Селянинович. 1896г.
Снегурочка.1890г.
Царевна Волхова. 1898г.
Слайд 24«Живописная манера Врубеля... позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, окутывать фигуры и
предметы волшебной дымкой, придающей каждому изображению преображающие его свойства... Он был великим мастером видеть в простом и однозначном бесконечно сложное и бесконечно многообразное тайное содержание» (A.M.Кантор).
Интересно, что Врубель был не только живописцем. Замечательны и его майолики…
Слайд 25Майолики на фасаде гостиницы «Метрополь», на Охотном Ряду, в Москве
Слайд 26
Тема природы в творчестве М.А.Врубеля
Напутствуя молодых художников, он говорил: «Человек ничего
не придумает, чего бы не было в природе. Берите всё оттуда».
Сирень. 1900г.
Слайд 29
Значительная часть работ М.А. Врубеля хранится в Государственной Третьяковской галерее
Слайд 30Врубель в Москве
М.А. Врубель бывал в нашем районе. На перекрестке улицы
8 Марта и Старого Петровского-Разумовского проезда (но это современные названия) в начале ХХ века располагалась частная психиатрическая лечебница доктора Усольцева. Ограда больницы создана великим архитектором стиля Модерн О. Шехтелем по рисункам Врубеля, который здесь лечился.
Слайд 31
П. Кузнецов. Мираж в степи. 1912г.
П.Уткин. Ночь. Ветер. 1904г.
Объединение художников
"Голубая роза"
Состав объединения : П. Кузнецов, П. Уткин, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, Н. Крымов, А. Арапов, А. Фонвизин, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактов, В. Дриттенпрейс, И. Кнабе, скульпторы А. Матвеев и П. Бромирский.
В.Милиоти. Девушка в парке
А.Матвеев. Сидящий мальчик. 1909г.
«Голубая роза» – поиск нереальной, фантастической мечты о красоте
Слайд 32
В.Э.Борисов-Мусатов (1870-1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Крупнейший
мастер эпохи русского серебряного века. Живописец – станковист, график. Создатель символических композиций, пейзажей и портретов, эскизов декоративных панно, мастер художественной постановочной фотографии.
Автопортрет. 1904-1905гг.
Слайд 33
Шедевры художественного наследия В.Э.Борисова-Мусатова «Водоем», «Призраки», «Изумрудное ожерелье».
Водоем. 1902г.
Слайд 34
Изумрудное ожерелье. 1903-1904гг.
Произведения В.Э.Борисова-Мусатова отличаются глубокой продуманностью при внешней «немногословности» и
кажущейся простоте композиционных решений.
Художник прибегает к эффекту «входа» в картину и «выхода» из нее.
Слайд 35
Призраки.1903г.
Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. Это ощущение возникает
потому, что художник выстраивает все выразительные средства на основе их внутренних сцеплений подобно тому, как звуки, сливаясь друг с другом, превращаются в мелодию.
В работе «Призраки» все окутано вуалью печали, все обращено в невыразимые словами переживания человека
Слайд 36
Осенняя песня. 1905г.
Этюд. Венки васильков. 1905г.
Реквием. 1905г.
Слайд 37
Большое влияние живописная система Борисова-Мусатова оказала на будущих авангардистов.
Н.С.Гончарова. Косари. 1911г.
М.Ларионов. Девушка у парикмахера. 1920г.
В.В.Кандинский. Дамы в кринолинах. 1909г.
Слайд 38
Летящий Демон.
Демон поверженный.
Демон сидящий.
Можно ли утверждать, что художник
запечатлел Демона таким, каким увидел его Лермонтов?
Слайд 39Гиперссылка
https://youtu.be/qFKbKs9P090