Слайд 1СИСТЕМНЫЙ И ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ
Слайд 2ПРОЦЕССНЫЙ
Сущность процессного подхода можно охарактеризовать, как адекватное представление деятельности предприятия в
области качества в виде сети взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и управления процессами на основе цикла PDCA: планирование процесса — реализация процесса — контроль процесса — анализ результатов и совершенствование процесса
Слайд 3ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОЛЖНА:
выявлять необходимые для системы менеджмента качества процессы и области их применения по всей организации;
определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
определять требуемые критерии и методы, позволяющие гарантировать, что функционирование и контроль этих процессов эффективны;
обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания функционирования и мониторинга этих процессов;
вести мониторинг, измерять и анализировать эти процессы, а также предпринимать необходимые действия с целью достичь запланированных результатов и непрерывного совершенствования этих процессов
Слайд 4ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ УВИДЕТЬ СХЕМУ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ЦЕЛОМ, ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕДУР
И ДОКУМЕНТОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССОВ И ПОРЯДОК ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПРИ ЭТОМ ДАННЫЙ ПОДХОД АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ:
на выявлении и выполнении требований потребителей;
анализе процессов с позиции добавляемой ими ценности;
планировании результатов и достижении целей процессов;
постоянном совершенствовании процессов, опирающемся на измерении показателей их эффективности.
Слайд 5ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
вход (исходные объекты, в том числе ресурсы, необходимые для
выполнения процесса), технологию (определенное количество операций, составляющих процесс), выход (т.е. получаемый результат). Кроме того, для идентификации процесса обязательно выделяется владелец (менеджер) процесса, его границы и интерфейс, а также показатели процесса (количественные и качественные показатели, характеризующие бизнес-процесс и его результат)
Слайд 6
Мир, как система
Мировая экономика
Нац. экономика РФ Предприятие Проект
Слайд 7СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Системный подход учитывает всесторонние условия и комплексные взаимосвязи. Это дает
возможность моделировать реальные системы для упрощения реальных ситуаций. Системное управление связано с разработкой спецификаций для технических, организационных, стоимостных, временных и других параметров системы (то есть проекта) и дальнейшим управлением планированием, проектированием, инжинирингом, закупками, осуществлением и тестированием работ, необходимых для функционирования системы.
Слайд 8СУТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА:
Теория систем (ТС) и системный анализ (СА), как отрасль
науки, могут быть разделены на две условные части:
теоретическую, которая использует теорию вероятностей, информации, игры, графов, расписаний, решений, топологию, факторный анализ и т.д.;
прикладную, основанную на прикладной математической статистике, методах исследования операций, системотехники и т.д.
Слайд 9СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВКЛЮЧАЕТ:
структуризацию на серию фаз, этапов, работ, задач, которые моделируются
с помощью экономико-математических методов;
определение ограничений и критериев решения задач;
детализация целей;
конструирование эффективной организационной структуры для достижения целей.
Слайд 10ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОЕКТАХ
принцип – это требование рассматривать совокупность элементов
системы как одно целое.
принцип состоит в определении того, что свойства системы – это не просто сумма свойств ее элементов, то есть система владеет особенными свойствами, которых может и не быть у отдельных элементов.
принцип. Эффективность системы рассматривается как максимальное значение функций ценности системы – зависимость эффективности системы от условий построения и функционирования.
принцип запрещает рассматривать систему в отрыве от окружающей ее среды как автономную, обособленную.
принцип утверждает существование возможности (а иногда и необходимости) разделения данной системы на части, подсистемы. Если эти части оказываются недостаточно простыми для анализа, их тоже делят на части.
Слайд 11
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ДАЛЬНЕЙШЕГО ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
СИСТЕМОЙ (ПРОЕКТОМ) ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕАЛИЗАЦИЮ ТАКИХ ЭТАПОВ:
Содержательная постановка задачи.
Построение модели системы.
Поиск решения задачи с помощью модели.
Проверка решения с помощью модели.
Адаптация решения под внешние условия.
Реализация решения.
Слайд 12ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА
Слайд 13ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА
- это защищенность природной среды от неустранимых отрицательных последствий, которая обеспечивается реальными затратами
в природоохранные мероприятия.
Слайд 14
К МЕРОПРИЯТИЯМ, СОХРАНЯЮЩИМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:
градостроительные меры,
архитектурно-строительные
меры,
выбор экологически чистых материалов при проектировании и строительстве;
применение малоотходных и безотходных технологических процессов и производств добычи и переработки строительных материалов;
строительство и эксплуатацию очистных и обезвреживающих сооружений и устройств;
меры по борьбе с эрозией и загрязнением почв;
решения по охране вод и недр и рациональному использованию минеральных ресурсов.
Слайд 15ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК (RЭ)
— выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального
функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в при родную среду или стихийного бедствия.
Rэ = ΔЭ/Э, где
ΔЭ — число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени; Э — число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории.
Слайд 16ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА
Слайд 17Техногенные экологические катастрофы — экологические катастрофы техногенного происхождения, воздействующие на природную
среду.
Природно-техногенные экологические катастрофы происходят в результате совокупного воздействия природных и техногенных факторов на состояние природной среды
Слайд 18ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
относительного благополучия;
экологического риска;
экологического кризиса;
экологического бедствия;
чрезвычайной экологической ситуации;
экологической катастрофы.
Слайд 19
1)Зоны относительного благополучия — территории, находящиеся в состоянии, обеспечивающем ведение традиционных
форм хозяйственной деятельности без ущерба для здоровья населения и состояния окружающей природной среды.
2)Зоны экологического риска — территории, на которых наблюдаются достоверные изменения свойств природных комплексов, приводящие к негативным для природы и человека последствиям.
3)Зоны экологического кризиса — территории, на которых изменения свойств природных комплексов представляют угрозу для ведения хозяйственной деятельности и человека.
4) Зоны экологического бедствия — участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, по влекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
5)Зоны чрезвычайной экологической ситуации — участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
6)Зоны экологической катастрофы — территории, на которых негативные изменения природных комплексов приводят к не возможности ведения традиционной хозяйственной деятельности и проживания человека.
Слайд 20ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Важно выделить два основных вида воздействия.
Первый вид
формируется на входе в производственный процесс и зависит от объемов потребляемых материальных и энергетических ресурсов.
Второй вид воздействия формируется в ходе производственного процесса и проявляется в виде выходных негативных потоков.
Слайд 22КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
данные о прогрессивности применяемых технологий;
данные об экологической
безопасности выпускаемой продукции и услуг:
данные об используемом сырье, топливе, энергии и при родных ресурсах;
характеристику эмиссий загрязнений; сведения о системах очистки выбросов и сбросов, утилизации и захоронении твердых отходов.
Слайд 23КРИТЕРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА.
Основным внешним критерием экологической эффективности строительства является соответствие
экологическим требованиям, которые выражаются в установленных для предприятия нормативных ограничениях.
Слайд 24Оценивание экологической эффективности (ОЭЭ) — внутренний процесс и инструмент управления, предназначенный
для обеспечения руководства достоверной и подтверждаемой текущей проверкой информацией, позволяющей определить, соответствует ли экологическая эффективность организации совокупности критериев, заданных руководством организации.
Показатели ОЭЭ подразделяют на две категории:
• показатели экологической эффективности (ПЭЭ);
• показатели состояния окружающей среды (ПСОС).
ПЭЭ подразделяют на два типа:
• показатели эффективности управления (ПЭУ), обеспечивающие информацию об усилиях, предпринимаемых руководством с целью воздействия на экологическую эффективность организации;
• показатели эффективности функционирования (ПЭФ), обеспечивающие информацию об экологической эффективности функционирования организации.
Слайд 25ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Экологическая политика — система мер на международном и
национальном уровнях, направленная на реализацию стратегии устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития общества.
концепция «проектирования для экологии»- снижение негативного воздействия на протяжении полного жизненного цикла производства продукции.
Экологическая политика предприятия должна:
а) соответствовать характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;
б) включать обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
в) включать обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
г) предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа.
Слайд 26
Политика может устанавливать обязательства в отношении:
минимизации любых значительных отрицательных воздействий на
окружающую среду со стороны новых разработок
разработки процедуры оценивания экологической эффективности и связанных с ней показателей;
воплощения замысла, касающегося жизненного цикла продукции/услуги;
проектирования продукции таким образом, чтобы минимизировать ее воздействие на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации;
предотвращения загрязнения, сокращения отходов и потребления ресурсов (материалов, топлива и энергии),
экологического образования и подготовки;
обмена опытом в области экологии;
поощрения к применению системы управления окружаю щей средой поставщиками и подрядчиками и др.
Слайд 28УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС СКООРДИНИРОВАННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ НЕОБХОДИМОГО ЕМУ УРОВНЯ КАЧЕСТВА, УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ.
Слайд 29ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Поэтому при управлении качеством могут быть использованы объективные
общие принципы управления. Наряду с этим целесообразно руководствоваться и общесистемными принципами управления, включающими:
целенаправленность, реализуемую формированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;
иерархичность, реализуемую формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т. д.);
делимость, достигаемую декомпозицией формируемой системы на подсистемы и элементы; • комплексность, достигаемую взаимной увязкой всех формируемых подсистем, элементов, стадий жизненного цикла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых при управлении качеством;
взаимосвязанность, реализуемую посредством осуществления взаимосвязей формируемых систем управления качеством со всеми другими системами управления предприятием (установлением приоритетности одних целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей нескольких систем, осуществлением взаимосвязанных процессов их достижения);
систематичность, определяющую постоянное выполнение всех работ по управлению качеством, их долговременность и длительность действия;
простоту и доходчивость, которые необходимо реализовать для понимания каждым работающим всего, что касается управления качеством и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и предприятия в целом. В условиях рынка это крайне важно;
преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании.
Слайд 30СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Ориентация на потребителя. Организации зависят от
своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Системный подход. Представление управления качеством в виде системы взаимосвязанных процессов, что обеспечивает больший вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом на основе качества следует рассматривать как ее неизменную цель.
Принятие решений на основе фактов. Эффективные решения основываются на анализе объективных фактических данных и информации.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками (интегративное взаимодействие с партнерами). Организация, ее поставщики и партнеры взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды и заинтересованности существенно повышают способность обеих сторон более эффективно достигать своих целей.
Слайд 311.ОРГАНИЗАЦИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
понимание всего спектра потребностей и ожиданий потребителей относительно
продуктов, поставок, цен, надежности и т. д.;
обеспечение взвешенного подхода к потребностям и ожиданиям потребителей и других участвующих сторон (владельцев, персонала, поставщиков, местных сообществ и общества в целом);
распространение информации об этих потребностях и ожиданиях по всей организации;
измерение степени удовлетворенности потребителей и влияние на результат;
управление взаимоотношениями с потребителями;
при формулировании политики и стратегии — обеспечение того, что требования потребителей и других участвующих сторон осознаются всей организацией;
при установлении целей и плановых показателей — обеспечение того, что соответствующие цели и плановые показатели непосредственно связаны с потребителями и ожиданиями потребителей;
при управлении операциями— повышение производительности организации для удовлетворения потребностей потребителей;
при управлении людскими ресурсами — обеспечение того, что персонал обладает знаниями и опытом, требующимися для удовлетворения потребителей организации
Слайд 322. РОЛЬ РУКОВОДСТВА
действенность и личный пример;
понимание изменений во внешней окружающей
среде и реагирование на них;
внимание к потребностям всех участвующих сторон, включая потребителей, владельцев, персонал, поставщиков, местные сообщества и общество в целом;
выработка ясного видения будущего организации;
выработка общих ценностей и этики на всех уровнях организации;
установление доверия и искоренение страха;
обеспечение персонала требуемыми ресурсами и свободой, необходимыми для того, чтобы действовать ответственно и обоснованно;
воодушевление, поощрение и признание вклада персонала;
содействие открытому и честному общению;
обучение, подготовка и инструктирование персонала;
выработка достойных целей и плановых показателей;
реализация стратегии по достижению этих целей и плановых показателей.
Слайд 333. ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ
принятие на себя задач и ответственности за их решение;
активный
поиск возможностей усовершенствования;
активный поиск возможностей повышения собственных квалификации, знаний и опыта;
свободный обмен знаниями и опытом в группах и коллективах;
концентрация на создании ценностей для потребителя;
новаторство и творчество в дальнейшем продвижении стратегических целей организации;
имидж организации перед лицом потребителей, местных сообществ и общества в целом;
получение удовольствия от своей работы;
гордость и удовлетворение быть частью организации.
Слайд 344. ПОДХОД КАК К ПРОЦЕССУ
определение процесса достижения желаемого результата;
выявление и измерение
входов и выходов процесса;
выявление интерфейсов (границ сопряжения) процесса с функциями организации;
оценка возможного риска, его последствий и влияния процесса на потребителей, поставщиков и других участвующих в процессе сторон;
четкое распределение ответственности, полномочий и подотчетности при управлении процессом;
выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других участвующих в процессе сторон.
Слайд 355. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ
определение системы путем выявления или разработки процессов,
влияющих на достижение заданной стратегической цели;
структурирование системы так, чтобы можно было достичь заданную стратегическую цель наиболее эффективным способом;
понимание взаимозависимостей между процессами системы;
непрерывное усовершенствование системы посредством измерения и оценки;
предварительное установление ограничений по ресурсам;
при формулировании политики и стратегии — создание всеобъемлющих и оптимальных планов, связывающих входы функций и процессов;
при установлении целей и плановых показателей — приведение целей и плановых показателей конкретных процессов в соответствие с ключевыми стратегическими целями организации;
при управлении операциями — более широкий взгляд на эффективность процессов, приводящий к пониманию причин проблем и своевременным действиям по их усовершенствованию;
при управлении людскими ресурсами — лучшее понимание распределения ролей и ответственности для достижения общих стратегических целей, которые уменьшают межфункциональные барьеры и улучшают коллективную работу.
Слайд 366. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ
превращение непрерывного усовершенствования продуктов, процессов и систем в стратегическую
цель каждого работника организации;
применение базовых понятий последовательного (инкрементного) и скачкообразного усовершенствования;
проведение периодических аттестаций степени достижения установленных критериев высшего качества для выявления областей потенциального усовершенствования;
непрерывное повышение эффективности и результативности всех процессов;
поощрение действий, основанных на предотвращении проблем;
установление мер и целей для направления и отслеживания усовершенствований;
признание усовершенствований;
при формулировании политики и стратегии — создание и осуществление более конкурентоспособных бизнес-планов путем объединения непрерывного усовершенствования со стратегическим и бизнес-планированием;
при установлении целей и плановых показателей — определение реалистичных и достижимых целей усовершенствования и предоставление ресурсов для их достижения;
при управлении операциями — вовлечение персонала организации в непрерывное усовершенствование процессов;
при управлении людскими ресурсами — обеспечение всего персонала организации инструментальными средствами, возможностями и мотивацией для совершенствования продуктов, процессов и систем.
Слайд 377. ОБОСНОВАННЫЙ МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
осуществлять измерения и сбор данных и информации,
относящихся к стратегической цели;
обеспечивать необходимую точность, надежность и доступность к данным и информации;
проводить анализ данных и информации с применением обоснованных методов;
владеть соответствующими статистическими методами;
принимать решения и осуществлять действия на базе логического анализа, уравновешенного опытом и интуицией;
при формулировании политики и стратегии — основываться на фактических данных и информации.
Слайд 388.ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ
выявление и выбор ключевых поставщиков;
установление с поставщиками отношений,
которые обеспечивали бы как срочные выгоды, так и долгосрочные их цели;
создание ясного и открытого общения;
инициирование совместных разработок и усовершенствования продуктов и процессов;
совместное установление ясного понимания требований потребителей;
обмен информацией о будущих планах;
признание усовершенствований и достижений поставщиков;
при формулировании политики и стратегии — создание конкурентоспособных преимуществ путем образования стратегических союзов или установления партнерских отношений с поставщиками;
при установлении целей и плановых показателей — определение оптимальных целей и плановых показателей с помощью вовлечения и участия поставщиков на ранних этапах;
при управлении операциями — налаживание отношений с поставщиками и управление этими отношениями для обеспечения надежных, своевременных и свободных от дефектов поставок.
Слайд 39Сущность процессного подхода можно охарактеризовать, как адекватное представление деятельности предприятия в
области качества в виде сети взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и управления процессами на основе цикла PDCA: планирование процесса — реализация процесса — контроль процесса — анализ результатов и совершенствование процесса.
При реализации процессного подхода к организации менеджмента качества на предприятии должна:
выявлять необходимые для системы менеджмента качества процессы и области их применения по всей организации;
определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
определять требуемые критерии и методы, позволяющие гарантировать, что функционирование и контроль этих процессов эффективны;
обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания функционирования и мониторинга этих процессов;
вести мониторинг, измерять и анализировать эти процессы, а также предпринимать необходимые действия с целью достичь запланированных результатов и непрерывного совершенствования этих процессов.
Слайд 40МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО
Методика реализации процессного подхода – этот процесс определен как
«последовательность действий, которые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в выходящие».
На самом верхнем уровне деятельность предприятия представляется в виде всего двух процессов — стратегического менеджмента и создания продукции.
Процесс стратегического менеджмента — это процесс высшего руководства (владельцев, наемных менеджеров, т. е. тех лиц, которые на конкретном предприятии выполняют функции стратегического планирования и выделения ресурсов).
Процесс создания продукции — это деятельность предприятия на протяжении жизненного цикла продукции: от маркетинга до предпродажного обслуживания и утилизации.
Третий процесс — это уже деятельность не предприятия, а потребителя, связанная с потреблением продукции.
Первоначальная задача владельцев процессов-выделить субпроцессы и поддерживающие процессы, которые необходимы для функционирования руководимых ими процессов.
Слайд 41Следующим этапом реализации процессного подхода является формирование требований к ресурсам для
функционирования процесса.
В качестве обязательных компонентов ресурсов, которые должны быть определены и обеспечены, обозначены человеческие ресурсы (менеджеры и исполнители работ), инфраструктура и производственная среда.
На заключительном этапе реализации процессного подхода устанавливаются индикаторы процессов. Чтобы установить индикаторы каждому процессу, необходимо определить его долгосрочные цели с точки зрения качества
Слайд 42Таким образом, процессный подход как инструмент создания и совершенствования систем менеджмента
качества позволяет:
∙ развертывать корпоративные цели по всем процессам и подпроцессам вплоть до рабочих мест и управлять процессами по степени достижения поставленных целей;
∙ взаимно увязывать и согласовывать все процессы, исключая потерю интерфейсов;
∙ строго обосновывать и выделять необходимые ресурсы;
∙ четко обосновывать структуры процессов, обеспечивая их адекватность корпоративным целям;
∙ реализовывать новое качество управления предприятием, основанное на прозрачности механизма функционирования и управления процессами, и получать на этой основе дополнительные возможности постоянного совершенствования;
∙ получить сертификат соответствия ИСО 9000.
Слайд 43КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Проектированию систем менеджмента качества (СМК) должен предшествовать
этап создания модели, в которой необходимо отразить все элементы системы, их взаимосвязи и взаимодействия. Процессы СМК организации, классифицируются следующим образом: процессы менеджмента и бизнес-процессы
Слайд 44ПРОЦЕССЫ МЕНЕДЖМЕНТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИ, ВКЛЮЧАЮТ:
∙ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ФУНКЦИЙ В
РАМКАХ ПЛАНИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
∙ УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКОЙ РУКОВОДСТВА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СМК;
∙ ВНУТРЕННИЙ АУДИТ;
∙ АНАЛИЗ ДАННЫХ;
∙ УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ. К ПРОЦЕССАМ МЕНЕДЖМЕНТА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫМ ПОСТОЯННО, ОТНОСЯТСЯ:
∙ УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАМИ;
∙ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСЯМИ И ДАННЫМИ;
∙ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ, МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛА, УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДОЙ;
∙ ИЗМЕРЕНИЕ, МОНИТОРИНГ, АНАЛИЗ;
∙ УЛУЧШЕНИЕ ЧЕРЕЗ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ.
Слайд 45СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ:
организационная структура;
процессы;
ресурсы;
документация.
Слайд 47
Бизнес-процесс — это объективно существующая совокупность взаимосвязанных работ, выполненных в процессе
изготовления продукции, имеющая четко обозначенные входы и выходы и протекающая в рамках информационных связей, закрепленных существующей организационной структурой.
Моделирование бизнес-процессов дает возможность реализовать на практике процессный подход, что позволяет перейти от функционального менеджмента к процессному и тем самым преодолеть многие проблемы управления.
Бизнес-процессы могут быть как основные, так и вспомогательные.
Основные бизнес-процессы — это процессы, связанные с производством продукции, в ходе которых сырье превращается в готовую продукцию. Вспомогательные — связаны с ремонтом оборудования, подачей воды для приготовления раствора и др. Они обеспечивают эффективную реализацию основных процессов
Каждый бизнес-процесс состоит из входа, выхода и процессора. Входами бизнес-процесса являются ресурсы, необходимые и достаточные для его реализации, т. е. для получения выхода. Процессор предназначен для преобразования входа в выход. Выходы бизнеспроцессов могут быть первичные и вторичные. Первичный выход — это прямой, запланированный результат реализации бизнеспроцесса, вторичный выход — это побочный продукт.
Слайд 48
Участники бизнес-процесса -поставщики, исполнители и пользователи; цель бизнес-процесса — удовлетворение требований
пользователей.
Создание СМК направлено на улучшение этого взаимодействия, определение ответственности за обеспечение бесперебойной работы и, как следствие, на соответствующее снижение затрат и времени выполнения различных производственных процессов.
Результатом бизнес-процесса является выпускаемая предприятием продукция, которая поступает в сферу потребления, где устанавливается, соответствует ли фактическое качество изготовленной и предложенной потребителю продукции ее реальным потребностям.
Политика в области качества — это часть общей политики предприятия, направленная на реализацию главной цели — повышение качества выпускаемой продукции.
Слайд 49Высшее руководство организации должно обеспечить, чтобы политика в области качества:
– включала
обязательства по выполнению предъявляемых требований к постоянному улучшению качества выпускаемой продукции;
– являлась основой для установления целей в области качества;
– была доведена до всех сотрудников;
– регулярно анализировалась с целью постоянного поддержания ее пригодности.
Корректировка политики в области качества осуществляется в случае:
– выявления несоответствий положений политики условиям внешней среды, требованиям рынка или реальным возможностям организации;
– изменения требований потребителей к качеству продукции;
– обнаружения противоречий с другими элементами общей политики предприятия;
– организационных преобразований в системе управления
СМК выполняются следующие функции: планирование, учет, контроль, анализ и принятие решений.