Модерн. Федор Осипович Шехтель (1859 – 1926) презентация

Содержание

Федор Осипович Шехтель (1859 – 1926) Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве Строил частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалы. В Москве есть

Слайд 1Модерн


Слайд 2Федор Осипович Шехтель (1859 – 1926)
Один из наиболее ярких представителей

стиля модерн в русском и европейском зодчестве
Строил частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалы. В Москве есть целый ряд замечательных произведений Шехтеля. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля — особняке С.Т. Морозова (1883).

Слайд 3
Франц-Альберт (Фёдор) Шехтель родился 7 августа 1859 года в Санкт-Петербурге.

Его отец был инженером-технологом, а мама Дарья Карловна - купчихой из семьи саратовских купцов Жегиных. Позднее она работала экономкой у Третьякова. У Шехтеля также было ещё два брата и три сестры.


Слайд 4Семья Осипа Шехтеля в 1865 году. Будущий зодчий стоит справа от

отца

Слайд 5

Детство он провёл в Саратове. Его отец рано умер и

положение семьи было почти бедственным. Шехтель окончил Тираспольскую католическую гимназию, учился в Строгановском училище, но не окончил его, и был отчислен за плохую посещаемость.

Слайд 6
После этого работал архитекторским помощником у известных московских зодчих конца

XIX века А.Каминского и К.Терского. Он участвовал в проектировании театра "Парадиз" (Театр им. Маяковского) на Большой Никитской, составив проект фасада этого здания.

А. Каминский


Слайд 8
Под влиянием Каминского – знатока русского и западных средневековых стилей

- у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, который вскоре нашел отражение в его работах. Не без влияния Каминского развился и колористический дар Шехтеля – одного из самых замечательных мастеров цвета в архитектуре.


Слайд 9Дом Щапова. Возможно, первая самостоятельная постройка Ф. О. Шехтеля. Немецкая (Бауманская) улица.


Слайд 10
С конца 1870-х годов Шехтель начал работать самостоятельно. Архитектура была

на время оставлена - он иллюстрировал и оформлял книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, сотрудничал с сатирическими журналами "Будильник" и "Сверчок".

Слайд 11
Вместе со своим приятелем по училищу Николаем Чеховым (братом Антона

Павловича), Шехтель писал иконы и создавал эскизы монументальных росписей. Именно Шехтель оформил виньетками первый сборник Чехова "Пёстрые рассказы».


Слайд 12
Особое место в творчестве молодого Шехтеля занимает работа театрального художника.

Он создал костюмы и эскизы декораций, помогал знаменитому декоратору Большого театра К.Вальцу – большому любителю красочных зрелищ.

Слайд 13
Вместе с тем он работал и в народном театре "Скоморох",

оформлял народные гуляния. Забавно, что свою карьеру антерпренёр "Скомороха" Лентовский начинал в "летнем театре городского "Сада Шехтель" в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича.

М.В. Лентовский


Слайд 14
В мае 1883 года он выступил оформителем поставленного Лентовским в

рамках коронационных торжеств аллегорического шествия «Весна-Красна» — Шехтелем были придуманы сказочные персонажи, костюмы и бутафория. Шествие имело большой успех, и в том же году Лентовский издал эскизы к шествию в виде отдельного альбома, обложка которого была оформлена также Шехтелем.

Слайд 16
В 1887 г. Шехтель женился на своей кузине Наталье Тимофеевне,

чей отец - купец Т.Жегин - был известный меценат и друг Третьякова.

Слайд 18
Постепенно Шехтель возвратился к архитектуре. Уже в середине 1880-х годов

по его проекту велась застройка имений Кирицы и Старожилово в Рязанской губернии, строились загородные дома в Московской и Ярославской губерниях, отделывались интерьеры московских особняков

Слайд 19Кирицы. «Замок» Сергея Павловича фон Дервиза (старшего сына Павла Григорьевича, строителя железных

дорог)

Слайд 20
Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор

придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Слайд 21Старожилово. Усадьба Павла Павловича. фон Дервиза (младшего брата)


Слайд 22
Вероятно, после окончания строительства старшим братом Сергеем дворца в Кирицах,

Павел Дервиз пригласил тогда молодого архитектора Федора Шехтеля в своё имение (конец 1880-х гг.), где решил устроить конезавод.
Стержневой постройкой в ансамбле является манеж. Кирпичные службы, разные по высоте и конфигурации, формирующие небольшой городок, группируются в стороне от него.
Здесь же высится двухэтажный красно - кирпичный господский дом с контрастирующими декоративными деталями, выложенными из более светлого палевого кирпича. Дом достаточно скромен и непритязателен по архитектуре. Здесь напрочь отсутствует кирицкая изменчивость, подвижность, многоликость, и преобладают регулярные ритмы и статика.

Слайд 24
Павел Павлович был так же, как его отец, знаменит своими

«чудачествами». Вчерашний блестящий гусар и дамcкий любимец, а ныне помещик и крупнейший конезаводчик, которого искренне любили его крестьяне и работники, он... сдал экстерном экзамены за весь курс математического факультета и стал преподавать математику в им же учрежденной гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия Фон-Дервиза сделала в 1919 году, когда вовсю уже шла в России Гражданская война, а сам Павел Павлович к тому времени носил другую фамилию – Луговой. (Как и многие русские немцы, он в годы германской войны счел непатриотичным носить немецкую фамилию и сменил ее на русскую.) Он, как и отец, страстно любил искусство – оперу и живопись. В своем самодеятельном театре не только ставил оперы («Евгений Онегин» и другие), но и пел в них главные партии.

Слайд 25
Когда начались «эксцессы» всякого рода (все-таки 1919 год), его предупредили

об опасности верные старожиловцы, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту.
В конце своей жизни Павел Павлович обосновался в деревне Максатиха нынешней Тверской области, где стал работать сельским учителем. Там же и умер в 1943 году в возрасте 73 лет, до последних своих дней трудясь над собственным учебником математики.

Слайд 27Существенное место в начале творческого пути Ф. О. Шехтеля занимало также проектирование церковных

построек

Часовня при Соборе Святых Петра и Павла (Старосадский переулок)


Слайд 28
В конце 1880-х — начале 1890-х годов по проектам Шехтеля были

осуществлены также две усадебных постройки в селе Великом Ярославской губернии — дом А. А. Локалова и П. Д. Иродова, деревянный загородный дом В. А. Шилова в Пруссах Московской губернии, усадьба князя Л. С. Голицына в Судаке и винные склады в имении Г. К. Ушкова в Форосе.

Слайд 29Усадьба А.А. Локалова (с. Великое, Гаврилов-Ямский р-н Ярославской обл.)


Слайд 30Дача Саввы Морозова на реке Киржач (не сохранилась)


Слайд 311889 Собственный дом Ф. О. Шехтеля на Петербургском шоссе (ныне в р-не домов

10-12 по Ленинградскому проспекту)

Слайд 32
Настоящий успех приходит к нему после того, как он построил

несколько дач и особняков для известной семьи Морозовых (в частности, особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, в оформлении которого Шехтелю помогал тогда ещё малоизвестный Михаил Врубель, и "готический замок" Ивана Морозова в Петровском парке). Морозовы не скупились на средства и предоставили художнику практически полную творческую свободу.

Слайд 33
В 1893 году Шехтель получил диплом техника-строителя и окончательно решил

посвятить себя архитектуре. Любопытно, что Фёдор работал в двух разных стилях - "русском" и "готическом".

Слайд 34
Но главный принцип Шехтеля - здание не должно быть скучным

и его невозможно рассмотреть с одной точки, оно должно меняться, пока ты идёшь по нему..

Слайд 35
Современники называли его настоящим "певцом прекрасного". Он насыщал свои здания

интересными деталями, умел создать ощущение гармонии, спокойствия и уюта. Ведь дом, по мнению Шехтеля, создан в первую очередь не для того, чтобы производить впечатление, а для жизни.


Слайд 361895-1898 Внутренняя отделка главного дома А. В. Морозова (Подсосенский переулок)


Слайд 37
Характерно, что так же внимательно, как к строительству самых ответственных

заказов, он относится к собственному дому в Ермолаевском переулке.
Над его входом, как символ наступивших художественных перемен, была помещена выразительная мозаика. Она метафорически изображала неумолимую динамику жизни — рождение, расцвет и смерть — в виде бутона, расцветшего и увядшего цветков ириса на золотом фоне.



Слайд 39
Для московских коронационных торжеств 1896 г. по проекту архитектора был построен

царский павильон на станции Одинцово, оформлена площадь Тверской заставы, павильон города на Триумфальной площади.

Слайд 40Павильон на Триумфальной площади


Слайд 41
Весной 1900 года Шехтель подготовил проект здания типографии А.Левенсона в

Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершается постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. В творчестве художника произошел резкий поворот в сторону модерна.

Слайд 42
Возможно, сказалось влияние Всемирной Парижской выставки, которая дала творческий импульс

многим художникам и на которой Шехтель был награждён серебряной медалью. В любом случае, считается, что работы Шехтеля - это классика московского модерна. А самое известное здание Фёдора Осиповича, выполненное в этом стиле - особняк Рябушинского.


Слайд 44
Он был построен по принципу спирали и совмещал в себе

достижения Ар Нуво с русской архитектурной традицией. В 1901 году Фёдор Осипович был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Одно из самых известных зданий, построенных Шехтелем в этот период в любимом "псевдорусском" стиле - Ярославский вокзал. В нём творчески переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро использованы керамика и лепнина.

Слайд 45Ярославский вокзал в Москве
К русскому модерну близок «неорусский стиль». Но в

отличие от эклектики предшествующего периода, архитекторы не копировали отдельные детали, а стремились постичь сам дух Древней Руси. Таково здание Ярославского вокзала работы Шехтеля на площади Трех вокзалов в Москве.

Слайд 46
В здании сочетаются массивные кубические граненые и цилиндрические башни, полихромные

изразцы. Оригинально шатровое завершение левой угловой башни. Кровля гиперболически высока и сочетается с «гребешком» наверху и нависающим козырьком внизу. Создается впечатление гротесковой триумфальной арки.

Слайд 49
Тогда же архитектор перестроил здание Художественного Театра, именно благодаря Шехтелю

(развившему здесь орнаментальные достижения Климта) МХТ обретает свой фирменный дизайн.

Слайд 50Здание Московского Художественного Академического театра (МХАТ)
В 1902 году Шехтель перестроил старое

здание театра в Камергерском переулке. Это здание МХАТа.
Шехтель сконструировал сцену с вращающимся полом, осветительные приборы, мебель из темного дуба. По замыслу Шехтеля оформлен и занавес со знаменитой белой чайкой.

Слайд 53Украшение фасада – горельеф «Пловец» (Автор – А.С. Голубкина)


Слайд 55
В первые годы 20 в. Шехтель пробует создавать здания в

различных архитектурных стилях: простота и геометризм форм характерны для доходного дома Строгановского Художественно—промышленного Училища (1904— 1906)
соединение приёмов модерна с идеями рационализма определили и облик таких произведений мастера, как Типография П. П. Рябушинского "Утро России" и дом Московского Купеческого Общества.

Слайд 57
До революции Шехтель создал ряд значительных построек, в том

числе в стиле "рационального модерна" - со строгим и скупым, но выразительным декором. Кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади - прекрасный образец этого стиля.

Слайд 59Особняк Патрикеева в Космодемьянском (ныне Москва, Правобережная ул.) 1907-1908


Слайд 60
Федор Осипович работал он не только в Москве, данью памяти

Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге. Интересны также его "духовные" работы, например, старообрядческая Белокриницкая церковь Троицы со сторожкой в Балакове Самарской губернии, построенная по заказу купцов братьев Мальцевых и выполненная всё в том же "псевдорусском" (или неорусском) стиле, или совсем другая - в византийском стиле - Спасская церковь в Иваново-Вознесенске.

Слайд 61Спасская церковь в
Иваново-Вознесенске


Слайд 62Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог


Слайд 631909-1913 Особняк Сурошникова в Самаре


Слайд 641916 Храм святителя Николая у Соломенной Сторожки (разрушен в 1960х, воссоздан

в 1997 в 300м от первоначального местонахождения)

Слайд 65
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Шехтель перешёл

в православие и принял имя Фёдор. Шехтель был далёк от политики, и после революции продолжил свою творческую деятельность. Но значительных произведений больше не создал, большинство его замыслов оказалось нереализованными.

Слайд 66
В 1918 году особняк Шехтеля для был национализирован, а зодчий

с семьёй выселен. Он скитался по разным квартирам, пока не нашел пристанище у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).

Слайд 67
Всего у Шехтеля было две дочери и два сына. Внук

Шехтеля - эстрадный артист Вадим Тонков, больше известный как Вероника Маврикиевна.

Слайд 69В 1923 г. в рамках деятельности Комиссии по сооружению памятника Островскому,

Шехтелем был составлен проект подземных сооружений и архитектурной части памятника. Архитектурно-строительные работы по возведению постамента были выполнены уже после смерти Шехтеля в 1926—1929 годах архитектором И. П. Машковым.

Слайд 70В 1923 году был также выполнен проект памятника 26-ти бакинским комиссарам



Слайд 71Составленный Ф. О. Шехтелем в 1924 году в связи со смертью В. И. Ленина конкурсный

проект Мавзолея имеет вид египетской пирамиды

Слайд 72
С 1 декабря 1924 года Шехтель состоял в должности заведующего

архитектурным подотделом при Государственном Днепровском строительстве — проектной организации ДнепроГЭСа.
К марту следующего года зодчим был выполнен проект плотины электростанции, велась разработка вариантов плотинных башен, шлюзов, мостов, других сооружений и конструкций.
В мае 1925 года Ф. О. Шехтель уволился из штата Днепростроя по состоянию здоровья, однако договорился о продолжении проектирования ГЭС по отдельным соглашениям. В октябре здоровье Фёдора Осиповича ухудшилось настолько, что он вынужден был провести полгода в постели, практически не работая и оставшись без средств к существованию.
Шехтель смог вернуться к выполнению чертежей по заданиям Государственного Днепровского строительства лишь в апреле 1926 года

Слайд 74
Умер Шехтель 7 июля 1926 года. Он был похоронен на

Ваганьковском кладбище.


Слайд 76Особняк Зинаиды Григорьевны Морозова на Спиридоновке


Слайд 77
Особняк Зинаиды Морозовой — роскошный особняк жены Саввы Тимофеевича Морозова, Зинаиды

Григорьевны, выстроенный по проекту Фёдора Шехтеля в Москве на Спиридоновке, 17. Впоследствии принадлежал Рябушинским.
Особняк был построен в 1893—1898 годах богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей жены Зинаиды на том участке, где в 1815 году А. Л. Витберг выстроил дом для поэта И. И. Дмитриева. Затем здесь жили Аксаковы, пока в 1893 году его не приобрёл Морозов.

Слайд 78
Архитектурный проект Шехтеля эклектичен, но преобладают в нём черты английской неоготики.

Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель. Стили внешнего и внутреннего оформления очень разнообразны и включают элементы ренессанса, рококо, ампира. Само здание украшено горельефами, витражами. Про особняк ходила в Москве едкая эпиграмма:
Сей замок навевает много дум, И прошлого невольно станет жалко: Там, где царил когда-то русский ум, Теперь царит фабричная смекалка.


Слайд 79
После самоубийства мужа в 1905 году Зинаида решила продать дом. Она

говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка. В итоге дом был куплен за 870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой Михаилом Рябушинским, который хотел жить рядом с братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.

Слайд 80
Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также

картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского. По его заказу в 1912 году Константин Богаевский для Большой гостиной создал три панно. Они назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле являлись продолжением цикла, выполненного Врубелем для Малой гостиной — «Утро», «Полдень» и «Вечер».


Слайд 81
В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел.
Во времена работы

А. А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приёмы западные страны. Была проведена масштабная реставрация, которая длилась около 10 лет.

Слайд 82
Здесь в 1996 году проходила встреча «Большой восьмёрки». Сейчас это

дом приёмов МИД России, и особняк закрыт для посещений, но в последние годы здание участвует в проведении Дня исторического наследия Москвы и Дня музеев, и в эти дни возможно посещение.

Слайд 84
Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты:

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу -- особняк еще цел до сих пор. Обратите также внимание на большое окно второго этажа, из которого вылетела Маргарита.

Слайд 105Особняк Рябушинского (1900-1902) на Малой Никитской
Одно из наиболее значительных произведений

мастера. Он решен в принципах свободной асимметрии: каждый фасад самостоятелен. Здание построено как бы уступами, оно нарастает, подобно тому как нарастают органические формы в природе. Формы особняка Рябушинского впервые в его творчестве были полностью освобождены от реминисценций исторических стилей и представляли собой интерпретации природных мотивов.

Слайд 106Особняк Рябушинского на Малой Никитской


Слайд 107
Подобно растению, пускающему корни и врастающему в пространство, вырастают крыльца,

эркеры, балконы, сандрики над окнами, сильно выступающий карниз. При этом архитектор помнит, что строит частный дом – подобие маленького замка. Отсюда ощущение монолитности и устойчивости. В окнах – цветные витражи.

Слайд 108
Здание опоясано широким мозаичным фризом с изображением стилизованных ирисов. Фриз

объединяет разнохарактерные фасады. Извивы прихотливых линий повторяются в рисунке фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды, балконных решеток, в интерьере. Мрамор, стекло, полированное дерево – все создает единый мир как бы смутного спектакля, наполненного символическими загадками.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика