Слайд 1УСЛОВИЯ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ
В ТОРГОВЫХ КОНТРАКТАХ
Слайд 2План лекции
1. Задачи сторон ТК по выполнению транспортных операций.
2. Транспортные условия
ТК
на примере доставки грузов морским транспортом
Слайд 3Задачи сторон ТК по выполнению транспортных операций
1. Важнейшая задача экспортера
и импортера: сведение к минимуму расходов на перевозку товаров.
2. Обеспечение качественной и своевременной доставки товара. Покупатель заинтересован и выражает свои пожелания по размеру доставляемых партий, срокам поставки каждой партии и всей массы товаров.
3. Та сторона контракта, которая обязуется обеспечить перевозку товара, должна, прежде чем выходить на рынок и фрахтовать тоннаж, знать условия перевозки, которые устраивают другую сторону контракта или будут зависеть от ее действий.
Слайд 4Транспортные условия ТК
на примере доставки грузов морским транспортом
1. Порты погрузки,
выгрузки. Каждая сторона исходит из своих возможностей, потребностей и предполагаемых затрат по отправке и завозу груза.
а) Количество портов может быть указано по одному с каждой стороны и конкретно поименованы в контракте.
б) Существуют торговые сделки, когда порты подлежат номинированию в процессе доставки товаров.
Слайд 52. Информация об осмотре изготовленных товаров
При необходимости осмотра товара (inspection) продавец
обязан информировать покупателя об организации и порядке осмотра товара.
Оговаривается кто несет расходы по осмотру товара (если оговорки нет, то обычно покупатель).
Часто осмотр товара доверяется перевозчику (чистый коносамент).
Слайд 63. Ограничения по тоннажу. Зависят от вида доставляемого товара, периода года,
района доставки, технологии перевозки. Наличие этих ограничений обязывает делать некоторые оговорки, в том числе по технико-эксплуатационным характеристикам судна.
Цели ограничений по тоннажу сводятся к тому, как:
1. Обезопасить работу судов.
Опасность для работы судна обычно возникает из-за навигационных условий (ограничения глубин в порту или у причала), в приливоотливных явлениях, отсутствии достаточной протяженности причальной линии, появлении ледовой опасности.
В таких случаях Ф обязан подыскать на рынке и фрахтовать тоннаж с ограничениями по максимальной осадке, линейным размерениям; суда должны обязательно иметь ледовый класс и т.д.
2. Обеспечить возможность применения определенной технологии погрузки, выгрузки и перевозки груза.
Ограничения зависят от свойств груза, условий его обработки, сложившихся в портах, соблюдения определенных режимов перевозки, желания уменьшить расходы на стивидорные операции.
Слайд 74. Упаковка, состояние товара для перевозки, технология и режим его перевозки.
Для обеспечения сохранной доставки груза в контрактах в зависимости от вида товара согласовывается упаковка, состояние товара для перевозки, технология и режим его перевозки.
Это обязательно отмечается в договоре морской перевозки, либо судовладельцу выдается отдельная инструкция.
Слайд 8Способ перевозки товара
Грузовая единица (грузовой модуль) - некоторое количество
товара, который погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
- первичная грузовая единица - груз в транспортной таре, например в ящиках, бочках, мешках и т.п.;
- укрупненная грузовая единица.
Массовые грузы: без тары – насыпью, навалом (in bulk), наливом (in tank), без тары, но с определенным способом укладки на транспортное средство (лес, стройматериалы и др.).
Генеральные грузы (generals) в упаковке или в УГЕ
(in containers, in trailers, in lighters и др.).
Слайд 9
Укрупненные грузовые единицы
Международная организация по стандартизации приняла стандарт ISО 3676-83, которым
определены предпочтительные размеры укрупненных грузовых единиц в плане:
1200 × 1000 мм, 1200 × 800 мм, 1200 × 1200 мм.
Эти размеры отвечают основному модулю упаковки в плане
600 × 400 мм.
С учетом размеров такого модуля должны быть установлены кратные ему размеры транспортной тары прямоугольного или иного сечения.
Укрупнение грузовых единиц в заданных стандартом размерах позволяет обеспечить их кратность внутренним размерам подвижного состава различных видов транспорта и тем самым добиться лучшего использования грузового пространства этого подвижного состава
Слайд 10
Символы, используемые для маркировки товаров
Слайд 115. Условия обработки судов в портах. Необходимость согласования в контракте условий
обработки судов возникает по причине того, что по некоторым условиям поставки товара одна из сторон контракта выступает в роли фрахтователя, а другая обеспечивает погрузку или выгрузку груза.
Слайд 12 Например, при базисном условии поставки CIF фрахтует тоннаж продавец,
а выгрузку товара обеспечивает покупатель, и, наоборот, при условии FOB фрахтователем является покупатель, а погрузку выполняет продавец.
Слайд 136. Отгрузка и доставка товара согласовывается сторонами особенно тщательно в тех
случаях, когда контракт заключается на длительный срок, большое количество товара, с поставкой несколькими партиями.
При длительных контрактах согласовывают массы ежегодных поставок с определенным опционом покупателя или продавца.
В таких контрактах фиксируется, что стороны в определенные сроки до начала очередного года, а затем и месяца должны уточнять объемы и время отгрузки товаров.
Если предполагается отправлять товар в течение года, может быть согласован график отгрузки и величина каждой партии по месяцам. Здесь же уточняется порт или район отправления и прибытия отправки и сроки прибытия судов под погрузку.
Слайд 147. Сроки поставки товаров. При согласовании периодов поставки стороны пытаются решить
две основные задачи:
избежать ненужных дополнительных затрат на хранение груза в портах или ожидание его судами.
четко спланировать работу судов или эффективно выполнить фрахтовые операции с иностранным тоннажем.
Во избежание споров при определении момента (даты) передачи товара имеется строгое толкование этого коммерческого факта.
Слайд 15Терминология, используемая
при указании сроков поставки товаров
фиксированная дата поставки (fixed date
of delivery; shipping date; departure date);
период, в течение которого (within; during the period);
не позднее (not later than);
регулярно (regularly);
ежемесячно (monthly), ежеквартально (quarterly);
немедленно (prompt; immediately);
как можно быстрее (as soon as possible = asap);
по готовности товара к отгрузке (upon; after readiness of goods for shipment);
время поставки (delivery time);
и др.
Слайд 16
8. Определение порядка подачи информации в системе продавец - покупатель -
перевозчик.
Информация о готовности и ходе выполнения перевозки.
Часть этой информации затем фиксируется в договоре морской перевозки как обязанность судовладельца подавать предварительные и окончательные нотисы о прибытии судна в порты.
Слайд 179. Агентирование. Продавец и покупатель могут согласовывать между собой вопрос о
том, на какую из сторон будет возложена обязанность обеспечить суда в портах захода агентским обслуживанием, что затем также должно быть отражено в договорах морской перевозки грузов.