Слайд 1Теоретические основы менеджмента
Слайд 2Закономерности управления
Интеграция деятельности людей в процессах менеджмента.
Любое управление имеет иерархическое
строение.
Изменение условий управления требует делегирования полномочий, которое ведет к изменению централизации управления.
Управление в организации опирается на потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека.
Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению.
Управляемость организации характеризует свойства управления и его соответствие внешним и внутренним условиям функционирования системы.
Объем деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблем, целей функционирования организации.
Цель устойчивого управления должна быть тождественна обобщенной цели организации в целом.
Информация определяет возможность управления, коммуникационную среду его осуществления.
Слайд 3Формы использования закономерностей
формулирование следствий, принципов, ограничений, факторов успеха, рекомендаций, а
также разработку показателей, расчетных формул, методик, оценок
Слайд 4Принципы управления
научные положения или руководящие правила, теоретически обобщающие реальные процессы,
происходящие в обществе и производстве, которыми руководствуются в своей деятельности органы управления и люди
Слайд 5Эволюция принципов управления
Принципы Ф. У. Тейлора
(1865-1915):
научный отбор рабочего
научное обучение рабочего
специализация работы
важность
побудительных мотивов заработной платы
справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими
Принципы Х. Эмерсона
(1853-1931):
отчетливо поставленные цели
экономический подход
привлечение специалистов
полный контроль и учет
экономичность норм
обеспечение условий
стандартизация операций
вознаграждение за производительность
Слайд 6Эволюция принципов управления
Принципы М. Вебера (1864-1920):
четкое разделение труда, что приводит к
появлению высококвалифицированных специалистов
иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему
наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность обязанностей и скоординированность задач
формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок
осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями, что защитит служащих от произвола начальства.
Слайд 7Принципы управления (20-е гг. XX в.)
А. Файоля (1841-1925)
Разделение труда
Полномочия и
ответственность
Дисциплина
Единоначалие
Единство действий
Подчиненность личных интересов
Вознаграждение персонала
Централизация
Скалярная цель
Порядок
Справедливость
Стабильность персонала
Инициатива
Корпоративный дух
Слайд 8Принципы управления социалистическим производством
Слайд 9Принципы управления (90-е гг. XX в.)
1. Лояльность к работающим
2. Ответственность как
обязательное условие успешного менеджмента
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой
8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы
9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
10. Этика бизнеса
11. Честность и доверие к людям
12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал
13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть
14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование
Слайд 10Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия
на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда
Слайд 11Методы управления
система способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на
управляемый объект для достижения запланированного результата
Слайд 12Методы управления
Направленность
Содержание
Организационная форма
Слайд 13Классификация методов управления
Общие методы управления:
экономические, основанные на экономических стимулах;
организационно-административные, основанные на
прямых директивных указаниях;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
эвристические, противопоставляемые формальным методам, основанным на точных математических моделях;
идеологические и др.
Конкретные методы управления:
методы управления функциональными подсистемами;
методы выполнения функций управления;
методы принятия управленческих решении
Слайд 14Методы управления персоналом
способы осуществления управленческого воздействия на персонал для достижения целей
управления организацией
экономические
правовые
административные
социально-психологические
морально-этические
Слайд 15Экономические методы
Методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый
механизм страны в целом и в регионах)
Методы используемые организацией (экономические нормативы функционирования организации, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале, технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; планирование)
Слайд 16Административные и правовые методы
Правовые нормы и акты (федеральные, государственные законы, указы,
постановления, госстандарты, положения, инструкции), утверждаемые государственными органами для обязательного исполнения
Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование), действующие внутри организации
Распорядительные методы (приказы, распоряжения)
Слайд 17Социально-психологические и морально-этические методы
Формирование коллективов, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы
Личный
пример
Ориентирующие условия
Участие работников в управлении
Удовлетворение культурных и духовных потребностей сотрудников
Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива
Установление моральных санкций и поощрений
Социальная профилактика и социальная защита
Слайд 18Функции управления
Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности,
характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
Основные характеристики функций управления :
1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;
2) целевая направленность этих работ;
3) обособленный комплекс выполняемых задач.
Слайд 20Общие функции управления
Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей
развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.
Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации.
Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер.
Слайд 21Особенности общих функций управления:
всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого
действия;
не зависят от объекта управления;
между функциями управления нет жестких, однозначных границ;
в структуре деятельности руководителей различных уровней функции управления имеют различный удельный вес.
Слайд 22Конкретные функции управления
Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления
Слайд 24Штабные полномочия
Рекомендательные
Обязательного согласования
Параллельные
Функциональные
Слайд 25Какие же функции можно делегировать?
рутинную работу, отнимающую много времени;
решение частных
вопросов;
подготовительную работу;
работу, требующую специальных профессиональных знаний;
участие в заседаниях и собраниях, где Ваше присутствие не является обязательным;
среднесрочные и долгосрочные задачи, которые могут быть важным стимулом для подчиненного.
Слайд 26Делегировать нельзя:
определение основных направлений развития;
принятие устава и внесение изменений в него;
руководство
сотрудниками и мотивацию их труда;
утверждение документов, отчетов, инструкций и издание приказов;
задачи особой важности;
задачи высокой степени риска;
принятие решений о ликвидации структурных подразделений и всей организации;
увольнение сотрудников;
срочные дела, не оставляющие времени на объяснение и проверку исполнения
Слайд 27Организационные формы и структуры управления
организационная структура управления - совокупность управленческих
звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Слайд 28Связи и отношения в организации:
связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы
новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;
отношения соподчинения, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие «этажность» ее строения;
соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.
Слайд 29Связи с точки зрения ориентации
Горизонтальные связи
Вертикальные связи:
линейные связи
функциональные связи
Слайд 30принципы структуризации:
целеполагание
приоритет функций над составом звеньев
приоритет объекта над субъектом
первичность миссии, целей,
комплекса функций
положение во внешней среде
адаптивность
полная координация
минимум сложности
Слайд 31Требования к оптимальной структуре управления:
структура управления организацией должна обеспечивать эффективное достижение
основных целей;
обеспечивать взаимодействие всех элементов структуры, научно-технического, линейного и управленческого персонала;
адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Слайд 32Проектирование организационной структуры
анализ оргструктур
проектирование оргструктур
оценка эффективности оргстуктур
Слайд 33Методические подходы к проектированию организационных структур
аналогии;
экспертный метод;
структуризация целей;
организационное моделирование
Слайд 34Задачи проектирования:
определение типа структуры управления;
уточнение состава и количества подразделений по уровням
управления;
численность административно-управленческого персонала;
определение характера соподчиненности между звеньями организации;
расчет затрат на содержание аппарата управления.
Слайд 35Требования и принципы построения организационных структур управления:
Оптимальность.
Оперативность решений.
Надежность.
Экономичность.
Гибкость.
Устойчивость структуры
управления
Слайд 36Управленческое решение
Управленческое решение - это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий
совместную деятельность коллектива (или коллективов).
Принятие решения -сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации.
Слайд 37Два уровня принятия решения в организации
Слайд 38Отличительные черты принятия решений в организации
сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая
человеком;
поведение, основанное на фактах и ценностных ориентация;
процесс взаимодействия членов организации;
выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
часть общего процесса управления;
неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
важность для выполнения всех других функций управления
Слайд 39Директивно-обязательный характер управленческих решений
Действующая система права
Стимулы
Нормы поведения и стереотипы
Авторитет
Слайд 40Классификация управленческих решений
по содержанию
по уровню управления
по сроку действия последствий
по частоте
принятия
по сложности
по жесткости регламентации
по форме подготовки
Слайд 41
Единоличные
Групповые
Коллективные
Слайд 43Качество решения
Выбор наилучшей альтернативы из тех, что предлагает проблемная ситуация
Учет возможностей
исполнителей решения
Слайд 44Принципы процедуры принятия решения
Принцип единоначалия
Принцип единогласия
Принцип большинства
Принцип консенсуса
Слайд 45Этапы разработки, принятия и реализации управленческого решения
Слайд 47Определение критериев и ограничений
Критерии - стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные
варианты выбора
Ограничения
Слайд 48Определение альтернатив
формулирование набора альтернативных решений проблемы
Слайд 49Оценка альтернатив
определение достоинств и недостатков каждой из них и возможных общих
последствий
Слайд 50Выбор альтернативы
Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены
и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
Слайд 51Фактор личностной оценки руководителя
Личностные оценки - субъективное ранжирование важности, качества или
блага
Слайд 52Фактор среды
При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Понятие риск
относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельствах или состояниях природы.
Слайд 53Фактор времени
Решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и
допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. Часто это затруднительно, поскольку время между принятием решения и началом действия велико.
Слайд 54Информационное ограничение
Зависимость между стоимостью дополнительной информации и выгодой от ее приобретения
Слайд 55Поведенческие ограничения
Факторы,
затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации.
Слайд 56Негативные последствия
Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного
компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому.
Слайд 57Полная картина решений
В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны.
Необходимо обладать способностью
видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления.
Слайд 58Этапы реализации управленческого решения
Реализация
(организация выполнения решения)
Обратная связь
(использование информации по итогам контроля
для осуществления корректировки действий)
Слайд 59Управленческий контроль
Установление стандартов
Измерение того, что было достигнуто, и сравнение этого с
ожидаемыми результатами
Подготовка необходимых корректирующих действий
Слайд 60Правила контролирования сотрудников
Не мешать
Не подгонять
Не бичевать за случайные ошибки
Воспитывать доверие
Поощрять к
экспериментам