Слайд 1Сущность и функции производственного менеджмента
Производственный менеджмент существует в рамках
организации. Категория «организация» многозначна. В широком смысле это свойство систем, в узком — действие, направленное на создание чего-либо (например, организация собственного «дела»). В то же время организацией можно назвать группу людей, объединившихся ради достижения общих целей.
Слайд 2В бизнесе существует множество целей:
• увеличение доходов и прибыли организации для
того, чтобы обеспечить достаточные выплаты собственникам (акционерам) и иметь возможность развивать производство;
• сокращение всех видов затрат на производство продукции и/или услуг;
• рациональное использование ограниченных, наиболее ценных ресурсов (в том числе природных);
• повышение конкурентоспособности для поддержания доли рынка на прежнем уровне или ее увеличения;
•
Слайд 3 • фокусирование внимания на нуждах потребителя, полное и регулярное выполнение
всех заказов, максимальная оперативность и доступность поставок, чтобы получить известность на мировом рынке в качестве лучшего поставщика;
• лидерство в освоении новой техники и технологии как база для дальнейшего развития производства;
• достижение известности в своей области деятельности, чтобы иметь возможность привлекать в штат лучших специалистов;
• поддержание дружественной обстановки в коллективе, обеспечение раскрытия всех способностей каждого работника.
Слайд 4Ядро бизнес-организации - оперирующая (операционная) система
Слайд 5 Оперирующие системы весьма разнообразны. они подразделяются на:
- производственные (результат функционирования - готовые изделия или продукция);
- сервисные (результатом функционирования - оказание услуг, т. е. удовлетворение каких-то потребностей без предоставления покупателю материального товара).
Слайд 6 Разделение оперирующих систем на две группы приводит
к соответствующей классификации менеджмента. Производственный менеджмент имеет дело с производственными системами; сервисными системами занимается соответственно менеджмент в сфере банковской деятельности, туризма, транспорта, оказания платных медицинских или образовательных услуг и т. п.
Слайд 7 Стратегия организации представляет собой долговременные цели организации и концептуальные
подходы к их применению. Стратегические функции производственного менеджмента включают:
1) стратегию товара, определяющую выбор новых товаров и модернизацию уже производящихся. Эта стратегия неразрывно связана с анализом жизненного цикла товаров, с проведением маркетинговых исследований;
2) стратегию процесса, определяющую выбор способов производства отобранных товаров, обоснование производственной мощности и ее резервирования. В первую очередь эти составляющие находятся под влиянием масштаба производства нового товара, повторяемости и устойчивости его выпуска, которые также определяются в ходе маркетинговых исследований;
Слайд 83) стратегию размещения новых производств в региональном аспекте с учетом выполнения
требований гибкости и надежности снабженческой и распределительной сети также оказывающее огромное влияние на эффективность бизнеса;
4) стратегию организации производства, определяющую организационную структуру предприятия, выбор форм и методов организации работ внутри предприятия, обеспечение их ресурсами;
5) стратегию обслуживания производства, определяющую методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия;
6) стратегию качества.
Слайд 9 Понятие «система» происходит от греческого слова system и
обозначает целое, состоящее из частей.
Классическое определение: система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Исходное определение системы как множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом предложил один из основоположников общей теории систем: Людвиг фон Берталанфи (1901-1972).
Слайд 10Свойства системы:
- Взаимосвязь с внешней средой.
- Целостность (внутренне единство)
Устойчивость
Информационность.
Сложность и иерархичность
Слайд 11Классификация систем по Р. Акоффу (применительно к организации)
- детерминированные (механистические)
анимационные (одушевленные,
организматические)
на социальные (общественные)
Слайд 12Применение детерминированных моделей к организациям.
Пример: заводы Генри Форда. Производство было массовым, господствовало жесткое разделение труда, когда каждый сотрудник был частью единого механизма, имя которому – фабрика. В течение некоторого времени механистическая модель производства имела феноменальный успех.
Слайд 13Причины успеха механистической модели:
- Рабочие хорошо справлялись с поручаемыми им
простыми, повторяющимися операциями (как механизмы)
- Рабочие были согласны на условия труда, пригодные для машин
- Рабочих можно было заменять, как детали у машины
- Фирмой управляли сами владельцы, обладавшие неограниченным контролем над ней.
По мере того, как размеры и сложность организаций возрастали, эффективность применения механистической модели сокращалась.
Слайд 14Применение анимационных моделей к социальным системам.
В 20-30-е годы ХХ века произошли
изменения, сделавшие применение к производству детерминированных моделей все менее уместным. Эти изменения заключались в следующем:
-Разнообразие продукции и услуг росло.
- Технический прогресс требовал все более квалифицированных рабочих.
- Рост значения и возможностей профсоюзов и социальной защищенности работников.
-Разделение управления и собственности.
Слайд 15 Стали применяться организматические модели. Фирма делилась на две
части: мозг (управление) и тело (операционный отдел). Операционный отдел не имеет выбора, сознания. Его функции – механические реакции на исходящие от мозга команды или события во внешней среде. В идеале операционный отдел должен был программироваться как компьютер для строгого выполнения определяемых руководством процедур.
Слайд 16Переход к применению социально-системных моделей
Развитие социальных
отношений вызывает изменение производственных условий. Требования к квалификации рабочей силы продолжали расти. Необходимо было вкладывать большие средства в подготовку персонала. С персоналом следовало обращаться как с частями системы, имеющими собственные интересы и цели.
Слайд 17Социально-системная модель организации должна обладать следующими характеристиками:
1. Это - демократическая организация, в которой каждый сотрудник заинтересован в конечной цели, имеет свой голос при решении вопросов, любой менеджер подчиняется коллективной власти.
2. Организация основывается на внутренних принципах рыночной экономики, когда каждая часть организации может покупать и продавать по своему усмотрению необходимые продукты и услуги. Высшая власть может вмешиваться в решения, но должна компенсировать потерю дохода или увеличение издержек.
Слайд 18 В экономической литературе представлены различные классификации стратегий
организации. Многие авторы полагают, что с точки зрения выбора стратегии управления особый интерес представляет классификация стратегий организации на следующие типы:
инновационную стратегию;
стратегию минимизации затрат (сокращения издержек);
стратегию улучшения качества.
Слайд 19При инновационной стратегии развития организации
- создаются все условия для развития инновационной
активности и стимулирования инновационной деятельности персонала. Организационная структура управления обычно характеризуется невысоким уровнем централизации принятия решений и формализации, отсутствием жестких должностных инструкций.
Слайд 20При инновационной стратегии развития организации
На предприятиях,
выбравших инновационную стратегию, высоки численность и удельный вес работников высокой квалификации, лиц творческого труда. При подборе и оценке персонала для руководителей, специалистов и рабочих высокой квалификации используются сложные методики оценки, позволяющие оценить не только уровень знаний, но и трудовой потенциал.
Слайд 21При инновационной стратегии развития организации
На предприятии применяется сложная,
современная техника и/или технологии. При создании системы стимулирования уделяется внимание показателям, отражающим личный вклад сотрудника в деятельность подразделения, материально поощряются новые, перспективные идеи, новые методики изготовления изделий, участие в творческих проектах и т.д.
Слайд 22При инновационной стратегии развития организации
На таких предприятиях часто
применяются свободные графики работы, а одним из условий успеха работы организации считается создание творческой атмосферы в коллективе. Обычно применяется демократический стиль управления.
Слайд 23При инновационной стратегии развития организации
Показателями результативности труда
работников при данной стратегии являются не только производительность труда и ее рост (увеличение выработки, снижение трудоемкости), но и новые виды продукции или услуг, появившиеся на предприятии; количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, прибыль предприятия от выпуска новой продукции или услуг.
Слайд 24Стратегия минимизации затрат
- ее часто выбирают компании, для которых важен вопрос
экономии средств. При успешной реализации данной стратегии применяются программы стимулирования сокращения расходов сырья, материалов, электроэнергии, при этом часть экономии от реализации данных программ может направляться на поощрение сотрудников, которые ее обеспечили. Но отрицательной стороной данной стратегии является периодическое сокращение численности персонала.
Слайд 25Стратегия минимизации затрат
Иногда программы сокращения персонала предусматривают
последующее повышение уровня оплаты труда оставшихся работников. Но в любом случае сокращение персонала снижает лояльность работника к организации, ведет к ухудшению социально-психологического климата в коллективе, снижению качества продукции или услуг, и т.д. Но достаточно часто при выборе стратегии сокращения издержек предприятие стремится сократить издержки на оплату труда работников не только за счет сокращения численности персонала,
Слайд 26Стратегия минимизации затрат
но за счет найма работников более низкой
квалификации, а также за счет сокращения переменной части фонда оплаты труда, выделяемой на премии и иные стимулирующие выплаты. Кроме того, высвобождение работников может привести к росту издержек (выплаты пособий по безработице, обучение лиц, которые будут выполнять работу лиц, попавших под сокращение).
Слайд 27Стратегия минимизации затрат
Стремление сократить издержки за счет экономии
средств на внедрение новой техники и технологий может отрицательно сказаться на деятельности предприятия, препятствуя прогрессу, росту производительности и прибыли.
Слайд 28Стратегия минимизации затрат
Стратегия может быть успешной, принести пользу
предприятию, если ее применять «с умом», находя «золотую середину» при сокращении издержек. В качестве показателей успешности данной стратегии обычно выступают численность работников, выработка и трудоемкость, затраты на персонал и на фонд оплаты труда работников, а также сокращение затрат предприятия в целом (на сырье, материалы, транспортные расходы и др.).
Слайд 29Стратегия улучшения качества товаров и услуг
- предполагает, что персонал активно вовлечен
в решение проблем качества. Данная стратегия пришла к нам из Японии. Поэтому на предприятиях, выбравших данную стратегию, создаются «кружки качества» или подобные им структуры, хорошо зарекомендовавшие себя в Японии. Поощряется коллективное решение проблем предприятия, сотрудничество работников различных профессий и квалификаций при решении проблем качества (инженеров, маркетологов, экономистов, рабочих, выпускающих данный вид продукции и т.д.).
Слайд 30Стратегия улучшения качества товаров и услуг
Система стимулирования
предполагает использование коллективных форм оплаты труда, обеспечивает максимальную заинтересованность работников в повышении качественных показателей. Вводятся жесткие методы контроля качества, разрабатываются соответствующие стратегии развития персонала (обучение в области использования новых технологий, современных методик производства).
Слайд 31Стратегия улучшения качества товаров и услуг
Показателями успешности стратегии
и результативности работы персонала являются качество товаров (услуг), рост объемов продаж и прибыли от реализации, сокращение затрат на сырье и материалы, выработка и трудоемкость.
Слайд 32Формирование базисных стратегий продукта.
Фазы жизненного
цикла продукта
Слайд 33 Главный признак большинства видов продукции -
ограниченный период спроса. Для любого производственного предприятия чрезвычайно важно знать период, в течение которого продукт может быть реализован на рынке и факторы, которые оказывают влияние на его продолжительность. Любой продукт проходит в своем развитии различные стадии. Период времени между моментами возникновения и прекращения использования продукта принято называть его жизненным циклом.
Слайд 34Фазы жизненного цикла продукта являются общими и включают:
• создание,
• освоение,
• рост,
• зрелость,
• старение.
Слайд 35 Для большинства продуктов характерна циклическая повторяемость фаз,
связанная каждый раз, как правило, с освоением новой модификации нововведения. Для отдельных фаз жизненного цикла свойственны определенные организационно-экономические условия, выражающиеся в типичных формах финансирования, характере выбираемой ценовой политики, поведении на рынках, масштабе производства и сбыта продукта и пр. Поэтому для конкретной организации важно правильно идентифицировать фазу жизненного цикла каждого продукта.
Слайд 36 От правильности и адекватности организационных решений,
принимаемых на каждой фазе жизненного цикла, зависит его продолжительность и эффективность развития. Экономические результаты производства и реализации продукта зависят в значительной степени от фазы жизненного цикла, на которой он находится в конкретный момент времени.
Слайд 37 Создание нового продукта чаще всего связано с возникновением
определенной инновационной идеи: освоение нового рынка, расширение или появление новых способов производства, возникновение новой или расширение имеющейся потребности, появление новых функций продукта.
Слайд 38Распределение основных задач ПМ по фазам жизненного цикла продукта.
Слайд 39 Фаза создания - концептуальная стадия развития продукта,
инновационная идея оценивается с точки зрения возможности, целесообразности и масштабов ее реализации. Управленческие решения направлены прежде всего на проведение маркетинговых исследований рынка для нового продукта, поиск для него потенциальной ниши на рынке и изучение возможности коммерческого использования идеи. При маркетинговой проработке идеи продукта определяются ожидаемые масштабы сбыта, требуемые объемы и сроки производства в соответствии с возможностями и ожидаемым спросом. При положительной оценке идеи организуется проведение необходимых исследований и опытно-конструкторских разработок.
Слайд 40Фаза создания
Финансирование деятельности осуществляется обычно за
счет собственных средств предпринимателя или учредителей компании. Кредиты банков или средства сторонних инвесторов на этой стадии получить крайне затруднительно. На первой фазе жизненного цикла продукта необходимо доказать жизнеспособность инновационной идеи, определить факторы ее коммерческого успеха и подготовить необходимую техническую документацию для производства продукта.
Слайд 41 Фаза освоения - начало промышленного освоения инновационной
идеи и появление нового продукта на рынке. Производственный менеджмент направлен в первую очередь на осуществление сложного комплекса работ по технической подготовке производства: разработку детальной рабочей документации для производства продукта, технологическую подготовку, организационное проектирование нового производства.
Слайд 42Фаза освоения
Процесс производственного освоения нового продукта -
это начальный период нового производства. Различают техническое, производственное и экономическое освоение нового продукта.
Техническое освоение характеризуется достижением в производственном процессе заданных значений технических и эксплуатационных параметров качества продукта, заложенных в технической документации. Проектные технические параметры достигаются, как правило, при отработке опытных образцов и первых установочных серий продукта.
Слайд 43Фаза освоения
Производственное освоение - достижение заданных масштабов
производства нового продукта и параметров ритмичности, выполнению установленных календарно-плановых нормативов, обеспечивающих эффективную организацию производственных процессов. Экономическое освоение нового продукта -достижение установленных значений экономических показателей его производства и реализации. Это относится в первую очередь к таким показателям производства, как трудоемкость, себестоимость и рентабельность.
Слайд 44Фаза освоения
Производственный менеджмент в период освоения производства
направлен на обеспечение кратчайших сроков проведения необходимых мероприятий. Одновременно с подготовкой производства на этой фазе осуществляется подготовка избранных сегментов рынков к восприятию нового продукта. Это наиболее капиталоемкая фаза, требующая сторонних инвестиций. Реальными источниками инвестиций на этой стадии наряду с собственными средствами учредителей могут выступать кредиты банков и венчурный капитал.
Слайд 45Фаза роста
Характерно расширение масштабов инноваций, наращивание производства
и объема продаж, поиск и освоение новых рынков, поиск новых организационных решений, совершенствование менеджмента. Производственный менеджмент на этой фазе сосредоточен на поиске и реализации внутренних резервов повышения эффективности производства, обеспечении гибкости планирования в соответствии с изменяющимся спросом, снижении производственных запасов и запасов готовой продукции, разработке гибкой и динамичной ценовой политики. Основными источниками финансирования становятся кредиты банков.
Слайд 46Фаза зрелости
Характеризуется максимальным объемом производства и
реализации, основные параметры продукта начинают терять перспективы дальнейшего улучшения. Для снижения издержек и максимизации прибыли предприятие стремится к совершенствованию менеджмента и технологии производства, повышению ее эффективности. Главная задача предприятия - становится поиск новых инновационных идей, модернизация инновационного продукта, его модификация для специфических условий или требований новых рынков.
Слайд 47Фаза зрелости
Увеличивается потребность в инвестициях, связанных с научными
исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, испытаниями новых инновационных продуктов. В области финансирования наиболее приемлемой формой выступают кредитные средства банков. Могут использоваться для финансирования средства федерального и региональных бюджетов или льготные кредиты специальных фондов поддержки предпринимательства.
Слайд 48Фаза старения
Может наступать в любой
момент времени под влиянием неблагоприятных факторов и возникающей кризисной ситуации. Главным симптомом является снижение продаж и ограниченные возможности реализации продукта на новых рынках. Способом выхода из кризисной ситуации является модернизация продукта, поиск новых сегментов или новых рынков сбыта. При своевременной подготовке модернизированного или замещающего продукта предприятие имеет возможность сохранить покупательский спрос и продлить жизненный цикл продукта. Производственный менеджмент на этой фазе должен быть ориентирован на выбор наиболее рациональной схемы замещения устаревшего продукта новым.
Слайд 49Фаза старения
В зависимости от формы совмещения периодов выпуска
нового и устаревшего продукта различают три схемы перехода — последовательную, параллельную и параллельно-последовательную.
Слайд 50Фаза старения
Последовательная схема предусматривает полное прекращение
производства устаревшего продукта, освобождение производственных площадей и организацию нового производства. Она наиболее проста с точки зрения управления, но связана со значительными экономическими потерями и рисками вследствие прерывания производственного процесса, потери части покупателей.
Слайд 51Фаза старения
Параллельная схема предусматривает организацию наряду
с действующим параллельного производства нового продукта. По мере освоения нового производства оно постепенно замещает старое, и работники устаревшего производства переводятся на выпуск нового продукта. Параллельная схема требует квалифицированного менеджмента, связана большими затратами средств и ресурсов, но не прерывает производственный процесс и сокращает период освоения нового продукта.
Слайд 52Фаза старения
Параллельно-последовательная схема заключается в последовательном замещении
отдельных составляющих устаревшего продукта в рамках действующего производства. Для этой схемы менеджментом разрабатываются специальные графики перехода, основанные на предварительно подготовленных переходных моделях продукта. Параллельно-последовательная схема позволяет быстро освоить новый продукт, однако ее применение возможно лишь при условии высокой степени заимствования и подобия нового и устаревшего продукта.