Слайд 1Социальная служба как институциональная основа социальной работы.
"Социальные службы - предприятия
и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица"
Слайд 2Признаки социальной службы
- правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждений
социальной защиты с помощью типовых и оригинальных положений, регламентов;
- организационное построение учреждений социальной защиты, помощи, которое может быть типовым или оригинальным, в котором отражается специфика условий, какие-то особенности;
- практическое выполнение определенных функций социальной защиты, помощи, поддержки, исходя из правового статуса и организационной структуры.
Слайд 3
Основой функционирования социальных служб и их дифференциации служат правовые документы. Одним
из основных документов на базе которого осуществляется деятельность социальных служб является Положение, разработанное на основе действующего законодательства.
Основными его пунктами являются:
Слайд 4Положение
Общие положения. В этом
разделе рассматривается статус социальной службы, источники её формирования.
Задачи. В этом разделе выделяются основные задачи, обуславливающие специфику деятельности службы.
Основные направления деятельности.
Формы работы
Слайд 5Виды социальных служб
государственные;
коммерческие;
смешанные;
службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных
организаций.
Слайд 6Классификаций социальных служб по проблемам клиента
а) служба социальной помощи населению:
выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких и престарелых) и оказание им содействия в получении необходимой помощи с привлечением специалистов и другое;
б) служба социальной реабилитации: социальная помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений;
в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические и педагогические кабинеты, педагогические консультации и другое
Слайд 7Классификации социальных служб по сфере деятельности
службе социально-бытовой помощи: предоставление услуг
престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и обеспечения быта и др.;
б) службе семейного досуга: стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха детей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых и многодетных семей;
в) службе социальной профилактики отклоняющегося поведения: предупреждение преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних
Слайд 8Формы социальных служб
центры смешанного типа,
досуговые центры,
патронажные центры,
кризисно-жизнезащитные центры,
социально-психолого-педагогические центры
Слайд 9Центры смешанного типа (ЦСТ)
Центры смешанного типа (ЦСТ) своим названием обязаны
присущему им функциональному разнообразию, что связано либо с координационной ролью центров, либо с особой спецификой решаемых проблем. ЦСТ осуществляет поддержку по всем сферам жизнедеятельности.
Слайд 10
В Республике Бурятия ярким представителем ЦСТ можно назвать районные центры
помощи семье и детям, которые представляют собой общепрофессиональные учреждения государственной системы социальной помощи семье и детям, цель которых своевременная и квалифицированная помощь различным категориям населения разнообразных видов социальной помощи: психолого-социальной: социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической, социально-бытовой и иной.
Слайд 11
Служба социальной реабилитации также относится к разряду ЦСТ. Эти службы наделены
большим функциональным спектром в связи с профессиональной спецификой - реабилитацией лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений.
К сожалению, необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день в Бурятии нет подобного центра, хотя остро стоят вопросы и проблемы всех вышеназванных категорий населения и особенно лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
Слайд 12
Помимо служб социальной реабилитации к разряду ЦСТ можно отнести все социальные
службы молодежи, которые в нашей республике сконцентрированы главным образом в г.Улан-Удэ и представляют собой хорошо развитую систему. Данные службы выполняют большой объем функциональных задач, но по отношению к особой категории населения - молодежи. К таким службам относятся: Центр молодежного международного сотрудничества. Центр содействия занятости молодежи, Центр информационного обеспечения молодежи. Учитывая специфику своих клиентов, службы молодежи осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:
Слайд 13
решение проблемы занятости и трудоустройства выпускников общеобразовательных школ, ПТУ, вузов путем
изучения спроса и предложения на рынке труда, а также обучение, переобучение незанятой молодежи, профориентационные мероприятия;
развитие сотрудничества с международными молодежными организациями, организация международных обменов, учебы за рубежом, стажировок молодых специалистов;
осуществление социальной поддержки молодых семей; организация досуга молодежи;
осуществление мероприятий социальной, культурно-массовой и спортивной направленности;
изготовление информационной печатной продукции, предоставление информационных услуг;
участие в программах социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и т.д.
Слайд 14
Следующим видом ЦСТ являются Центры реабилитации детей-инвалидов и их семей, которые
отличаются своей многофункциональностью и особой категорией клиентов - с детьми с различными профилями патологии. Основная цель этих центров - содействие в комплексном решении проблем детей-инвалидов и их семей с использованием медицинских, педагогических, психологических методов помощи.
Негативным моментом в развитии системы социальных служб в Бурятии является отсутствие центров подобного рода. Основным звеном в оказании помощи детям-инвалидам в нашем регионе являются различного рода специальные школы, школы-интернаты в г.Улан-Удэ, а также Баянгольский дом-интернат для умственно отсталых детей. Позитивным является тот факт, что в г.Северобайкальске открыт центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, но для того, чтобы достичь максимального результата от его деятельности необходимо приложить еще много усилий, так как он не отвечает всем требованиям подобного центра. В 2006 году в г.Улан-Удэ открылся такой Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями (п.Зверосовхоз).
Слайд 15Досуговые центры (ДЦ)
Системообразующий признак досуговых центров - их общая направленность
на выполнение особой функциональной задачи - организация досуга как важной сферы жизнедеятельности населения, особенно детского.
Слайд 16
Примером досуговых центров может служить Центр семейного досуга, цель которого помочь
матерям, имеющим детей дошкольного возраста и воспитывающим их дома, оставить их при необходимости на несколько часов. Персонал организует их досуг. В свободное от учебы время могут приходить подростки. Центры семейного досуга изучают общественное мнение и запросы населения в сфере свободного времени; организация многопрофильной культурно-массовой, спортивно и культурно-оздоровительной работы с семьями по месту жительства; укрепление и развитие семейных традиций; восполнение дефицита мужского влияния в воспитании детей в неполных семьях.
Несмотря на то, что проблема досуга детей в Бурятии, в частности в г.Улан-Удэ уже довольно давно волнует представителей различных органов власти, еще никому не пришла идея создания Центра семейного досуга.
Слайд 17Патронажные центры (ПЦ)
Патронажные центры (ПЦ) связаны с патронажным обслуживанием населения
по медико-социальным, социально-бытовым и другим вопросам.
Слайд 18
Примером такого центра в Бурятии может служить Центр социального обслуживания населения
г.Улан-Удэ. Основными задачами Центра являются:
разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждение снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического развития в регионе;
выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;
оказание социально-бытовых услуг, постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствие с территориальным перечнем гарантированных государственных услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности и доступности;
внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально-экономических условий региона;
привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении.
Слайд 19
В группе патронажных центров могут присутствовать и смешанные патронажные службы, например,
Социальные службы благотворительных и религиозных организаций, своей целью определившие оказание различной медико-социально-бытовой помощи и поддержки наиболее остро нуждающимся в этом граждан.
В Бурятии достойное место среди благотворительных организаций достойное место занимает Бурятская республиканская организация Российского общества Красного Креста (БРО РОКК), которая входит в состав Международного движения Красного Креста и является членом Международной Федерации обществ Красного Креста. Благотворительность - одно из главных направлений деятельности данной организации, причем благотворительные программы реализуются не только в области социального обеспечения, но и сфере образования, здравоохранения. Благотворительная деятельность БРО РОКК осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации и Республики Бурятия путем участия в благотворительных программах, проектах и работе международных благотворительных организаций.
Слайд 20Кризисно-жизнезащитные центры (КЖЗЦ)
Кризисно-жизнезащитные центры (КЖЗЦ), специализируются на оказании помощи разновозрастному,
в частности, детскому контингенту нуждающихся и их семьям в ситуациях экстремального характера, представляющих угрозу психическому или физическому здоровью последних.
Слайд 21
К типичным представителям КЖЗЦ относятся так называемые Временные приюты (социальные приюты,
социальные гостиницы). В Бурятии действуют два крупных районных социальных приютов - Закаменский социальный приют для детей и подростков и Иволгинский. К этой группе можно отнести и Дом ночного пребывания г.Улан-Удэ для лиц, без определенного места жительства.
Слайд 22
Сугубо психотерапевтическую специфику в группе КЖЗЦ имеет Телефон экстренной психолого-социальной помощи,
то есть телефон доверия. Телефон доверия может быть как самостоятельным учреждением, так и создаваться на базе различных центров, связанных с социальной работой. Цель данной социальной службы: обеспечение доступной и своевременной квалифицированной помощи для всех нуждающихся в ней, в частности детскому и подростково-юношескому контингенту, телефоны доверия действуют в рамках следующих психотерапевтических направлениях: помощь в активизации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, поддержка и укрепление уверенности в себе обратившихся за помощью.
В г.Улан-Удэ действует несколько телефонов доверия, созданных как самостоятельно, так и на базе различных учреждений. Это молодежный телефон доверия при Госкомитете Республике Бурятия по делам молодежи, физической культуре и спорта; телефон доверия для женщин при общественной организации "Артемида"; телефон доверия для подростков при консультативно-подростковом центре самопомощи "Содействие", а также телефон доверия для детей-инвалидов при Загорском территориальном центре помощи семье и детям.
Слайд 23Социально-психолого-педагогические центры
Социально-психолого-педагогические центры отличаются спецификой функционирования, которая сводится к коррекции,
выравниванию, реабилитации, воспитанию детей и подростков посредством специально организуемых мероприятий психолого-педагогического характера.
Слайд 24
К данной группе относится Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Улан-Удэ (п.Загорск).
Центр был создан с целью оказания помощи несовершеннолетним с отклоняющимся поведением (бродяжничеством, наркоманией, правонарушениями и др.) обрести психологическую и поведенческую норму психолого-педагогическими мерами. Деятельности социально-реабилитационного центра включает в себя:
выявление и профилактику антиобщественного поведения несовершеннолетних;
организацию учебно-воспитательного процесса, трудовой деятельности, направленной на получение подростками первоначальных профессиональных навыков, ориентацию на выбор профессии;
коррекцию личности несовершеннолетних и другое.
Слайд 25Факторы, препятствующие развитию социальных служб
Слабая правовая база системы социального обслуживания.
Ограниченность финансовых
ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления.
Дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы.
Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб
Слайд 26
Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития социальных
служб, так и для обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов социальных служб. Существует три уровня правовой системы относительно сферы социального обслуживания: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации. Эффективность деятельности социальных служб, динамика их развития напрямую зависят от взаимодействия всех уровней правовой регламентации социального обслуживания, от того насколько правильно и четко применяются нормативно-правовые акты. За последние годы разработано немало специальных нормативов, регламентирующих деятельность социальных служб. Но система нормативов ещё не сложилась. Слабая правовая база социального обслуживания, не систематическое применение правовой системы, во-первых, затрудняют успешное функционирование и развитие социальных служб, во-вторых, нарушают их взаимодействие.
Слайд 27
Сегодня особенно остро стоит проблема обеспеченности социальных служб финансовыми ресурсами и
плохой материально-технической базы. Недостаток финансирования сильно затрудняет процессе развития социальных служб и учреждений, снижает их материально-технические возможности, что в свою очередь, оказывает влияние на качество социального обслуживания.
Слайд 28
На сегодняшний день не удовлетворяет уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих в
учреждениях социального обслуживания, только треть из них имеет специальное образование. Какими бы совершенными не были правовое поле, структура учреждений и служб, механизм управления, социальные службы могут работать с наибольшей эффективностью только при наличии квалифицированных специалистов, знающих специфику социального обслуживания различных категорий населения и осуществляющих на практике поставленные цели и задачи.
Слайд 29
Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата социальных работников на сегодняшний
день является одной из самой актуальных и острых проблем. Действующая тарифная система пришла в противоречие с новыми региональными условиями функционирования социальных служб. Даже в тех случаях, когда в регионах находят возможность для применения различного рода премий, надбавок, доплат, они превращаются в автоматическую прибавку к тарифным ставкам и окладам, не связанную как правило, с эффективностью деятельности учреждений социального обслуживания, с результатами индивидуального труда работников. Одновременно наблюдается несправедливая оплата труда специалистов. Часто, социальные работники, осуществляя свою работу с социально-уязвимыми слоями населения, имеют гораздо более низкий уровень доходов жизни, чем их клиенты.