Слайд 1Тема урока.
Культура СССР в 1917-1939 гг.
Слайд 4Конструктивизм
авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся
в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР.
Константин Мельников
(1890-1974)
Владимир Татлин
(1885-1953)
Братья Веснины
Моисей Гинзбург
(1892-1946)
Слайд 6Владимир Татлин
(1885-1953)
Модель башни Татлина, 1919 год.
«Идея создании проекта этого памятника вызревала
у Татлина, а потом и начинала осуществляться в ту пору, когда он работал в ИЗО Наркомпроса и был прямо причастен к ряду практических дел, связанных с осуществлением ленинской идеи монументальной пропаганды. А сам проект памятника Третьему Интернационалу был его собственным вкладом в реализацию этих коллективных планов. Работа художника была одухотворена высокими революционными целями и отмечена дерзостью архитектурной и конструкторской мысли…»
Из воспоминаний Константина Симонова.
22.12.1920
Представление «башни Татлина» на VIII съезде Советов
Слайд 722.12.1920
Представление «башни Татлина» на VIII съезде Советов
«Идея гигантского, высотой 400 м,
памятника Октябрьской революции (потом Коминтерну) в Петербурге возникла у Татлина в начале 1919 года. Отдел ИЗО Наркмпроса поддержал этот проект. Татлин с помощниками начали строить модель в мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде. Материалом служили дерево, фанера, шпагат, жесть и металлический крепеж. Там же в мастерской 8 ноября 1920 года открылась выставка модели (её высота, по-видимому, составляла около 5 м) и чертежей к ней. Башня стояла на круглом подиуме, покрытом бумагой. Внутренние прозрачные формы приводились в движение с помощью ручки, расположенной под подиумом. В декабре 1920 года модель была выставлена в Москве в Доме союзов, оттуда её вроде бы передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Осталось несколько фотографий. В 1924 году Татлину предложили построить модель башни для советского раздела на выставке декоративных искусств в Париже. К 1 февраля 1925 года работа была закончена, но сопровождать её в Париж Татлина не пустили. Потом модель передали в Русский музей, и Татлин до конца жизни считал, что там она и находится, но и эта модель была утрачена. В том же 1925-м для первомайской демонстрации в Ленинграде создается третий упрощенный вариант модели памятника — «изоустановка». Форма её не была завершена, верх башни оставили «открытым», там крепились плакаты. Эта модель тоже не сохранилась…»
Екатерина Яшанова. «Невзятая высота». Вокруг света. 2010. № 12(2843).
Слайд 822.12.1920
Представление «башни Татлина» на VIII съезде Советов
1. Мачта. Поскольку символика башни
планетарная, наклон мачты параллелен земной оси. Вписанные в конструкцию простые геометрические тела — куб, пирамида, цилиндр и полусфера — вращаются вокруг своих осей, и это вращение соотносится с вращением Земли. Башня — символ Великой утопии. Она «пронизана ассоциациями, как петербургский воздух в вьюгу снегом» (В. Шкловский).
2. Куб делает один оборот в год. Это зал для законодательного собрания.
3. Пирамида вращается со скоростью одного оборота в месяц и предназначена для правительства земного шара (Хлебников в 1917-м предложил Татлину войти в «Правительство председателей земного шара»).
Слайд 922.12.1920
Представление «башни Татлина» на VIII съезде Советов
4. Цилиндр, делающий один оборот
в день. Здесь предполагалось разместить информационные бюро, газету, телеграф, радио, антенны которого устремлены ввысь и являются продолжением памятника.
5. Четвертый объем — полусфера, скорость ее вращения один оборот в час. О назначении этого «тела» сведений не осталось, хотя известно, что в башне, кроме помещений для трех властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место и для художников. Ведь башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Она — мост между небом и землей, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания, а также жилище мудрецов.
Слайд 1022.12.1920
Представление «башни Татлина» на VIII съезде Советов
6. На «осях верхнего сферического
отрезка» расположен гигантский экран для показа мировых новостей, проекционные фонари для него помещаются в центре информации. «Радио, экран, провода, — писал Пунин, — являясь элементами памятника, могут быть и элементами формы». Высота башни (400 м) кратна земному меридиану (1/100 000). Башня «продолжалась в небо» волнами радиостанций и лучами прожекторов, которые должны были проецировать «световые буквы на облака (это в особенности удобно на севере)».
Слайд 1122.12.1920
Представление «башни Татлина» на VIII съезде Советов
7. Спираль несущей конструкции («линия
движения освобожденного человечества… идеальность, освобожденная от материальной тяги») — символ динамизма. Как и постоянно меняющийся общий вид башни из-за вращения частей. Динамизм призваны были придавать конструкции и «специальные мотоциклы и автомобили одного установленного образца, с маркой памятника», выезжающие и въезжающие в гараж, находящийся в башне, а также электрические подъемники, связывающие объемы. Памятник принципиально — место «наиболее напряженного движения: вас должно механически нести вверх, вниз, увлекать против вашей воли...»
Слайд 12 Башня III Интернационала (Башня Татлина)
Архитектор:
Владимир Татлин
Дата:
1919
(макет, проект
не был реализован)
Место:
Петроград
Слайд 14 Гараж грузовых машин Моссовета
Архитектор:
Константин Мельников
Дата: 1926-1929
Место: Москва
Слайд 15Макет строения на Новорязанской улице, 27 в городе Москве
Слайд 16Макет строения на Новорязанской улице, 27 в городе Москве
Константин Мельников
(1890-1974)
Слайд 17Константин Мельников
(1890-1974)
Гараж грузовых машин Моссовета
Архитектор:
Константин Мельников
Дата: 1926-1929
Место: Москва
Слайд 18Дом культуры имени И. В. Русакова
Архитектор:
Константин Мельников
Дата: 1927
Место: Москва
Слайд 19Дом культуры имени И. В. Русакова
Архитектор:
Константин Мельников
Дата: 1927
Место: Москва
Слайд 21 Пресненский Мосторг
(позже - Краснопресненский универмаг, ныне - магазин одежды
«Benetton»)
Архитектор:
Братья Веснины
Дата: 1929
Место: Москва
Слайд 22 Пресненский Мосторг
(позже - Краснопресненский универмаг, ныне - магазин одежды
«Benetton»)
Архитектор:
Братья Веснины
Дата: 1929
Место: Москва
Слайд 23 Пресненский Мосторг
(позже - Краснопресненский универмаг, ныне - магазин одежды
«Benetton»)
Архитектор:
Братья Веснины
Дата:
1929
Место:
Москва
Слайд 25Моисей Гинзбург (1892-1946)
Дом народного комиссариата финансов РСФСР (Дом наркомфина)
Архитектор: Моисей
Гинзбург
Дата: 1930
Место: Москва
Слайд 26 Дом народного комиссариата финансов РСФСР (Дом наркомфина)
Архитектор:
Моисей Гинзбург
Дата:
1930
Место:
Москва
Слайд 27 Дом народного комиссариата финансов РСФСР (Дом наркомфина)
Архитектор:
Моисей Гинзбург
Дата:
1930
Место:
Москва
Слайд 28 Дом народного комиссариата финансов РСФСР (Дом наркомфина)
Архитектор:
Моисей Гинзбург
Дата:
1930
Место:
Москва
Слайд 29 Дом народного комиссариата финансов РСФСР (Дом наркомфина)
Архитектор:
Моисей Гинзбург
Дата:
1930
Место:
Москва
Слайд 30 Дом народного комиссариата финансов РСФСР (Дом наркомфина)
Архитектор:
Моисей Гинзбург
Дата:
1930
Место:
Москва
Слайд 31 Дом народного комиссариата финансов РСФСР (Дом наркомфина)
Архитектор:
Моисей Гинзбург
Дата:
1930
Место:
Москва
Дом народного комиссариата финансов РСФСР (Дом наркомфина)
Архитектор:
Моисей Гинзбург
Дата:
1930
Место:
Москва
Слайд 32 Дом на набережной
Архитектор:
Борис Иофан
Дата:
1927-1931
Место:
Москва
Слайд 33 Дом на набережной
Архитектор:
Борис Иофан
Дата:
1927-1931
Место:
Москва
Слайд 34Алексей Щусев (1873-1949)
русский и советский архитектор.
Слайд 35 Мавзолей им. Ленина
Архитектор:
Алексей Щусев
Дата:
1924 – деревянный,
1927-1930 – каменный.
Место:
Москва