Введение в профессию "Менеджер по персоналу", "Специалист по управлению персоналом" презентация

Содержание

УП как наука МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ЗНАНИЙ УП Право Социология Экономика Психология ?

Слайд 1Билл Гейтс
«В будущем капитал человеческих ресурсов, несомненно, будет иметь большее значение

для компании, чем капитал финансовый»

Введение в профессию
«Менеджер по персоналу» /
«Специалист по управлению персоналом»

Шрейдер Наталья


Слайд 2УП как наука
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ЗНАНИЙ
УП
Право
Социология
Экономика
Психология
?


Слайд 3Управление персоналом — это комплексная прикладная наука о факторах, способах и

методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации.

организационно-экономические

административно-управленческие

технологические

правовые

групповые

личностные



Слайд 4Менеджер по персоналу как профессия
Менеджер по персоналу - разновидность (специализация) профессии

«менеджер»
Менеджер ≈ руководитель ≈ управленец


Что делает менеджер?

Управление – что это такое?
ВЛИЯТЬ = ПРОВОЦИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ
Управление

Организацией

Людьми в организации

Процессами (потоками) в организации: производственным процессом, процессом сбыта / закупок, процессом продаж, финансовыми потоками и др.

Общий / финансовый / производственный менеджмент

Поведением и деятельностью работников организации

Кадровый менеджмент / менеджмент персонала

Управленческое кольцо

Методы влияния



Слайд 5Управленческое кольцо & Виды влияния
Просьба
Убеждение
Манипуляция
Принуждение
Личный пример
Внушение
Критика
Конструктивная
Деструктивная
МОТИВАЦИЯ


Слайд 6От чего зависит эффективность разных видов влияния?
Темпераментальная типология Г.Ю.Айзенка
Цветовая типология К.Г.Юнга

Подстраиваться

или нет?

Слайд 7Темпераментальная концепция Г.Ю.Айзенка
Эмоциональная
нестабильность
Эмоциональная
стабильность
Экстраверсия
Интроверсия


Слайд 8- Неуравновешен - Чрезмерно активен

- Возбудим - Вспыльчив, но отходчив - Раздражителен - Конфликтен - С резкой сменой настроения - Ориентирован на успех, похвалу, признание - Выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, активные движения

ХОЛЕРИК


Слайд 9- Энергичен - Уравновешен - Активен - Общителен - Жизнерадостен - Дисциплинирован - Адаптивен - С живой

мимикой и выразительными движениями - С высоким порогом чувствительности (не замечает очень слабые звуки и световые раздражители)!!! - Высокая работоспособность и выносливость


САНГВИНИК


Слайд 10- Уравновешен - Спокоен - Невозмутим - Медлителен - Выдержан - Терпелив - Работоспособен - Вынослив - Дисциплинирован - В

работе проявляет основательность, упорство, продуманность - Плохо приспосабливается к изменениям - Консервативен

ФЛЕГМАТИК


Слайд 11- Впечатлителен - Склонен к грусти - Замкнут - Болезненно чувствителен - Обидчив - Быстро утомляется -

В работе пассивен - Внимание неустойчивое - Плохо приспосабливается к изменениям, но в привычной обстановке работает продуктивно

МЕЛАНХОЛИК


Слайд 12Описание типов


Слайд 13Цветовая типология Юнга
задачи
отношения
экстраверсия
интроверсия


Слайд 14Цветовая типология Юнга
задачи
отношения
экстраверт
интроверт


Слайд 15Задания
Изучить особенности своего цвета (выбрать 2-3 наиболее характерные);
Придумать девиз (слоган)
Сравните себя

с известным персонажем из истории (фильма, мультфильма), который отражает Ваши черты, кажется похожим на Вас
Назовите наиболее эффективные виды влияния по отношению к Вам и виды влияния, которые предпочитаете Вы
Определите предрасположенность к рисковому поведению

(8 минут на работу в мини-группах)

Слайд 16Менеджер по персоналу как профессия

До 1920-1930х гг.


Управление людьми 1920-1930х гг.


Сегодня

Линейные руководители (менеджер)

Сотрудники отдела кадров (кадровики)

Сотрудники службы управления персоналом
(специалисты | менеджеры по персоналу)




УП как специфический вид (специализация) управленческой деятельности

«Менеджер» в УП – условное название, т.к. обычно это должность специалиста (нет подчиненных), кроме руководителей HR-служб


НО


Слайд 17Понятие персонала. Классификация персонала
Кадры / Персонал (staff, personnel) / Человеческие ресурсы

(human resources) / Человеческий капитал (human capital) / Человек (human being) – это…?
«Мы в своей организации управляем …»
– Кадрами
– Персоналом какие акценты?
– Человеческими ресурсами что в человеке
– Человеческим капиталом интересует организацию?
– Человеком (Людьми)
Кадровый менеджмент ? менеджмент персонала (personnel management) ? управление человеческими ресурсами (HRM) ? управление человеческим капиталом (HCM) + управление человеком


ФЛЕЙТА КАК ХОББИ


Слайд 18Кадры. Персонал. Человеческие ресурсы. Человеческий капитал. Человек.
Кадры / персонал –

штатные квалифицированные работники организации, обладающие конкретными профессиональными характеристиками ? основное – реализация трудовой функции



Человеческие ресурсы / Человеческий капитал – 1) нет ограничения штатным составом организации; 2) рассмотрение не статике а в развитии (потенциал человека – сотрудника/кандидата); 3) ценность; 4) временность.





Человек






Управление кадрами

Управление персоналом

Трудовая функция, формальные требования, кадровое делопроизводство

Трудовая функция, формальные требования + личностная спецификация, кадровое делопроизводство + ряд технологий: отбор, мотивация, обучение.

Максимальное использование ресурсов (трудовая функция +…), развитые технологии управления ЧР (все)+ стратегический уровень управления, ресурс истощаем.

УЧР (HRM)

УЧК (HСM)

Инвестиции в капитал, развитые технологии управления ЧК (отбор, оценка, обучение и развитие, управление карьерой, мотивация), особый акцент на технологии обучения и развития ЧК


Слайд 19Human Capital Management
ЧК + имущество и деньги
(нематериальный ресурс /

актив) + (материальный ресурс / основные активы)

Рыночная (общая) стоимость организации

Human Capital

Знания

Умения

Навыки

Творческие способности

Когнитивный интеллект

Эмоциональный интеллект


Что это?

Что это?

Что это?

Что это?

Что это?

Что это?

Развитие талантов


Talent Management

85% ? 50%

5% ? 35%

Цель собственника – повышение стоимости, капитализации компании


Слайд 20Общая способность
Какие еще есть общие способности?
Вербальный / невербальный
Интеллектуальные операции
Э.Боринг: «Интеллект –

это то, что измеряется тестами интеллекта»;
«Интеллект – это систематизированная совокупность способностей или функций для обработки разных видов информации различными способами»;
В.Д.Шадриков: «Системное проявление познавательных способностей *, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора (общей способности), влияющего на другие способности»

* К познавательным способностям относятся: сенсорные способности, перцептивные способности, мнемические способности, аттенционные способности, имажинитивные способности, способности мышления

Одаренность, талант, гениальность


Слайд 21Эмоциональный интеллект
Эмоциональная компетентность
Самосознание (знание себя): самооценка и самоотношение
Самоуправление (управление своими эмоциями)
Самомотивация
Эмпатия
Социальные

умения и навыки

Контакт, уважение, социальная ответственность, адаптивность

Проранжировать и оценить


Слайд 22«Управление кадрами»? «Управление персоналом»? «Управление человеческими ресурсами»?


Слайд 23Сравнительный анализ подходов в HR-практике
Сегодня-завтра
Расходы на работников - инвестиция
Человеческий капитал рассчитывается

в сделках M&A
HR – бизнес-партнер (партнер по достижению целей бизнеса)
Собственники интересуются положением дел в HR


Традиционно
Расходы на работников – затраты
Человеческий капитал не учитывается в сделках M&A (mergers and acquisitions) *
HR – центр затрат, сервисная функция
Собственники не интересуются положением дел в HR

* К формам реорганизации юр. лиц относятся также разделение, выделение, преобразование


Слайд 24Что такое «персонал»? Кого считать персоналом организации?
Академический вариант
Весь личный (штатный) состав организации,

включая работающих собственников и совладельцев
Как определить, работает ли человек в организации?
Если собственник / совладелец :
а) участвует в распределении прибыли (получает дивиденды от акций), имея трудовой договор с другой организацией?
б) занимает должность генерального директора?

Вариант, с которым можно столкнуться в практической деятельности HRа
- Все, кто «ниже» по иерархической лестнице


Слайд 25







Классификация персонала

ПЕРСОНАЛ

Каков результат труда?
Какой труд преобладает?
Разница?




Разница?
Есть подчиненные?
Есть право ПУР?
Разница?


Слайд 26«Технологи»
Диагносты
Консультанты
Тренер-менеджеры
HR: возможные типы
должностей
Степень «элитарности»
Уровень заработной платы
Руководители
«Делопроизводители»
«Технологи» - C&B
Диагносты
Диагносты – Executive Search
«Технологи»
Тренер-менеджеры
Консультанты

- коучи

«Делопроизводители»

Руководители

«Технологи» - HR-generalist-ы

Руководители – стратегическое управление


Слайд 27Цикл процессов УП
Дизайн и редизайн оргструктуры
(объем управления и нормы управляемости)
Формирование HR-бренда
Поиск

и отбор персонала

Адаптация персонала

Оценка персонала

Высвобождение персонала

Управление вознаграждением персонала

Обучение и развитие персонала

Управление карьерой персонала (ротация, продвижение, кадровый резерв)







Слайд 28Цели УЧР
Привлечь нужных сотрудников
Вовлечь и раскрыть потенциал сотрудников
Удержать ценных сотрудников
ЧТО ДОЛЖЕН

ДЕЛАТЬ HR ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАЖДОЙ ИЗ ЗАДАЧ?

Основные HR-функции, HR-процессы

Поиск и отбор персонала

Профориентация и адаптация персонала

Оценка персонала

Мотивация и стимулирование персонала

Обучение и развитие персонала

Управление карьерой и преемственностью персонала

Высвобождение персонала

Управление организационной культурой и конфликтами


Слайд 29Поиск и отбор персонала
Профориентация и адаптация персонала
Оценка персонала
Мотивация и стимулирование персонала
Обучение

и развитие персонала

Управление карьерой и преемственностью персонала

Высвобождение персонала

Рекрутер, специалист по поиску и отбору персонала, профайлер

Специалист по адаптации персонала, профконсультант


Специалист по отбору и адаптации персонала

Специалист по оценке персонала, специалист по оценке и аттестации персонала

Специалист по мотивации персонала, специалист по мотивации и оплате труда, специалист по компенсациям и льготам, Comp&Ben

Специалист по развитию и обучению персонала, T&D-менеджер

Специалист по развитию карьеры персонала, специалист по планированию карьеры


HR-generalist

«ТЕХНОЛОГИ» ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ

Менеджер по персоналу

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом


Слайд 30HR, МенПопер, Хрым


Слайд 31Вице-президент по УП
РУКОВОДИТЕЛИ
подразделений HR
Директор по персоналу
Заместитель генерального директора по УП
Директор по

УП

Руководитель / Начальник отдела кадров

Руководитель / Начальник отдела по УП

Руководитель / Начальник департамента (управления) по УЧР

Заместитель генерального директора по УЧР

Директор по УЧР

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ + Руководство подразделением(ями) HR

ТАКТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ + Руководство подразделением(ями) HR

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ + Руководство подразделениями HR

HR – бизнес-партнер, член Совета директоров, архитектор бизнес-процессов, консультант в ПУР, разработчик HR-стратегии

HR – «Сервис», архитектор и участник системы УП организации

HR – вспомогательная функция, «сервис», участник системы УП организации

Руководители в HR


Слайд 32CEO (Chief Executive Officer) 
CFO
CMO
CIO
CAO
CТO
CSO
CEO
CHRO
CFO
CHRO


Слайд 33

Первый после босса: HR-директор в роли бизнес-партнера


Слайд 34Состав и численность службы управления персоналом
1 HR на 100 работников (США, Россия)
1

HR на 130 работников (Франция)
2-3 HRа на 100 работников (Япония)

Качественный состав службы управления персоналом
(основа – Квалификационный справочник)
Должности руководителей:
Заместитель директора по управлению персоналом
Менеджер по персоналу
Начальник отдела кадров
Должности специалистов:
Инженер по нормированию труда
Инспектор по кадрам
Инженер по охране труда
Инженер по подготовке кадров
Профконсультант, психолог, социолог
Специалист по кадрам
Экономист по труду
Должности технических исполнителей:
Табельщик
Учетчик
Хронометражист

Качественный состав службы управления персоналом
(основа – опыт организаций)
Должности руководителей:
Руководитель службы по управлению персоналом / Руководитель службы по управлению человеческими ресурсами
Директор по персоналу
Должности специалистов:
Менеджер по персоналу / Менеджер по управлению человеческими ресурсами

Менеджер по компенсациям
Менеджер по социальным льготам
Рекрутер
Специалист по обучению
Специалист по трудоустройству уволенного персонала
Специалист по кадровому делопроизводству



Слайд 35Эволюция концепций менеджмента
Изменение представлений о роли человека в организации

4 подхода

4 школы

управления


Школа административного управления

Школа научного управления

Школа человеческих отношений
(и поведенческих наук)

Школа количественных методов

1

2

3

4


Слайд 36Школа научного управления
Ф.Тейлор – «Отец научного менеджмента»
инженер ? научное управление производством


(НОТ – научная организация труда)


Цель – производство с наименьшими затратами ресурсов при достижении максимальных результатов

Признание менеджмента самостоятельным видом деятельности: труд делится на исполнительский и распорядительский

Рационализация всех элементов производства: устранение лишних движений + эргономика + режим труда и отдыха (эксперимент с погрузкой чугуна: 12,5 т ? 47,5 т при 42% работа, а 58% отдых)

Совершенствование системы оплаты труда: дифференциация з/п в зависимости от выполнения установленных норм (сдельная и сдельно-премиальная система оплаты труда)

Повышение производительности труда: замер времени рабочих движений у лучших работников (хронометраж с секундомером) ? установление норм выработки для всех ? кто не справился, увольнять + научный отбор и обучение сотрудников

1

2

3

4

Проблема рестрикционизма (работа с прохладцей) + Концепция среднего человека: человек среднего класса не стремится работать на пределе возможностей ? нормы занижены + не дает перевыполнять план человеку первого класса, который стремится и может

5

Критика в России: тейлоризм = потогонные технологии

Проранжируйте по степени полезности


Слайд 37Школа научного управления
М.Вебер – социолог ? концепция рациональной бюрократии

Власть

распределяется в соответствии с занимаемым иерархическим положением: важность формальной власти и формального лидерства = критика харизматического лидера

Объективное ведение бизнеса – управление, не зависящее от черт личности субъекта и объекта управления (влияния) и реализуемое по определенным правилам

Решения принимаются на основе апробированных правил и процедур

Подбор кадров определяется их компетентностью – тем, что человек знает, а не тем, кого он знает

1

2

3

4

Оцените каждое из положений концепции с точки зрения их справедливости

Принципы функционирования организации
Четкое определение обязанностей на основе зоны ответственности
Жесткая иерархия
Набор регулирующих правил и процедур
Отношения формалистической безличности
Поощрение исключительно за компетентность

5

У управленца должно быть специальное образование (юридическое)


Слайд 38Административная (классическая) школа управления
А.Файоль – инженер + менеджер ? совершенствование административных

функций


Цель – создание универсальных принципов управления

6 операций управленческой деятельности:
Техническая и технологическая (производство)
Коммерческая (продажа, закупка)
Финансовая (привлечение и управление капиталом)
Охранная (охрана собственности)
Учетная (инвентаризация, баланс, издержки, статисктика)
Административная (управление персоналом)

Первое управленческое кольцо = функции административного управления:
Предвидение
Организация
Распорядительство
Координация
Контроль

1

2

3

14 принципов управления:
Разделение труда
Единоначалие
Равенство полномочий и ответственности
Стабильность персонала

Соотнесите с функциями современного топ-менеджмента (кто чем управляет)

Проранжируйте по степени полезности

Все ли функции управления назвал А.Файоль?


Слайд 39Школа человеческих отношений
Э.Мэйо

Центр рассмотрения – человек с его психологическими особенностями как

фактор повышения производительности труда

Важность неформальных отношений между коллегами и между руководителем с подчиненными

Инженерный подход к повышению производительности труда себя исчерпал из-за человеческого фактора

1

Концепция «социального человека» вместо концепции «экономического человека»: человек нуждается в социальных контактах на рабочем месте, жесткая иерархия и формализм чужды человеческой природе, человеку недостаточно материальных стимулов

Уникальность потребностей и ценностей работников, рабочего мотивирует обращение к нему как к личности, важность нематериальных стимулов

Хотторнские эксперименты

Эксперименты с изменением освещенности Эксперименты в прядильном цехе
(даже освещенности повышает производительность) (в перерыв в отдельное помещение, заявка)
Важно само участие = внимание к своей личности Важна возможность общаться + возможность влиять Потребность в принадлежности к группе Потребность в общении + потребность в уважении
(чувство собственной значимости)

Социальные потребности

2

4

3

5


Слайд 40Системный подход к УП
Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей,

каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого
Система УП – совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом
Каковы объекты системы УП (кто может быть объектом управления?)
Каковы субъекты системы УП (кто управляет персоналом?)
Система УП

Подсистема линейного УП Функциональные подсистемы УП

Подсистема найма Подсистема оценки


Технология 1 Технология 2 Технология 3

Элементы системы:
Цель, субъект, объект, предмет, документационное обеспечение и т.п.


Слайд 41Процессный подход к УП
Процесс УП – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов

деятельности, которые преобразуют входы в выходы

Работа в группах: изобразить один из процессов и прокомментировать
(процесс адаптации персонала;
процесс обучения персонала; процесс высвобождения персонала)


Слайд 42Система управления персоналом как подсистема управления организацией
Организация
Хозяйствующий субъект, система
 предприятие, фирма
Упорядоченность
Деятельность
 процесс создания

/ совершенствования системы и взаимосвязей целого

Что такое «система»?

Дайте определение социальной организации?

Сущностные признаки: объединение людей;
направленность на достижение цели;
нормы, правила; координация, управление, иерархия (руководство)

согласованность, взаимодействие частей целого

В этой организации работает…

Мы организованно работаем…

Я организую группу…


Слайд 43Организация как система
Доказать, что организация и человек - это системы
Организация

- система

Человек - ?

Состоит из отдельных, но взаимосвязанных элементов

Признаки любой системы

Дифференциация элементов (у каждого своя функция)

Интеграция элементов (элементы взаимосвязаны в плане достижения цели существования системы)

Наличие входа, выхода (полезный продукт + отходы) и трансформационного процесса

Взаимодействие с внешней средой, адаптация к ее изменениям, наличие границ

Реализация принципа обратной связи


Слайд 44Характеристики (параметры) организации
 Сложность
 Формализованность
 Централизация
Степень дифференциации

Вертикальная
Горизонтальная
функциональное распределение труда, специализация подразделений ? кол-во подразделений ?

координация

Кол-во иерархически соподчиненых уровней управления

Зачем нужна иерархия?

V управления

«Плоские» и «глубокие» организации

Концентрация функции ПУР в руках высшего руководства

Кол-во решений

Важность решений

Последствия решений

Принимаемых на нижестоящих уровнях


Вопросы:
В чем преимущества / ограничения высокой степени сложности, формализованности, централизации?
В организации с какими характеристиками Вы бы хотели работать?
Каковы тенденции современного менеджмента в отношении этих параметров?


Слайд 45Отрасли / индустрии
Banking

Private banking

Corporate Banking
FMCG
Retail
IT
HoReCa
Heavy Industry, Hi-tech equipment industry

Real Estate

Real Estate Real Estate Development

Медиа

Фарма


Слайд 46Основные бизнес-модели


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика