Православные иконы презентация

Содержание

Закон Божий : благославляющая рука Иисуса Христа (47 страница) Господь наш Иисус Христос так нас благославляет на иконе Вседержитель. Пальцы складывают так ,что они изображают буквы Iс.Хс.,

Слайд 1ПРАВОСЛАВНЫЕ иконы
пишутся под влиянием Святаго Духа, сошедшего на иконописца.
Старинная икона Спасителя

19 век

Слайд 2Закон Божий :
благославляющая рука Иисуса Христа
(47 страница)

Господь наш Иисус

Христос так нас благославляет на иконе Вседержитель.

Пальцы складывают так ,что они изображают буквы Iс.Хс., то есть Iисусъ Христосъ Вот такой и должна быть благославляющая рука священника. (Законъ Божий , 46 страница).



(Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1993)


Слайд 3"Господь Вседержитель"


Слайд 4Двоеперстие. Рисунок из
старообрядческого сборника. XVIII в.
(РГБ. Ф. 98. №

1151. Л. 44 об.)

Ок. XIII в. в Византии Д. было вытеснено троеперстием

Установление троеперстия в РПЦ
связано с именем патриарха Никона, желавшего добиться полного соответствия между рус. и греч. литургическими практиками. В 1653 г., перед началом Великого поста (т. е. до 20 февр.), по церквам Москвы была разослана «Память», в к-рой патриарх Никон, в частности, предписывал креститься троеперстно.

полемика XV - 1-й пол. XVI в. о Д. и троеперстии была закрыта Стоглавым Собор1551 г. В 31-й гл. Стоглава Д. признано единственной возможной формой перстосложения; в тексте содержатся выписки из проложного сказания о свт. Мелетии Антиохийском и из Феодоритова слова. Решения Стоглавого Собора рассылались по Руси в виде наказных списков

http://www.pravenc.ru/text/171503.html


Слайд 5ИКОНЫ С ДВОЕПЕРСТИЕМ - ЭТО ХОРОШИЕ ИКОНЫ, ПРОСТО УСТАРЕВШИЕ, НО, ТОЛЬКО

В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЭТО СТАРЫЕ НАМОЛЕННЫЕ ИКОНЫ.

Слайд 6Икона Божией Матери
"Иверская“.Афон.
Св.Николая Чудотворца
в г. Чернобыль

Чудотворные иконы


Святогорская икона Божией

Матери (1569).

Слайд 7Современная икона.
Чудотворная ?


Слайд 8Все, что происходит в Церкви, тем более то, что связано с

молитвой, должно серьезно обсуждаться соборно. А ведь икона — это то, что предназначено помогать нам молиться: человек обращается к Богу и святым Его посредством иконы.
Те иконы, которые  писались в начале перестройки, очень тщательно обсуждались и иконописцами, и духовенством. Например, образ Патриарха Тихона, Амвросия Оптинского, Елизаветы Федоровны– процесс их создания был длительным, продуманным. Я помню, как все это происходило. Мне кажется, что тогда это было очень правильно: во-первых, все молились об этом, во-вторых, художественная сторона обсуждалось. Позже, когда канонизировались огромные сонмы святых, не стало возможности во всех подробностях разбирать вопросы иконографии каждого из них.

Сейчас много неканонической иконописи в Русской Церкви?
- В последние годы ее все больше и больше, именно потому, что безмолвствуют иерархи: нет никакого решения, чего делать точно нельзя. Я считаю, что такого определения было бы достаточно, чтобы художники не уклонялись в крайности.

Молиться ли перед суровой иконой? Ошибки и «ляпы» в иконописи.
Отвечает на вопросы заведующая кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Дмитриевна Шеко.)


Слайд 9А какая разница между традицией изображения и каноном?
В канонах богослужебных –

четко прописаны определенные правила и действия, а вот в иконописи это сложно сделать, потому что, в общем-то, здесь всякий канон – это в первую очередь традиция. Письменно нигде не зафиксировано: нужно писать только так и никак иначе. Но сама традиция складывалась поколениями верующих людей, многие из которых своей подвижнической и молитвенной жизнью взошли на более высокие ступени Богопознания, чем те, на которых находимся мы сейчас. Поэтому, изучая традиционные иконографические приемы, художник-иконописец и сам постепенно приближается к познанию истины.


Слайд 10Владимирская икона Богородицы
(до реставрации начала 20в.)


Слайд 12- В том-то и дело, что не регламентировано. Слепота, во всяком

случае, нигде больше, кроме образа Матронушки, не изображалась – это исключительный случай, хотя конечно в истории Церкви были святые слепцы. Очень жаль, что по поводу иконографии святой Матроны не вынесено никакого соборного решения, обязательного для всей Церкви…
Но я считаю, что в случае с этой иконой важен  даже не вопрос о закрытых или открытых глазах, а нечто другое: наиболее растиражированная икона блаженной Матроны, на мой взгляд, спорна не только с точки зрения иконографии. Она очень уродливо написана, этот лик никакого отношения не имеет даже к сохранившейся прижизненной фотографии Матронушки: на фото у святой довольно полное лицо, крупный нос, мягкие, округлые щеки и приятное выражение лица. А здесь все такое усохшее, тонкий-претонкий нос, огромный страшный рот, напряженное лицо, зажмуренные, неспокойные глаза. Неумелая, некрасивая работа. Да, от портретного сходства можно отходить, но икона должна обязательно отражать духовную сторону личности, а не искажать ее.
Иконописный лик – из измученного  лица.

Блаженная Матрона – зрячая?


Слайд 13Связь времен чувствуется и в обратном: заходишь в храм 18-19-го века

постройки, поднимаешь голову, а под куполом – изображение «Новозаветной Троицы». А ведь поместный Собор Русской Православной Церкви 17-го века запретил изображать Бога Отца в виде седобородого старца. Почему такие изображения остаются в храмах до сих пор?
- Это изображение – результат западного влияния. В 17-18 веках в России был страшный сумбур, Церковь была обезглавлена – при Петре Первом появился Синод как государственный орган церковного управления. Авторитет Православной Церкви был задавлен авторитетом государства. Запрет Собора хоть и появился, но, тем не менее, в 19 веке он абсолютно игнорировался.

Слайд 14
Что сейчас происходит в иконописи?
- Сейчас есть масса людей, совершенно

не знакомых с классикой и совершенно не умеющих писать. Иконопись стала поэтому писать образы ринулись все, очень доходным ремеслом,кому не лень. Даже те, кто написал 2-3 иконы, уже стали называть себя иконописцами. Продать икону гораздо проще, быстрее и выгодней сегодня, чем продать какой-нибудь пейзаж. Так что любую икону сейчас с руками отрывают. В лавках смотришь – такие страшные бывают образы, а ведь они покупаются кем-то.
- Где все-таки, по-вашему, критерий, по которому можно сказать: это икона хороша, а эта — нет?
- Мне кажется, что главное содержание образа – даже если живопись академическая – это состояние духа изображаемого. Есть академические иконы, которые очень духовны: икона Дмитрия Ростовского, Иосафа Белгородского, Валаамская икона Богоматери. Там передано состояние «обожения» – бесстрастие, твердость и в то же время доброжелательность, умиротворенность. А иначе, зачем молиться перед иконой, если она «молчит».

Заведующая кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Дмитриевна Шеко.

Валаамская икона Богоматери


Слайд 15
Сравни истинно православные иконы

и современные

Нет смирения; гордость

?


Слайд 16Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам

Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме в Сионской горнице и хранилась первоначально в Иерусалиме у Иоанна Богослова.

(Куплена в Ченстохово)


Слайд 17А это современные
А привозили вот эту,
сравните (пред.слайд)


Слайд 18 икона Божией Матери
Иерусалимская
А вот другие работы св.Луки
«Благодать Родившегося

от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».

Тихвинская икона Божией
Матери Одигитрии.

Неужели св.Лука писал разное
положение рук? В каждой иконе
по-своему?

«Одигитрия»


Слайд 19Посмотрим на лик
сравните


Слайд 20Лик на древних иконах величествен и строг. Здесь нет места сентиментальности

и ласковости – этим проявлениям душевности, суррогата любви. Духовная любовь, отраженная в ликах древних икон, строга и требовательна. Взор святых на них смотрит на нас из вечности. Он как бы охватывает всю вселенную. Вечность и бесконечность отражены в нем. Тут нет и следа примиренности с грехом или снисходительности к нему. Поэтому лики древних икон непонятны, чужды, а иногда прямо страшны для плотского, привязанного к страстям человека. Но в этой ненависти к греху, в этой беспощадной правде – одно желание, всецелое желание – спасение человека. Истинная любовь, духовная любовь, отраженная древними иконописцами, не идет на компромиссы.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Спас Вседержитель 

Андрей Рублёв. Спас Вседержитель.


Слайд 21Видите разницу?


Слайд 22Почему отличается благославляющая рука?
А теперь?



Слайд 23Языческие жесты в иконах
http://rutube.ru/video/b4d062450e56d1ed66673323900a8a65/

Притви мудра
Прана мудра
мун
Языческие жесты в иконах
?
?
?
бафомет


Слайд 24Волжский Крестный ход,2010
http://www.4vsar.ru/articles/pyt-rossii/6925.html

Как объяснил настоятель храма Сергий Дмитриев, это металлический киот,

сделанный в форме БЛАГОСЛОВЛЯЮЩЕЙ руки, с частичкой мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Святыню привез Волжский крестный ход.

Слайд 25Сравним
Будизм,притви мудра
Икона Господа Иисуса Христа
"Жизнеподатель»

Какой жизни податель?

http://patriarhi.ru/page-20.html

IОC
Иосий-спаситель
(евр.)


Слайд 26Иосий- бог секты иегова

Яхве — Иегова: оскоплённый Сетх!


Слайд 27Когда заменили?
Митрополит А. Р. сказал, что
таких икон не должно быть

(с прямым мизинцем)
-Можно к ним прикладываться?
-Нельзя.

(На курсах православных учителей 15.08.2013.)


Слайд 28древнегреческие и римские ораторы, восходя на кафедру, приглашали слушателей к молчанию

и вниманию, поднимая перстосложенную руку, и во время произнесения речи жестикулировали особым образом
Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения.

означал начало речи, а также сам процесс повествования, иногда - порицание или обвинение. Подгибание двух средних перстов под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Подгибание всех перстов и распрямление указательного символизировало порицание или, собтвенно, указание.

Язык жестов

Неужели мы язычники?


Слайд 29с церковной практикой древности, обычным жестом на молитве было воздеяние (т.е.

поднятие) рук. Этот жест служил символом, естественным внешним выражением пламенной и искренней внутренней молитвы. Святой апостол Павел, говоря об устроении церковной жизни молодых христианских общин, пишет в 1-м послании к Тимофею: «итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Наиболее ярким из сохранившихся и хорошо известных иконописных типов, отражающих подобную практику, является икона Божией Матери «Оранта» или «Знамение».

Слайд 30Чудотворные иконы ?
N (insulsus). (по-латыни) .Пошлый,оскорбление,скучный
(по-англ.stupid)
?
?
?
Вы
обращаете
внимание
на
написание
имени
Иисуса
Христа?


Слайд 31Важно помнить заповедь св.отцов не стремиться к чуду и ни в

коем случае не добиваться его. Это запрещено и Самим Спасителем. «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф.16.4). Ибо происходит очевидная ценностная подмена: человек едет в монастырь не за святостью, а за чудом, не за очищением от грехов, а для «подзарядки». Так раньше «заряжались» перед экраном телевизоров во время выступлений экстрасенсов.
Всё это наносит духовный вред. И наше отношение к любому чуду должно быть крайне осторожное и духовно трезвое. Св.отцы учат, что не будет греха, если и подлинно Божие явление или видение мы не примем, опасаясь прелести. Куда страшнее бездумное погружение в стихию чудес.

http://www.pravpiter.ru/pspb/n177/ta009.htm


Слайд 32…случай, произошедший в Свято-Покровской церкви г.Дзержинска. В 2005 году в январе

там замироточили иконы. Началось паломничество. Служились молебны. Но вот 12 февраля перед началом литургии в потире обнаружили… миро. Священник благословил богослужение продолжить, а миро удалить. 13 февраля в чаше уже обнаружили кровь или миро цвета крови. Снова батюшка дал благословение на продолжение литургии.
20 февраля, перед началом службы, когда люди пришли в храм, произошло самовозгорание рушников, украшавших иконы, и покрывал на алтаре. Храм наполнился дымом. Вызванные пожарные не смогли установить источник возгорания. Позже священник сообщил подробности: сначала мироточило все больше икон, потом началось кровоточение — текло с икон, с крестов, со стен. Мироточение было и из антиминса. Потом во время вечерней службы появились пятна, похожие на кровь, на Престольном Евангелии. Младший священник предложил прекратить службу, но настоятель решил продолжить. И вот тут полоснула будто молния — и Престол охватило пламя. Полностью сгорел антиминс, обгорели некоторые иконы вблизи Престола.
Согласитесь, здесь есть о чём задуматься…

http://www.pravpiter.ru/pspb/n177/ta009.htm


Слайд 33Наши любимые святые
Что с ними?
Благословение левой рукой?


Слайд 34Сколько ошибок?


Слайд 35

Узнаёте?


Слайд 36 …чудотворная икона одновременно близка и далека от грешника. Здесь близость

духовной любви, любви к человеку как образу Божию и в то же время огромная дистанция, дистанция, отделяющая грешника от святости. Человек чувствует, как близок к нему Бог и как он сам далек от Бога. Одно из свойств святости – ненависть к греху. Святыня не может соединиться со скверным и нечистым.

Слайд 37ОБНОВЛЕНЧЕСКИЕ иконы,сделанные масонами ,для создания единой религии.
Вывод:
Неправильные иконы:страстные
тапочки
Взгляд
лукавый


Слайд 38?
Что это
иконоборчество
21 века?
Чтобы понять духовную красоту иконы, душа должна через покаяние,

внутреннюю молитву и включенность в храмовую жизнь очищаться от греха и страстей, тогда она сможет воспринять надмирную красоту, как сродную ей
. http://karelin-r.ru/iskuss/87/1.html

Где здесь духовная
красота иконы?


Слайд 39«Определение святого Великого и Вселенского Собора, второго в Никее» гласит:
сохраняем

все церковные предания,…— со всяким тщанием и осмотрительностию определяем,
чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом
взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству.
честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.
Итак мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в Кафолической Церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям,— определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы»
VII Вселенский Собор (II Никейский), был созван в 787 в г. Никее против ереси иконоборчества


Слайд 40Купить икону?
«честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу»


Слайд 41КАТОЛИЧЕСКИЕ
пишутся, как правило, с натурщиков.
Выражают страсть


Слайд 42В католических трагизм земных, душевных человеческих переживаний. А чаще всего другое

– человеческая чувственность, то, что обращено к земле. Рай и ад или забыты, или оземлены, перенесены на землю. Там икона смотрит по-земному, может быть, добрыми глазами, но видит только земной мир. Перед такой иконой грешник, не пройдя через огонь покаяния, может вполне отдаться душевным переживаниям. Эти едва ли не улыбающиеся, а иногда действительно улыбающиеся лица на иконах действуют на грешника усыпляюще, в них – капитуляция перед грехом, примирение с ним: грешник любит, когда на его безобразия смотрят сквозь пальцы.
в католической мистике так много говорится о восторженной любви и так мало о покаянии, очищении сердца и повседневной жестокой борьбе со страстями. Архимандрит Рафаил (Карелин)


Слайд 43византийское письмо+католическое
(правильное положение руки)




Слайд 44
Это касается и лика на иконе, каким он написан и

на который вы обращаете внимание.


(17 псалом;26,27.)

Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: худые со­общества развращают добрые нравы» (1 Кор 15, 33). Или: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор 6, 14,16).

С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши,и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися."


Слайд 45Что у нас есть?


«Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
,


Слайд 51


http://wikibit.net/clip/%D0%9E.-%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F
Безымянный о 666. Благославляющая рука Спасителя.

Cпаси Бог!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика