Слайд 1Организационное поведение
Вводная лекция
Слайд 2Научный менеджмент (классическая школа)
«…принципиальным объектом менеджмента должна быть максимальная гарантия
процветания работодателя (развитие каждой отрасли) в сочетании с максимальным процветанием каждого наемного работника» - Фредерик У. Тэйлор (1856-1915) – инженер-механик (США).
Слайд 3Административный менеджмент
сосредоточен на руководителях и функциях, которые они выполняют - планирование,
организацию, командование (руководство), координацию и контроль - Анри Файоль (1841-1925) – горный инженер (Франция).
Слайд 4Бюрократический менеджмент
сосредоточен на организационной системе в целом и основывается на правилах
фирмы, ее политике и процедурах; установленной иерархии; четком разделении труда - Макс Вебер (1864-1920) – социолог и историк (Германия).
Слайд 5«Школа человеческих отношений»
выдвигающая в центр внимания личность и групповой фактор -
Элтон Мэйо (1880-1949) - (США).
Усиление роли и значения организационной культуры;
Усиление влияния внешней среды;
Изучение международных аспектов.
Слайд 6«Школа человеческих отношений»
«поведение» - позволяет отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего
организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует (И. П. Павлов)
Слайд 7«Школа человеческих отношений»
Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями,
которые действуют в ней для достижения поставленных целей.
Слайд 8П – поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в
результате социализации;
I – особенности индивида, его природные свойства и характеристики;
E – среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.
Слайд 9Особенности поведения
Причинность – любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали
и вызвали конкретную форму проявления,
Целенаправленность – любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия,
Мотивированность – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления,
Измеримость – возможно измерить отдельные составляющие поведения.
Слайд 10Виртуальное поведение
сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и
театрального поведения, такие как: иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели; существование в зазоре между подлинным и неподлинным; способ управления реальным поведением; двойственный характер.
Слайд 11Теорема У. Томаса
Если человек определяет ситуацию как реальную, то она
становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она в действительности реальна.
Слайд 12Терминология
Человек – это живая система, представляющая собой единство физического и духовного,
природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного; живое существо, наделенное духом, разумом, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Слайд 13Терминология
Индивид – человеческий индивид как единичное природное существо, представитель вида Homo
sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).
Слайд 14Терминология
Личность – обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и
выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена макросоциума, т. е. его социальное бытие.
Слайд 15Терминология
Индивидуальность определяется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей
между ними, т. е. индивидуальность человека – это системное уникальное качество, отражающее неповторимость и уникальность данного человека, т. е. самобытность свойств человека, реализующихся в его творческом бытии.
Слайд 16Терминология
Субъект – совокупность характеристик человека как распорядителя собственных душевных сил, собственных
способностей и как активного пользователя разновидностей социальной среды, выражающаяся в социально-энергетических свойствах человека.
Слайд 17Терминология
Работник – лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому
распорядку организации, имеющее права (на условия труда; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд; на отдых; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по возрасту; на судебную защиту своих трудовых прав) и обязанности (добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу организации, выполнять установленные нормы труда).
Слайд 18Терминология
Восприятие (перцепция) является важным и сложным опосредующим когнитивным процессом, с помощью
которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды.
Слайд 19Свойства восприятия
предметность,
структурность,
активность,
апперцептивность,
контекстность,
осмысленность
Слайд 20Предметность (образность)
способность отражать объекты и явления реального мира не в виде
набора несвязанных друг с другом ощущений (отдельных характеристик), а в форме отдельных целостных (взаимосвязанных свойств) образов конкретных предметов – саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи.
Слайд 21Структурность
доведение до сознания смоделированной структуры предмета или явления реального мира
Слайд 22Активность
сосредоточенность внимания в любой конкретный момент времени только на одном
стимуле или конкретной группе стимулов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. активно не отражаются в сознании
Слайд 23Апперцептивность
активность умственного процесса выбора и структурирования предшествующего и нового опыта
как фокусирование внимания – зависимость восприятия от общего содержания жизни
Слайд 24Контекстность восприятия (ситуативное воздействие)
влияние определенного контекста восприятия – специфических обстоятельств
(события, физические и психологические процессы), при которых происходит действие или событие и которые оказывают влияние на поведение (внутреннее и внешнее) человека
Слайд 25Осмысленность
сознательное восприятие предмета –выделение, мысленное отнесение к определенной группе, классу,
связывание с определенным словом (категорией), осознанный поиск наилучшего толкования имеющихся данных и определение ситуации и себя в этой ситуации
Слайд 26Процесс восприятия
сложное взаимодействующее единство избирательности, систематизации и интерпретации, направленное на познание
того, что в данный момент воздействует на нас
Слайд 27
Процесс восприятия
Регистрация (наблюдение)
Селекция (избирательность, отбор)
Организация
Категоризация
Внешние факторы
Размер
Интенсивность
Контрастность
Движение
Повторяемость
Новизна (узнаваемость)
Внутренние факторы
Установка восприятия
Потребности и мотивация
Опыт
Самоопределение
Личностные
особенности
Слайд 28!!!!!
Человеческое поведение – это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуаций.
Человеку важен
не столько сам объективный факт, сколько значение, придаваемое ему.
Слайд 29Эффекты, «ошибки» и закономерности социального восприятия
«Эффект ореола» («галоэффект», «эффект нимба или
рога») - общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные (и наоборот);
Слайд 30Эффекты, «ошибки» и закономерности социального восприятия
«Эффект последовательности» как «эффект первичности» («эффект
знакомства», или «первого впечатления») – состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой, поступившей позже, информации;
Слайд 31Эффекты, «ошибки» и закономерности социального восприятия
«Эффект последовательности» как «эффект новизны» -
в отличие от предыдущего, относится не к восприятию незнакомого человека, а к восприятию уже знакомого – ситуация меняется на обратную: более достоверной становится последняя, новая информация;
Слайд 32МЕХАНИЗМ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ
Предубеждение;
Эффект «роли»;
Эффект «присутствия»;
Эффект «авансирования»;
Эффект «снисходительности» («гипервзыскательности»);
Эффект «физиогномической редукции»;
Слайд 33МЕХАНИЗМ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ
«Эффект красоты»;
«Эффект ожиданий», или «эффект Пигмалиона»;
Феномен «внутригруппового фаворитизма»;
Феномен «презумпции взаимности»
(иллюзии взаимности);
Феномен «предположения о сходстве»;
Слайд 34МЕХАНИЗМ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ
Феномен «зеркального образа» и фаворитизма;
«Эффект проекции»;
Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося.
Слайд 35Атрибуция
восприятие человеком поведения других в значительной степени определяется тем, что он
считает причиной этого поведения; причины поведения обычно объясняют индивидуальными (личностными) особенностями либо ситуацией, в которой проявлялось поведение, либо их комбинацией.
Слайд 36Атрибуция
Диспозиционная (личностная, внутренняя, интернальная) атрибуция подчеркивает некоторые аспекты (способности, навыки, мотивы)
индивида.
Ситуационная (внешняя, экстернальная) атрибуция акцентирует влияние внешней среды на поведение.
Слайд 37Атрибуция
Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и
их результатов в пользу диспозиционных (личностных).
Слайд 38Атрибуция
Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и
их результатов в пользу диспозиционных (личностных).