Слайд 1
Проблема происхождения искусства
Подготовила
Целуйко Анна Сергеевна
студентка 1 курса
социально-гуманитарного факультета
группа 01ПО(2)17ИП
Руководитель:
Любимов Андрей Александрович
кандидат исторических наук, доцент
Слайд 2Актуальность
Искусство является непредвзятым зеркалом реальности, отражающим все детали и явления с
поразительной остротой. Новые тенденции в искусстве, спады или падения его становятся своеобразным индикатором общечеловеческого прогресса или регресса в данный конкретный период времени.
Искусство всегда занимало одну из главенствующих ролей в истории человечества. История развития искусства отображает историю развития человечества.
Слайд 3Цели
1. Разобраться в проблеме происхождения искусства.
2. Узнать о различных гипотезах происхождения
искусства и их сути.
Слайд 4Задачи
1. Найти необходимый материал по проблеме
2. Изучить книги и источники
3. Выделить
главное и обобщить
4. Сделать выводы
Слайд 5Из того обстоятельства, что на протяжении последних столетий основной сферой существования
живописи, скульптуры, музыки и поэзии является духовная культура, ещё не следует, что так было всегда, и что изначально главной, или, тем более, единственной функцией подобных видов деятельности было воздействие на духовный мир через художественные образы.
Вопрос о времени и причинах появления «палеолитического искусства» т. е. просто ряда конкретных видов знакового поведения, которые сегодня принято объединять общим понятием, и которые прослеживаются по археологическим материалам палеолитической эпохи, далеко не равнозначен вопросу о времени и причинах появления духовной культуры, т.е. того, что сейчас для нас все эти виды деятельности объединяет и позволяет выделять как нечто единое.
Слайд 6Изображение медведя из пещеры Шове. 33–30 тыс. лет до н. э.
В
первом случае речь о возникновении формы, в втором — о возникновении нынешнего её содержания. Поскольку же это последнее может кардинально отличаться о содержания древнего,
то, следовательно, и причины, вызвавшие к жизни то и другое так
же, скорее всего, окажутся различными. Далее проблема происхождения искусства рассматривается как проблема происхождения соответствующих сегодня этому понятию видов знакового поведения, независимо от того, были ли они при своем возникновении связаны с духовной жизнью человека или нет.
Слайд 7Объясняя причины, вызвавшие к жизни те или иные явления культуры, археологи
отталкиваются обычно их функций, которые часто очевидны. Для искусства, однако, эта не так - первоначальные функции рисунка, танца, музыки и иных его видов нам неизвестны. Это крайне усложняет проблему, превращая её в уравнение с двумя неизвестными: приходится выяснять не только почему появилась необходимость в выполнении данной функции, но и, прежде всего, в чем эта функция состояла.
Слайд 8Поэтому, как правило, решение проблемы происхождения искусства начинается с интерпретации смыслового
значения его древнейших памятников, установления их функций, причем о том, что это лишь первая часть «уравнения», часть вообще забывают (либо не подозревают), и до второй части - установления причин и обстоятельств, обусловивших возникновение потребности в данных действиях в данном месте и в данное время - дело доходит далеко не всегда.
Слайд 9Происхождение искусства в разных теория может связываться либо с какой-то одной
первоначальной его функцией, которой придается, таким образом, универсальное значение, либо разным функциями, и которых одни могли играть решающую роль при одних обстоятельствах, а другие при других.
Естественно, что в силу специфики археологических материалов в центре внимания исследователей, стремящихся понять причину возникновения искусства, почти неизменно оказывается изобразительная деятельность. Между тем, многие другие виды поведения, в которых сегодня реализуется художественная активность человека, возникли, вероятно, не позже и даже раньше.
Слайд 10«Искусство ради искусства» или игровая гипотеза
Согласно игровой гипотезе, уже самые ранние
изображения являются свидетельством того, что у создававших их людей существовала потребность запечатлеть в образной форме свое эстетическое отношение к окружающим явлениям и сделать своих сородичей участниками эстетических переживаний. Даже допустив, что искусство непременно зарождается на эстетической основе, нельзя исключить, что эстетическое отношение, возникнув многим раньше, чем изобразительная деятельность, и проявляясь, например, при созерцании красоты природы или совершенств отдельных орудий, соединилось с ней горазд позже её появления.
Игровая гипотеза находится в очевидном противоречии с некоторым фактами. Критики обычно указывают на то, что изображения на стенах пещер часто перекрываются, что многие из ни находятся в труднодоступны местах, а это плохо согласуется идеей, что они создавались только ради наслаждения созерцанием. Тем не менее, не стоит отрицать, что многие рисунки создавались для украшения и получения чисто эстетического удовольствия.
Слайд 11Магическая и мифологическая гипотезы
Палеолитическое искусств (либо в целом, либо в значительной
его части) выводится из магических обрядов, в ходе которых (или, по крайне мере, для которых) оно, как предполагается, и создавалось. Чаще всего его связываю с охотничьей магией или магией размножения, хоть возможны и иные варианты (охранительная магия, целительная и т.д.).
Магическая г-за
Мифологическая г-за
Пещерные рисунки стал рассматриваться не порознь, а как если бы они представляли собой некую систему знаков, где местонахождение, взаиморасположение и совстречаемость изображений подчинены определенным правилам. Итогом расшифровки явилось предположение, что рисунки на стенах пещер имеют мифологическое содержание и отражают «метафизические» представление их создателей.
Слайд 12Гипотеза информационного взрыва
Наиболее перспективной версией эколого-демографического объяснения происхождения искусства является гипотеза
информационного взрыва. Суть её заключается в предположении, что появление в разных регионах в разное время тех или иных форм символизма вообще и изобразительной деятельности, в частности, могло явиться следствием необходимости выработки специальных вспомогательных способов хранения и передачи культурной информации, преодоления естественного барьера памяти путем создания средств памяти искусственной.
Слайд 13Вывод
Географическое распространение и хронология древнейших изображений, будь то рисунки на стенах
пещер, гравировка на костяных орудиях, или вырезанные бивни и каменные фигурки животных, свидетельствую о том, что генезис многих видов деятельности, относимых сейчас к сфере искусства, имел, скорее всего, полицентрический характер, т.е. совершался независимо в разных регионах. Аналогичное предположение кажется правдоподобным и для таких форм искусства, которые не оставляют материальных следов (музыка, танец и т. д.) и не могут быть даже примерно датированы.
В дальнейшем в процесс исторического развития этих видов деятельности расширял их и менял их функции, и их традиционные формы наполнялись постепенно новым содержанием. В конечном итоге он был
объединен общей функцией, и стал восприниматься как разные
стороны одного явления, одной сферы деятельности, составив,
вместе с религией то, что называется духовной культурой.
Слайд 14Словарь терминов
Метафизический — относящийся к первоначальной природе реальности, мира и бытия
как такового.
Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в к-рых воплощаются какие-н. религиозные представления или бытовые традиции.
Знаковое поведение — изобразительная деятельность. По мнению А.Я. Шера, знаковым поведением является не любое использование одних предметов и явлений для обозначения других, а осознание особого рода связи обозначающего с обозначаемым.
Гравировка — нанесение рисунка, надписи, орнамента на поверхность металла, камня, дерева, стекла.
Полицентрический — имеющий много центров.
Слайд 15Список источников
Л. Б. Вишняцкий «Введение в преисторию», Кишинёв, 2005 г
В. П.
Алексеев, А. И. Першиц «История первобытного общества», Москва, 2007 г
А. Чубарьян «Всемирная история. В 6 томах. Том 1. Древний мир», Москва, 2011 г