«Владеющий техникой». Внешнее. •«Технику освоите сами». •«технические моменты меня не интересуют, знание техники придет само». Басманов.
«Слышащий внутреннее».
«Не поется – не споешь».
«Искусство – подвиг, подвижничество, честь, совесть».
О недостаточной общемировоззренческой подготовки в системе художественного образования России.
Идея – греч. «образ», «представление».
У Платона- вневременная сущность, динамический и творящий архетип существующего.
В христианстве: прообраз вещи, вечно существующий в уме Бога.
Моим становится лишь то,
что самим пережито
Услышать звук вечности в этих горах – задача достойная.
Попытаться сделать своеобразный библейский цикл.
Один из положительных моментов нашей жизни здесь – постоянная устремленность к возвышенному. ■
Осознал это и радостно, и кажется – какой ты счастливый человек.
Сегодня праздник Яблочного Спаса.
Мы с Васей Мезер возвращались с утреннего мотива, а наши друзья собирались в церковь на этот праздник.
И когда я думаю сейчас об этом, внутри возникает нечто большее, чем сомнение.
Оправдано ли наше такое рвение?
Не возникнет ли в дальнейшем сожаления о напрасно затраченных усилиях?
Так у Флоренского в размышлениях о моем имени говорится, о том, что осознается в конце жизни прельщение и Владимир умрет просто хорошим человеком.
Прошел день Яблочного Спаса.
Спасет ли меня моя работа?
«Эстетство ведет к бездушию. Когда красота впереди добра».
Но пока красота в моей практической жизни стоит впереди добра.
ОЩУЩЕНИЕ ОТ ПРИКОСНОВЕНИЯ К ЭТОЙ ИДЕЕ.
■ Ярко вспыхнув когда-то в моем сознании, показалась сначала и новой, и спасающей.
■ Позже -осознание того, что она совсем не нова, а существовала всегда, как существует само искусство.
■ Она не является достоянием какого-то конкретного стиля или направления, а может быть их своеобразным завершением, вершиной.
■ Ощущение опасности - когда искусство превращается в новую форму религии.
Идея художнического братства.
Ирина Георгиевна Коровай рассказала кому-то в Москве о наших хвалынских заездах. И услышала в ответ: «Да это же мечта Ван Гога!»
Мечта Ван Гога – совместная работа, совместный поиск, художническое братство.
Это и наша мечта, и наше желание, и наша попытка ее реализации
■ Подъем на «вершину» каждого со своей стороны.
Это личный поиск синтеза: художественная культура +
нечто (то, что сверх культуры). Это нечто находится в сфере духа.
■ «ИНХУК + ДУХ» - может стать нашим совместным устремлением. При этом каждый может выполнять свою особую личную миссию. Это может стать ядром нашего хвалынского притяжения.
Самое главное, что актуально для нас в творчестве Петрова-Водкина.
Это не конкретные особенности его живописно- пластического языка.
Это та, «другая сторона», с которой советовал нам посмотреть на Петрова-Водкина П.И.Басманов. 18.11.16.
За внешней формой творческой реализации в области визуального искусства скрыто нечто, некая внутренняя, трудно определимая, но реально существующая сторона…
«ВНУТРЕНИЗМ»
- это тот«ИЗМ», в который мне очень хочется погрузиться.
1984 г. Начиная с этого времени мы с Павлом Маскаевым часто слышим в воспоминаниях ленинградского художника П.И.Басманова имя Петрова- Водкина. Особенно вспоминаются его слова: «Хоть шапку пред ним снимай» и «художник будущего». Последнюю фразу Басманов увидел в одном из болгарских художественных журналов по искусству в 60-ых годах 20 века. В то время имя Петрова-Водкина почти запрещено в нашей стране. Вернувшаяся из Европы картина «Купание красного коня» еле-еле входит в двери квартиры семьи Петровых-Водкиных. И тогда Басманов подумал:»Почему вспоминать о Петрове-Водкине в Болгарии можно, а у нас – нет».
Из рукописи Г.П.Губанова «Это дар судьбы».
«Может быть самое значительное, что совершилось в Русском музее в 1966 году при В.А. Пушкареве – это грандиозная выставка картин К.С.Петрова-Водкина, надолго забытого на своей Родине… Выставка произвела сенсацию, неотразимое впечатление на все общество. Чуткими людьми эта выставка воспринималась как торжество красоты над силами ада и зла… Мало кто знает, что годом раньше в библиотеке ленинградского союза художников, где Павел Иванович был бессменным председателем библиотечного совета, по инициативе Басманова произошла выставка рисунков Петрова-Водкина из частных собраний города. Басмановым же был приглашен на нее искусствовед Костин из Москвы. Он прочитал на вечере памяти главы из еще не опубликованной тогда монографии о Петрове-Водкине. Зал библиотеки был заполнен до отказа. Дверь в коридор была открыта и в нее постоянно заглядывал председатель союза Ярослав Николаев. Боялся – как бы чего не вышло. При чтении книги в зале было тихо. Все присутствующие чувствовали, что являются свидетелями чего-то таинственного, мистического и невероятного. Про этот необыкновенный вечер, прошедший в ЛОСХе, П.И.Басманов рассказывал мне неоднократно…» ←Именно этот вечер в ленинградском союзе СХ стал настоящим толчком возвращения имени Петрова-Водкина в нашу российскую культуру.
КОНЦЕПЦИЯ ТРЕТЬЕГО ПУТИ. 2003.
1 → 2 . Мы привыкли к тому, что главным в изобразительном искусстве является художественное произведение.
И то, что происходит внутри художника, волнует нас мало.
Если же мы зададимся вопросом: «Что важнее для вечности?», то наше представление о взаимоотношении этих двух элементов может измениться в другую сторону. 1 ← 2.
“Наступит время, когда не живописи будет искать художник, а посредством её”.
Творческая реализация в сфере искусства преобразует внутренний мир каждого, кто ею занимается, независимо от его желания.
Трансформация внутреннего мира человека есть такая же реальность, как создание самого художественного объекта.
Состояние внутреннего мира художника может осознаваться не менее важным, чем созданные им художественные произведения.
2013 г.
135 лет со дня рождения К.С. Петрова-Водкина. 7-я научная конференция
“К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох”.
Привезенные Борисовым-Мусатовым импрессионизм и постимпрессионизм, быстро адаптировались в России и дали начало новому этапу развития нашей национальной культуры – становлению и развитию пластического метода.
В итоге модернизм, благодаря этому художнику на небольшой период расцветает в российской художественной жизни и даже пытается активно вытеснять предшествующий ему академизм.
Но в творчестве самих наших выдающихся земляков отношения между академическим и пластическим методами оказались более сложными. Классические основы академического метода не выбрасываются из творческого опыта этих художников, а органически в нем переплетаются с методом пластическим. Особенно ярко эта особенность проявляется в творчестве К.С.Петрова - Водкина.
Три основные его части-целостности (холоны, говоря современным языком) это:
1)«художник»; 2) «произведение»;
3) «зритель».
Всю историю развития визуальной культуры Европы можно представить как постепенную смену внимания с «художника», когда доминирует академический метод, на «произведение»- тогда начинает доминировать пластический метод (модернизм). Концентрация нашего внимания на «зрителе» приводит к доминированию метода постмодернизма.
Святейший Патриарх • Проблема выбора пути.
•Художественная стратегия Петрова-Водкина строилась на доминанте внутреннего плана изобразительного искусства над внешним, то есть, над формой.
•Его идея внетеченческого подхода означала не замыкание на каком-то очередном пусть даже очень актульном «изме», а использование всех новых открытий в области визуальной культуры
для еще более полного выражения так важного для нас
«целостного состояния человека»
направления; школы; мастера
▼ ▼ ▼
личностный синтез
Идея целостного подхода представляется самым важным практическим выводом из нашего многолетнего общения с творчеством К.С. Петрова-Водкина.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть