Слайд 1Классицизм в архитектуре Западной Европы
Слайд 2Классицизм - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших
черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.
Слайд 3Классицизм проявился во многих видах искусства: литературе (трагедии и комедии), музыке,
живописи, архитектуре.
Слайд 4Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на лучшие достижения
античной культуры- греческую ордерную систему , строгую симметрию, четкую соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу.
Слайд 5Классицизму присущи сдержанность, спокойствие, стремление к объективному изображению окружающего мира, соблюдение
правильности и порядка.
Слайд 6Основные черты архитектуры классицизма
Греческая ордерная система
Строгая симметрия
Чёткая соразмерность частей композиции и
их подчиненность общему замыслу
Простые и ясные формы
Спокойная гармония пропорций
Прямые линии
Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета
Простота и благородство отделки
Практичность и целесообразность
Слайд 23Поздний классицизм –ампир - стиль в архитектуре, декоративно- прикладном и изобразительном
искусстве первой трети XIX века в странах Европы, завершивший развитие классицизма
Слайд 24Ризалит(выступ)- часть здания, выступающая за основную линию фасада
Слайд 25Боске́т (лесок, рощица)- ряд образующих стену, близко посаженных, ровно подстриженных деревьев
или кустарников
Слайд 26Десюдепо́рт (верх)- живописная скульптурная или резная композиция декоративного характера, расположенная над
дверью и являющаяся органичной частью интерьера
Слайд 27Пе́ргола (пристройка, навес)- беседка или сооружение, состоящее из поставленных друг за
другом арок или парных столбов, связанных поверху между собой деревянной обрешеткой, обсаженное вьющимися растениями, располагающимися вдоль дорожек парков и садов.
Слайд 28Анфила́да (нанизывать на нить)- ряд последовательно размещенных друг за другом помещений,
дверные проемы которых расположены на одной оси
Слайд 29Бельведе́р - круглая надстройка в виде павильона или беседки
Слайд 30В 60-е годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила
на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм.
К этому времени в русском обществе сложились основные черты мировоззрения, способствующие развитию данного стиля: рационалистическая философия, идея разумной организации мира, интерес к античности.
Классицизм в архитектуре России
Слайд 31Периодизация
русского классицизма
1.Последняя треть 18 века - ранний классицизм
2.Начало 19-века -
высокий классицизм
3. Классицизм первой трети 19 века - поздний классицизм
Слайд 32Основоположники
русского классицизма:
В. И. Баженов (1738 - 1799)
М.Ф. Казаков (1738 - 1812)
И.Е. Старов (1748 -
1808)
Слайд 33«Архитектурный театр» Москвы
В.И.Баженов и М.Ф.Казаков
Хотя «пред новою столицей померкла старая Москва»,
именно здесь было создано немало архитектурных шедевров
Слайд 34Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском
холме
Этот дворец относится к вершинам московского классицизма. Он был воздвигнут на склоне холма напротив Кремля. Баженов стремился увязать здание с окружающей местностью. Зодчий применил непривычную для московской классицистической архитектуры схему. Вход во дворец расположен со стороны двора, а к саду обращен главный фасад. Центр дома соединен одноэтажными галереями с двухэтажными боковыми корпусами.
Слайд 35Находится на территории Московского Кремля
Сенатский дворец
Здание Сената было построено по проекту
архитектора М.Ф.Казакова в 1776-1787 гг.
Слайд 36Голицынская больница была построена на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793)
«на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного».
Голицынская больница — одно из лучших поздних творений М.Ф.Казакова. Москва
Слайд 37О.И. Бове О.И. Бове , Альберт Кавос.
Здание Большого театра
О.И. Бове
возвел здание Большого театра в 1821-1824 годах. Основу проекта разработал петербургский зодчий Андрей Михайлов. Но Бове так серьезно и творчески переработал этот проект, что по праву считается автором сооружения.
Слайд 38
Зрители, пришедшие на открытие Большого театра в 1825 году, восторженными аплодисментами
вызвали Осипа Бове на сцену
В честь создателей театра сочинили музыкальную оду "Торжество муз".
О.И. Бове , Альберт Кавос. Здание Большого театра
Слайд 39Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках
и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны , как бы для любованья
Поставленные на ладонь…
Д.Самойлов «Над Невой»
«Строгий, стройный вид» Петербурга
Слайд 40Таврический дворец, творение выдающегося русского зодчего Ивана Егоровича Старова (1745— 1808).
Задуманный
как загородная резиденция князя Г. А. Потемкина-Таврического, стал своеобразным памятником, в архитектурном образе и торжественном названии которого увековечена победа русского оружия в борьбе за выход к Черному морю.
Таврический дворец .Санкт-Петербург
Иван Старов
Слайд 41Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове.
Академия Художеств . Санкт-Петербург
(1764 - 1788)
арх-ры Валлен-Деламот Жан.-Батист, Кокоринов Александр Филиппович, Фельтен Юрий Матвеевич
В плане - четкий квадрат с вписанным в него кругом - двором для прогулок
Слайд 42
Здание Сената и Синода
— памятник архитектуры Санкт-Петербурга
Имя автора проекта перестройки здания остается
неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором
И. Е. Старовым
Слайд 43Адмиралтейство было кораблестроительной верфью Петербурга - главного центра мореплавания и строительства
судов в России. Первое здание Адмиралтейства было заложено практически сразу после основания города, в 1704 году.
Адмиралтейство— памятник архитектуры
Санкт-Петербурга
Первое Адмиралтейство
Рис. Н. Челнокова. XVIII в.
Слайд 44В начале XIX века появилась необходимость перестройки старого здания Адмиралтейства. Это
задание было поручено А.Д. Захарову.
Архитектор превратил Адмиралтейство в главный ансамбль Петербурга, символ его славы и градостроительный узел, превосходящий по своему значению даже Казанский собор и Биржу.
А.Захаров. Адмиралтейство (начало 19 в .)
Слайд 45А.Захаров. Адмиралтейство (начало 19 в .)
В поразительном единстве с архитектурой
находится декоративная пластика. Захаров сам разработал сложную систему скульптурного убранства, имеющего важное архитектоническое и символическое значение.
Слайд 46Казанский собор - самое известное сооружение архитектора А.Н. Воронихина.
Приступая к проектированию
нового здания собора, заменявшего старую обветшавшую церковь начала XVIII века, Воронихин должен был решить сложную задачу.
Слайд 47На Невский проспект - главную и самую торжественную улицу столицы российской
империи - выходил не главный, а боковой фасад храма. колонн.
Казанский собор - самое известное сооружение архитектора А.Н. Воронихина.
Слайд 48
В 1813 году в соборе был погребен М.И. Кутузов, и здание
стало своеобразным памятником побед русского оружия. Здесь хранились знамёна и другие трофеи, отбитые у наполеоновских войск.
Казанский собор - самое известное сооружение архитектора А.Н. Воронихина.
Слайд 49
В 1837 году перед собором были поставлены статуи М.И. Кутузова и
М.Б. Барклая де Толли работы Б.И. Орловского.
Статуи М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли
Слайд 50К.И. Росси. Александринский театр (ныне - Российский государственный академический театр драмы
им. А.С. Пушкина )
Слайд 51А.А. Монферран. Исаакиевский собор
Слайд 52Над внутренним убранством храма трудились лучшие мастера того времени: живописцы К.П.
Брюллов, Ф.А. Бруни, скульптор И.П. Витали и другие. Колонны иконостаса покрыты уральским малахитом и афганским лазуритом.
А.А. Монферран. Исаакиевский собор
Слайд 53Постройка Исаакиевского собора завершила формирование облика центральной части Санкт-Петербурга. Купол, видимый
издалека, венчает собой обширное городское пространство.
А.А. Монферран. Исаакиевский собор
Слайд 54К.И. Росси. Михайловский дворец
Михайловский дворец относится к тем петербургским ансамблям,
которые определяют парадный фасад северной столицы.
Название он получил по имени владельца - великого князя Михаила Павловича (1798-1849), младшего брата Александра I.
Слайд 55Дворцовое здание стало центром совершенно нового ансамбля вблизи Невского проспекта в
Петербурге - с площадью, обширным садом и вновь проложенными улицами. Дворец построен в стиле высокого классицизма (ампира).
К.И. Росси. Михайловский дворец
Слайд 56К.И. Росси. Здание Главного штаба и министерств
Простые архитектурные формы фасадов двух
возведённых корпусов образуют контрастное соответствие пышной барочной архитектуре стоящего напротив Зимнего дворца.
В 1819-1829 годах архитектор К.И. Росси возвел перед Зимним дворцом здание Главного штаба и министерств, создав тем самым полукруглую Дворцовую площадь - одну из самых больших среди площадей всех европейских столиц.
Слайд 57К.И. Росси. Здание Главного штаба и министерств
Монументальная по формам, увенчанная шестёркой
лошадей с воинами и колесницей Славы в середине, арка вносит в архитектуру ансамбля триумфальный оттенок и сообщает ему высокоторжественный характер. Под аркой проходит улица, кривизну которой Росси удалось остроумно замаскировать.
Слайд 58
Своды арки, имеющей высоту 18 метров, обработаны прямоугольными углублениями
- кессонами, которые облегчают конструкцию и служат для художественной обработки перекрытия. Выкованные из листовой меди фигуры скульптурной группы общим весом 16 тонн созданы мастерами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским.
К.И. Росси. Здание Главного штаба и министерств
Слайд 59Характерные черты архитектуры классицизма:
Ориентация на лучшие достижения античной культуры – греческую
ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу.
Господство простых и ясных форм.
Спокойная гармония пропорций
Предпочтение отдается прямым линиям.
Простота и благородство отделки.
Практичность и целесообразность.
Слайд 60Русские архитекторы классицизма
Василий Иванович Баженов
(1738-1799).
Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и
педагог, представитель классицизма.
Член Российской академии
Слайд 61Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва.
Слайд 63Пашков дом. 1784 – 1788 гг. Москва.
одно из самых знаменитых
классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке.
Слайд 64Матвей Федорович Казаков
(1738— 1812) — московский архитектор, который в годы правления
Екатерины II перестроил центр Москвы.
Слайд 67Петровский дворец. 1775 – 1782 г.Москва.
Слайд 68Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе
в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Сейчас- Дом приемов Правительства Москвы
Слайд 69Карл Иванович Росси
(1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий
и архитектурных ансамблей в
Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Слайд 70Александринский театр.
Санкт- Петербург. 1832 г.
Слайд 71Михайловский Дворец.
Санкт- Петербург. 1817-1825гг.
Сейчас- Русский музей
Слайд 72Здание главного штаба.
Санкт- Петербург 1819-1829гг.
Слайд 73Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н
(1786—1858) —
архитектор.
На русский манер
называли
Август Августович Монферран
и
Август Антонович Монферран.
Слайд 74Александровская колонна. Санкт- Петербург. Дворцовая площадь. 1834г.
Слайд 75Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу).
На барельефе —
две крылатые женские фигуры держат доску с надписью:
« Александру I благодарная Россия»,
под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов — фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман
Слайд 76Ангел
на Александровской колонне.
Слайд 77Исаа́киевский собо́р.
Санкт- Петербург. 1818-1830 гг.
Слайд 78Исаа́киевский собо́р
(официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший
православный храм Санкт-Петербурга.
Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.
Слайд 79Казанский собор – одно из самых грандиозных и великолепных сооружений Андрея
Никифоровича Воронихина. Ставшее делом всей его жизни. А. Н Воронихину было 45 лет, когда Павел 1 принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери.
Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных
в 4 ряда.
Слайд 80Крупнейшими представителями классицизма в живописи являются
Никола Пуссен;
Клод Лоррен;
Давид,Жак
Луи;
Жан Огюст Доминик Энгр
Слайд 81Никола Пуссен -французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время
жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции.
«Великодушие Сципиона»
«Пастухи Аркадии»
«Танкред и Эрминия»
Слайд 82Клод Лорре́н — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров
классического пейзажа.
«Отплытие царицы Савской» (1648)
«Пейзаж с Иаковом…»
«Пейзаж с поклонением золотому тельцу»
Слайд 83Жак Луи́ Дави́д— французский художник, основоположник французского неоклассицизма.
Клятва Горациев (1784)
Гнев
Ахилла (1825)
Портрет мадам Рекамье (1800)
Слайд 84Энгр, Жан Огюст Доминик- французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX
века.
«Эдип и Сфинкс», 1808, Лувр, Париж
«Жанна д'Арк на коронации Карла VII», 1854 г.
Апофеоз Гомера
Слайд 85ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовиться к тесту.