Слайд 2Богородский художественный промысел игрушки и скульптуры вырос на основе глубоких традиций
древнерусского искусства. Его культурные истоки связанны с Троице-Сергиевым монастырем – крупным центром художественных ремесел Московской Руси, с местной школой прикладного искусства. Укоренившийся здесь традиционный ремесленный труд и живая фольклорность коллективного творчества обеспечила жизнедеятельность народного производства игрушек на протяжении нескольких столетий. Богородская резьба возникла и существует в деревня Богородское (ныне в Загорском районе Московской области), зарождение резной богородской игрушки относится к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.
Богородская резьба
Слайд 3С начала 17 века Троице-Сергиева лавра и мастера Богородского тесно сотрудничали
по сбыту резного товара. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем. Игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других городов. Выпускали в ту пору и позднее игрушки двух видов: «серые» и «чистые». «Серые» вещи это грубо сделанные и подешевле отданные игрушки, вроде «кузнецов», солдатиков или барынь. Чистые игрушки были с движением («курочки клюющие», «бодающие барашки», «чаепитие») делались тщательно и продавались дороже
Классическая форма построения богородской фигурки – треугольник. Такие известные произведения народного творчества, как «скрипач», и «пляшущий крестьянин», созданные в 19 веке, – яркие представители классического богородского построения фигур.
Слайд 4Материалом для резьбы служила мягкая древесина: осина, ольха, липа. Для богородских
изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Резчики выполняли резьбу без предварительных эскизов — смаху, отсюда возникло название "маховая резьба". Другая особенность богородской резьбы: резьба из трехгранника — брусков древесины треугольного сечения, которые получали при раскалывании полена радиально. Изготовление богородской игрушки-скульптуры начинается с раскладывания топором части ствола липы или осины на трехгранные чурки. Форма и размер чурки определяются композицией скульптуры, которую задумал вырезать мастер.
Топором "зарубаются" основные контуры будущей скульптуры, игрушки, намечается ее движение. Затем набором стамесок удаляется все лишнее и прорабатывается форма. Пластический образ изделия завершает острый и прямой "богородский" нож, которым виртуозно владеют резчики. Движения мастеров, создающих игрушки и скульптуры из дерева, выверены, в них нет ничего лишнего, случайного.
Слайд 5Богородские изделия интересны не только резьбой, но оригинальной конструкцией. Одни из
них скреплены планочками («кузнецы», «солдатики на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружинкой внутри («как яблоньку сажают», «заяц с морковкой»), третьи приводятся в движение с помощью шарика-баланса («куры на кругу»).
Слайд 6Со второй половины 19 века в Богородском начали делать самые разнообразные
игрушки с узорной резьбой, изображающие зверей, птиц, петушков, курочек. В богородской скульптуре расширяется круг народных тем.
Впервые появляются многофигурные скульптурные группы – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и другие жанровые сценки, в которых нашли своеобразное отражение демократические идеи искусства того времени.
Слайд 7Для оживления жанровых сцен резчики вводили изображения деревьев с колеблющимися листочками,
укрепленных на тонких проволочных пружинках. Иногда так же крепили отдельные фигурки. Характерная особенность богородской художественной резьбы по дереву конца 19 – начала 20 веков – обращение к старинной гравюре и литографии.
Слайд 8Абрамцево-кудринская резьба.
Абрамцево-кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии
удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино близ города Загорска (Ахтарка, Хотьково, Абрамцево), где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение "кудрявости" узоров.
Слайд 9Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из
деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова.
Слайд 10По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано
народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий.
Слайд 11Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия
(долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы.
Слайд 12Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков,
с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.
Слайд 13Художественные изделия из капа
Особо интересную природную текстуру имеет так называемый кап
— наросты на стволе и корнях березы и некоторых других видов деревьев. Нарост — резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Он состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура.
Слайд 14Название подобного нароста - кап, и происходит оно, как принято считать,
от древнеславянского слова «кап», что значит голова. Размеры каповых наростов невелики, а размеры капо-корня — наростов на корнях — достигают полутора метров в диаметре; весят они до 100 кг. Древесина их имеет неправильное строение, очень большую свилеватость — причудливое сплетение, перепутанность волокон, и необычайную плотность. Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область.
Слайд 15Вначале ценили только необыкновенную прочность капа. Небольшой кап с куском ствола
и с выдолбленной полостью превращался в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале ХIХ века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно
выполненные изделия ценились буквально на вес золота
Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще
всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой
костью.
Слайд 16Кап, растущий на стволе дерева, принято называть стволовым капом, а у
корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: круговые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.
Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя из них можно делать различные декоративные вещицы.
Очень часто капы путают с другими наростами, например с сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле имеет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы.
Слайд 17Текстурный рисунок капа на срезе — это сложное переплетение годичных слоев,
переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок.
Свежеспиленный нарост сначала очищают от коры, затем выдалбливают полукруглыми стамесками и клюкарзами. В местах перехода нароста к стволу вырезают ручки в виде головы и хвоста какой-либо птицы, или скульптурку животного, или целую композицию.
Когда заготовка высохнет, ее окончательно обрабатывают: стенки сосуда депают тоньше, доводят линии до совершенства.
Слайд 18Шлифовку проводят сначала грубой, затем средней и, наконец, самой мелкой наждачной
бумагой (или тканью). Внутренние полости шлифуют приспособлением типа «грибок», наружные — подобным «грибком», но плоским, грубо. Фасонные детали—фасонным бруском, имеющим контр профиль детали. Низ такого фасонного бруска, как и низ «грибка», обкладывают шкуркой. Окончательную шлифовку на этом этапе проводят кусочком пористой резины.
Затем изделие окунают в воду, чтобы поднялся ворс, подсушивают и снова шлифуют мелкой наждачной бумагой.
Слайд 19 Следующий процесс — тонировка морилкой. Глубину тона делают такой, чтобы
ни в коем случае не уничтожить рисунок текстуры. Цвет морилки подбирают на кусочке древесины подобного оттенка и плотности или на отходах от этого изделия.
После сушки изделие слегка дошлифовывают затертой наждачной бумагой, причем самой мелкозернистой.
Последний процесс — вощение. Изделие натирают тканью, смоченной натуральной олифой или растительным маслом. Излишки олифы вытирают сухой тканью. Затем сушат изделие не менее суток. Эту операцию повторяют несколько раз — до появления мягкого матового блеска.
Слайд 20Художественные изделия из бересты
Береста — это верхний слой березовой коры, заготавливаемый
в мае-июне во время сокодвижения. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий. Благодаря своим свойствам — прочности, гибкости, устойчивости к гниению — этот материал издавна применялся для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из этого материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.
Слайд 21Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от
способа их изготовления: изделия, сделанные из целого куска бересты (широкие открытые сосуды); плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам); сшивные изделия (предметы утвари). Основными способами декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись.
Уже в середине XVIII века тиснение и резьба по бересте были хорошо известны. Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Традиционный узор берестяного кружева — ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги или бумаги.
Слайд 22Роспись на берестяных изделиях выполняют по грунтовке (для каждого промысла она
своя), окраску производят гуашью, темперой или масляными красками (по-разному для разных промыслов). После окраски изделие сушат и лакируют.
Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями.
Слайд 23Унцукульская насечка по дереву
Селение Унцукуль Унцукульского района Республики Дагестан - один
из крупных и известных центров народных художественных промыслов. Здесь издавна изготавливают разнообразные изделия из кизилового, абрикосового или орехового дерева - трости, вазы, карандашницы, декоративные блюда, панно и т.д. с тончайшей серебряной или мельхиоровой насечкой и с геометрическим в своей основе оригинальным и самобытным орнаментом.
Слайд 24Зародилось унцукульское искусство насечки металлом по дереву в XVIII в. на
основе существующих до этого богатых традиций изготовления художественно оформленного холодного оружия с серебряной насечкой по железу и кости (рогу) и художественной резьбы по дереву. В прошлом унцукульские мастера славились как искусные оружейники
Слайд 25Элементы узора насечки и их сочетания и поныне сохранили определенные названия.
Линии, исходящие веером из одной точки, – «птичий след», зигзагообразный узор – «улица» и так далее. Основные элементы орнамента располагаются по окружности, так как в основе рисунка – триада: орнаментальный мотив, традиционные композиционные принципы, четко фиксированная, стойкая композиционная структура, получившая название «ишан» (узор)
В XIX в. унцукульские мастера изготовляли широкий ассортимент изделий из дерева с серебряной, медной и латунной насечкой – курительные трубки, табакерки, ручки для кнута, стеки, портсигары, трости и т.д.
Слайд 26Хохломская роспись
Хохломская роспись по дереву, старинный русский народный художественный промысел, возник
во 2-й половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII - начале XX вв. Особенностью хохломского промысла является декоративная растительно-травяная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону без применения драгоценного металла
Слайд 27Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается
заготовка, так называемое "белье", затем заготовку грунтуют жидким раствором глины ("вапы") и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия.
Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.
Слайд 28В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой,
вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне)
Слайд 29Городецкая роспись
Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в
деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля, т.к. они были резными. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.
Слайд 30В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их
росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба. Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.
МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ.
Наиболее распространенными мотивами являются:
цветы — розы, купавки с симметричными листьями:
животные - конь, птица
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.
Слайд 31цветочная роспись
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись
Слайд 32Полхов-Майданская роспись
Полхов-Майданская роспись С середины 19 в. в селе Полховский Майдан
стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Слайд 33Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки,
балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.
Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен.
Слайд 34Матрёшка
Матрёшка. В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское
воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Слайд 35Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена,
Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие.
Слайд 36Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали
поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней.
Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье.
Слайд 37Вологодская роспись
На Вологодской земле зародилось много замечательных народных промыслов. Особое место
среди них занимает роспись по дереву, которая имеет богатое разнообразие видов. Она была широко распространена на Русском Севере в конце 19-20 веков. В каждой местности на протяжении столетий были выработаны свои приемы, и свой оригинальный язык росписи. Роспись по дереву была широко распространена на Мезени, по Северной Двине, и по Сухоне. Вологодская роспись — одна из самых красочных по цвету, насыщенная многочисленными элементами в орнаменте. Привлекательной особенностью Вологодской росписи является декоративность и реальность воспроизведения северной природы — ягод, листьев, цветов. Сегодня мастера украшают росписью бочата, короба, ушата, салатники, конфетницы, ложки, кружки и другие изделия. Нарядные и праздничные изделия с вологодской росписью приносят радость в наш дом, служат хорошим подарком, и в то же время всеми предметами можно пользоваться в быту, они утилитарны, добротны и прочны.
Слайд 38Прялка. Конец 19 века. Вологодская область, центральная часть Грязовецкого района, деревня
Гридино
Трехгранновыемчатая, сквозная резьба
Прялка. Конец 19 века. Вологодская область, восточная часть Грязовецкого района, деревня Орлово
Трехгранновыемчатая и сквозная резьба
Слайд 39
Форма сундука с плоской, чуть нависающей крышкой характерна для Вологодской и
северной части Ярославской областей. Дробная по рисунку роспись очень гармонична по колориту: по красновато-оранжевому фону идут полосы черной краски, имитирующие железные накладки. Сундук использовался для хранения одежды и привозился в дом мужа как приданое. Подобные ярко расписанные сундуки свахи укладывали на воз и везли вместе с другим приданым. Они составляли гордость невесты и свидетельствовали о достатке ее семьи.
Начало 20 века. Вологодская область, Междуреченский район, деревня Игуменцево. Роспись.
Слайд 40Северодвинская роспись
Формирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины происходило в конце
XVIII-начале XIX в. естественным путем, в рамках художественной традиции русской посадской культуры XVII в. Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.
Слайд 41Пермогорская роспись
В основе растительного узора пермогорской росписи - гибкий побег, на
котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре росписи порой изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки
Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета появляются как дополнительные, сопутствующие. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.
Сундук. Пермгорская роспись. Первая половина 19 века
Слайд 42Пермогорские прялки расписывали по определенным схемам. Чаще всего в центре лопасти
среди гибких побегов традиционного орнамента в медальоне изображали птицу Сирин, а внизу лопасти - сцену катания. В другой популярной схеме ярусами располагались жанровые композиции свадебной тематики. В центре помещали сцену посиделок, а внизу - свадебный выезд. Парадность выезда мастер подчеркивал тем, что расцвечивал землю под ногами коней сказочными листьями, завитками и цветами.
Слайд 43Борецкая роспись
Борецкая роспись очень нарядная, так как помимо традиционных для северодвинских
росписей красного, зеленого и желтого цветов, добавлено еще золото. Фон обычно белый. Композиция росписи борецкой прялки, как правило, состоит из трех частей: в верхней части изображают окошки, в средней - древо жизни, в нижней - выезд молодых или возничий в санях. Эти сюжеты словно взяты из русских песен - в саночках изображался то ухарь-купец, то красная девица, то жених с невестой... Элементы борецкой росписи: веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.
Фрагмент "Выезд молодых" 18 в
Слайд 44Прялки с Пучуги конца XIX - начала XX века очень похожи
на борецкие прялки и фасадной стороной почти точно их повторяют. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами. Ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. Но есть у пучугских прялок и свои особенности росписи, которых мастера строго придерживались. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. Пучугские кони также нестандартны, они с гордой осанкой, иногда рядом с золотым в пару к нему стоит зеленый. Кони запряжены в крытый золотом возок, на нем мужская фигура в армяке, - не столь архаично-средневековая, а более бытовая, деревенская.
Слайд 45На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону
этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев.
А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужской росписи имеет свой вариант - более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа, и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой. На ножке пучугских прялок обычно помещалась шестиконечная звезда - старинный "громовый знак".
Слайд 46Еще выше по течению Северной Двины, при впадении в нее реки
Нижняя Тойма, находился, как уже говорилось ранее, третий куст росписи, которую мы условились называть тоемской.
Тоемская роспись конца XIX – начала XX века, так же как и пучужская, близка борецкой. Характерной особенностью прялок Тоймы являются ярко раскрашенная токарная ножка и зеркальце, врезанное в центр той стороны лопасти, которая была обращена к пряхе.
Ножки прялок. Борецкая, пучугская и тоемская роспись. Начало 20 века
Лопасть прялки. Тоемская роспись. Начало 20 века
Слайд 47Ракульская роспись
Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен, в основном, декоративными листьями,
кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто-охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный, черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто-желтым. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки. Схема ракульской росписи на прялке состоит их трех частей.
Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.
Набируха для ягод. Ракульская роспись. Сережина 19 века.
Слайд 48Так же как и в других центрах северодвинской росписи, во второй
половине XIX века на Ракулке основное место в производстве занимала роспись прялок. РАКУЛЬСКИЕ ПРЯЛКИ значительно выше пермогорских и борецких. Их ножка почти от основания начинает расширяться закругленными уступами и постепенно переходит в довольно узкую и высокую лопасть, завершенную городками.
Роспись строилась по четкой схеме, которая легко прослеживается с середины XIX и до 30-х годов XX века.
Слайд 49Мезенская роспись
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село
Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера
Слайд 50Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов
древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором.
Слайд 51Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но
пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Слайд 52Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи
по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто "нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу ("Пойманный ветер”, — говорят дети).
Слайд 53Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, —
сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Слайд 54Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы
встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак "инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии ("коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
знаки плодородия — символы изобилия