Слайд 1
Испанский театр эпохи барокко
Слайд 3Ауто — поджанр драмы, род религиозно-аллегорических одноактных драматических представлений на библейские
и евангельские сюжеты, распространённый со 2-й половины 13 до 18 века.
Вначале исполнялись 3-4 любителями, в 16-17 веках превратилось в пышное зрелище, близкое к мистерии.
В театрах, играющих в таком стиле, представления ставились на передвижной платформе и в основном во время церковных праздников.
Ауто, наряду со светским театром, существовал в Испании до второй половины 18 в.; его литературную обработку начал Лопе де Вега.
Слайд 4
Изначально театральные представления проводились на улицах и площадях, а также патио
(patios) – внутренних двориках поместий, которые со временем приобрели вид полноценных театров, со сценами, декорациями, сценическими инструментами для создания соответствующей обстановки
Слайд 5Театральные «загоны» («Corrales») XVI-XVII вв
Слайд 6Театральные «загоны» («Corrales») XVI-XVII вв
Слайд 7
По принципу corrales в Мадриде, начиная с середины 16 века, строят
постоянные театры.
Слайд 8В первые годы своего существования «загоны» давали представления исключительно для мужчин
один раз в неделю. Со временем итальянские предприниматели, которым власти Мадрида отдали театры в аренду, получили разрешение на две постановки в неделю и добились права на посещение театров женщинами.
Слайд 9
Спектакль представлял собой синтетическое действо, объединяющее в себе разные виды искусства.
Он начинался с пения под аккомпанемент гитары, затем произносился пролог, после чего следовало непосредственно представление пьесы
Слайд 10хорнада (день) – 3 части, на которые подразделялась пьеса.
сайнеты (интермедии) -
пьески с музыкой и плясками или танцевальные номера, разыгрывались в антракте после каждой хорнады.
мохиганга (от исп. mojiganga - маскарад, буффонада) - всеобщий танец в масках, с куплетами и шутками, подхватываемыми зрителями, разыгрывалась в конце спектакля.
Слайд 11
Герои и героини испанской комедии - люди цельного и сильного характера.
Согласно требованиям чести, они не допускают корыстных и низких поступков. Это движет всеми действиями героев.
Слайд 12Лопе де Вега (1562-1635 гг.) - испанский драматург, поэт и прозаик.
Автор более чем 2000 пьес, из которых 425 дошли до наших дней.
Творчество Лопе де Вега представляет собой переход испанской драматургии от Возрождения к барокко.
Слайд 13Все пьесы Лопе де Вега можно разделить на два жанра:
-
«Комедия плаща и шпаги» («Собака на сене», «Дурочка» и др.) — собственно комедии, преимущественно любовные.
- «Комедия героическая» (историческая драма) («Фуэнте Овехуна»)
Слайд 14Лопе де Вега изложил здесь собственную концепцию нового театра, в соответствии
с которой комедия должна
1. достичь полной свободы «времён и мест»,
2. совместить в себе «трагическое и комическое начала»,
3. состоять из трёх примерно равных по длительности частей.
По замыслу автора,
первый акт должен раскрывать перед зрителями общую направленность (тему) представления,
второй – доносить до публики суть (конфликт) действа,
третий – повествовать о развязке (решении конфликта).
Титульная страница теоретического очерка (в стихах) Лопе де Вега «Новое искусство создания комедий в это время» (1606 г.)
Слайд 15(
Ти́рсо де Моли́на (настоящие имя и фамилия Габриэ́ль Те́льес ; 1579-1648)
- испанский драматург, доктор богословия, монах.
Автор более 400 стихотворных пьес, из которых до нас дошло только 84 комедии и 5 «ауто».
Основные произведения:
«Севильский обольститель, или Каменный гость»;
«Благочестивая Марта»;
«Любовь и ревность заставят поумнеть»;
«Богородица оливковой рощи»;
«Осужденный за недостаток веры»
Слайд 16В драме «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) де Молина создал
образ бесчестного обольстителя, способного надругаться над святынями, попирающего любовь во имя себялюбия; его Дон Хуан Тенорио - предшественник Дон Жуана в литературе и драматургии.
Слайд 17Пе́дро Кальдеро́н де ла Ба́рка (1600-1681) — испанский драматург и поэт,
чьё творчество явилось барочным завершением театральной модели, созданной в конце XVI - начале XVII века Лопе де Вега.
Перу Кальдерона принадлежит около 120 комедий и драм, 80 ауто, 20 интермедий.
Слайд 19Философские драмы
Пьесы этого типа затрагивают фундаментальные вопросы бытия, прежде всего —
человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания. Действие происходит чаще всего в «экзотических» для Испании странах (например, Ирландии, Польше, Московии); исторический и местный колорит подчёркнуто условен и призван акцентировать их вневременную проблематику.
Слайд 20«Стойкий принц» - (философская драма, 1628) пьеса о жизни и смерти
португальского инфанта Фернандо, который ради христианской веры предпочел остаться в плену у мусульман Марокко, нежели быть выкупленным и вернуться домой.
В качестве выкупа мусульмане хотели получить город Сеута, считавшийся цитаделью Европы и христианства в Африке, и принц не посчитал себя достаточно ценным для такого обмена. И в истории, и в пьесе он умирает в плену, оставшись стойким принцем, не сломленным врагами.
Слайд 21«Жизнь есть сон» ( 1635) в центре произведения — конфликт между
судьбой и роком, человеком и природой, властью и личностью.
Действие пьесы происходит в Польше, а один из её персонажей (Астольфо) носит титул «князя Московского» (duque de Moscovia, буквально «герцог Московский»), однако историческая обстановка, как было принято в литературе того времени, совершенно условна, и какой-либо местный колорит отсутствует.
Слайд 22Драмы чести
В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика:
любовь, религия и честь.
Конфликт связан либо с отступлением от этих принципов, либо с трагической необходимостью их соблюсти, даже ценой человеческой жизни.
Пример: «Саламейский алькальд»
Слайд 23Комедии интриги
Самая «традиционная» группа пьес Кальдерона включает в себя комедии, выстроенные
по канонам театра Лопе де Вега, с запутанной и увлекательной любовной интригой.
Инициаторами и самыми активными участниками интриги чаще всего становятся женщины. Комедиям присущ так называемый «кальдеронов ход» — случайно попавшие к героям предметы, письма, пришедшие по ошибке, потайные ходы и скрытые двери.
Примеры: «Дама-невидимка», «В тихом омуте…», «По секрету вслух».