Слайд 1Тема 3. Законы и закономерности управления
Слайд 2План лекции
Виды и классификация законов. Характеристика законов менеджмента
Закономерности управления – основа
теории управления.
Методы управления
Законы управления
Единство системы управления. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем.
Слайд 3Теория управления
комплекс теоретических положений, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение
объективных явлений управления; совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.
Объект изучения - социально-экономическая система. Иногда объектом изучения называют организацию.
Предмет изучения специфическое явление общественной жизни, деятельности человека, которое имеет название «управление».
Слайд 4Закономерности управления
необходимые, устойчивые и существенные отношения или взаимосвязи, определяющие развитие и
функционирование систем управления.
объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями в управлении.
Слайд 5
В организации всегда присутствуют процессы:
Управляемые
Неуправляемые
Управляемые частично
Слайд 6С позиции управления
Закон или закономерность можно представить как связь целей управления
со средствами и методами их достижения
Механизм использования закона – это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности
Слайд 7
Руководитель при принятии решений может руководствоваться или, или
Законом
Здравым смыслом, который обычно
приводит к центробежным движениям в организации – к развалу («хотел как лучше, а получилось как всегда»)
Слайд 8Специфика законов и закономерностей
Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы
Законы, придуманные людьми,
переменчивы, непоследовательны и противоречивы.
Законы организации – объективные законы
Кроме писанных законов, определяющих жизнь в обществе, существуют сотни неписанных, неформальных законов – нормы поведения, традиции, привычки.
Слайд 93. Методы управления
Способы, средства воздействия управляющего субъекта на объект управления с
целью достижения поставленной цели
экономические
методы, используемые федеральными и региональными органами (налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона)
методы, используемые предприятиями (система материального поощрения работников; ответственности за качество и эффективность работы; экономические нормативы - фондовооруженность, нормы рентабельности)
Слайд 10Административные (система законодательных актов страны и региона; система нормативных и методических
документов организации; система оперативного управления).
социально-психологические:
развитие у работников инициативы и ответственности, делегирование полномочий
привлечение работников к участию в управлении
формирование коллективов, СПК
создание творческой атмосферы
установление моральных поощрений и санкций
социальное планирование
Слайд 11Психологические методы воздействия
Формирование хорошего СПК
эффективное использование психологических методов мотивации (внушение, подражание,
вовлечение)
организация индивидуальной работы с сотрудниками (учет типа личности)
проведение психологических тренингов для руководителей всех уровней и работников
Все методы менеджмента органично связаны между собой и используются в комплексе.
Слайд 12В4. Законы управления
Законы, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию.
Это объективно
существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи явлений и процессов
Законы менеджмента:
Закон специализации управления;
Закон интеграции управления;
Закон экономии времени.
Слайд 13
закон специализации управления:
современное производство характеризуется использованием новейших технологических процессов, высокой степенью
организации труда и информационных систем
Такое производство требует узкоспециализированного управления, глубоких знаний, наличия специального образования у менеджеров
Слайд 14Закон интеграции управления
вытекает из единства производства и управления. С одной
стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в единый производственный организм – предприятие, фирму, с другой – это соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленческий процесс.
В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, потребность поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка.
Слайд 15Закон интеграции управления:
Предприятия могут объединяться в концерны, ассоциации и т.п. в
соответствии с целями, задачами, интересами, потребностями поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка.
Слайд 16Закон экономии времени:
эффективность предпринимаемых управленческих действий определяется скоростью реакции менеджмента на
потребности рынка.
Принятие решения менеджером в более короткое время по сравнению с конкурирующей фирмой обеспечивает положительное влияние на конечные результаты работы организации
Имеет важнейшее значение в управлении организацией, отраслью экономики, государством в целом
Слайд 17 Закон синергии
Способность организации к деятельности и ее потенциал определяют следующие
элементы:
Производительность
Микроклимат в коллективе
Заинтересованность
Кадровый, научный и технический состав
Отношение к внешней среде
Перспективы развития
Имидж
Слайд 18Применительно к организации
Синергия – это такое приращение ресурсного ее потенциала в
процессе совместной деятельности ее членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше или меньше, чем простое сложение используемых ресурсов
Альянсы организаций, в которых суммарный доход выше суммы доходов каждой из организаций, работающих в одиночку (за счет тщательного отбора товаров и рынков, новые возможности конкуренции)
Слайд 19Типы синергизма
Структурный - эффект возникает вследствие объединения ресурсов двух компаний, позволяющего
снизить издержки и увеличить объем продаж;
Управленческий - эффект достигается благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений.
Слайд 20Закон самосохранения
Каждая материальная система сознательно или стихийно стремится к сохранению своей
качественной определенности и использует для достижения этого весь свой потенциал
Самосохранение организации зависит от внешней среды, параметров внутренней среды, характера ее деятельности и качества управления ресурсами
Слайд 21Закон информированности-упорядоченности
Чем большей информацией о внешней и внутренней среде располагает организация,
тем больше вероятность устойчивого функционирования
В управлении организациями применяется экономическая, научно-техническая, общественно-политическая информация
Чем четче сформулированы задачи управления и организована база данных об объектах управления, тем устойчивее функционирование организации
Слайд 22В 5.Управляющая подсистема
подсистема системы менеджмента, в которой регламентируются требования к
качеству управленческих решений, и организуется процесс управления по достижению целей и задач системы.
К компонентам управляющей подсистемы относятся:
управление персоналом;
социология и психология менеджмента;
разработка и реализация управленческого решения;
анализ и прогнозирование.
Слайд 23Управляемая подсистема
не всякое воздействие, осуществляемое менеджером или управляющей системой, вызывает
активную деятельность и адекватно соответствует предполагаемому результату.
Существуют различные виды реакции на управленческое воздействие:
бездействие, формальное безынициативное действие, противодействие.
активность, дополнительная деятельность, восприимчивость замысла и задач, энтузиазм, организованность, ответственность.