Слайд 1Внешняя среда организации
Понятие и основные характеристики внешней среды организации
Модели внешней среды
организации
Взаимодействие организации с внешней средой
Методы анализа внешней среды. PEST-анализ
Метод SWOT – анализа
Стратегии организации в отношениях с внешней средой
Слайд 2Понятие и основные характеристики внешней среды организации
Внешняя среда организации – это
совокупность факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих на нее воздействие
Основными характеристиками внешней среды являются:
Сложность – количество факторов внешней среды на которые организация должна отреагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Сложность среды тесно связана со сложностью производства – число используемых в производстве компонентов, разнообразие технологий, ассортимент выпускаемой продукции и т.д.
Подвижность – скорость с которой происходят изменения во внешней среде. Общая тенденция – увеличение скорости изменений во внешней среде, но для одних организаций внешняя среда меняется медленнее, чем для других (производство пищевых продуктов и компьютеров или мобильных телефонов). Тоже можно сказать об отдельных подразделениях организации. Подвижность внешней среды выше для отделов маркетинга и исследований и ниже для производственных цехов.
Неопределенность – наличие или отсутствие информации по конкретному фактору, а также
точность и надежность информации, наличие или отсутствие возможности спрогнозировать ситуацию. Для оценки неопределенности используют шкалу, включающую 4 уровня: низкая, умеренная, умеренно высокая, высокая. Неопределенность пропорциональна сложности и изменчивости внешней среды
Взаимосвязанность факторов внешней среды - сила, с которой изменения одного фактора внешней среды воздействует на другие факторы. Сильна взаимосвязанность ценовых факторов – повышение цен на поставляемые ресурсы приводит к росту цен на продукцию, снижению спроса и объемов сбыта.
Слайд 3Модели внешней среды организации. Модель 1.
Слайд 4Характеристика модели 1
В модели 1 выделены два основных уровня внешней среды
организации:
Ближняя среда прямого воздействия (деловая среда организации)
Основные элементы деловой среды организации:
- Потребители товаров и услуг (влияют на организацию через предпочтение известных марок товара, определенного уровня цен, через требования к качеству, дизайну и т.д.)
- Поставщики материалов, электроэнергии и т.д. (создают ресурсную зависимость,
заставляют повышать себестоимость, вынуждают снижать качество товаров)
Конкуренты (конкурентами являются организации, реализующие схожую продукцию на одних и тех же рынках, одним и тем же потребителям)
Инфраструктура – совокупность отраслей, предприятий и учреждений,
призванных создавать условия для нормальной деятельности организации, обеспечивать ее финансовыми, трудовыми ресурсами, транспортным обслуживанием, консультационными, аудиторскими, страховыми услугами
- Государственные и муниципальные организации (влияют через принятие нормативных актов, лицензирование, налоговую политику, размещение госзаказов, применение административных и экономических санкций и т.д.)
Макросреда организации (среда косвенного воздействия):
Политическая система ( конституционные основы, формы собственности, особенности законодательства, политическая стабильность)
Экономическая система (уровень жизни, коньюнктура рынка, цены)
Социальная система (социальные нормы, этические нормы, мировоззрение, традиции)
Технологическая система (развитие науки, развитие технологий, в т.ч. информационных)
Ресурсная система ( природные ресурсы, демографические ресрусы, инфраструктура, территориальное положение)
Слайд 5Модели внешней среды организации. Модель 2.
Слайд 6Взаимодействие организации с внешней средой
Взаимодействие организации с внешней средой – это
двусторонний процесс, характер которого зависит от:
Интенсивности обмена энергией, информацией, товарами, услугами
Характеристик внутренней среды
Параметров внешней среды
Наличия внутренних ограничивающих факторов (неэффективная система управления, низкое качество товара, низкая квалификация персонала, старение основных фондов и т.д.)
Действия внешних ограничивающих факторов (экономическая нестабильность в стране, разрыв межотраслевых связей, несовершенная система налогообложения, неэффективная финансово-кредитная система, наличие теневой экономики
Важнейшей характеристикой организации в отношениях с внешней средой является ее адаптивность.
Адаптивность – это способность организации приспосабливаться в изменениям внешней среды путем корректировки целей, выработки новых стратегий, внедрения нововведений, совершенствования организационной структуры, обучения персонала и т.д.
Адаптивность – один из важнейших критериев оценки эффективности организаций, значимость которого по мере эволюции и усложнения деловой среды возрастает
Слайд 7Методы анализа внешней среды. PEST-анализ
PEST-анализ применяется для анализа макроокружения организации, дальней
внешней среды, которая хотя и является общей для всех организаций, но в зависимости от специфики деятельности организации и конкретной ситуации в которой она находится, оказывает специфическое воздействие на организацию.
Аббревиатура PEST – это сочетание первых букв английских слов:Policy – политика, Economy - экономика, Society - социум (общество), Technology – технология.
Слайд 8Основные факторы PEST — анализа
Слайд 9Матрица анализа внешней среды организации
Слайд 10Метод SWOT - анализа
SWOT – анализ метод стратегического планирования, используемый для
оценки внутренних и внешних факторов и явлений, влияющих на развитие организации
Аббревиатура SWOT – это сочетание первых букв английских слов:Strengths – сила, Weaknesses - слабость, Opportunities - возможности, Threats – угрозы.
Сила организации – преимущества, достоинства организации, такие как доступ к уникальным ресурсам, передовые технологии, высокое качество продукции, квалифицированный персонал, известность торговой марки и т.д. Все это – активы организации в конкурентной борьбе
Слабость организации – недостатки организации, отсутствие чего-то важного для функционирования организации, нечто ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабые стороны могут быть связаны: с отсутствием четкого видения перспектив развития, устаревшими методами управления, низкой управляемостью, дефицитом бюджета, негативным имиджем у населения, недостаточной квалификацией исполнителей и т.д. Это пассивы организации.
Возможности – предоставляемые внешней средой условия деятельности, позволяющие использовать сильные стороны и укрепить слабые, благоприятные обстоятельства, которые может использовать организация , чтобы получить преимущества
Угрозы – события и факторы внешней среды, которые могут оказать негативное воздействие на организации и ухудшить ее положение на рынке. Например – более дешевые технологии у конкурентов, новые налоги, повышение процентных ставок по кредитам, угроза поглощения другой организацией и т.д.
Слайд 12Основные вопросы для SWOT - анализа
В процессе SWOT-анализа необходимо найти ответы
на следующие вопросы:
1. Каковы сильные и слабые стороны организации (текущие и прогнозируемые)?
2. Каково влияние внешней среды на организацию (текущее и прогнозируемое, позитивное и негативное)?
3. В какой мере сильные стороны организации позволяют ей воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угрозам (защищаться от них)?
4. В какой мере слабые стороны организации этого не позволяют.
5. Какую оценку следует дать деятельности организации в целом и ее отдельным направлениям (исходя из сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз)?
6. Какие стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей, возможностей и угроз?
Практическое использование данных SWOT предполагает соотнесение слабых и сильных сторон организации с выявленными возможностями и угрозами и ответы на вопросы:
Позволяют ли сильные стороны получить выгоду благодаря возможностям?
Позволят ли сильные стороны избежать угроз?
Препятствуют ли слабые стороны использованию возможностей?
Препятствуют ли слабые стороны уходу от угроз?
Слайд 13Стратегии организации в отношениях с внешней средой
Стратегия – это долгосрочное направление
развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, обеспечивающее реализацию миссии и достижение целей организации.
1. Буферные стратегии. Организация стремится максимально изолировать себя от воздействий других организаций и институтов, сохранить свою самостоятельность, независимость и укрепить границы. Буферные стратегии могут иметь много форм и модификаций:
Стратегия автономии от внешней среды, или стратегия создания запасов, когда организация, запасая сырье, накапливая информацию, аккумулируя другие ресурсы, становится независимой (на определенное время) от других организаций. Неудачно применяемая стратегия автономии грозит известной изоляцией организации от внешней среды, что в конечном счете может привести к негативным последствиям.
Стратегия ужесточения контроля за входом и выходом организации. Данная стратегия проявляется прежде всего в жесткости организации по отношению к внешней среде с целью обезопасить себя от внешнего воздействия. Сущность этой стратегии заключается в формализации и постоянных проверках положения при покупке ресурсов и сбыте продукта, проявлении жесткости в отношениях с партнерами, заказчиками и конкурентами (например, установление твердых и неизменных условий продажи или покупки ресурсов).
Стратегия экспансии, когда изоляция от внешней среды достигается путем расширения организации или завоевания большей доли рынка. В этом случае организация неизбежно вызывает сопротивление внешней среды (по крайней мере пассивное) и очень редко — потребность помогать и сотрудничать.
Буферные стратегии можно считать целесообразными, когда организация завоевывает авторитет и стремится упорядочить собственные ресурсы на входе и выходе системы, а также в периоды неустойчивого положения организаций или в периоды крупных конфликтов со структурными единицами внешней среды, когда организации очень важно сохранить относительную независимость от некоторых объектов внешнего окружения для достижения свободы в реализации собственных целей
Слайд 14Стратегии организации в отношениях с внешней средой
( продолжение)
2. Стратегии установления
взаимосвязей. Этот набор стратегий по своей направленности противоположен буферным стратегиям. Основная цель организации при выборе и использовании стратегий установления взаимосвязей — упорядочить обменные отношения организации, расширить границы деловых контактов, приобрести новые сферы влияния во внешней среде. Наиболее типичными стратегиями такого рода являются следующие.
Стратегия заключения сделок, которая заключается в постоянном стремлении организации устанавливать новые связи с различными объектами внешнего окружения на основе эквивалентного взаимовыгодного обмена. Такая стратегия позволяет организации органично вписываться во внешнее окружение, успешно решать проблему адаптации к внешней среде для расширения производства и успешного баланса между входом и выходом системы. Вместе с тем реализация стратегии заключения сделок связана с рядом серьезных проблем таких, как создание и поддержание высокого положительного имиджа, формирование связей с надежными партнерами.
Стратегия взаимной диффузии, суть которой состоит во взаимопроникновении отдельных направлений деятельности нескольких (хотя бы двух) организаций. В частности, это может быть совместная реализация продукта, постоянная взаимопомощь при поиске и использовании необходимой информации, совместное проведение исследовательских работ, взаимная финансовая поддержка на условиях доверия и т.д. Данная стратегия также требует положительного имиджа и устойчивой системы связей с различными компонентами внешней среды.
Стратегия сращивания и слияния, которая сводится к объединению отдельных организаций в союзы или в укрупненные организации для наиболее успешной деятельности в условиях рыночного или институционального окружения. В ходе реализации стратегий слияния могут возникать наиболее жизнеспособные и многопрофильные организации.
Применение рассмотренных стратегий во многом зависит от ситуации в рыночной и институциональной среде, возможностей организаций, специфики культуры организации и многих других факторов.