Системный подход к управлению. Подход к управлению как к системе презентация

Содержание

Системный подход к управлению Подход к управлению как к системе Системы – больше, чем просто концепция. Это: способ интеллектуальной жизни; мироощущение; понятие о природе реальности и о том, как ее

Слайд 1ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ

Святов Валентин Валентинович
канд. техн. наук,
доцент кафедры «Менеджмент» НГТУ
тел. 4

36 34 48
8 902 30 85 144
svytoff@yandex.ru



Слайд 2Системный подход к управлению Подход к управлению как к системе
Системы – больше,

чем просто концепция. Это:
способ интеллектуальной жизни;
мироощущение;
понятие о природе реальности и о том, как ее исследовать.

«Традиционное» мышление: Анализ → Синтез

Системное мышление: Синтез → Анализ



Слайд 3Основные системные понятия

Система (греч.) - целое, составленное из частей;

некоторое множество элементов,
объединенное для достижения цели.
Система – это связанные между собой и взаимодействующие компоненты, образующие единое целое, обладающая свойствами, отсутствующими у образующих систему компонентов.

Элемент – наименьшее звено в структуре системы, внутреннее строение которого не рассматривается на выбранном уровне анализа.

Связи – это то, что соединяет элементы и свойства системы в целое.

Структура системы – совокупность элементов и связей между ними, которые определяют организацию объекта как целостную систему.


Слайд 4Основные системные понятия
Подсистема – система входящая в рассматриваемую систему.
Надсистема – система

включающая в себя рассматриваемую систему.
Внешняя среда системы – система, состоящая из
элементов, не принадлежащих рассматриваемой системе.
Сигнал – информация о состоянии элемента.
Сообщение – совокупность сигналов.
Входы системы – элементы системы, к которым приложены входные воздействия или на которые поступают входные сигналы.
Выходы системы – элементы системы, которые
осуществляют воздействие или передают сигнал
в другую систему.

Слайд 6Важнейшие свойства систем
1. Взаимосвязь среды и системы.
2.

Целостность.
"Целое, мыслимое как многое"
Примат целого: не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении элементы.
Роль элементов – обеспечение функционирования целого.
Каждый элемент может рассматриваться только в его связи с другими элементами.
Функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных элементов.
Целенаправленность – система имеет цели своего развития и движется в направлении достижения этих целей.
4. Информационность. Для функционирования системы
необходимо наличие каналов связи и наполненность их сигналами.


Слайд 7*
Святов В.В. к.т.н., доцент каф. "Менеджмент" НГТУ
Реальность
1-й фильтр: нейрофизиологический аппарат
(зрение,

слух, осязание, обоняние, вкус)

2-й фильтр: социальные предписания
(семья, национальность, вера, традиции, язык)

3-й фильтр: индивидуальные предписания
(мысли, образы, чувства, эмоции)

Измененная реальность
(наша модель мира)















Слайд 8*
Святов В.В. к.т.н., доцент каф. "Менеджмент" НГТУ
Реальность
1-й фильтр: нейрофизиологический аппарат
(зрение,

слух, осязание, обоняние, вкус)

2-й фильтр: социальные предписания
(семья, национальность, вера, традиции, язык)

3-й фильтр: индивидуальные предписания
(мысли, образы, чувства, эмоции)

Измененная реальность
(наша модель мира)















Слайд 9*
Святов В.В. к.т.н., доцент каф. "Менеджмент" НГТУ
Способы информационной войны
Извратить смысл
Заболтать

смысл
Задавить помехами
Вызвать отторжение у людей или запугать их
Возглавить, увести в сторону, дискредитировать
Посеять рознь
Дискредитировать лидеров
Психологически устранить лидера
Физически устранить лидера
Полное замалчивание

Слайд 10Важнейшие свойства систем
5. Неаддитивность – система не равна сумме подсистем в

нее входящих.
n n
С ≠ Σ ПСi или С = Σ ПСi + Δ ,
i=1 i=1
6. Обособленность – относительная изолированность, автономность систем (наличие границы).
7. Устойчивость – способность системы парировать действие внешних воздействий и сохраняться ( отклонения в малом).

Слайд 11
Ложная цель


Полная иллюзия →
Благополучия Управлять иллюзией
нельзя








Слайд 12 ← Область желаемых состояний

← Область
критических состояний
Оптимальный
путь







⊗ - исходное состояние





«Каждый в меру своего понимания работает на себя и свою идею, а в меру непонимания – на того, кто понимает больше»

«Многие вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий»
Козьма Прутков




Слайд 13Важнейшие свойства систем
8. Неопределенность.
8.1 Принципиальная неопределенность
8.2

Неполная наблюдаемость.

9. Эмерджентность – целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой системы.

Слайд 14Важнейшие свойства систем
10 Синергетичность – однонаправленность действий в системе которая приводит

к усилению (умножению) конечного результата.
11. Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления систем конечным множеством описаний.
12. Иерархичность (вложенность).
13. Непрерывность функционирования – система существует пока функционирует.
14. Способность к саморазвитию – усложнение системы, увеличение ее внутреннего многообразия.
Источник саморазвития – непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий.
15. Управляемость – сознательная организация целенаправленного функционирования системы и ее элементов.
16. Совместимость – все элементы должны обладать свойством "сродства", взаимноприспособляемости, взаимоадаптивности.

Слайд 15Выводы:
Если каждую рассматриваемую отдельно часть системы, заставить работать с максимальной эффективностью,

система в целом не будет функционировать настолько эффективно, насколько это возможно.

Эффективность системы зависит не столько от работы элементов по отдельности, сколько от их взаимодействий.

Сумма наилучших решений по отдельным частям, не будет наилучшим решением для целого.

Слайд 16Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)
1. Законы статики.
Определяют начало

жизни систем, возникающих как единое целое посредством синтеза из частей.
1.1 Закон полноты частей системы.
Необходимым условием жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность ее основных частей.
1.2 Закон проводимости системы.
Необходимым условием жизнеспособности системы является сквозной проход затрат и результатов по всем ее частям.
1.3 Закон согласования ритмики частей системы.
Необходимым условием жизнеспособности системы является согласование ритмики всех ее частей.

Слайд 17Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)
2. Законы кинематики.
Определяют развитие

систем независимо от конкретных экономических, физических и прочих факторов.
2.1 Закон увеличения степени идеальности систем.
Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности, т.е. совершенствование системы проявляется в постоянном уменьшении затрат на единицу полезного эффекта.
Идеальная система – та, которой нет, но функции ее выполняются.
2.2 Закон неравномерности развития частей системы.
Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.
2.3 Закон перехода в надсистему.
Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве ее части; при этом развитие идет на уровне надсистемы.

Слайд 18Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)
3. Законы динамики.
Характеризуют развитие

систем под действием конкретных технических, физических, организационных, экономических и прочих факторов.
3.1 Закон перехода на микроуровень.
Развитие основных элементов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровнях.
Это значит, что сначала основные вопросы развития организации решаются на верхних уровнях управления, а затем частично передаются на более низкие уровни.
3.2 Закон увеличения степени предприимчивости.
Развитие систем идет в направлении увеличения их предприимчивости, т.е. системы несамостоятельные или малосамостоятельные становятся более самостоятельными с более выраженной индивидуальностью.

Слайд 19Типы систем и моделей
1. Детерминированные – системы и модели, которые ни

сами в целом, ни их части не являются целенаправленными (например, механизм, растение …).
Пример использования: Корпорация - Механизм

2. Анимационные (одушевленные) – системы и модели, которые в целом, преследуют некоторые цели, а их части являются нецеленаправленными (например, животные (включая людей)).
Пример использования: Корпорация - Организм

3. Социальные (общественные) – системы и модели, в которых как их части, так и они в целом являются целенаправленными (например, корпорация, нация …).
Пример использования: Корпорация – Союз личностей


Слайд 20Модели системного подхода
«Магический» треугольник менеджмента:
Структура


Стратегия

Культура
Модель Гарольда Ливитта:
Структура

Задача Технология

Люди




Слайд 21Модели системного подхода
Матрешка









Надсистема





Система


п/с


Слайд 22Модели системного подхода
Кибернетическая модель «Черного ящика»


















Слайд 23*
Святов В.В. к.т.н., доцент каф. "Менеджмент" НГТУ


Схема процесса управления


Слайд 24*
Святов В.В. к.т.н., доцент каф. "Менеджмент" НГТУ


Обобщенная модель управления компанией
Управляющая

компания
(министерство, собственник, Совет акционеров…)

Руководитель
(Субъект
управления)

Объект
управления

Результат



Внешняя среда
(ИВОУ, потребители, поставщики, государство, общество, природа, контролирующие органы…)

Система
управления


Прогноз

ИАС

ОС по признаку возможных вариантов развития

Прямое (ручное) управление

ОС по процессу управления

ОС по конечному результату


Слайд 25Модели системного подхода
«Социальный атом»
ФИРМА
Госнадзор
Поставщики
Страховые
агентства
Конкуренты
Рекламные
агентства
Органы
лицензир.
Таможня
Налоговая
инспекция
Клиенты
Банки
Партнеры


Слайд 26Некоторые законы систем («для бизнеса»)
Закон С. Бира: улучшение работы отдельных элементов не

приводит к улучшению функционирования системы в целом.
Золотое правило менеджмента: «Не ремонтируй то, что хорошо работает» («Лучшее враг хорошему»).
Закон фон Берталанфи (з-н эквифинальности) – некое конечное состояние открытой системы не зависит от ее исходного состояния и определяется особенностями протекающих внутри процессов и характером ее взаимодействия со средой.
(«Мы рождаемся равными, но не одинаковыми». В одной и той же семье может врасти святой и разбойник.)
Для открытых систем всегда существует не один, а множество путей достижения одного и того же результата.
Выводы:
всегда существует несколько вариантов правильного решения;
задача менеджера не придумать что-то новое, а представить себе в достаточно полном объеме все решения и выбрать наиболее подходящее;
наиболее короткий путь решения не всегда самый быстрый;
быстрое достижение результата не всегда самое эффективное.

Слайд 27Некоторые законы систем («для бизнеса»)
Закон необходимого многообразия (принцип Р. Эшби) – только

многообразие способно поглотить многообразие.

Смысл – для поддержания системы в управляемом состоянии, необходимо, чтобы на случай любого внешнего воздействия, способного вывести систему из равновесия, существовала бы реакция, возвращающая систему в желаемое состояние.

Ловушка – нормы реагирования на позитивные воздействия. (Российский менталитет – на хорошее никто не рассчитывает, поэтому наши семьи и организации скорее распадутся в ситуации благополучия, достатка и успеха, чем вследствие пожара, инфляции, болезни).

Правила:
выявить максимальный набор внешних и внутренних факторов воздействия («А что если?…»);
разработать технологию реагирования.

Слайд 28Вопрос о границах системы
☻ закрытые системы – стремятся минимизировать взаимодействие со

средой, ограничить до предела свои входы и выходы, сделать их максимально контролируемыми.
«-» - недостаток требуемой информации (и др. ресурсов) → потребность «все иметь внутри» → разрастание и усложнение системы → потеря управляемости → гибель.
☺ открытые системы – широкий контакт со средой, максимальный учет потребностей среды
«-» - опасность растворения в среде (в других системах), потеря целостности → гибель.
Образ – корабль в открытом океане.
Есть заданное направление и меняющиеся условия среды (ветер, течения, рифы…). Варианты:
четкое следование заданному направлению, борьба со стихией – все ресурсы могут уйти на эту борьбу, экипаж забудет о цели путешествия (закрытая система);
отказ от борьбы со стихией, следование воле волн – будем двигаться галсами, иногда в противоположном направления, возможно окажемся на рифах (открытая система).
Выход → МЕРА.

Слайд 29Некоторые правила реализации системного подхода
Изучите среду и найдите свое место в ней.
Сформулируйте

желаемое (должное) будущее состояние организации в виде целей и задач.
Каждый член организации должен осознать степень своего участия в делах организации.
Разработайте способы оценки эффективности деятельности.
Оцените организационные ресурсы и выстроите отношения со средой, разработайте способы воздействия на нее.
Обеспечьте благоприятное восприятие целей организации средой (миссия, РR, реклама…).
Отслеживайте динамику организационных процессов (внешних и внутренних), сохраняте целостность организации.

Слайд 30Мир так устроен — всё к нам возвращается,
Что отдали вернётся —

не прощается,
Не затухает и не прекращается,
Вращается всё в мире, всё вращается.
Добро вернётся доброму, свет — светлому
И получить посылку от себя ответную
Так ожидаемо и так естественно,
Мир справедлив — живите соответственно!

Борис Константинович Ратников

Слайд 31В делах Земли, в делах человечества мы видим смесь разумного с

глупым, доброго с жестоким.
Зачем нищета, болезни, тюрьмы, злоба, войны, смерть, глупость, невежество…
Человек поймёт субъективную непрерывность и бесконечность каждого кусочка материи. Поймёт, что делая зло другим существам, он делает зло самому себе.
Он сообразит, что его личное благо состоит в том, чтобы нигде пол всей Вселенной не было никаких страданий и никакого безумия.

Циолковский К.Э.

Слайд 32Your Subtopics Go Here


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика