Слайд 1Древнерусская Живопись.
Иконопись и иконописные школы.
Слайд 2Высокого развития в Киевской Руси достигла и живопись, основными видами которой
были: мозаика, фреска, иконопись и миниатюра.
Фреска — это техника стенной росписи водяными красками по сырой штукатурке. Краски впитываются до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя. Живописец в этом случае должен работать быстро — пока не высохла штукатурка.
Святой Николай. Работа Дионисия. Ферапонтов монастырь.
Слайд 3Мозаика — изображение или узор, составленный из отдельных кусков
цветных камней,
керамики, смальты. В Киевской Руси широко использовали
смальту — специальный стекловидный материал. Как правило, мозаичные
панно помещали в наиболее освещенных, центральных частях храма, например,
в алтарной или под куполом. Так, в технике мозаики была выполнена огромная
фигура молящейся за человечество богоматери Оранты в Софийском соборе в
Киеве. Самое ценное качество мозаики – светоносность. У смальты Киевской
Софии – 177 оттенков различных цветов.
Слайд 4Иконопись, иконописание, писание икон — вид живописи, предназначенный для создания священных
изображений —икон. Хотя в традиции восточного христианства греческое слово εἰκών, которое означает «изображение», «подобие», «образ», используется как общее наименование священных изображений, в качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на специальной доске.
Ико́на (ср.-греч.εἰκόνα от др. греч. εἰκών «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католичестве и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере; это моленный образ, утвержденный в VIII в. догматом Седьмого Вселенского собора (787 г. Никея, Малая Азия) - "честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней".
Деисусная икона Богородицы. Феофан Грек.
Слайд 5Иконографический канон (Византийское наследие) – совокупность правил и норм, регламентирующих написание
икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа (символ выступает в роли связующего звена между миром сверхбытия и действительностью, Богом и человеком), сформировался в Византии к XI-XII вв. и был принят русской православной церковью. С этой целью создавались руководства – иконописные подлинники.
Византийский иконографический канон регламентировал:
Круг композиций и сюжетов священного писания;
изображение пропорций фигур;
общий тип и общее выражение лица святых;
тип внешности отдельных святых и их позы;
палитру цветов;
технику живописи.
Слайд 6Иконографический канон (продолжение):
Пропорции фигур
Нарушение пропорций тела. Фигуры устремляются вверх, становятся выше,
тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой
"Уплощение", игнорирование линейной перспективы
Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгую темперу.
Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая.
Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги).
Спас в силах. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.
Слайд 7Православная иконография Богородицы:
- Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов
изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
- Елеу́са (греч.Ελεούσα — милостивая, милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке.
← Оранта. Ярославль. Ок. 1218.
Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век). →
Слайд 8Православная иконография Богородицы (продолжение):
- Одигитрия - Отрок-Христосс идит на руках Богородицы,
правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Отличием от типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному младенцу.
- Панахра́нта (Всенепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.
- Агиосорити́сса — один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молотвенным жестом рук.
Киево-Печерская икона Божией Матери, первообраз (1073) утрачен.
Одигитрия Смоленская. Дионисий 1482 г. ГТГ.
Деисусная икона Богородицы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV — начало XV вв.
Слайд 9Иконография Иисуса Христа́ — совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса
Христа.
В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся согласно с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа:
«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы.
Православная иконография Иисуса Христа (христологический ряд) включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.
Список: Ангел Великого Света, Благое Молчание, Великий Архиерей, Ветхий Днями, Всевидящее Око, Деисус, Спас Оплечный и другие.
Спас в силах. 1408. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире. Васильевский чин.
Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок. 1100 г.
Слайд 10Византийская школа
Величественная византийская культура распространялась на обширные территории Малой Азии, Сирии,
Палестины, Египта, Балканского полуострова, Армении, Древней Руси и это еще не весь список локаций. Произведения иконописи, созданные в этих местах, причисляют к византийской школе, однако все эти регионы интерпретировали столичное, константинопольское искусство согласно своей специфике. Поэтому в контексте византийской школы иконописи выделяют иконы, написанные недалеко или непосредственно в Константинополе.
Слайд 11Основные периоды: доиконобоческая эпоха, иконоборческий период, македонский период, комниновский период, палеологовский
период, период споров.
Доиконоборческая эпоха:
Христос Пантократор из Синайского монастыря — икона середины VI в. изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора (Вседержителя). Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.
Особенности иконописания:
Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются VI веком. Ранние иконы VI—VII веков сохраняют античную технику живописи — энкаустику.
- Техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
- Сочетание античного натурализма и схематичности.
Слайд 12Иконоборческий период:
В этот период вместо икон в храмах использовались только изображения
креста, вместо старых росписей делались декоративные изображения растений и животных, изображались светские сцены, в частности любимые императором Константином V конские бега.
- Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-747 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.)
- Иконоборцы считали священные изображения идолами, а почитание икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»
При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (787 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании.
- Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках.
- Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре.
Слайд 13Македонский период (по имени правящей династии) с 867 по 1056 гг.:
Македонский
«ренессанс»:
повышенный интерес к классическому античному наследию. Произведения этого времени отличаются естественностью в передаче человеческого тела, мягкостью в изображении драпировок, живостью в ликах.
Царь Авгарь получает Нерукотворный образ Христа. Створка складня. X век.
Аскетизм:
Для всех перечисленных памятников характерна предельная степень аскетизиции образов. Изображения совершенно лишены чего-либо временного и изменчивого. В ликах отсутствуют какие бы то ни было чувства и эмоции, они предельно застыли, передавая внутреннюю собранность изображаемых. Ради этого подчёркиваются огромные симметричные глаза с отрешённым, неподвижным взглядом. Фигуры застывают в строго определённых позах, часто приобретают приземистые, грузные пропорции. Руки и ступни ног становятся тяжёлыми, грубоватыми. Моделировка складок одежд стилизуется, становится очень графичной, лишь условно передающей природные формы. Свет в моделировке приобретает сверхъестественную яркость, нося символическое значение Божественного Света.
Двухсторонняя икона Богоматери Одигитрии с прекрасно сохранившимся изображением великомученика Георгия на обороте (XI век, в Успенском соборе Московского Кремля).
Слайд 14Комниновский период (1059-1204 гг.):
Во второй половине XI века на смену аскетизму
вновь приходит классическая форма и гармоничность образа.
Иконография: Владимирская Икона Божьей Матери.
Датировка: XII в. Первая треть XII в.
Иконописная школа или художественный центр: Византийская иконопись.
Происхождение: Из Константинополя. Около 1130 года привезена в Киев и помещена в женском монастыре Богородицы в Вышгороде. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону Богоматери из Вышгорода во Владимир, украсил ее дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в 1158-1161. В 1395 году, 26 августа, во время нашествия Тамерлана икона была торжественно перенесена в Москву. Икона была помещена в Кремлевском Успенском соборе.
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 104 см, ширина 69,78 см
Слайд 15Комниновский период: «комниновский маньеризм»
Кроме классического направления в иконописи XII века появились
и другие течения, склонные к нарушению уравновешенности и гармонии в сторону большей спиритуализации образа. В некоторых случаях это достигалось повышенной экспрессией живописи.
Как пример этого стиля на Руси: Спас Нерукотворный (Новгородская школа II половина XII века. Предположительно Олисей Гречин. ГТГ.
Слайд 16Поздневизантийский Палеологовский период («палеологовский ренессанс»):
Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает чрезвычайно эстетизированные
формы, испытывая сильнейшее влияние античного прошлого.
Собор двенадцати апостолов Константинопольский мастер начала XIV века. Начало XIV века. дерево (ковчег), темпера, позолота. 38х34 см. ГМИИ. Привезена из монастыря Пантократора на Афоне; далее – собрание А.Н. Муравьева; потом - Исторический музей.
Слайд 17Период споров о Фаворском свете:
Эпоха «ренессанса» в искусстве и придворной гуманистической
культуры закончилась. Именно тогда происходит спор между монахом Варлаамом, приехавшим в Константинополь из Италии, и Григорием Паламой — учёным-монахом с Афона. Варлаам придерживался стороны гуманизма и отрицал возможность какой-либо мистической связи человека с Богом. Поэтому он отрицал существовавшую на Афоне практику исихазма. Афонские монахи верили, что молясь, они видят Божественный свет - тот самый, что видели апостолы на горе Фавор в момент Преображения Господня. Этот свет (названный фаворским) понимался как видимое проявление нетварной Божественной энергии, пронизывающей весь мир, преображающей человека и позволяющей ему общаться с Богом. Для Варлаама этот свет мог иметь исключительно тварный характер, а никакого прямого общения с Богом и преображения человека Божественными энергиями не могло быть. Григорий Палама защищал исихазм как исконно православное учение о спасении человека. Спор закончился победой Григория Паламы. На соборе в Константинополе 1352 года исихазм был признан истинным, а Божественные энергии нетварными, то есть проявлениями самого Бога в тварном мире.
Для икон времени споров характерна напряжённость в образе, а в плане художественном — отсутствие гармонии, лишь недавно так популярной в изысканном придворном искусстве. Примером иконы этого периода является поясной деисусный образ Иоанна Предтечи из собрания Эрмитажа
Слайд 19Владимиро-Суздальская школа:
В среднерусских землях со второй половины XII века центрами искусства
стали Владимир и Суздаль, сыгравшие большую роль в сохранении традиций киевской школы.
Монументальная икона Дмитрия Солунского конца XII века является одним из самых ярких и торжественных памятников искусства того времени. Для среднерусского искусства характерны сочетания серебристо-голубого, серого с лиловым, розовым, зеленоватым в их неярком и слегка приглушенном звучании.
Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.
Святой Димитрий Солунский. Икона. Около 1212 года. ГТГ.
Слайд 20Вологодская школа:
Вологодская иконописная школа охватывала большой по территории регион, который включает
современные Вологодскую область, а также часть земель Пермской, Архангельской областей и Республики Коми. На этом пространстве выделилось несколько художественных подцентров, таких как Вологда, Белоозеро, Великий Устюг, Устюжна, Тотьма, Пошехонье, Сольвычегодск и некоторые наиболее крупные северные монастыри.
Начало иконописной культуры региона относят к XIII веку, когда она была связана с новгородской и ростовской художественными традициями. Самый ранний дошедший до нас образец – икона «Богоматерь Умиления Подкубенская» первой половины XIV века.
Богоматерь Подкубенская Умиление. 1 треть XIV в.
«Зырянская Троица» конец XIV в.
Слайд 22Московская школа:
О ранней московской живописи XII-XIII веков говорить сложно, так как
памятников этого времени не сохранилось. Скорее всего, местные иконописцы опирались на традиции Владимиро-Суздальской земли. С XIV века, когда отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству, на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит.
В темной, драматичной палитре образа «Спас Ярое Око» (1-ая половина XIV в.) прослеживается влияние константинопольских мастеров.
В XIV веке здесь работают Феофан Грек, Андрей Рублев, а впоследствии продолжает творить Дионисий.
Слайд 23Феофан Грек:
Родился в Византии ок. 1330, умер ок. 1415. Работал в Константинополе,
Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских городах Галате и Кафе (ныне Феодосия, Крым). В 1370 году Феофан Грек переселяется в Великий Новгород. Где появляется первая известная работа Феофана, которая сохранилась до наших дней — роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.).
В 1390-1392 гг. переезжает в Москву. Возглавляет роспись ряда московских церквей — новой каменной церкви Рождества Богородицы возведенной в 1394 г. на средства великой княгини Евдокии на ее дворе, церкви святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, Благовещенского собора Московского Кремля совместно со Андреем Рублевым в 1405 году. Мастеру приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора (первый в России иконостас с фигурами в полный рост). Самые известные иконы Феофана Грека: “Богоматерь Умиление Донская / Успение” (ок. 1380 г.), «Преображение» (1408 г.) хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира характерны для произведений иконописца.
Слайд 24Андрей Рублев:
Величайший художественный гений Древней Руси, мастер московской школы иконописи, род.
ок. 1360, ум. 1428-1430. Около 1405 года принял монашество с именем Андрей. Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Пишет самую знаменитую работу, хранящуюся в Третьяковской галерее, храмовый образ «Троицы». Создает росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1988 году Поместным собором Русской православной церкви канонизирован в лике преподобного. Автор
Слайд 25Андрей Рублев:
Евангелие Хитрово конец XIV в.
Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого
монастыря. Ок. 1428 г.
Слайд 26Дионисий:
Ведущий московский иконописец, считается продолжателем традиций иконописи Андрея Рублева, ок. 1440-1502
. Одна из первых работ Дионисия — стенные росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре. В 1481 году Дионисий возглавляет артель, которая по заказу ростовского архиепископа Вассиана Рыло пишет трехъярусный иконостас Успенского собора в Москве. В 1487 году вместе с сыновьями работает в Иосифо-Волоколамском монастыре, пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери. Последние документально засвидетельствованные произведения работы мастера — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Кирилловский район Вологодской обл.).
Среди дошедших до нашего времени икон известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад», «Уверение Фомы», «Успение Богоматери».
Слайд 28Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые
в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке.
Новгородскую школу отличают внушительность и суровость образов, обобщенность и упрощенность линий, укрупнение всех форм и деталей, геометризация рисунка, плоскостность.
Светотеневая моделировка лиц уступает место графическим приемам, складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу.
Новгородское искусство в XIV веке разветвляется на два направления — местную традицию, выраженную в иконописи и, линию, ориентированную на современную византийскую живопись, проявившуюся, в основном, в монументальной живописи.
Борис и Глеб на конях
(икона XIV в.)
Слайд 30Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений
псковских мастеров. В живописи это выразилось в повышенной экспрессии, внутреннем динамизме, напряженности образов, особенностях иконографии (иконы "Собор Богоматери" и "Параскева, Варвара и Ульяна" 2-ой половины XIV в., ГТГ).
Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и достигла своего расцвета в конце XIV – XV в. Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе. Икон этого времени дошло до нас очень немного, но их объединяет схожий, по наличию темно-зеленого, белого и розового цветов, колорит.
Слайд 31Тверская школа
В иконах XIV века большее внимание уделяется линеарности, сохраняется пластичность
и все та же плотная колористическая система, заимствованная из киевских образов. Согласно летописям этого времени, в Тверь приезжали послы из Константинополя, равно как и местные послы посещали столицу Византии. Но тверичи не переняли черты палеологовского искусства и остались верны своим архаическим идеалам, в противовес московским нововведениям.
В XV веке иконописные традиции Твери окончательно сложились. Мастера уже более уверенно владеют холодным, мерцающим колоритом фона, объемностью фигур, усиливается движение в сторону декоративности. Во многих образах появляется синий и бирюзовый, контрастирующие с киноварью, зеленым и желтым цветами. Во всех образах присутствуют такие объединяющие их черты, как разреженность композиций, прозрачные слои краски, прерывающиеся волнистые линии и неустанный бирюзовый цвет. В это время уже чувствуется большое влияние московской традиции, растворение в ней, превращение местной, самостоятельной школы в провинциальную.
Древнейшей из сохранившихся тверских икон считается икона начала XIV века «Святые Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря. Коричневые, красные, синие краски, использованные при написании фигур, и серебряный фон с белыми нимбами являются отсылкой к киевской системе колорита. Сочетание светлого фона и насыщенных цветом фигур создавало объем, этот прием неоднократно использовался местными мастерами в других, более поздних работах.
Слайд 32
Тверская школа:
Борис и Глеб. Конец XIII в.
Спас на престоле. Конец XVI
в.
Слайд 33Ярославская школа
К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется
активное храмовое строительство, что способствует и развитию местной школы живописи. Для ярославской иконописи характерными чертами стали чистые, открытые цвета, свободная и смелая манера письма. Образы подчеркнуто декорированы, порой даже чрезмерно, что придает им особую жизнерадостность. Это так же проявляется в изображении ликов, где строгость отступает перед добротой и человеколюбием. Среди ярославских икон особенно выделяется «Богоматерь Великая Панагия», написанная около 1224 года.
Характерен для всей ярославской школы и розовый румянец, наложенный поверх насыщенной зеленоватой санкири.
Слайд 35Список источников и литературы:
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
Культурология. История Культуры
России. – СПб.: СЗТУ, 2005, 220 с.
«Иконы России» // Проект Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации, [2015—2015]. Дата обновления: 02.11.2015. URL: http://www.iconrussia.ru/about/about/index.php (дата обращения: 02.11.2015).
Иконография // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 24.02.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=68847218 (дата обращения: 24.02.2015).
История иконописи // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 24.02.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=68851166 (дата обращения: 24.02.2015).
Русская иконопись // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 02.11.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=74276128 (дата обращения: 02.11.2015).
Средневековая художественная культура.
Византия. Исламский мир // [Электронный ресурс]: Дата обновления: 02.11.2015. URL: http://mirasky.h1.ru/index.html (дата обращения: 02.11.2015).
Христианское искусство. Статьи Иконописные стили. Иконописные школы. Тверская школа // [Электронный ресурс]: URL: http://ikons-allart.do.am/publ/ikonopisnye_stili/ikonopisnye_shkoly/tverskaja_shkola/75-1-0-116