Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Когда новая идея расширяет сознание человека, пути обратно
нет.
Сэр Оливер Вендел Холмс
Слайд 2Понятие инновации и креативность.
Барьеры, мешающие креативно мыслить.
Отличие креативности от
инноваций.
Можно ли развить свою креативность?
Как перейти от намерений к инновациям?
Слайд 3Понятие инновации
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат
инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам
Инновация = Идея + Внедрение
Слайд 45 вопросов для инноваций:
использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного
обеспечения производства;
внедрение продукции/ услуги с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения/ в организации оказания услуги
появление новых рынков сбыта
Слайд 5Инновации и лидерство на рынке
Креативность, инновационность, нестандартный взгляд на привычные вещи
часто дает компаниям конкурентное преимущество
Компании с высокими темпами роста не стремятся догнать и перегнать конкурентов, они просто выводят их из игры
Как правило, конкуренция между участниками рынка ограничена привычными рамками традиционного для отрасли предложения товаров и услуг. Компании - инноваторы выходят за эти рамки. Они предлагают потребителю комплексное решение проблем, пытаясь устранить неудобства, с которыми ему раньше приходилось мириться.
Слайд 6Потенциал для инноваций
Новаторство – это скорее упорный труд, чем гениальное озарение
(Питер Друкер)
В компании или отрасли потенциал для новшеств создают следующие обстоятельства:
Неожиданные повороты событий
Несоответствия
Потребности процесса
Изменения в отрасли или на рынке
Демографические сдвиги
Изменения в восприятии
Новые знания
Слайд 7Креативность
Креативность в наиболее полном смысле ввключает в себя и порождение идеи
и ее проявление – доведение чего-либо до результата.
Определение креативности, включающее реализацию идеи, существенно меняет общую картину, потому что:
В то время как идея может появиться в считанные секунды, ее реализация может занять дни, годы или даже целую жизнь
В то время как идея может выйти только из одного сектора мозга, ее применение требует обращения к умственным способностям всех секторов
В то время как идея может появиться как одна яркая вспышка, ее применение обязательно превращается в процесс, состоящий из нескольких отдельных фаз
Слайд 8Бытует миф, что креативность - черта гениев – дар, не доступный
обычным людям. Поэтому часто мы не делаем поправок на степень одаренности
Креативность требует времени (инкубационный период)
Окружающая обстановка оказывает сильное влияние на креативность
Чтобы внедрить новые идеи требуется отказаться от чего-то старого, а также предпринимательское мышление, управленческая воля и готовность идти на риск
В организациях под инновациями понимают масштабные изменения, часто забывая о том, что небольшие непрерывные улучшения могут внедряться постоянно
Групповое мышление помогает генерировать и внедрять новые идеи, однако трудно внедряется из-за слабо развитых навыков работы в команде
Препятствия на пути креативности
Слайд 10Новые подходы к решению организационных задач. Дивергентное и конвергентное мышление:
две
стороны рождения новых идей.
4 этапа креативного процесса создания инновационных решений
Слайд 11Креативное мышление
Дивергентное мышление – это способность придумать множество оригинальных, разнообразных, и
сложных вещей
Конвергентное мышление – это способность логически оценить и выбрать лучшую идею из списка. Для творчества требуются обе способности.
Дивергентное мышление является существенным для новизны продуктов творчества, тогда как конвергентное мышление необходимо для их применения
Таким образом, любое общее определение креативности должно включать процесс распознавания или открытия свежих идей и решений, а также процесс отбора самого оптимального решения
Слайд 12Составляющие креативного мышления
Прояснение – Генерация – Оценка – Внедрение
проблемы
новых идей и выбор решения
Дивергентное мышление
Конвергентное мышление
Слайд 13Этапы процесса креативного мышления
Прояснение проблем, вызовов и возможностей: Какой вопрос правильный?
Каковы ожидания?
Генерация новых идей: креативный поиск альтернатив, их развитие
Оценка и выбор: Развитие сырых идей в решения, их анализ и выбор оптимального решения
Внедрение решений: Планирование конкретных действий и их приоритеты
Слайд 14Процесс креативного решения проблем: профиль группы
Кто вы?
Проясняющий
Генерирующий
Развивающий
Внедряющий
Узнать,
к какому типу относитесь Вы или Ваши сотрудники можно и при помощи теста - http://www.foursightonline.com/
Слайд 15
Профиль группы
Определите в баллах по шкале от 1 до 5, насколько
вам свойственно быть проясняющим, генерирующим идеи, развивающим или внедряющим в процессе креативного решения проблем
Индивидуально:
В группе:
Постройте общий профиль своей группы
Сформулируйте выводы о возможностях и рисках креативного процесса в данной группе
Слайд 17Инструменты для прояснения проблемы и формирования общего видения:
Анализ трендов (Trends analysis)
Техника
волны (Wave)
Mind map
Слайд 18
Почему не работает привычный способ смотреть на мир:
Слайд 19Привычный способ смотреть на мир
Слайд 20Привычный способ смотреть на мир
Функциональная «слепота»:
не решаю проблем, потому что не
вижу проблем
привычный способ смотреть и не видеть
Слайд 21Анализ ключевых трендов (пример)
Ключевые тренды, влияющие на перспективы развития региона:
В мире
В
России
В регионе
Анализ главных сфер городской жизни:
Экономика и инвестиции
Система городского управления
Образование и человеческий капитал
Инженерная инфраструктура
Культура
Пространственное развитие города, городская среда
И другие…
Слайд 23Техника «Волна»
Это инструмент для определения тенденций и слабых сигналов. Полезен для
определения, каково текущее состояние команды или ситуации.
Нарисуйте свою волну:
«Слабые сигналы» - Рост - Пик - Спад
Слайд 24.
Техника «Волна»:
На большом листе нарисуйте волну, а под ней подпишите слова:
возникновение (слабые сигналы), рост, пик, спад
Запишите свои идеи на отдельном стикере
(1 стикер = 1 идея)
Наклейте свои стикеры на большом листе, удостоверьтесь в том, что все идеи оказались зафиксированы
Обсудите ваши идеи и то место на «волне», которое они занимают. Удостоверьтесь в том, то вы одинаково их понимаете
Сделайте выводы
Слайд 26
Техника «Mindmap»:
На большом листе в самом центре нарисуйте круг, внутри напишите
его тему
Напишите вокруг кружка подтемы, обведите подтемы и свяжите линиями с основной темой
Если подтемы можно разделить на еще меньшие, запишите их тоже, соединив линиями те, что связаны между собой
Сначала нарисуйте свою собственную карту
Затем нарисуйте вместе на большом листе общую карту со всеми идеями, при этом учитывайте то, что пишут другие участники
Отберите главные идеи: инвестируйте 10 евро в те тренды, которые будут важны для вас через 10 лет
Слайд 27Инструменты для генерирования новых идей и их комбинаций:
Brain storming, brain
writing
Создание новых комбинаций идей:
Идеялог (Idealog)
«Галопом» (SCAMPER)
Слайд 28Как рождаются новые идеи?
Всегда трудно выдавать креативные идеи, поскольку первое что,
приходит на ум, обычно является продуктом нашей памяти и логического мышления
Начните с ”опустошения головы”, перечислив отдельно все ”старые идеи”
Выдавайте как можно больше идей, и тогда наиболее вероятно, появится несколько стоящих
Используйте эффективные способы генерирования идей
Если в вашем распоряжении мало времени, вам понадобится больше спусков крючков для активизации креативного мышления
Цените старые идеи, иногда излишняя креативность и не нужна
Память - Логика - Креативность
Слайд 29Классический мозговой штурм
Объясните основные правила мозгового штурма
Определите цель – тему обсуждения
По
очереди спрашивайте каждого участника о его идеях по теме
Записывайте все идеи
Закончите сбор идей участников в любом порядке. При производстве идей следуйте этим правилам: одна идея одновременно, никаких замечаний или обсуждений, записываются все идеи, даже если кажется, что они повторяются
Просмотрите и проясните все идеи – не выкидывайте ни одной, только переформулируйте в случае необходимости
Объедините идеи, которые кажутся избыточными
Составьте итоговый список
Слайд 30
Разминка «Мозговой штурм»
Сформулируйте как можно больше способов применения обычной канцелярской скрепки
Запишите
свои идеи
Время – 5 минут
От каждой группы:
Пусть каждая группа назовет количество придуманных идей и в качестве примера приведет одну самую нестандартную идею
Выберите того, кто представит общие результаты
В группе:
Слайд 31Вариант мозгового штурма: Brainwriting
Один из вариантов Классического Мозгового штурма основан на
том, что люди работают не в группе, а индивидуально, что позволяет получить очень большое количество идей за короткий период времени
Участники рассаживаются вокруг стола и получают чистые листы бумаги для записи идей
После записи пяти - десяти идей, листы помещаются в центре стола, и каждый участник продолжает дописывать идеи на листах, заполненных другими членами команды
Рекомендуется использовать написанное предыдущими участниками
Существует и компьютерный вариант данной методики, когда у участников команды нет необходимости собираться вместе для проведения мозгового штурма, и каждый из них видит результаты непосредственно в процессе
Слайд 32
Техника «Brainwriting»
Напишите 3 идеи на заданную тему
(1 лист = 1
идея)
Передайте листы со своими идеями по часовой стрелке
Развивайте идеи, которые получили от ваших коллег
Передавайте листы с развитыми идеями до тех пор, пока к вам не вернутся ваши собственные идеи
Индивидуально:
В группе:
Сформулируйте выводы
Слайд 33Инструменты для генерирования идей: Idealogue
1.Фаза индивидуальной работы. Участники перечисляют свои идеи
относительно заданной или договоренной темы
2. Работа в тройках. Крадите с гордостью: каждый собирает те идеи, которые понравились ему лично и записывает их к себе; не нужно выбирать лучшую
3. Небольшое обсуждение + перемена групп. То же задание, что и раньше. Повторить этап 2-5 раз
4. Отбор лучших идей. В группах участники представляют лучшие идеи. Лучшие идеи от группы записываются на лист! Постарайтесь договориться. Лучшие идеи попадают на "Выставку идей”
5. Оценка идей. Обсуждение идей. Обычно на этом этапе их уже не нужно представлять. Размышление и оценка
Слайд 34
Техника «Idealogue»
Напишите свои идеи относительно заданной темы на листе (не менее
15 – 20)
Индивидуально:
В тройках:
Крадите с гордостью: каждый собирает те идеи, которые понравились ему лично и записывает их к себе; не нужно выбирать лучшую.
Повторить этап 3-5 раз, чтобы улучшить свой лист
Отберите 2-3 лучшие идеи на выставку и запишите на карточку (1 идея = 1 карточка)
Слайд 35Инструменты для генерирования идей: SCAMPER
Подумайте о том, чтобы заменить часть Вашего
продукта на что-нибудь другое.
Подумайте, как можно было бы объединить ваши проблемы и таким образом получить другой продукт , улучшив синергию.
Подумайте о том, что можно было бы адаптировать в продукте, чтобы избавиться от проблемы или как вы могли бы изменить природу продукта
Подумайте о том, как можно изменить проблему или ее часть или каким образом ее можно развернуть.
Подумайте о том, как можно было бы приложить нынешнее решение к другой цели или подумайте, что можно было бы использовать сейчас из того, что уже работает на другом участке.
Подумайте о другом способе решения вашей проблемы или поиске альтернативного рынка.
Подумайте, что случится, если вы избавитесь от части проблемы и что вы будете делать в этой ситуации
Подумайте, что будет, если часть проблемы будет решена наоборот или просто иначе. Что бы вы сделали, если бы вам нужно было получить обратный результат?
Слайд 36© Grape People
© Grape People
.
Техника «SCAMPER»:
Техника SCAMPER использует ряд направленных вопросов
по Вашей проблеме, отвечая на которые Вы находите новые идеи
Решение приходит в процессе ответов на вопросы, которые Вы обычно себе не задаете
Вопросы вынуждают Вас думать о проблеме в таком ключе, который обычно приводит к появлению новых идей
Слайд 37
Техника «SCAMPER»:
Substitute :
Чем можно заменить?
Put to other
Purposes: Как применить текущее
решение в других целях?
Adapt:
Что можно видоизменить, чтобы обойти проблему
Rearrange/
Reverse: Что может работать по-другому / в другом порядке?
Combine:
Что можно объединить?
Eliminate: Что можно удалить?
Modify: Как изменить текущую ситуацию?
Слайд 38Инструменты для выработки решений:
Негативный мозговой штурм
Stake-holder (анализ заинтересованных сторон)
Отбор и оценка
идей: анализ пользы, голосование по критериям
Слайд 39Негативный Мозговой Штурм
Будьте как можно более негативны относительно ситуации/ решения/ идеи.
Что самое неприятное из того, что может произойти? Что нужно сделать, чтобы все испортить или провалить?
Выберите 4-5 наиболее эффективных способа неправильных действий и изучите их как следует
Создавайте новые и более удачные решения или развивайте уже существующие, используя негативные идеи в качестве толчка, набрасывая идеи, что нужно сделать, чтобы избежать рисков
Слайд 40© Grape People
© Grape People
Негативный мозговой штурм
Составьте список всех отрицательных аспектов
или последствий предложенной идеи
Выберите 4-5 самых существенных недостатка и исследуют их подробно. По крайней мере один из этих недостатков должен быть странным или нелепым
Предложите решение, как идея или существующая практика может быть изменена, чтобы избавиться от каждого из недостатков по очереди
В группе:
Слайд 41Stake-holder анализ
Составьте список стейкхолдеров
Составьте список сильных / слабых сторон решения для
каждого стейкхолдера
Придумайте, как можно усилить сильные стороны и нивелировать слабые
Слайд 43© Grape People
© Grape People
Stake-holder анализ
Составьте список всех стейкхолдеров (заинтересованных сторон,
внешних и внутренних)
Составьте список сильных / слабых сторон предложенного решения для каждого заинтересованной стороны
Придумайте, как можно усилить сильные стороны и нивелировать слабые, чтобы удовлетворить интересы заинтересованных сторон
Сделайте выводы
В группе:
Слайд 44Конвергенция: голосование по критериям
В парах оцените каждое предложение по критериям:
- новизна
-
интерес
- техническая реальность
Слайд 45
Голосование по критериям
Объединитесь в пары
Выберите по 3 лучших идеи с каждого
плаката по критериям:
Легкость реализации,
Эффективность отдачи
Проголосуйте за свой выбор
В парах:
Слайд 46Инструменты для формирования плана действий:
Дорожная карта (Road map)
Светофор
Слайд 47Roadmap
Напишите, что необходимо сделать для реализации решения, отметьте когда и в
какие сроки
Наклейте стикеры на карту
Январь февраль март апрель май июнь
Слайд 48
Дорожная карта
Определите последовательность действий и шаги, которые необходимо сделать
Определите, кто
этим будет заниматься и в какие сроки. Запишите свои предложения
(1 предложение = 1 стикер)
Расположите ваши предложения на общей карте
Увидьте общую картину, согласуйте действия и их последовательность с другими группами
В группе:
Слайд 49© Grape People
© Grape People
Дорожная карта
Слайд 50Светофор
Напишите, что необходимо начать делать для реализации проекта в зеленом кружке,
продолжить – в желтом и прекратить – в красном
Начать
Продолжить
Прекратить
Слайд 51
Техника «Светофор»
Определите действия, которые необходимо инициировать/ начать делать, продолжить, прекратить
Расположите ваши
предложения в соответствующих кружках «Светофора»
Увидьте общую картину, согласуйте действия и их последовательность
В группе:
Слайд 52Как заставить работать коллективный мозг организации?
Слайд 53AQAL
инструмент развития умения мыслить
инструмент исследования
способ понимать других
ориентация на разные критерии правильности
решений
Слайд 54Суть интегрального подхода
Кена Уилбера
Все правы:
Мета-синтез парадигм, концепций и
языков описания
AQAL (все квадраты, все уровни):
Помогает увидеть суть в каждой перспективе и частной ситуации
Дает возможность целостно осознать все оказывающие влияние на ситуацию факторы
Позволяет принять более сбалансированное и взвешенное решение
Слайд 55AQAL
Интегральная операционная система Кена Уилбера:
Любое явление в человеческом мире имеет 4
измерения
Любую ситуацию можно исследовать в 4 контекстах или перспективах
У любой задачи всегда есть 4 стороны
Недоучет какой-либо из них снижает эффект и реалистичность решения задачи
Слайд 56Мышление в 4-х квадрантах
Проблема / вопрос
Индивидуальные мысли, чувства, потребности, ожидания, опасения
Индивидуальные
проявления и индивидуальное поведение
Разделяемые ценности и нормы, отношения в коллективе
Существующие структура, цели и задачи, системы и подсистемы
Объективное внешнее
Субъективное внутреннее
Коллективное
Индивидуальное
Слайд 57Объективное внешнее
Личное
Индивидуальное
Слайд 58Лично
Объективное внешнее
Индивидуальное
Коллективное
Слайд 59Объективное внешнее
Индивидуальное
Субъективное внутреннее
Коллективное
Слайд 60Субъективное внутреннее
Объективное внешнее
Индивидуальное
Коллективное
Слайд 61Субъективное внутреннее
Объективное внешнее
Индивидуальное
Коллективное
Мысли, чувства, потребности, ценности, ожидания, опасения человека
Действия / рабочее
поведение/ компетенции, способствующие генерации и внедрению инноваций
Отношения в коллективе/ культура, способствующая развитию инноваций
Система генерации, проектирования и внедрения инноваций, система мотивации и поддержки инноваций
Слайд 62
Литература
Пеппе Нумми «Справочник фасилитатора»
Сэм Кейнер «Руководство фасилитатора»
Дэвид Стрейкер «Быстрое решение проблем
с помощью стикеров»
Кен Уилбер «Интегральное видение»