О поиске смысла в жизни и искусстве презентация

Содержание

Художник.

Слайд 1

О поиске смысла в жизни и искусстве.

Мы тоже были в этом мире…








Слайд 2


Художник.

Мастер.

«Владеющий техникой». Внешнее. •«Технику освоите сами». •«технические моменты меня не интересуют, знание техники придет само». Басманов.

«Слышащий внутреннее».
«Не поется – не споешь».
«Искусство – подвиг, подвижничество, честь, совесть».

О недостаточной общемировоззренческой подготовки в системе художественного образования России.



Слайд 3

Понятие «концепция» – одно из ключевых понятий духа нашего времени. Как это

переживал я: 1) желание просто рисовать; 2) поиск своей темы; 3) появление жажды какого-то большого смысла; 4) мышление циклами. Концепция - система взглядов на что-нибудь; основная мысль. Концепция есть результат работы нашего сознания? Концепция придумывается? •Сверхсознание. •Сознание. •Подсознание. Искусство концепции. Сущность «всплывает» в нашем сознании, проявляется. Но не придумывается. Изобразительный и технический материал могут меняться как угодно сущности. Они зависят от технических возможностей своего времени и от Духа Времени. «Технику освоите сами» П.И. Басманов.


Идея – греч. «образ», «представление».

У Платона- вневременная сущность, динамический и творящий архетип существующего.


В христианстве: прообраз вещи, вечно существующий в уме Бога.



Слайд 4
1988 г. Поиск концепции

ЖАЖДА «КОРНЕЙ», «ЖИВОЙ НИТОЧКИ»



Слайд 5
Концепция: «Саратовская художественная школа как насильственно прерванное движение в нашей культуре».
Возможно

Басманов – единственный художник в России второй половины ХХ века, кто так высоко ценил саратовскую школу живописи.

«Саратовская школа живописи – высота!». Басманов. «Я бы хотел быть в их группе»..
•О Мусатове говорил, что если бы он не ушел из жизни так рано, то неизвестно, как стало бы развиваться наше искусство.
•Павел Кузнецов, когда увидел его работы, сказал «Теперь нас двое!» И это была не шутка. Такое было время.
•О значении Хвалынска:
как Экс во Франции. Мы должны иметь свою «мекку» для художников, утверждать Петрова-Водкина как патриарха.





Слайд 6

Саратовская художественная школа – что это такое?
Стоит попытаться уточнить, чётче сформулировать

сущность того, что представляет из себя органическое единство творческих индивидуальностей Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Петра Уткина, Кузьмы Петрова-Водкина и др.
САРАТОВСКАЯ ШКОЛА
1. пластический символизм; 2. живописно-пластический реализм;
■ 1900 -— ■ 1910 ----- 1937 ■

Можно назвать это как явление постимпрессионистическое. ■

В обоих случаях отсутствие резкого отрицания предшествующей классической культуры.

И там, и здесь возвращение способности жить в большом пространстве и большом времени, ■ соприкосновение с величием космического бытия, ■ стремление к “опрощению” искусства - поиск выразительной простоты. ■
Общая формула:
“СЛИШКОМ ПРОСТО + СЛИШКОМ ТОНКО”. ■

И, наверное, самое главное соответствие, это подражание не предметной видимости, а ее упорядоченности и гармоничности, ■ то есть строительство художественного произведения, его конструирование по заложенным в самом Космосе законам. ■

Слайд 7
1989 г. «КАЧЕСТВО ПРЕВЫШЕ ВСЕГО».
Это стремление к качеству

воспринимается важнейшей
особенностью саратовской художественной традиции.

Слайд 8
1991 г.

Продолжая традиции саратовской школы.

От великой утопии
к антиутопии памяти.


Слайд 9
Почувствовать космическую перспективу. < Как концепция

А.Демко, А.Любавин и я мечтаем на

горе Каланча, как и Петров-Водкин, пережить это ощущение.

Утром в нашем саду сквозь листву старых яблонь смотрю на голубое небо. Вдруг – острое ощущение, неиспытываемое мной ранее: ощущение расположенной впереди меня бездны, неизмеримо огромного пространства. Взгляд пытается пронзить эту голубизну, преодолеть ее, проникнуть за нее. И тонет в ней. Очень странное ощущение: смотришь, но нет впереди никаких преград… И начинаю понимать, что я как бы на пороге совершенно иного видения. И в нем, в этом видении, облака уже не просто облака, пусть даже очень красивые, Они та небольшая преграда, что отделяет нас от массы пространства…
Сколь угодно я мог читать, размышлять о космичности восприятия, но к сути, к самому важному прикоснулся только сейчас, когда так остро пережил это.

Космичность восприятия – какой то другой способ видения.
6.09.91.

Моим становится лишь то,
что самим пережито


Слайд 10

1995 г.

О ПОСТОЯННОЙ УСТРЕМЛЕННОСТИ К ВОЗВЫШЕННОМУ…

Услышать звук вечности в этих горах – задача достойная.
Попытаться сделать своеобразный библейский цикл.
 
Один из положительных моментов нашей жизни здесь – постоянная устремленность к возвышенному. ■
Осознал это и радостно, и кажется – какой ты счастливый человек.

Сегодня праздник Яблочного Спаса.
Мы с Васей Мезер возвращались с утреннего мотива, а наши друзья собирались в церковь на этот праздник.
И когда я думаю сейчас об этом, внутри возникает нечто большее, чем сомнение.
Оправдано ли наше такое рвение?
Не возникнет ли в дальнейшем сожаления о напрасно затраченных усилиях?
Так у Флоренского в размышлениях о моем имени говорится, о том, что осознается в конце жизни прельщение и Владимир умрет просто хорошим человеком.
 Прошел день Яблочного Спаса.
Спасет ли меня моя работа?
 


Слайд 11

1998 г. Концепция ИСКУССТВО КАК ДУХОВНЫЙ ПУТЬ. Нести искусство перед

собою как большую ценность или опираться на него?

«Эстетство ведет к бездушию. Когда красота впереди добра».
Но пока красота в моей практической жизни стоит впереди добра.

ОЩУЩЕНИЕ ОТ ПРИКОСНОВЕНИЯ К ЭТОЙ ИДЕЕ.
■ Ярко вспыхнув когда-то в моем сознании, показалась сначала и новой, и спасающей.
■ Позже -осознание того, что она совсем не нова, а существовала всегда, как существует само искусство.
■ Она не является достоянием какого-то конкретного стиля или направления, а может быть их своеобразным завершением, вершиной.
■ Ощущение опасности - когда искусство превращается в новую форму религии.


Слайд 12

1999 год.

МЕЧТА ВАН ГОГА.

Идея художнического братства.




Ирина Георгиевна Коровай рассказала кому-то в Москве о наших хвалынских заездах. И услышала в ответ: «Да это же мечта Ван Гога!»

Мечта Ван Гога – совместная работа, совместный поиск, художническое братство.
Это и наша мечта, и наше желание, и наша попытка ее реализации


Слайд 13
Республиканская теоретическая конференция. Август 2005 г. Реализация идеи «школа пластического формообразования».

Эта теоретическая конференция по проблемам художественного образования России – самое главное событие Хвалынска этого года.
В ней мы попытались ответить на вопрос,

как ликвидировать разрыв, как построить мост между искусством начала ХХ века и нашим временем.
 
Развитое пластическое сознание, способность моделировать при помощи него наше мироощущение и наше мировоззрение – это ключ к пониманию искусства ХХ века.
И это одновременно база и фундамент дальнейшего развития искусства.
 


Слайд 14

ИНХУК + ДУХ.

Как зажигает меня эта идея!



■ Подъем на «вершину» каждого со своей стороны.
Это личный поиск синтеза: художественная культура +
нечто (то, что сверх культуры). Это нечто находится в сфере духа.




■ «ИНХУК + ДУХ» - может стать нашим совместным устремлением. При этом каждый может выполнять свою особую личную миссию. Это может стать ядром нашего хвалынского притяжения.


Слайд 15
Идея невидимого моста
между Хвалынском и Подольском (Тарусой).
А.Любавин. 2002 г.















Эта

мысль новая. Рождена именно им, и это его вклад в хвалынское дело.



Слайд 16
ИСКУССТВО – ТВОРЧЕСТВО ДУХА. Концепция В.Мезер.

Конечной целью произведения искусства будет сотворение

Благообраза.

Эта сложнейшая задача требует не только личного духовного,
профессионального и творческого восхождения, но и соборного, целостного движения русского искусства.

Москва. Журнал «Наше наследие». Выставка «Притяжение Хвалынска». 2002 г.

А.Любавин. В.Мезер.

Слайд 17
«ВНУТРЕНИЗМ» как концепция. ■ Размышления о том, как может реагировать

визуальная культура на вызовы нашего времени.

Самое главное, что актуально для нас в творчестве Петрова-Водкина.
Это не конкретные особенности его живописно- пластического языка.

Это та, «другая сторона», с которой советовал нам посмотреть на Петрова-Водкина П.И.Басманов. 18.11.16.

За внешней формой творческой реализации в области визуального искусства скрыто нечто, некая внутренняя, трудно определимая, но реально существующая сторона…

«ВНУТРЕНИЗМ»
- это тот«ИЗМ», в который мне очень хочется погрузиться.



Слайд 18
О внутреннем плане творческого метода Петрова-Водкина и актуальности его для нашего

времени.




Слайд 19

О возвращении имени Петрова-Водкина в нашу российскую культуру. 1966. «Художник

будущего».

1984 г. Начиная с этого времени мы с Павлом Маскаевым часто слышим в воспоминаниях ленинградского художника П.И.Басманова имя Петрова- Водкина. Особенно вспоминаются его слова: «Хоть шапку пред ним снимай» и «художник будущего». Последнюю фразу Басманов увидел в одном из болгарских художественных журналов по искусству в 60-ых годах 20 века. В то время имя Петрова-Водкина почти запрещено в нашей стране. Вернувшаяся из Европы картина «Купание красного коня» еле-еле входит в двери квартиры семьи Петровых-Водкиных. И тогда Басманов подумал:»Почему вспоминать о Петрове-Водкине в Болгарии можно, а у нас – нет».
Из рукописи Г.П.Губанова «Это дар судьбы».
«Может быть самое значительное, что совершилось в Русском музее в 1966 году при В.А. Пушкареве – это грандиозная выставка картин К.С.Петрова-Водкина, надолго забытого на своей Родине… Выставка произвела сенсацию, неотразимое впечатление на все общество. Чуткими людьми эта выставка воспринималась как торжество красоты над силами ада и зла… Мало кто знает, что годом раньше в библиотеке ленинградского союза художников, где Павел Иванович был бессменным председателем библиотечного совета, по инициативе Басманова произошла выставка рисунков Петрова-Водкина из частных собраний города. Басмановым же был приглашен на нее искусствовед Костин из Москвы. Он прочитал на вечере памяти главы из еще не опубликованной тогда монографии о Петрове-Водкине. Зал библиотеки был заполнен до отказа. Дверь в коридор была открыта и в нее постоянно заглядывал председатель союза Ярослав Николаев. Боялся – как бы чего не вышло. При чтении книги в зале было тихо. Все присутствующие чувствовали, что являются свидетелями чего-то таинственного, мистического и невероятного. Про этот необыкновенный вечер, прошедший в ЛОСХе, П.И.Басманов рассказывал мне неоднократно…» ←Именно этот вечер в ленинградском союзе СХ стал настоящим толчком возвращения имени Петрова-Водкина в нашу российскую культуру.


Слайд 20

Россия и Запад.

■ Выбор Петрова-Водкина срединный.

■ Он против “упрощённой самодельщины” и против “провинциального захлестывания Западом”. ■
2 национальный 1 растворение
изолированный в культуре Запада
▼ 3 ▼
сохранение своего и
использование достижений Запада

Проблема взаимоотношений
“художник – зритель”.
■ Позиция Петрова-Водкина жесткая: “Болтовню о своих песнях надо бросать”.
И в тоже время срединная: “Искусство должно активизировать зрителя”.

2 “жевать за зрителя идеи” 1 “непонятый” художник
▼ 3 ▼
“свой лад и каждому свой”,
“чтобы песня была услышана коллективом земли”

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕТЬЕГО ПУТИ. 2003.


Слайд 21

Концепция: Искусство как трансформационный путь.  «Если твоя работа не совершенствует тебя…»

Петров-Водкин.


1 → 2 . Мы привыкли к тому, что главным в изобразительном искусстве является художественное произведение.
И то, что происходит внутри художника, волнует нас мало.

Если же мы зададимся вопросом: «Что важнее для вечности?», то наше представление о взаимоотношении этих двух элементов может измениться в другую сторону. 1 ← 2.
“Наступит время, когда не живописи будет искать художник, а посредством её”.

Творческая реализация в сфере искусства преобразует внутренний мир каждого, кто ею занимается, независимо от его желания.

Трансформация внутреннего мира человека есть такая же реальность, как создание самого художественного объекта.
Состояние внутреннего мира художника может осознаваться не менее важным, чем созданные им художественные произведения.


Слайд 22
Концепция –основная мысль: «Освещать путь к тайне» Петров-Водкин.


“Искусство – это творчество,

направленное к постижению верховных запросов бытия. Это единственное звено, связывающее человека с тайнами мироздания”.


“ … не учить, не развлекать вы должны, а светить”.


“Легче учить, чем поступать самому. Гораздо легче забавлять, то есть усыплять тайну в душе другого,
чем освещать путь к ней”.


Слайд 23
В XX веке, как никогда ранее, начинает обнаруживаться несоответствие между духом

времени и Духом Вечности. ■

Тонко чувствующее сознание начинает осознавать разнонаправленность их движения:

Бог в центре Человек в центре
 
■------------■----------------------■ ---------------------►
Возрождение 1900 2000
< ---------------- 

Отсюда возникают и сомнения в стремлении к новому во чтобы то ни стало. ■
И в этом кроются основные мотивы разнообразных попыток обратного движения в искусстве, будь то интерес к Востоку у П. Кузнецова или к древнерусскому искусству у Петрова-Водкина. ■

Важнейшей же внутренней и формальной проблемой искусства представителей третьего пути становится поиск баланса, соответствия, взаимосвязи Духа Вечности с духом времени. ■



Слайд 24

Для Петрова-Водкина характерно:
1. Склонность к осмыслению художественного процесса .
2. Стремление

к осознанию вектора своих творческих устремлений.

Реальность наших дней становилась все более и более сложной. Усиливались и диктат рынка, и хаос и разброд, и ощущение ненужности, невостребованности самого предмета наших творческих устремлений. Все это на фоне отсутствия какой - либо ясной художественной стратегии.
На первый план в хвалынском движении стали выходить не конкретные творческие реализации, а поиск самой стратегии, некоего общего направления движения. →

1.Проблема общей гуманитарной подготовки.
2. Искусство концепции – важнейшая составная часть творческой работы.
3. Проблема выбора стратегии.

2013 г.
135 лет со дня рождения К.С. Петрова-Водкина. 7-я научная конференция
“К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох”.


Слайд 25
Органическое переплетение

двух глобальных художественных концепций академического метода и модернизма – важная особенность творческого метода Петрова-Водкина.

Привезенные Борисовым-Мусатовым импрессионизм и постимпрессионизм, быстро адаптировались в России и дали начало новому этапу развития нашей национальной культуры – становлению и развитию пластического метода.
В итоге модернизм, благодаря этому художнику на небольшой период расцветает в российской художественной жизни и даже пытается активно вытеснять предшествующий ему академизм.

Но в творчестве самих наших выдающихся земляков отношения между академическим и пластическим методами оказались более сложными. Классические основы академического метода не выбрасываются из творческого опыта этих художников, а органически в нем переплетаются с методом пластическим. Особенно ярко эта особенность проявляется в творчестве К.С.Петрова - Водкина.



Слайд 26

«Художественное произведение триедино в своей основе».
История изобразительного искусства Европы представляет собой

последовательную смену академического метода пластическим, а затем метода пластического методом, который условно можно назвать постмодернистским. Уже говорят о том, что исчерпывает себя и метод постмодернизма.

Новая парадигма: Интегральный подход – это новый метод, способный придти на смену постмодернизму. Разработан американским транспсихологом Кеном Уилбером.

Термин «интегральный» – значит неразрывно связанный, целостный, единый.

С точки зрения этого подхода художественное произведение, создание которого является целью художественного творчества триедино в своей основе.


Три основные его части-целостности (холоны, говоря современным языком) это:
1)«художник»; 2) «произведение»;
3) «зритель».

Всю историю развития визуальной культуры Европы можно представить как постепенную смену внимания с «художника», когда доминирует академический метод, на «произведение»- тогда начинает доминировать пластический метод (модернизм). Концентрация нашего внимания на «зрителе» приводит к доминированию метода постмодернизма.



Слайд 27
Теперь становится ясно, что игнорирование любого из перечисленных частей-целостностей: «художника», самого

«произведения» или «зрителя» приводит к ущербности, неполноте нашей творческой реализации.
И соответственно, академический метод, модернизм и постмодернизм с точки зрения интегрального подхода представляют собой некую целостную, органическую систему.

•После модернизма невозможно игнорировать искусство организации материала.

•После постмодернизма уже невозможно игнорировать искусство концепции, интерпретации, контекста, диалога.

•Невозможно игнорировать и самого «художника» - того, кто непосредственно создает окружающую нас визуальную среду.



Слайд 28

Что такое «Целостное состояние человека»?
Идея интегрального подхода всегда была близка российскому

самосознанию. Привязывая его к нашей национальной традиции лучше называть это «целостным подходом».

Петров-Водкин:«Сюжет как «целостное состояние человека».
Практическая реализация идеи «целостного подхода» многое меняет в нашем сознании.

Что является итогом жизни художника:
Художественные произведения (?)

Хвалынская действительность говорила нам о том, что все гораздо сложнее.
Есть нечто еще, что мы должным образом пока не оцениваем.
Особенно чувствовалось это тогда, когда мы теряли близких друзей. Такой ответ начинал казаться упрощенным. Он не учитывает нечто важное, может быть самое важное, для чего приходит человек в этот мир: качество внутреннего мира самого человека.


Слайд 29

Идея российской цивилизации. Святейший Патриарх – проблема выбора пути.
Не русская,

а российская – категория, предельно точно обозначающая нашу субъективность.


Цивилизация выше этносов и конфессий, она над сословиями и даже гражданством.

В основе ее –культурная парадигма, которая объединяет людей ценностно и мировоззренчески.

Нам сегодня нужно именно объединение, а не борьба всех против всех.
Россия всегда была сильна своей нравственной позицией. Это -солидарная цивилизация.

Как поступать в такой сложной ситуации, как ситуация нашего дня- диалог с умными.
С теми, кто понимает всю глубину той бездны, в которой оказалось человечество.



Слайд 30
Подход "догоняющего развития.

Принцип "догонять" априори предполагает отсталость. Если мы догоняем, то мы всегда отстаем,

поэтому в самом этом подходе, представляющем западную модель как идеал, есть нечто опасное для развития России".



Есть мы, и есть Западная Европа, и это разные субстанции.



Главную опасность, которая существует не у границ России, а внутри неё, внутри каждого из нас.
И ровно такая же ситуация — внутреннего раскола — существует сегодня и внутри Европы.


Святейший Патриарх • Проблема выбора пути.


Слайд 31
Путь российской цивилизации. Святейший Патриарх – проблема выбора пути.
О необходимости формирования

многополярного мира.
дальнейшее углубление цивилизационных противоречий рискует превратиться в непреодолимую мировоззренческую пропасть. Подлинная же альтернатива этому процессу, по мнению главы РПЦ, — не "война всех против всех", не погружение мира в пучину хаоса или гражданские столкновения внутри отдельно взятых стран, а 
"новый диалог народов, осуществляемый на принципиально новых основаниях.

Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства,
в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, российская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность".


Слайд 32
«Художник будущего».



•Художественная стратегия Петрова-Водкина строилась на доминанте внутреннего плана изобразительного искусства над внешним, то есть, над формой.

•Его идея внетеченческого подхода означала не замыкание на каком-то очередном пусть даже очень актульном «изме», а использование всех новых открытий в области визуальной культуры
для еще более полного выражения так важного для нас
«целостного состояния человека»

направления; школы; мастера
▼ ▼ ▼
личностный синтез

Идея целостного подхода представляется самым важным практическим выводом из нашего многолетнего общения с творчеством К.С. Петрова-Водкина.


Слайд 33
Русская революция в изобразительном искусстве начала 20-го века. •Разделение. •Правда Репина

(1) и правда Малевича (2). •Можно ли преодолеть это разделение? А. Толерантность –внешнее единство. Б. Линия Мусатов – Петров-Водкин. Идея 3-го пути: попытка органического соединения – целостный подход.
Поиск пластической идеи. •Идея слова «РЕЭВОЛЮЦИЯ». •Идея опрокинутого креста. Идея единения – невоплощенная идея российского художественного сознания, заветная мечта хвалынского движения. •Непреходящая актуальность всего положительного опыта, накопленного визуальной культурой человечества за всю историю своего существования. Может стать внутренним, экзистенциональным (пережитым) опытом каждого человека. Один из путей •стать микрокосмом. •Нельзя навязывать целостный подход.


Слайд 34
•Русское искусство 19 века.
•Мусатов и русское искусство коца 19-го века.
•Прямоугольник, разделенный

диагональю на два пространства: а)побеждающий модернизм; б) проигравший реализм+ академизм.


• Идея слова «РЕ Э ВОЛЮЦИЯ». Выражает 3-ий путь возможного развития изобразительного искусства российской цивилизации.
Связан с устремлениями саратовской художественной школы, Петрова-Водкина к органическому соединению в своем творчестве лучших сторон академизма, реализма, модернизма.


•Идея «опрокинутого креста». Во втором прямоугольнике синяя вставка – вклад Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина в русское искусство начала 20-го века, обогащение его достижениями импрессионизма и постимпрессионизма.



Слайд 35

Правда и неправда
революции в русском искусстве
начала 20-го

века
 
Правда Репина Правда Малевича  
•Ненависть •вражда •разделение •

 
Пути преодоления разделения.
1.Толерантность > внешнее единство.
 
2.Внутреннее единство > ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД.


•Неправда линейной парадигмы > Разделяет.
«выбросить на свалку истории академический метод».

 
•Петров-Водкин был прав! >
«Вобрать в себя правду другого»-

Идея ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА.
 



Слайд 36
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный

зной…
Срок настанет- Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?».

И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав-
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Иван Бунин.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика