Слайд 2Термин «Возрождение» или «Ренессанс» введен итальянским историком искусства Джорджио Вазари в
ХVІ в. Он назвал свое время «возрождением античных наук и искусств, которые в течении тысячелетия спали смертным сном»
Слайд 3Центры культуры Возрождения
1. Италия XIV-XVI вв.
2. Северное Возрождение (Франция, Голландия, Германия)
XVI-XVII вв.
3. Восточная Европа (Чехия, Польша, ВКЛ) XVI-XVII вв.
Слайд 41. Общие характеристики культуры Возрождения
Слайд 5Переходный характер культуры
Возрождение – переход от Средневековья к Новому времени,
от
аграрной экономики к индустриальной
от феодальных отношений к капиталистическим,
от сословного общества к буржуазному,
от религиозной культуры к светской.
Слайд 6Гуманизм
от лат. humanus человечный
Интеллектуальное движение, основной идеей которого стала вера
в безграничность человеческих возможностей.
Особый образ жизни, нацеленный на познание studia humana – “тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека”
Слайд 7Условия гуманистического образа жизни (Лоренцо Валла)
1. «Общение с образованными людьми»
2. «Изобилие
книг»
3. «Удобное место»
4. «Свободное время» (otium)
5. «Душевный покой» – особая пустота, незаполненность, высвобожденность души, делающая ее готовой к наполнению ученостью и мудростью
Слайд 8Достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а гуманистической
«ученостью»
Гуманисты – зарождающаяся светская интеллигенция – люди умственного труда не связанные с церковью
Задача – раскрыть способности человека, улучшить его, воспитать гармоничную личность
Слайд 9Антропоцентризм
Понимание человека как меры всех вещей
Интерес к устройству человеческого тела
Человек создан
по образу и подобию Бога, а Бог по своей сущности – Творец, соответственно – призвание человека – творчество
В создании произведений искусства человек уподобляется Богу
Слайд 10Индивидуализм
Человек выделяется из надиндивидуальной общности, становится Субъектом – активным началом, тем,
кто познает, мыслит и действует
Появляется фигура Автора – ответственного творца, которому принадлежит замысел и воплощение произведения искусства
Человек – хозяин своей судьбы, обладает свободной волей и разумом
Опора в познании и творчестве на индивидуальный чувственный опыт, доверие ему
Слайд 11Обращение к античному наследию
Возрождается античный идеал человека
Реализм в скульптуре и живописи
Сюжеты
античной мифологии, истории в искусстве
Изучение греческого языка и классической латыни
Интерес к античной философии, основание Марсилио Фичино во Флоренции Платоновской академии
Слайд 12Аполлон, античная статуя
Давид. Микеланджело
Слайд 13Сандро Боттичелли
Рождение Венеры
Бенвенуто Челлини
Персей
Слайд 14Связь искусства и науки
Познание мира через творчество – искусство отражает истинное
положение вещей, это зеркало, в которое смотрится мир.
Художники и архитекторы были прежде всего учеными: через проблемы прямой перспективы они выходили в область оптики и физики, через проблемы пропорций – в анатомию и математику
Слайд 15Ведущая роль живописи
Живопись отражает мир таким каким он есть, всю его
красоту и разнообразие
«Изображать так, как мы видим» – задача художника
Появление новых приемов:
прямая или линейная перспектива, где изобразительная композиция подчинена законам человеческого зрения,
игра света и тени
Появление новых жанров: портрет, пейзаж, бытовая картина
Слайд 16«И, поистине, живопись – это наука и законная дочь природы, ибо
она порождена природой…»
Леонардо да Винчи
Слайд 22Секуляризация
«обмирщение» культуры и общества – церковь утрачивает доминирующее положение в
обществе, хотя и остается мощным социальным институтом.
Появляется светская наука, которая начинает создавать альтернативную картину мира (гелиоцентризм) – Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно
Слайд 24Предпосылки Возрождения в Италии
Развитие городов-государств, их экономическое процветание
Отсутствие четко оформленных сословий
– феодальная знать вовлеченная в городскую жизнь, смыкалась с купечеством
Широкая система образования
Существование памятников античного искусства.
Слайд 25Проторенессанс «дученто» (ХІІI в.) и «треченто» (XIV в.)
Появление возрожденческих тенденций, их
тесная связь со Средневековьем
Литература: создание итальянского литературного языка, обращение к античным сюжетам, жанры: сатирические новеллы, сонеты
Данте Алигьери «Новая жизнь», «Божественная комедия»
Франческо Петрарка «Канцоньере»
Джованни Боккаччо «Декамерон»
Слайд 26Данте Алигьери
Франческо Петрарка
Джованни Боккаччо
Слайд 27Живопись: Джотто ди Бондоне
Поцелуй Иуды
Бегство в Египет
Слайд 28Раннее Возрождение
«кватроченто» (XV в.)
Расцвет гуманизма: Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла,
Марсилио Фичино
Формирование ренессансного архитектурного стиля
Отделение скульптуры от архитектуры
Архитектура: Филиппо Брунеллески, Леон Баттист Альберти
Скульптура: Донателло
Живопись: Мазаччо, Сандро Боттичелли
Слайд 29Брунеллески Санта Мария дель Фьоре, купол
Слайд 31Донателло Давид
Донателло Конная статуя кондотьера Гаттамелата
Слайд 32Мазаччо Чудо со стариком
Изгнание из рая
Слайд 34Высокое Возрождение «чинквеченто» (к. XV- треть XVI)
Проникновение идей ренессанса во все
сферы жизни
Становление общественно-политической мысли: Никколо Макиавелли «Государь»
Становление профессионального театра и народной комедии дель арте
Жанровое разнообразие в музыке: месса, мадригал, фроттола
Архитектура: Донато Браманте, Палладио
Слайд 35Браманте Темпьетто
Палладио Вилла Ротонда
Слайд 36Браманте Собор Святого Петра в Риме
Слайд 37Живопись: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти
Слайд 39Позднее Возрождение
(послед. 2/3 XVI в.)
Кризис гуманистической культуры
Создание утопий – проектов
идеального государства: Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»
Литература: трагическое мироощущение, драматизм
Живопись: Джорджоне, Тициан, Тинторетто
Появление маньеризма – стиля, утратившего ренессансную гармонию
Слайд 40Тинторетто Брак в Кане Галилейской
Слайд 41Тициан Кающаяся
Мария Магдалина
Джорджоне
Портрет пожилой женщины
Слайд 42Понтормо Снятие с креста
Сальвиати Неверие Святого Фомы
Слайд 44Незначительное влияние античности, большая связь со средневековой традицией
Идеи пантеизма – растворенность
Бога в природе, поэтому каждый кусочек природы достоин быть изображенным
Проникновение фольклорных элементов в искусство, сатиры
Символизм и метафоричность искусства
Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, бытовая картина
Слайд 45Живопись: Ян ван Эйк, Ироним Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер,
Жан Фуке
Ян ван Эйк Мадонна каноника ван дер Пале
Ян ван Эйк Портрет жены Маргарет
Слайд 46Иероним Босх Сад земных наслаждений
Слайд 47Питер Брейгель Старший Фламандские пословицы
Слайд 48А. Дюрер Всадник, смерть и дьявол
Ж. Фуке Дева Мария
Слайд 49Реформация
Общественное антикатолическое движение за обновление христианства в XVI в. в Центральной
и Восточной Европе.
Основатели: Мартин Лютер, Жан Кальвин
В результате появился протестантизм
Основные идеи: «три только»:
Человек оправдывается перед Богом только верой (solo fide), а не добрыми делами
Спасение происходит только через благодать (sola gratia), без посредников-священников (принцип всеобщего священства)
Только Библия (sola Scriptura) является источником знания о Боге
Слайд 50Протестантизм сформировал нового человека – активную, рациональную, ответственную за свою деятельность
перед людьми и Богом, автономную, самостоятельную личность.
Протестантизм отождествил духовную праведность человека и его материальное благосостояние и стал религией нарождающейся буржуазии
Мартин Лютер
Жан Кальвин