Слайд 2
Основная литература
Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Проспект, 2007.
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2006.
Глухов В.В. Менеджмент. -3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2006.
Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учеб. пособие. – Р-на-Дону: Феникс, 2006.
Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Дополнительная литература
Абчук В.А. Менеджмент:Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2007
Бараненко С.П. Стратегическая устойчивость предприятия. – М.: Экономика, 2004
Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2003.
Герчикова И.Н. Менеджмент.5-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2005. -499 с. – (Золотой фонд рос. учебников).
Джей Р. Энциклопедия менеджера: алгоритмы эффективной работы: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.
Огарев Г. Законы эффективного управления компанией. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2005.
Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации
www.alleng.ru
Слайд 3Самое трудное искусство -
это искусство управлять
М. Вебер
Слайд 4МЕНЕДЖМЕНТ
НАУКА
ПРАКТИКА
+
=
ИСКУССТВО
+
Слайд 5«Помните, менеджмент подразумевает организацию выполнения работы другими людьми. Вам не надо
делать все самому. Ваша работа заключается в том, чтобы создать такую обстановку и условия, чтобы привлечь к достижению поставленных целей других людей».
Ричард Дафт
Слайд 6Зарождение термина «менеджмент»
Слайд 7МЕНЕДЖМЕНТ
Экономические науки:
экономическая теория,
экономика отраслей народного хозяйства
Управленческие науки:
кибернетика,
общая теория систем,
структурно-функциональный
анализ,
теория организации и др.
Правовые науки:
Гражданское право,
Хозяйственное право,
Трудовое право
Социология организации,
Психология управленческой деятельности,
Теория информации,
Экономико-математические науки
Слайд 8Субъект управления
Объект управления
Обратная связь – информация о состоянии объекта управления
ТИПОВОЙ КОНТУР
УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 9
УПРАВЛЕНИЕ
– это интеллектуальная деятельность людей, осуществляемая для перевода «объекта-системы» из
исходного состояния в желаемое;
- это наука об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.
Слайд 11ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА
Планирование – выбор целей и определение путей их достижения
Организация
–
распределение
ответственности за
выполнение рабочих
задач
Контроль – наблюдение за предпринимаемыми
действиями и внесение корректив
Руководство
(лидерство) –
использование
влияния для
мотивации работников
Ресурсы: человеческие, финансовые, сырье и материалы, технологические, информационные
Результаты деятельности: достижение целей, товары, услуги, производительность, эффективность
Слайд 12Система менеджмента — это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя
из характера целей и принципов управления тем или иным объектом.
Слайд 13Элементы системы менеджмента (См)
См = Цм + Пм + Фм +Мм
+ ОСм + Пу + Тм + Т*м + Им
Слайд 14Цели менеджмента
Классификация целей:
по охватываемой сфере;
по значению;
по количеству
переменных;
по признаку времени
ЭТО ВАЖНО
содержание цели;
размер;
временные параметры;
пространственные характеристики;
персональная привязка;
ранг в иерархии целей.
Требования к целям:
Согласование и совместимость;
Реалистичность (достижимость);
Понятность для исполнителя;
Гибкость (обратная связь)
Дерево целей
Слайд 15Принципы менеджмента
Принципы управления —
правила осуществления
управленческой деятельности
Общие принципы:
Принцип
целенаправленности;
Принцип ответственности;
Принцип компетентности;
Принцип дисциплины;
Принцип стимулирования;
Принцип иерархичности
Слайд 16Уровни управления
Высший
уровень
Средний уровень
Исполнительский уровень
Совет
директоров
Начальники
цехов
Мастера
Слайд 17ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Функции - совокупность отдельных операций, выполняемых участниками управленческой деятельности;
специализированные виды управленческой деятельности (общие=универсальные=базовые; конкретные=специализированные)
О
Б
Щ
И
Е
Ф
У
Н
К
Ц
И
И
Планирование
Организация
Контроль
Мотивация
Координация
Слайд 18Специализированные (конкретные) функции:
Управление производством
Управление экономикой и финансами
Управление маркетингом
Управление персоналом
Оперативное управление
Управление логистикой
Управление
технической политикой и инновациями
Управление качеством продукции
Управление делопроизводством
Управление учетом и отчетностью
Слайд 19МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методы менеджмента — это воздействия субъекта управления
на управляемый
объект
Организационно-административные методы:
организационно-стабилизирующего
воздействия, распорядительного
воздействия, дисциплинарного
воздействия
Экономические методы: управление предприятием, управление персоналом
Социально-психологические
методы управления:
социальные, психологические
Слайд 20Законы
как нормативные акты,
принятые и утвержденные
в установленном порядке
высшими органами
государственной власти
как необходимые,
существенные, устойчивые,
повторяющиеся
отношения между
явлениями в природе
и обществе
Законы управления (менеджмента):
Закон единства и целостности системы управления;
Закон обеспечения необходимого числа
степеней свободы системы управления;
Закон необходимого разнообразия систем;
Закон соотносительности управляющих
и управляемых систем
Слайд 21Виды менеджмента
Производственный
Логистический
Инновационный
Маркетинг-менеджмент
Менеджмент персонала
Финансовый
Эккаунтинг-менеджмент (сбор, обработка и анализ данных о работе организации)
Слайд 22Этапы развития менеджмента
1 период – Древний – 9-7 тыс.лет до н.э.-XVIII
в.
2 период – Индустриальный – 1776-1856 гг.
3 период – Период систематизации – 1856-1960 гг.
4 период – Информационный – 1960 –наше время
Слайд 23Управленческие революции - переход от одного качественного состояния менеджмента к другому:
Религиозно-коммерческая
революция (4-5 тыс. лет до н.э., Шумер, Египет, Аккад);
Светско-административная революция (3 тыс.до н.э., Вавилон);
Производственно-строительная (1-2 тыс.лет до н.э., Вавилон);
Индустриальная революция (XVIII—XIX вв., Европа, Англия, США);
Менеджерская революция (XIX-XX вв., Англия, Европа, СССР).
Слайд 24На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа
надзора за работниками к принципу организации
труда на научных
основах
Фредерик
Уинслоу Тейлор
(1856 – 1915 гг.)
«отец научного
менеджмента»
Школа научного управления
(период формирования – 1885-1920 гг.)
Слайд 25Представители школы:
Л.Брендис (предложил термин «научный менеджмент»)
Генри Таун
Фредерик Хелси
Генри
Гантт
Томпсон
Гиллеспи
Уолл
Барт
Френк Джилбретт (Гилбретт)
Аллен Монгенсен
Гаррингтон Эмерсон (12 принципов производительности)
А. Гастев
А. Ф. Журавский
Слайд 26Генри Форд (1863 – 1947 гг.)
продолжил дело Тейлора
в области организации производства. Применил конвейерную систему работы, максимальную специализацию
Слайд 27Школа научного менеджмента разрабатывала:
Содержание работы и ее основных элементов;
Хронометраж основных трудовых
операций и затрат времени;
Рекомендации по рациональной организации производства;
Исследование рабочих движений и приемов труда;
Систему стимулирования труда путем оптимизации оплаты труда;
Нормирование труда;
Предложения по подбору и обучению сотрудников;
Управление как самостоятельная сфера профессиональной деятельности.
Слайд 28Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)
Основоположник –
Анри Файоль – теория
администрирования
Представители школы:
Л.Гьюлик
М.Вебер
Линделл Урвик
Р.Шелтон,
Джеймс Д. Муни
П.Керженцев
Достижения административного подхода:
описание функций управления;
развитие универсальных принципов управления;
систематизированный подход к управлению всей организацией;
рациональная система управления организацией и работниками;
попытки исследовать организационную структуру организации
Слайд 29Общие принципы управления
Разделение труда по функциям и операциям;
Власть;
Дисциплина;
Единство распорядительства (единоначалие);
Единство руководства
или направления;
Подчинение индивидуальных интересов общим;
Централизация;
Вознаграждение персонала;
Скалярная цепь;
Порядок;
Справедливость;
Стабильность персонала;
Инициатива;
Корпоративный дух.
Слайд 30
Школа классического направления менеджмента (бюрократическая) разработана немецким ученым Максом Вебером (1864-1920гг.),
предполагала анализ компании как бюрократической организации
Слайд 31Школа «человеческих отношений» (неоклассическая) (1930-1950гг.)
Представители:
Мери Паркер Фоллет, А.Маслоу
Основоположник –
Элтон
Мэйо
Разрабатывала:
Сущность менеджмента - деятельность по управлению людьми;
Идею о значении силы социального взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности;
Обоснование активности трудовой деятельности людей и мотивов их поведения в соответствии с потребностями;
Рекомендации по использованию возможностей человеческих отношений и приемов управления этими отношениями.
Менеджмент – обеспечение выполнения работ с помощью других людей (М.П.Фоллет)
Слайд 32Школа поведенческих наук (поведенческо-бихевиористская)
(Крис Анджерис, Дуглас МакГрегор, Ренсис Лайкерт)
Изучала различные аспекты
социального взаимодействия, характер власти и авторитета, лидерства, коммуникаций, мотивации, содержание и качество трудовой деятельности
Отличительная характеристика школ –
перенесение центра внимания в управлении
с его задач на человека
Слайд 33Школа управленческой науки (количественная школа – 1950-наше время)
Представители школы:
Р.Аккофф, С.Бир,
Д.Экман,
А.Энтховен,
Э.Квейд, В.Немчинов,
В.Трапезников
Особое внимание уделяется моделированию процессов управления. Модель позволяет заменить словесное описание ситуации
Вклад в управление:
Углубление понимания сложности управленческих проблем
благодаря применению различных математических моделей;
Развитие и использование количественных методов для
оказания помощи менеджерам, принимающим решения в
сложных и кризисных ситуациях.
Слайд 35Системный подход к управлению (конец 50-х годов ХХ в.)
Представители:
Ч.Бернард
П.Друкер
Н.Виннер
К.Шеннон
Системный подход –
способ мышления по
отношению к управлению, к фирме
Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технология, ресурсы).
Система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей,
каждая из которых вносит вклад в характеристики целого
(открытые, закрытые).
Подсистемы – части больших сложных систем
(подразделения организации)
Слайд 36Ситуационный подход к управлению (конец 60-х годов ХХ в.)
Предложил - Лоуренс
Ситуация
– конкретный набор обстоятельств,
существенно влияющих на организацию в данное
время
Суть: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации
Этапы ситуационного подхода:
Руководитель должен освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
Руководитель должен научиться предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной методики или концепции;
Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию;
Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, обеспечивая достижение целей организации эффективным путем в сложившихся обстоятельствах
Слайд 37Процессный подход к управлению
Предложил – А.Файоль
Управление – это процесс, состоящий из
взаимосвязанных действий – функций управления.
Каждая функция управления представляет собой
процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.
Менеджер должен уметь координировать функции
между собой, выполнять их последовательно, объединяя
их в замкнутый управленческий цикл.
Слайд 38Сравнительная характеристика японской и американской модели
Слайд 40В конце века, на рубеже 90-х гг., в развитии менеджмента просматриваются
следующие тенденции:
1. Усиление влияния научно-технического прогресса на достижение целей организации, роли качества продукции в конкурентной борьбе и усложнение места и роли предложения в экономике
Слайд 41 2. Усиление внимания к различным формам демократизации управленческих функций, участие
рядовых
работников
в управлении,
в распределении
прибыли
Слайд 42 3. Возрастание влияния международных внешних условий, интернационализация управления. Возникает проблема
«стыковки» местного (национального) и международного типов управления, пределов универсальности методов менеджмента, учет неустранимых национальных стилей менеджмента