Введение в профессию
«Менеджер по персоналу» /
«Специалист по управлению персоналом»
Шрейдер Наталья
Введение в профессию
«Менеджер по персоналу» /
«Специалист по управлению персоналом»
Шрейдер Наталья
организационно-экономические
административно-управленческие
технологические
правовые
групповые
личностные
Что делает менеджер?
Управление – что это такое?
ВЛИЯТЬ = ПРОВОЦИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ
Управление
Организацией
Людьми в организации
Процессами (потоками) в организации: производственным процессом, процессом сбыта / закупок, процессом продаж, финансовыми потоками и др.
Общий / финансовый / производственный менеджмент
Поведением и деятельностью работников организации
Кадровый менеджмент / менеджмент персонала
Управленческое кольцо
Методы влияния
ХОЛЕРИК
САНГВИНИК
ФЛЕГМАТИК
МЕЛАНХОЛИК
Линейные руководители (менеджер)
Сотрудники отдела кадров (кадровики)
Сотрудники службы управления персоналом
(специалисты | менеджеры по персоналу)
УП как специфический вид (специализация) управленческой деятельности
«Менеджер» в УП – условное название, т.к. обычно это должность специалиста (нет подчиненных), кроме руководителей HR-служб
НО
ФЛЕЙТА КАК ХОББИ
Управление кадрами
Управление персоналом
Трудовая функция, формальные требования, кадровое делопроизводство
Трудовая функция, формальные требования + личностная спецификация, кадровое делопроизводство + ряд технологий: отбор, мотивация, обучение.
Максимальное использование ресурсов (трудовая функция +…), развитые технологии управления ЧР (все)+ стратегический уровень управления, ресурс истощаем.
УЧР (HRM)
УЧК (HСM)
Инвестиции в капитал, развитые технологии управления ЧК (отбор, оценка, обучение и развитие, управление карьерой, мотивация), особый акцент на технологии обучения и развития ЧК
Human Capital
Знания
Умения
Навыки
Творческие способности
Когнитивный интеллект
Эмоциональный интеллект
Что это?
Что это?
Что это?
Что это?
Что это?
Что это?
Развитие талантов
Talent Management
85% ? 50%
5% ? 35%
Цель собственника – повышение стоимости, капитализации компании
* К познавательным способностям относятся: сенсорные способности, перцептивные способности, мнемические способности, аттенционные способности, имажинитивные способности, способности мышления
Одаренность, талант, гениальность
Контакт, уважение, социальная ответственность, адаптивность
Проранжировать и оценить
Традиционно
Расходы на работников – затраты
Человеческий капитал не учитывается в сделках M&A (mergers and acquisitions) *
HR – центр затрат, сервисная функция
Собственники не интересуются положением дел в HR
* К формам реорганизации юр. лиц относятся также разделение, выделение, преобразование
«Делопроизводители»
Руководители
«Технологи» - HR-generalist-ы
Руководители – стратегическое управление
Адаптация персонала
Оценка персонала
Высвобождение персонала
Управление вознаграждением персонала
Обучение и развитие персонала
Управление карьерой персонала (ротация, продвижение, кадровый резерв)
Основные HR-функции, HR-процессы
Поиск и отбор персонала
Профориентация и адаптация персонала
Оценка персонала
Мотивация и стимулирование персонала
Обучение и развитие персонала
Управление карьерой и преемственностью персонала
Высвобождение персонала
Управление организационной культурой и конфликтами
Управление карьерой и преемственностью персонала
Высвобождение персонала
Рекрутер, специалист по поиску и отбору персонала, профайлер
Специалист по адаптации персонала, профконсультант
Специалист по отбору и адаптации персонала
Специалист по оценке персонала, специалист по оценке и аттестации персонала
Специалист по мотивации персонала, специалист по мотивации и оплате труда, специалист по компенсациям и льготам, Comp&Ben
Специалист по развитию и обучению персонала, T&D-менеджер
Специалист по развитию карьеры персонала, специалист по планированию карьеры
HR-generalist
«ТЕХНОЛОГИ» ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ
Менеджер по персоналу
HR-менеджер
Специалист по управлению персоналом
Руководитель / Начальник отдела кадров
Руководитель / Начальник отдела по УП
Руководитель / Начальник департамента (управления) по УЧР
Заместитель генерального директора по УЧР
Директор по УЧР
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ + Руководство подразделением(ями) HR
ТАКТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ + Руководство подразделением(ями) HR
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ + Руководство подразделениями HR
HR – бизнес-партнер, член Совета директоров, архитектор бизнес-процессов, консультант в ПУР, разработчик HR-стратегии
HR – «Сервис», архитектор и участник системы УП организации
HR – вспомогательная функция, «сервис», участник системы УП организации
Руководители в HR
Качественный состав службы управления персоналом
(основа – Квалификационный справочник)
Должности руководителей:
Заместитель директора по управлению персоналом
Менеджер по персоналу
Начальник отдела кадров
Должности специалистов:
Инженер по нормированию труда
Инспектор по кадрам
Инженер по охране труда
Инженер по подготовке кадров
Профконсультант, психолог, социолог
Специалист по кадрам
Экономист по труду
Должности технических исполнителей:
Табельщик
Учетчик
Хронометражист
Качественный состав службы управления персоналом
(основа – опыт организаций)
Должности руководителей:
Руководитель службы по управлению персоналом / Руководитель службы по управлению человеческими ресурсами
Директор по персоналу
Должности специалистов:
Менеджер по персоналу / Менеджер по управлению человеческими ресурсами
Менеджер по компенсациям
Менеджер по социальным льготам
Рекрутер
Специалист по обучению
Специалист по трудоустройству уволенного персонала
Специалист по кадровому делопроизводству
Школа административного управления
Школа научного управления
Школа человеческих отношений
(и поведенческих наук)
Школа количественных методов
1
2
3
4
Цель – производство с наименьшими затратами ресурсов при достижении максимальных результатов
Признание менеджмента самостоятельным видом деятельности: труд делится на исполнительский и распорядительский
Рационализация всех элементов производства: устранение лишних движений + эргономика + режим труда и отдыха (эксперимент с погрузкой чугуна: 12,5 т ? 47,5 т при 42% работа, а 58% отдых)
Совершенствование системы оплаты труда: дифференциация з/п в зависимости от выполнения установленных норм (сдельная и сдельно-премиальная система оплаты труда)
Повышение производительности труда: замер времени рабочих движений у лучших работников (хронометраж с секундомером) ? установление норм выработки для всех ? кто не справился, увольнять + научный отбор и обучение сотрудников
1
2
3
4
Проблема рестрикционизма (работа с прохладцей) + Концепция среднего человека: человек среднего класса не стремится работать на пределе возможностей ? нормы занижены + не дает перевыполнять план человеку первого класса, который стремится и может
5
Критика в России: тейлоризм = потогонные технологии
Проранжируйте по степени полезности
Объективное ведение бизнеса – управление, не зависящее от черт личности субъекта и объекта управления (влияния) и реализуемое по определенным правилам
Решения принимаются на основе апробированных правил и процедур
Подбор кадров определяется их компетентностью – тем, что человек знает, а не тем, кого он знает
1
2
3
4
Оцените каждое из положений концепции с точки зрения их справедливости
Принципы функционирования организации
Четкое определение обязанностей на основе зоны ответственности
Жесткая иерархия
Набор регулирующих правил и процедур
Отношения формалистической безличности
Поощрение исключительно за компетентность
5
У управленца должно быть специальное образование (юридическое)
Цель – создание универсальных принципов управления
6 операций управленческой деятельности:
Техническая и технологическая (производство)
Коммерческая (продажа, закупка)
Финансовая (привлечение и управление капиталом)
Охранная (охрана собственности)
Учетная (инвентаризация, баланс, издержки, статисктика)
Административная (управление персоналом)
Первое управленческое кольцо = функции административного управления:
Предвидение
Организация
Распорядительство
Координация
Контроль
1
2
3
14 принципов управления:
Разделение труда
Единоначалие
Равенство полномочий и ответственности
Стабильность персонала
Соотнесите с функциями современного топ-менеджмента (кто чем управляет)
Проранжируйте по степени полезности
Все ли функции управления назвал А.Файоль?
Важность неформальных отношений между коллегами и между руководителем с подчиненными
Инженерный подход к повышению производительности труда себя исчерпал из-за человеческого фактора
1
Концепция «социального человека» вместо концепции «экономического человека»: человек нуждается в социальных контактах на рабочем месте, жесткая иерархия и формализм чужды человеческой природе, человеку недостаточно материальных стимулов
Уникальность потребностей и ценностей работников, рабочего мотивирует обращение к нему как к личности, важность нематериальных стимулов
Хотторнские эксперименты
Эксперименты с изменением освещенности Эксперименты в прядильном цехе
(даже освещенности повышает производительность) (в перерыв в отдельное помещение, заявка)
Важно само участие = внимание к своей личности Важна возможность общаться + возможность влиять Потребность в принадлежности к группе Потребность в общении + потребность в уважении
(чувство собственной значимости)
Социальные потребности
2
4
3
5
Элементы системы:
Цель, субъект, объект, предмет, документационное обеспечение и т.п.
Работа в группах: изобразить один из процессов и прокомментировать
(процесс адаптации персонала;
процесс обучения персонала; процесс высвобождения персонала)
Что такое «система»?
Дайте определение социальной организации?
Сущностные признаки: объединение людей;
направленность на достижение цели;
нормы, правила; координация, управление, иерархия (руководство)
согласованность, взаимодействие частей целого
В этой организации работает…
Мы организованно работаем…
Я организую группу…
Человек - ?
Состоит из отдельных, но взаимосвязанных элементов
Признаки любой системы
Дифференциация элементов (у каждого своя функция)
Интеграция элементов (элементы взаимосвязаны в плане достижения цели существования системы)
Наличие входа, выхода (полезный продукт + отходы) и трансформационного процесса
Взаимодействие с внешней средой, адаптация к ее изменениям, наличие границ
Реализация принципа обратной связи
Кол-во иерархически соподчиненых уровней управления
Зачем нужна иерархия?
V управления
«Плоские» и «глубокие» организации
Концентрация функции ПУР в руках высшего руководства
Кол-во решений
Важность решений
Последствия решений
Принимаемых на нижестоящих уровнях
Вопросы:
В чем преимущества / ограничения высокой степени сложности, формализованности, централизации?
В организации с какими характеристиками Вы бы хотели работать?
Каковы тенденции современного менеджмента в отношении этих параметров?
Медиа
Фарма
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть