Слайд 1Разработка профессиональных стандартов в области управления
Работу подготовили
студенты группы ОБ13-32
Сидорова
Мария
Бравова Ангелина
Слайд 2В мае 2002 года российские кадровики объявили о том, что назрела
необходимость составить четкое описание профессии, определить и зафиксировать комплекс функций и задач, знаний и навыков, требований и рекомендаций для специалистов, занятых в сфере управления персоналом и трудовых отношений.
Слайд 3Тогда участниками профессиональной конференции была принята Резолюция об инициативе разработки единых
общероссийских Стандартов профессиональной деятельности в области управления персоналом. Резолюция положила начало огромной работе, ставшей приоритетной и неотложной.
Слайд 4Что такое «профессиональный стандарт»?
Профессиональный стандарт (ПС) является ключевым механизмом саморегулирования рынка
труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования:
к содержанию и качеству труда;
к условиям осуществления трудовой деятельности;
к уровню квалификации работника;
к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.
Слайд 5ПС состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному
квалификационному уровню и содержит описание:
необходимых знаний и умений;
уровня ответственности и самостоятельности;
уровня сложности выполняемой трудовой функции.
Слайд 6Практическое применение профессионального стандарта
Для работодателя – формулировка требований к работникам;
Для работника – оценка
соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя;
Для системы профобразования – разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.
Слайд 7Проблемы при формировании:
отсутствие ясных критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в
сфере управления персоналом и трудовых отношений;
оторванность профессионального образования от реалий кадровой практики;
несформировавшееся восприятие всех направлений работы с персоналом как единых и взаимосвязанных составляющих профессии;
слабое представление о системе управления персоналом как элементе всей системы менеджмента компании;
непонимание руководителями и собственниками российских предприятий роли, места и целей службы персонала.
Слайд 8Наличие общепризнанных стандартов способствует преодолению существующих проблем и повышению авторитета профессии
Наличие
профессиональных стандартов позволит сформировать новый классификатор профессий для конкретного вида профессиональной деятельности
В процессе разработки ПС у работников и работодателей происходит обновление и уточнение содержания трудовой деятельности
ПС позволяют контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества в определенной области деятельности.
Профессиональный стандарт является основой для определения профессионального уровня и совершенствования профессиональных компетенций работников и их сертификации.
Преимущества:
Слайд 9Методика разработки стандарта
В основу принятой методики разработки ПС положен метод функционального
анализа
Предполагает учет как текущих требований наиболее передовых предприятий, так и международные тенденции и потребности на перспективу
Предполагает проекцию структурированного описания профессиональной/трудовой деятельности на описание требований к работникам, выполняющим эту деятельность.
Слайд 10Структура профессиональных стандартов
ПС состоит из единиц, каждая из которых соотносится с
определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции
Каждая единица профессионального стандарта должна четко описывать следующие параметры:
название трудовой функции/единицы ПС;
действия, обеспечивающие выполнение этой функции;
характеристики квалификационного уровня,
требуемые знания и умения.
Слайд 11Требуемые знания и умения должны охватывать три группы компетенций:
профессиональные
надпрофессиональные, относящиеся
к охране труда
базовые компетенции, относящиеся ко всем видам деятельности,
Слайд 12Основные этапы разработки ПС
формирование Экспертной группы из представителей отрасли
формирование базового перечня
функций
разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования;
разработка анкеты для опроса руководителей и ведущих специалистов-экспертов предприятий отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций,
организация и проведение опроса предприятий;
обобщение данных анкетирования для разработки проекта профессиональных стандартов;
подготовка проекта профессионального стандарта;
обсуждение проекта профессиональных стандартов в широком профессиональном сообществе;
доработка проекта профессиональных стандартов с учетом результатов обсуждения;
согласование, экспертиза и представление проекта профессиональных стандартов на утверждение в Минтруд РФ
Слайд 13В этом году было принято более 200 профессиональных стандартов и вот
близиться событие, которое коснется непосредственно самих HR-специалистов – будет принят стандарт «Специалист по управлению персоналом».
Слайд 14Вся работа в сфере управления персоналом по этому стандарту разделена на
9 обобщенных трудовых функций и по каждому из подвидов даются рекомендуемые наименования должностей.
В стандарте будут указаны:
трудовые функции и трудовые действия по каждой трудовой функции
знания и умения по каждой трудовой функции, которые необходимо будет использовать при проведении аттестации работников HR – службы
квалификационные характеристики: образование, специализация по полученному образованию, дополнительное образование, опыт работы – которые будут являться первичными ограничениями при приеме работника на работу в HR службу, при приеме, при сокращении, при проведении аттестации работника для включения в кадровый резерв и построения его карьеры и др. кадровых процедурах, связанных с необходимостью наличия определенных квалификационных характеристик.
Слайд 15
Таким образом, любой сотрудник, работающий в сфере управления персоналом – HR
службе, может проверить соответствует ли он тем квалификационным требованиям, которые будут установлены в профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом» и какое образование, в том числе дополнительное ему необходимо получать, чтобы выстраивать свою профессиональную карьеру.
Слайд 16Источники
http://www.sut.ru/home/hide/professionalnye-standarty
http://hr-media.ru/professionalnyj-standart-spetsialist-po-upravleniyu-personalom/
http://standards.kadrovik.ru/history.php