Слайд 1МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Слайд 2Главная особенность современной социокультурной ситуации
(Дж. Найсбитт)
неизвестность
неопределенность
непрогнозируемость
будущего
Принципиальная
Слайд 3ИНТЕРЕС
ТРЕВОЖНОСТЬ
РЕАКЦИИ НА НОВИЗНУ
СИТУАЦИИ
(врожденные)
ЛИЧНОСТНАЯ
СИТУАТИВНАЯ
Поисково-
исследовательская АКТИВНОСТЬ
КРЕАТИВНОСТЬ
Слайд 4Современное понимание креативности
КРЕАТИВНОСТЬ - есть
СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ
НА НОВИЗНУ,
неопределенность и
нестандартность возникающих условий.
Слайд 526-32% – дети с нарушениями поведения и психоневрологическими расстройствами, дети с
СДВГ и проявлениями агрессии;
24% - леворукие
34% – дети с нарушениями речевого развития;
68 % – дети с нарушениями эмоционально-волевой регуляции (дети с фобиями и страхами, с проявлениями тревожности, агрессивности, застенчивые, со слабыми волевыми процессами)
3–7% – дети с опережением интеллектуального развития;
2 до 7% – дети с отставанием в интеллектуальном развитии (дети с ЗПР составляют от от общей популяции детей);
1–3 % – дети одаренные.
СТАТИСТИКА
Слайд 6Ассинхрония психофизиологического развития ребенка,
связанная с особенностями информационной социализации:
опережение и
интенсификация интеллектуального и сенсорного развития ребенка;
личностная и эмоциональная незрелость;
бытовая инфантильность.
Слайд 7Функции эмоций
ЭМОЦИИ ОСНОВАНЫ НА ОТРАЖЕНИИ:
благоприятности или вредности для жизнедеятельности
(БЕЗОПАСНО
–УГРОЖАЮЩЕ)
значимости внешних воздействий
(ВАЖНО – НЕ ВАЖНО);
3. субъективной оценке
(ХОРОШО – ПЛОХО)
СТРАХ
ПЕЧАЛЬ ОТВРАЩЕНИЕ
(стыд/презрение)
РАДОСТЬ
ИНТЕРЕС
УДИВЛЕНИЕ
Теория базовых аффектов
Слайд 10Общие личностные особенности
детей с первичными и вторичными различными
эмоциональными нарушениями
неуверенность
в себе;
нестабильная самооценка;
стремление к признанию собственной исключительности, чувство превосходства, потребность в самоутверждении и стремление к лидерству
высокий уровень тревожности (или агрессивности);
необходимость в постоянном признании, высокой оценке, в симпатии сверстников и взрослых,
страх получить отказ, тревожность по поводу статуса;
мнительность, обидчивость, подозрительность;
отсутствие гибкости (ригидность) в эмоциональных реакциях, деятельности и поведении,
ориентация всех видов деятельности только на результат и положительную оценку.
Слайд 12
ИР
ИСКУССТВО
ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ
МОДЕЛЬ
образовательной арт-технологии
Слайд 13АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ
Методика преподавания
разных видов
искусств
АРТ-ТЕРАПИЯ
ТЕРАПИЯ
ДИДАКТИКА
Слайд 14АРТ-ТЕХНОЛОГИИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕДИЦИНА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИКА
ТРЕНИНГОВАЯ
ПРАКТИКА
Слайд 15
Общее и различное
в видах искусств
ОБЩЕЕ:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
РАЗЛИЧНОЕ:
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Слайд 16Развитие способности к распознаванию эмоций, потребности к самовыражению происходит через постижение
средств выразительности других искусств.
Язык других искусств (живописи, пантомимы, ритмопластики, художественного слова) постигается по базовому основанию –
ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗУ,
который представляет собой
эмоцию,
переживание,
чувственный образ.
Слайд 17В арт-технологиях используются преимущественно средства невербального общения.
Это особенно ценно для тех
детей, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний или имеет трудности с речевой деятельностью
Слайд 18Варианты уподобления
характеру произведения искусства
Вербальное (словесное),
вокальное,
мимическое,
темброво-инструментальное,
интонационное,
танцевально-двигательное,
тактильное,
цветовое,
полихудожественное.
Слайд 192 НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
ЭКСПРЕССИВНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
(ОТРЕАГИРОВАНИЕ)
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТА В РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ)
Слайд 20Основа концепции
МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСТВОМ
(П. Книлл, Ш. Макнифф, Н. Роджерс, М.
Бетенски)
– живое осознанно чувствующее тело
как
центральное образование,
связывающее все наши действия, движения, эмоции, мысли.
Слайд 21Цель МТТ
активизация, мобилизация внутренних ресурсов человека
через
креативную деятельность
посредством
создания АРТ-ОБЪЕКТА
и
получения нового опыта деятельности и взаимодействия
Слайд 22Взаимодействия творчества и Искусства
Cоздание Арт-Объекта
Слайд 23Выразительное «живое» тело/Модальности Воображения/ Выразительные Искусства
Слайд 24Направления
интермодальных арт-технологий
Визуальная арт-технология (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология);
Музыкальная
арт-технология;
Драматехнология;
Нарративная (связанная с созданием текстов) арт-технология (сказочная арт-технология).
Слайд 25Направления работы с использованием МТТ
Работа на освоение права на любые эмоции,
с экспрессивным выплеском подавленных эмоций, над дифференциацией эмоций.
Распознавание мыслей, чувств и ощущений, с целью понимания своих потребностей.
Освоение навыков здорового выражения чувств.
Интеграция тела и чувств. Формирование навыка экспрессии чувств через тело.
Установление контакта с чувствами и развитие навыков эмпатии.
Трансформация и стабилизация эмоционального состояния.
Работа с вербальным выражением чувств - освоение навыков здоровой коммуникации.
Поиск новых ресурсов и освоение конструктивных жизненных стратегий.
Слайд 26Направления развития эмоциональной сферы и коррекции эмоциональных нарушений школьников
формирование социальных чувств
и позитивных поведенческих реакций;
развитие эмоционального и социального интеллекта; вербальных и невербальных способов выражения своих эмоциональных состояний;
развитие способности выражать эмоциональные состояния социально приемлемыми способами;
снижение интенсивности негативных переживаний в процессе общения со взрослым и друг с другом.
Слайд 27АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ – это:
творческое конструирование эмоционально значимого для дошкольников образовательного пространства средствами
искусства;
система педагогических творческих методов на основе партнерских взаимодействий участников,
средство свободного самовыражения ребенка, реализация которого способствует формированию активной нравственной креативной личности.
Слайд 28СТРУКТУРА АРТ-ТЕХНОЛОГИИ
Невербальный компонент - творческий, неструктурированный процесс, который предполагает использование
основных выразительных средств различных видов и занимает 70-80% общего времени.
Вербальный компонент, предполагающий словесное обсуждение и обратную связь от участников и педагога по поводу процесса и результатов проделанной работы и занимающий 20-30% общего времени.
Слайд 29Формы реализации
арт-технологий:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ. Создание индивидуальных композиций способствуют выражению различных чувств
и отношения к различным аспектам окружающего мира, отреагированию негативных переживаний.
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ работы позволяют выявить особенности взаимодействия в паре или группе и способствуют формированию навыков совместной деятельности:
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ
Композиция в паре с предварительным обсуждением. Дети создают совместную композицию, заранее договорившись о ее содержании, форме, распределении пространства, выразительных средствах, но не общаются во время процесса работы. Затем придумывают название и, возможно, сюжет.
Композиция в паре без слов. Участники создают совместную композицию на заданную (или выбранную) тему, не обсуждая деталей работы.
Создание совместной композиции с возможностью словесного контакта. Участники могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые материалы. Работая совместно, они должны создать композицию, при этом каждый берет фломастер, пластилин одного цвета (музыкальный инструмент), которым другие пользоваться не могут.
Создание групповой изобразительной работы.
Слайд 30 Закономерности динамики работоспособности (по М.М. Безруких)
Слайд 31
В групповой работе педагог обращает внимание на следующие моменты:
Кто первым стал
рисовать, что этому предшествовало?
В каком порядке работали остальные участники?
Чьи идеи находили поддержку, а чьи — нет?
Какова была степень вовлеченности в работу у разных участников?
Кто работал на ограниченном пространстве, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других?
Кто пытался «вытеснить» других, например, рисуя поверх их рисунков?
Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно?
Работали ли участники по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?
Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с чьими инициативами это было связано?
Где располагаются изображения, создаваемые разными участники (в центре, в углах, по всему пространству и т. д.)?
Сколько места занимают изображения, созданные разными участники?
Какова символическая нагрузка изображений, созданных разными участниками?
Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?
Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?
Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались?
Какие эмоции были проявлены в ходе работы?
Носило ли взаимодействие участников в процессе работы хаотичный или организованный характер; насколько была проявлена тенденция к индивидуализму?
Слайд 32Художественная деятельность
позволяет обходить
и предоставляет
уникальную возможность
для проявления бессознательных
процессов,
а также
актуализации потенциальных возможностей
«ЦЕНЗУРУ СОЗНАНИЯ»
И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
Слайд 33Использование
арт-технологий способствует
мобилизации творческого потенциала ребенка,
внутренних механизмов адаптации, саморазвития
и саморегуляции
Слайд 35ЗАДАЧИ
применения арт-технологий
в дошкольном образовании
Отреагирование негативных и моделирование желательных эмоциональных состояний
Укрепление
чувства «Я», личных границ во взаимоотношениях и навыков самоорганизации
Совершенствование навыков межличностного и группового взаимодействия
Развитие способности к пониманию своего внутреннего мира и чувств и потребностей других людей
Мобилизация внутренних ресурсов в сложных жизненных ситуациях
Слайд 36Спектр областей применения
арт-технологий
1. Социально-психологическая адаптация
развитие эмоциональной сферы,
формирование креативности
повышение
межличностной компетентности,
совершенствование коммуникативных навыков
Слайд 37Спектр областей применения
арт-технологий
2. Эмоциональные и поведенческие нарушения
дисгармоничная, искаженная самооценка
трудности в
установлении контактов и конфликты
в межличностных отношениях;
нарушения эмоционального развития, переживание эмоционального отвержения
чувство одиночества, неадекватное поведение, нарушения саморегуляции
страхи, импульсивность, агрессивность, тревожность
Слайд 38Спектр областей применения
арт-технологий
3.Диагностика кризисных состояний
Поиск и мобилизация внутренних ресурсов
ВЫЗОВ
СУДЬБЫ
ОПАСНОСТЬ
ШАНС
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
РЕСУРСЫ