Стратегический менеджмент. Методы стратегического анализа и синтеза презентация

Содержание

проф. МАРШЕВ В.И. (МГУ) *

Слайд 1МГУ имени М.В.Ломоносова Экономический факультет Магистратура - Менеджмент
Стратегический менеджмент
(3 кредита= 52

часа=7 Ауд+6 КнЧ)
Лектор и составитель:
Маршев Вадим Иванович
д.э.н., проф. кафедры управления организацией (ауд.385)
ЭФ МГУ им. М.В. Ломоносова (vmarshev@mail.ru) КнЧ:
к.э.н., н.с. Щелокова Светлана Викторовна
м.н.с. Розенберг Наталья Игоревна

Осень-2016

*

проф. МАРШЕВ В.И. (МГУ)


Слайд 2проф. МАРШЕВ В.И. (МГУ)

*


Слайд 3Литература - 1
Ансофф И. Стратегическое управление. М.Экономика,1989
Arnold Judson. Making Strategy Happen.

1996
О.С.Виханский. Стратегическое управление. М. Гардарика,1998
Г.Минцберг и др. Школы стратегий. СПб, ПИТЕР, 2000
Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. ПИТЕР, 2002
Д. Кэмпбел и др. Стратегический менеджмент. М., Проспект 2003
А. А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. М., Вильямс, 2003
М.Ковени и др. Стратегический разрыв. М., Альпина-Бизнес-Букс, 2004
9. Г. Хэмел, К. Прахалад и др. Стратегическая гибкость. СПб, ПИТЕР, 2005





*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 4Литература - 2
10. Парта Боуз. Стратегическое искусство Александра Македонского. М., Олимп-Бизнес,

2005
11. Ф.Аналоуи, А.Карами. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. М., ЮНИТИ, 2005
12. К.Криппендорф. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. ПИТЕР, 2005
13. Стратегию - в действие! Руководство для менеджеров среднего звена. М., Вершина, 2006
14. Р.Грант. Современный стратегический анализ. ПИТЕР, 2008
15. Пол Лемберг. Мысли нестандартно! Нетрадиционные подходы к решению бизнес-задач. - М.: Вершина 2008
16. Мин Цзэн и Питер Вильямсон. Дракон у дверей. М, Вершина, 2009.
17.Кеничи Омае. Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски/; Пер. с англ. – М.: Альпина Букс, 2007. – 215 с.





*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 5Литература - 3
18. Стратегии, которые работают. Подход BCG. М.,Манн.,2007
19. Жоржи Васконселлос-и-Са.

Забытая фирма. Перспективный
подход к решению проблемы одновременного управления
настоящей компанией и компанией будущего. СПб, БББукс,2005
20. Матс Линдгрен, Ханс Бандхольд. Сценарное
планирование. Связь между будущим и стратегией. М., Олимп-Бизнес, 2009
21. Нассим Талеб. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М., Колибри, 2007
22. Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: Изд. КоЛибри, Азбука-Аттикус , 2014
23. Э.Фламгольц, И.Рэндл. Управление стратегическими изменениями. М., ЭКСМО, 2012
24. Маршев В.И. Проблемы реализации стратегических решений. Форум INTOP-2012  "Управление изменениями. Принятие решений"-2012, сс.91-108
25. Маршев В.И. К вопросу о причинах не-свершения стратегий и способах их устранения. В сб. трудов XV конф. по ИУМиБ, 2013, сс.100-112




Слайд 6Литература - 4
Е-сайты:
http://www.mckinsey.com/russianquarterly
http://www.12manage.com
http://www.elitarium.ru
http://www.rjm.ru
http://www.management.com.ua
http://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=32592&p=attachment (Труды ИУМ-2016 «Сценарный менеджмент»)
www.aom.org. Журналы

Академии Менеджмента






*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 7проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Литература по теме «Бизнес-модели»
1. А.Сливоцки, Д.Моррисон. Зона

прибыли. М: Эксмо, 2006, 448с.
2. А.Остервальдер, И.Пинье. Построение бизнес-моделей. М., Альпина Паблишер, 2013
3. Г.Чесбро. Открытые инновации. М., Поколение, 2007

*


Слайд 8проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-1
1. Сформировать группы из 3-4 человек.
2. Выбрать

Объект – фирму, для которой в финальном групповом проекте будет разработан «Меморандум стратегий»
3. Разработать 7 атрибутов стратегического менеджирования этой фирмой :
3.1. Бизнес-идея (одного «продукта»)
3.2. Б-среда (предварительная оценка)
3.3. Б-модель (нынешняя/будущая)
3.4. Видение
3.5. Миссия
3.6. Стратегические цели
3.7. Стратегические задачи
(в группах, письм., ppt)

*


Слайд 9проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-2
По материалам деятельности Объекта группового проекта написать

3-4-х летнюю историю (кейс) Объекта, отразив ключевые моменты Объекта (4-5 страниц):
Год создания
Учредители
Показатели финансово-хозяйственной деятельности
Смена команды менеджеров (если такое было)
Положение с персоналом (напр., текучесть кадров)
Другое.
Цель этой истории: Интрига! Продемонстрировать спады и подъемы в жизнедеятельности Объекта, что и побудило вас разработать «Комплекс стратегий развития Объекта N»

Примеры таких текстов см. в лит-ре №6 А. А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. М., Вильямс, 2003
(электронная версия)
(в группах, письм.)

*


Слайд 10проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-3
Разработать продуктовые стратегии фирмы Рэнди
(в группах, письм.)

*


Слайд 11проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Л2.

Методы стратегического анализа и синтеза



*


Слайд 12 ЛОГИКА анализа и оценки Б-среды
Б-Среда – это Сложная Система ?
Блоки/Элементы/Микроэлементы

?
Критерии ?
Показатели ?
Методы анализа и оценки?
Технологии ?
Анализ ?
Оценка

*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 13проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВНЕШНИЙ АНАЛИЗ
PELSLEDET-анализ макро-среды: политика государств, макроэкономические

характеристики, правовая среда, социально-культурные факторы, рынок рабочей силы, экология, демографические факторы, этические факторы, наука и технологии
Анализ по модели М..Портера +2 блока по М.В.И.
Анализ покупателей: сегменты, мотивы, неудовлетворенные потребности.
Анализ конкурентов: личности, стратегические группы, эффективность, имидж, цели, стратегии, культура, структура издержек, сильные и слабые стороны.
Анализ рынка: объем, перспективы роста, прибыльность, барьеры на входе/выходе, структура издержек, системы распределения, тенденции, ключевые факторы успеха и т.д.
Результат анализа:
Тенденции, Риски, Возможности, Угрозы, Стратегические неопределенности

*


Слайд 14проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВНУТРЕННИЙ АНАЛИЗ
Анализ результатов деятельности компании и

её функционирующих областей: стоимость компании, прибыльность, объем продаж, удовлетворение покупателей, качество товара, бренд, относительные затраты, новые товары, текучесть кадров, способности и результаты работников, анализ портфеля продуктов
Детерминанты стратегии: прошлая и текущая стратегии, стратегические проблемы, организационные способности и ограничения, финансовые ресурсы и ограничения, сильные и слабые стороны.
Результаты анализа:
Стратегические сильные и слабые стороны, проблемы, ограничения и неопределенности

Слайд 15проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Методы страт.анализа и синтеза-1
Методы анализа внутренней

среды (ФСА и др.)
PEST/PELSLEDET-анализ макросреды
Модель Портера (+2 МВИ) – анализ микросреды
Конкурентная разведка
Benchmarking
Модель и Матрица Менделоу
Матрица BCG
Матрица Мак-Кинзи/GE

*


Слайд 16проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
1.Методы анализа и диагностики внутренней бизнес-среды
1. Функционально

- Стоимостной Анализ:
Purchase,
Production,
Sales,
HR,
Finance,
Mrktg,
Mgt, etc.
2. Анализ внутриорганизационных процессов
Decision Making, Leaderships, Conflicts, Communication, etc.
Технология=Органиграмма


*


Слайд 17проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
2. PEST-анализ
Блоки анализа:
Политический – Ин-ты гос.

Власти (Politics)
Экономический (Economy)
Социально-культурный (Socio-Cultural)
Научно-технологический (Technology and
Science)

*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 18PEST-Analysis
Political Factors
Политическая обстановка в стране
Партийная система и соотношение партийных

сил
Возможности влияния на правительство
Правовая система
Особенности национального законодательства,
Особенности судебного процесса
Инвестиционный климат
Защищенность иностранной собственности
Ограничения влияния иностранного капитала
Особенности антимонопольного регулирования
и др.



Слайд 19 PEST-Analysis
Economics
Структура экономики
Платежный баланс
Уровень налогообложения
Уровень инфляции
Особенности валютного регулирования
Сезонность спроса
Стоимость

факторов производства
Развитость конкурентных отношений
Стандарты бухгалтерской отчетности и др.


Слайд 20 PEST-Analysis
Socio-Cultural Factors
Структура доходов и расходов населения
Ценности и стандарты жизни
Модели поведения

покупателей
Потребительские предпочтения
Этнические/религиозные факторы
Воздействие рекламы и связей с общественностью
Уровень образования
Рынок рабочей силы
Мобильность, отношения к работе
Отношение к иностранным компаниям


Слайд 21 PEST-Analysis
Technology and Science
Уровень развития фундаментальной науки
Уровень развития прикладной науки
Степень защищенности

интеллектуальной собственности
Уровень развития технологий
Необходимость адаптации продуктов ТНК
Потенциал развития инноваций
Скорость внедрения инноваций
Система подготовки научных кадров
и др.


Слайд 22проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
PELSLEDET
Блоки анализа:
Политический – Ин-ты гос. Власти

(Politics)
Экономический (Economy)
Правовой (Law)
Социально-культурный (Social)
Рынок рабочей силы (Labor Market)
Природно-климатический (Ecology)
Демографический (Demography)
Этический (Ethics)
Научно-технологический (Technics)

*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 23проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Блок №7: DEMOGRAPHY-1
Элементы и Микроэлементы страт.анализа:
1.Демографические

структуры населения (в т.ч. Микро-элементы: Половозрастные пирамиды. Городское и сельское население. Социальные структуры населения: этническая, образовательная, профессиональная ).
2. Смертность и заболеваемость
3. Рождаемость.
4. Брак, брачность, «брачный рынок».
5. Семья и домохозяйства.
6. Миграция населения.
7. Демографическая политика страны
8. Семейная политика.
9. Миграционная политика.
10. Воспроизводство населения

*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 24проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Блок №7: DEMOGRAPHY-2-РФ

*
проф. МАРШЕВ В. И.

(МГУ)

Слайд 25проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Блок №7: DEMOGRAPHY-3-Индия

*
проф. МАРШЕВ В. И.

(МГУ)

Слайд 26проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
3.1. Модель М. Портера
Пять основных конкурентных сил

(угроз),
которые определяют интенсивность
конкуренции в любой отрасли (на любом
рынке):
1. Соперничество между ныне действующими
конкурентами
2. Угроза (способность) покупателей, умеющих
добиваться снижения цен
3. Угроза (способность) поставщиков
добиваться повышения цен
4. Угроза появления в отрасли новых
конкурентов - потенциальные конкуренты
5. Давление товаров-заменителей

*


Слайд 27 3.2. Модель М.Портера


*
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 28



3.3. Пять стратегий по М.Портеру
*
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 29проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
3.4. Модифицированная модель М. Портера

К 5

блокам добавить
анализ Двух блоков по М.В.И.:
6. Формирование базы и программа борьбы за потенциальных покупателей/потребителей
7. Формирование базы и программа борьбы за потенциальных поставщиков

*


Слайд 30проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
4. «Конкурентная» разведка
Специальные методы анализа разведывательных данных

позволяют правильно интерпретировать параметры внешней среды компании и помочь процессу принятия стратегических решений.
КР также нацелена на получение информации о действиях конкурентов, нормативно регулирующих органах, технологиях и других внешних факторах в такой форме, чтобы она давала возможность специально подготовленным профессионалам провести строгий и четкий анализ этих разведывательных данных.
Конечный результат КР — это ответ на вопрос о том, что происходит во внешней среде и что это означает (какой смысл) для компании.

*


Слайд 31проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Методы конкурентной разведки
1. Метод Альтернативных исходов (Alternative

Outcomes) предлагает несколько альтернатив интерпретации для конкретной проблемы конкурентной разведки.
Метод полезен, если аналитик получил противоречивые или неясные данные из нескольких источников, а пользователь требует обсудить несколько возможных сценариев развития событий и/или нужно получить оценку долговременной перспективы

*


Слайд 32проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Методы конкурентной разведки
2. Анализ возможностей (Opportunity Analysis)

позволяет аналитику данных КР поставить себя на место руководителя, принимающего решения, и определить потенциальные действия компании.
Метод позволяет «высветить» риски и возможности, с которыми сталкивается компания, стремящаяся повлиять на конкурентную ситуацию, отвечая на вопрос «Как действовать?», а не «Стоит ли действовать?» Первый шаг для применения анализа возможностей — переформулировать проблему конкурентной разведки в терминах руководителя, принимающего решения.

*


Слайд 33проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Методы конкурентной разведки
Пример. Предположим, что Вы озабочены

потенциальным влиянием новой технологии, которая может понизить «барьеры входа» в телекоммуникационную отрасль и вызвать приток в нее новых конкурентов. Традиционный подход к анализу данных предполагает, что Вы изучите эту технологию и те способы, с помощью которых ее могут использовать конкуренты для выхода на конкретный рынок.
Анализ возможностей предлагает другой подход: нужно сосредоточить внимание на тех мерах, которые может использовать Ваша компания, чтобы затруднить конкурентам использование новой технологии, например, заключение лицензионных соглашений с ограниченным числом партнеров или пересмотр собственной стратегии развития с тем, чтобы выработать новые более совершенные технологии.

*


Слайд 34проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Методы конкурентной разведки
3. Метод анализа от противного

(Linchpin Analysis) направлен на то, чтобы заставить аналитика изменить или вообще отказаться от своих базовых предположений относительно конкурентов и переосмыслить направления своего анализа. Этот метод полезен, поскольку он ставит под сомнение то, что подсказывает здравый смысл, позволяет избежать стереотипов, снижает эффект «огруппления мышления» и других снижающих качество анализа последствий «бюрократического стиля» работы организаций.
Метод побуждает аналитика тщательно рассматривать все возможные объяснения и варианты действий конкурента или другой компании и помогает ему выйти за узкие рамки «наиболее правдоподобного», на первый взгляд, объяснения.

*


Слайд 35проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Методы конкурентной разведки
4. Метод Анализа событий (Event

Analysis) выделяет те или иные события, происходящие во внешней среде компании, и показывает тенденции, а также общее и особенности в действиях конкурента или какой-то другой компании.
Это такой прием, который, вероятно, в той или иной степени используют все аналитики, правда, при этом не всегда жестко соблюдаются методические требования. Если этот метод используется строго и систематически, он может обнаружить важные тенденции в конкурентной среде компании и служить средством раннего предупреждения, поскольку позволяет заметить, когда в деятельности конкурирующих компаний происходят какие-то изменения. Например, простая хронология действий конкурентов, анализ недавних покупок компаний, данные о географии активности конкурента.

*


Слайд 36проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Методы конкурентной разведки
5. Анализ конкурирующих гипотез (Analysis

of Competing Hypotheses) позволяет сопоставить различные аналитические выводы и объяснения относительно действий конкурентов. Он также дает возможность аналитикам проверить согласованность собранных разведывательных данных и обнаружить сомнительные или нуждающиеся в дополнительном анализе разделы отчета.
Аналитик просматривает разведывательные данные и выбирает какую-то одну гипотезу, которая, с его точки зрения, объясняет, что и почему происходит (а другие возможные гипотезы не рассматривает). Аналитик будет придерживаться выбранной гипотезы до тех, пока она не будет опровергнута. После этого он выбирает другую гипотезу и действует так же, как и в первом случае, до тех пор, пока не найдет «правильную» гипотезу.

*


Слайд 37проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
5.Benchmarking
Cтандарт для сопоставлений - BenchMark
Контрольная точка

для измерения - Point of reference for a measurement
Умение делать лучше других
Умение делать отличное от других


*


Слайд 38БЕНЧМАРКИНГ - Виды
Внутренний бенчмаркинг - стандарт для сопоставлений в пределах корпорации,

например между организационными единицами
Конкурентный бенчмаркинг - сопоставление эффективности или процессов с конкурентами
Функциональный бенчмаркинг - сопоставление схожих процессов внутри отрасли
Общий бенчмаркинг - сравнение операций между несвязанными отраслями
Совместный бенчмаркинг - выполняется при сотрудничестве между группами компаний (например, дочерними компаниями многонациональной корпорации в разных странах)
«Негативный» бенчмаркинг

*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 39БЕНЧМАРКИНГ - Стадии
Определение масштаба
Выбор партнера в качестве стандарта для

сопоставлений
Определение методов измерения, единицы измерения, показателей и методов сбора данных
Сбор данных
Анализ несоответствий
Представление результатов и обсуждение последствий/областей для развития и целей
Создание планов развития или новых процедур
Контроль над изменениями
Планирование текущих стандартов для сопоставлений.

Слайд 40 БЕНЧМАРКИНГ – Затраты
Затраты посещения (Visit costs) - командировочные расходы, проезд, символические

подарки и потерянное рабочее время.
Затраты времени (Time costs) - время на исследование проблем, поиск исключительных компаний для изучения, посещения и внедрения. Это отвлекает сотрудников от каждодневных задач. Может потребоваться дополнительный персонал.
Затраты на базы данных бенчмаркинг (Benchmarking database costs) - организации, которые институционализируют бенчмаркинг в своих ежедневных процедурах находят полезным создание и поддержание баз данных лучших методов и компаний, ассоциированных с ними
«Метод оплачивает себя сам» (?)


Слайд 41БЕНЧМАРКИНГ - Ограничения
Бенчмаркинг - тяжелый процесс, требующий большой отдачи для того,

чтобы преуспеть; трудоемкий, затратный
Часто проекты бенчмаркинг заканчиваются синдромом «они отличаются от нас» или тем, что «конкурентная чувствительность» встает на пути свободного потока информации, который необходим.  
Сравнение эффективности и процессов с «лучшими в своем роде» должно проводиться на постоянной основе (конкуренция также улучшает свои процессы).
Действительно ли следует приписывать успех исследуемой компании практике, которая подвергается анализу?
Сравнимы ли компании по стратегии, размеру, модели, культуре?
Каковы недостатки принятия этой практики?
Джек Уэлч


Слайд 42 6.1. Модель и Матрица Менделоу (оценка влияния стейкхолдеров)

ВЛИЯНИЕ = ВЛАСТЬ + ИНТЕРЕС
Власть

– способность и возможность оказывать влияние на организацию
Интерес - желание оказывать влияние на организацию

Иллюстрация «карты стейкхолдеров»



*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)



Слайд 43проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 44 6.2. Mendelow Matrix





*
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 45Пример из Проекта. 10 стейкхолдеров Lavaggio
Собственник (генеральный директор) (В10; И10)
Инвесторы (В5;

И9)
Сотрудники (В6; И8)
Клиенты (В8; И7)
Поставщики (В4; И2)
Регулирующие органы (СЭС, миграционная служба) (В9; И1)
Банк (В1; И3)
Налоговая (В2; И4)
Конкуренты (В7; И6)
Бизнес-партнеры (В3; И5)

*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 46Уровень интереса
Уровень власти
Матрица Менделоу (из маг.проекта Lavaggio)


Слайд 478. Матрица GE/McKinsey
Показатели:
Ось X- «Конкурентоспособность компании» /
Ось Y - «Привлекательность

отрасли»

По конкурентоспособности:
см. www.weforum.org

*

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 48*
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 49
Упражнение
Матрица GE/McKinsey:
Ось Y –
Привлекательность отрасли
*
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 509. Матрица Shell/DPM
*
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 51*
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 52Бизнес-стратегии по МcK и Shell
*
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Слайд 53проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-4
4.1.Представление как иерархической Структуры:
4.1.1. двух (любых)

блоков макро-среды
4.1.2. двух (любых) блоков микро-среды
4.1.3. Выбрав блок, произвести его дезагрегирование до измеримых Наноэлементов только по одной ветви!!!
4.2.Разработайте «вопросники» («анкеты») к характеристикам измеримых «Наноэлементов» блока
4.3. Составьте перечень респондентов Блока (субъектов Наноэлементов), к которым вы будете обращаться с «анкетами» (персоны, фирмы, ассоциации, РосСтат, СМИ и пр.)
(индивидуально, письм.)


Слайд 54проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-5

Провести анализ бизнес-среды Объекта группового проекта по

технологиям Бенчмаркинга
(групп., письм.)


Слайд 55проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ - 6
Анализ стейкхолдеров (= Бизнес-Среды)
Объекта группового

проекта
по Модели и Матрице Менделоу:
1. Выявить стейкхолдеров Организации
2. Ранжировать их по Власти и Интересу
3. Отобразить ранжирование на плоскости Власть/Интерес в виде поля стейкхоледров (цветом отметить «своих» и «чужих»)
4. Разработать Программу воздействия «своих» на «чужих»
(групп., письм.)


*


Слайд 56проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-7

Провести анализ и оценку блоков КорпКультуры Объекта

группового проекта (согласно Методике)
(индивидуально, а затем в группах, письм.)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика