Русский портрет 18 века презентация

Содержание

В 18 веке появились новые жанры: бытовой, исторический, пейзажный. Но однако самые значительные произведения создавались в жанре портрета. Поэтому 18 век часто называют веком портрета. Действительно в это время особенно усиливается

Слайд 1Русский портрет 18 века
Учитель ИЗО,МХК. МОУ Ильинская СОШ. Лебедь С.Г.
900igr.net


Слайд 2В 18 веке появились новые жанры: бытовой, исторический, пейзажный. Но однако

самые значительные произведения создавались в жанре портрета. Поэтому 18 век часто называют веком портрета. Действительно в это время особенно усиливается интерес к человеческой личности.

Слайд 3
Матвеев Андрей Матвеевич


Слайд 4Матвеев Андрей Матвеевич (между 1701 и 1704 — 1739)
живописец, портретист,

иконописец, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций. Первый русский художник, получивший западноевропейское художественное образование. Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии.

Слайд 5Аллегория живописи. 1725
До нас дошло лишь несколько станковых произведений живописца.

Первое из них по времени создания — «Аллегория живописи».

Слайд 6Автопортрет с женой. 1729 (?)


Слайд 7Портрет А.П. Голицыной. 1728
Изображение княгини помещено в овал, вписанный в

прямоугольник холста. На А.П. Голицыной роскошное платье красного цвета с крупными рубиновыми застежками на рукавах, а на груди — драгоценный жалованный портрет Петра I, знак отличия статс-дамы. Но парадный портрет кисти А. Матвеева не так прост и однозначен, как может показаться с первого взгляда

Слайд 8Портрет Петра Великого. 1724-1725г


Слайд 9
Никитин Иван Никитич


Слайд 10Никитин Иван Никитич (около 1680 — 1742)
живописец, портретист. Его справедливо называют

основателем русской портретной живописи XVIII века. В судьбе художника принимал участие Петр I, гордившийся его дарованием и успехами.
Одним из первых русских художников Никитин был послан учиться в Италию.

Слайд 11Портрет напольного гетмана. 1720-е годы. ГРМ
Одной из лучших работ художника

считают «Портрет напольного гетмана». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». Тем не менее, и без дополнительных ассоциаций художественный образ, созданный Никитиным, остается непреходящей художественной ценностью. В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица.

Слайд 12
Антропов Алексей Петрович


Слайд 13Антропов Алексей Петрович (1716—1795)
живописец, один из первых русских портретистов, автор

монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств .

Автопортрет


Слайд 14Автопортрет. 1784 (1787?) . ГРМ.
На обороте холста надпись: «Портрет А. Антропова».

Слева на фоне подпись: «А. Антроповъ Писа 178[4?]». Последняя цифра в дате просматривается плохо, ее можно принять и за семерку. Однако изображенная прическа характерна для середины 1780-х годов. Полотно в плохой сохранности: почти всю его поверхность покрывает слой потемневшего лака.

Слайд 15Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. ГТГ.
Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной,

ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны, – одно из самых известных произведений Антропова. Лицо героини с крупными выразительными чертами выдает сильную, властную, волевую натуру. Художник не стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своей героини, он фиксирует лишь статичные, постоянные качества ее натуры. При этом как истинный представитель своей эпохи Антропов не забывает и об общественном статусе модели. Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.

Слайд 16Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Между 1744 и 1751. Сергиево-Посадский музей-заповедник
Публикуемый

портрет Елизаветы Петровны является копией с работы придворного живописца Луи Каравака, учителя А.П. Антропова.

Слайд 17Портрет императрицы Екатерины II. 1766. ГРМ.


Слайд 18Портрет императора Петра III. Около 1762. ГРМ.
Этот портрет Петра III

некогда украшал Романовскую галерею Зимнего дворца. Изображение презентабельно и величественно. Художник явно стремился подчеркнуть рыцарские качества государя.

Слайд 19Портрет атамана Ф.И. Краснощекова. 1761. ГРМ
Портрет построен на крупных объемах,

которые сочетаются с декоративным узорочьем одежды.

Слайд 20Портрет Петра I


Слайд 21
Аргунов Иван Петрович


Слайд 22Аргунов Иван Петрович (1727[?] — 1802)
живописец, портретист, иконописец, педагог.
Судьба

этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.


Слайд 23Портрет Н.П. Шереметева в детстве. 1750-е гг. Музей-усадьба «Кусково»
Портрет Н.П.

Шереметева традиционен для русской портретистики середины века: погрудный срез, традиционный жест правой руки. Изысканно переданы металлическое мерцание доспехов и теплота темно-зеленого бархата кафтана.
Форма лица уточняется тончайшими лессировками. Тени на лице в сочетании с блеклыми розоватыми и зелеными тонами создают благородный оттенок. Иван Аргунов совсем не идеализирует юного графа, художник не боится передать его небольшое косоглазие.

Слайд 24Портрет Толстой 1768 г.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших

своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

Слайд 25Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г.
В 1770 — 80-е

rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

Слайд 26
Рокотов Федор Степанович


Слайд 27Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
один из лучших русских портретистов “века Просвещения”, представитель стиля

рококо.
Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.
Рокотовские портреты — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.

Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие. Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются "Портрет неизвестной(ого)".


Слайд 28Портрет А. П. Струйской.1772 г.
Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины.

Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

Слайд 29Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С

портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий

Портрет А. П. Струйской.1772 г.


Слайд 30Портрет неизвестной в розовом платье. 1770г
Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом

платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

Слайд 31Портрет Григория Григориевича Орлова. 1762-1763г


Слайд 32
Левицкий Дмитрий Григорьевич


Слайд 33Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)
выдающийся русский живописец, портретист. Писал парадные и

камерные портреты, в которых запечатлел облик многих своих современников. История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография.

Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник


Слайд 34Портрет П.А. Демидова. 1773. ГТГ
В 1771 году президент Академии художеств

И.И. Бецкой заказал художнику портрет промышленника П.А. Демидова для Московского воспитательного дома, на который тот пожертвовал большую сумму денег. Формально сохраняя в портрете П.А. Демидова композиционные особенности парадного репрезентативного изображения, Левицкий явно их пародирует. Демидов одет в домашний шлафрок, его правая рука указывает не на какие-либо регалии, а на горшки с цветами. На столе луковицы и гербарий — предметы страсти любителя ботаники. Все это безусловно противоречит канону парадности, установившемуся в русской живописи XVIII столетия.


Слайд 35Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773. ГРМ
Д.Г. Левицкий воспроизводит

сцену из парадного спектакля с участием смолянок. Буколические пастушок и пастушка напоминают пасторальный дуэт из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского.
Тоненькие фигурки актрис особенно пластичны на фоне условного задника с плоско написанными купами деревьев. В изысканный цветовой аккорд сливаются сияние шелка светлого платья и насыщенный тон серого сюртука. Задорная живость Хрущевой подчеркивает нежную застенчивость Хованской.

Слайд 36Портрет Н.Я. Левицкой. 1780-е гг. ГРМ
Портрет жены художника датируется по

покрою платья и форме прически.


Слайд 37Портрет Урсулы Мнишек. 1782. ГТГ
На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу

своего неотразимого обаяния. Художник создал образ на грани салонной красивости: модель откровенно напрашивается на восхищение, и здесь скрыта едва угадываемая ирония.

Слайд 38Портрет Екатерины II. 1782. ГРМ
Д.Г. Левицкий, очевидно, никогда не писал

императрицу с натуры. При работе над этим полотном он использовал «Портрет Екатерины II перед зеркалом» (Между 1762 и 1764 гг. ГЭ) Вигилиуса Эриксена. Надо заметить, что оригинал был исполнен интереснее и тоньше. Однако царственная заказчица осталась довольна: известно, что в 1782 году за этот портрет Левицкий получил из Кабинета императрицы 500 рублей — деньги по тем временам немалые.

Слайд 39
Боровиковский Владимир Лукич


Слайд 40Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825)
выдающийся российский портретист. Мастер религиозной живописи. Славу

художнику принесли многочисленные портреты высочайших особ и петербургской знати. Многие из них выполненные в духе сентиментализма. Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Слайд 41Портрет М.И. Лопухиной. 1797 ГТГ
В портрете графини Лопухиной атрибуты и антураж

призваны играть новую, дотоле не свойственную им роль: выявлять не общественное положение изображенного лица, а его личностные качества. Окружением портретируемой служит пейзаж, и лейтмотивом композиции становится слияние человека с природой

Слайд 42 Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки

нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Поэт Я. Полонский посвятил этому портрету следующие стихи:


Слайд 43Портрет графини А.И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803
Групповой

портрет семьи Безбородко во многом следует канонам сентименталистского направления в русском искусстве рубежа XVIII и XIX веков.

Слайд 44Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на

фоне). 1794. ГТГ

Во второй половине XVIII века в русской живописи появляются портреты, сохраняющие парадность лишь как форму, в которую художники вкладывали новое содержание. Это относится и к портрету государыни Екатерины II работы Боровиковского. Он изобразил императрицу старушкой-помещицей: она прогуливается с любимой собачкой по своему царскосельскому парку без всякого официоза и торжественности.


Слайд 45Портрет князя А.Б. Куракина. 1801—1802. ГТГ
Наиболее помпезен в творчестве Боровиковского

портрет князя А.Б. Куракина. По композиции картина представляет собой традиционный парадный портрет XVIII века, где основной задачей является демонстрация высокого социального положения модели. Князь изображен как высокопоставленный вельможа — «бриллиантовый князь», приближенный к императорскому трону. А.Б. Куракин был другом детства Павла I и благодаря этому получил впоследствии звания, должности и влияние при дворе. Портрет павловского любимца изобилует богатейшими оттенками золота, алмазным мерцанием и тонкими переливами муара орденских лент.

Слайд 46Портрет Е.Г. Темкиной. 1798. ГТГ
Елизавета Темкина — дочь императрицы Екатерины

II и светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического. На портрете ей 23 года. Современники находили, что она похожа на отца.

Слайд 47Портрет генерал-майора Ф.А. Боровского. 1799 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Ф.А.

Боровского — участника многих победоносных сражений русской армии времен суворовских походов.
В.Л. Боровиковский изобразил своего героя, как и положено, в генеральской форме и с орденом св. Георгия. Энергичный поворот головы придает портрету благородный пафос. Такое впечатление поддерживается батальной сценой в глубине фона. Чувствуется, что художник очень точно передал не только внешнее сходство портретируемого, но и черты его характера. Боровский предстает смелым воякой, но вместе с тем личностью скорее обыденной, чем наделенной высоким интеллектом, что может служить свидетельством если не тонкой наблюдательности, то натурной честности художника.

Слайд 48Портрет Павла I. 1800
В парадном коронационном портрете В.Л. Боровиковский изобразил

Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. Интерпретация портрета неоднозначна.

Слайд 49Портрет Г.Р. Державина. 1811
В первое десятилетие XIX века портретная концепция

Боровиковского претерпевает значительную метаморфозу: его кисть склоняется к классицистическому идеалу.
Сентиментально-домашние ценности отступают на задний план. В русле этого направления нашел свое место и образ Г.Р. Державина, великого поэта русского классицизма.

Слайд 50
http://www.artsait.ru/art


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика