Слайд 2Введение в управление проектами. Планирование проекта
Проектный менеджмент
Лекция №1
Слайд 3Содержание лекции
Понятие проекта
Фазы проекта
Этапы фазы Планирования
Стейкхолдеры
Иерархическая структура работ
Слайд 4Что такое проект?
«Проект – это проблема, которая распланирована так, чтобы её
решить.»
Джозеф М. Джуран
Слайд 5Понятие проекта
Проект – это работа, которая должна быть выполнена.
У проекта есть
идентифицируемая конечная точка.
Как правило, в бизнесе под проектом понимают набор взаимосвязанных мероприятий, в осуществление которых вовлечена группа людей, работающих вместе над единовременным заданием на протяжении периода времени от 1 до 18 месяцев.
Слайд 7Примеры проектов
Домовладелец, делающий ремонт в гостиной
Исследователь, который готовится к аудиту по
гранту
Автовладелец, покупающий новую машину
Невеста, планирующая свадьбу
Слайд 8Проект и проектная деятельность
Что такое проект?
Проект (от projectus (лат.) – «брошенный
вперед») - ограниченная временем деятельность для создания новых (уникальных) продуктов, услуг или результатов.
Управление проектами – отдельная область менеджмента, предназначенная специально для управления временной деятельностью с уникальными результатами.
Слайд 9Проектно-ориентированная деятельность
Разработка нового продукта/ архитектура /киноиндустрия
Признаки проектно-ориентированной
деятельности:
Дедлайн
Бюджет
Реагирование на внезапные изменения
и неожиданные происшествия
Знания и навыки (например, умение работать в команде)
Слайд 10Операционная деятельность vs. Проект
Операционная деятельность состоит из постоянного повторения одних и
тех же операций с целью производства одного и того же продукта (или предоставления одной и той же услуги)
Примеры:
серийное производство,
продажи типовых продуктов,
бухгалтерские операции
Слайд 11Операционная деятельность vs. Проект
Операционная деятельность
Привычные результаты
Устоявшиеся бизнес-процессы
? Плохо справляется с
изменениями
Проектная деятельность
Уникальные результаты
Ограниченный срок
? Инструмент для реализации изменений
Слайд 12Проект, программа, портфель проектов
Проект – уникальное предприятие предполагающее координированное выполнение взаимосвязанных
действий, для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений.
Программа – группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения.
Портфель проектов – набор проектов, программ и другой связанной деятельности объединенные для удобства и повышения эффективности управления.
Слайд 13Что такое Научный проект ?
Научный проект – это ограниченный во времени
целенаправленный процесс выработки, теоретической систематизации и применения нового научного знания с установленными требованиями к качеству результатов, расходу ресурсов и специфической организацией.
? Преобразование денежных ресурсов в оборудование и объекты интеллектуальной собственности для получения новых знаний, технологий
? Управление научными исследованиями = управление научными проектами
Слайд 17Управление проектом как набор противоречий
Слайд 18Основные причины проблем реализации проектов Всемирного Банка
• Изучив 157 финансируемых Всемирных
Банком проектов, попавших в затруднительное положение, наиболее распространенные причины проблем связаны с управлением проектами…
• Ключевая проблема заключается в нечетком определении ролей заказчика, менеджера проекта и подрядчика и отсутствии разграничения ответственности …
Слайд 19Основные управленческие ошибки реализации крупных проектов
1. Нечеткое формулирование целей, результатов и
границ проекта
2. Недостаточно проработанные стратегия и план реализации проекта
3. Неадекватная организационная структура управления проекта
4. Дисбаланс интересов участников проекта
5. Неэффективные коммуникации внутри проекта и с внешними организациями
Слайд 21Управление проектом
Процесс наблюдения за ходом проекта и контроля над реализацией проекта
на всем его протяжении.
Область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками (PMBOK Guide 4).
Слайд 26Фазы проекта
Для чего проект разбивается на фазы?
Проект разбивается на фазы (этапы)
для улучшения управления.
Фаза должна заканчиваться измеримым, проверяемым результатом (результаты должны проверяться кем-то, кроме непосредственного исполнителя).
В конце каждой фазы принимается решение об инициации новой фазы или закрытии (консервации) проекта.
Очень важно вовремя закрыть проект в случае неудачи!
Слайд 28Жизненный цикл проекта
Типичный жизненный цикл проекта включает в себя 4 отдельные
фазы:
Планирование
Подготовка
Внедрение (реализация)
Закрытие
В каждой фазе проекта есть свой набор задач, мероприятий (действий), инструментов и навыков.
Слайд 29
Начальная
Финальная
Пример жизненного цикла проекта
Фазы проекта
Выходы
управления проектом
Результаты проекта
Общая
идея
Команда управления проектом
Входы
Компонент 1
Компонент 2
Компонент
3
Компонент 4
Описание содержания
План
Базовый
план
Отчет о ходе выполнения
Акт приемки
Одобрение получено
Продукт передан заказчику
Продукт
Устав
Слайд 30Возможность влияния на результат проекта
и стоимость изменений
Слайд 31
Продукт
Жизненный цикл проекта и продукта
Возврат инвестиций
Операционная деятельность
Идея
Жизненный цикл продукта
Бизнес-план
Слайд 32Фаза планирования (I)
Цели/задачи:
Определить реальную проблему
Идентифицировать заинтересованные стороны
Определить цели и задачи проекта
Действия:
Определить
границы проекта, основные мероприятия и задания
Оценить усилия и продолжительность работ
Оценить необходимые ресурсы
Быть готовым к компромиссам
Слайд 33Фаза планирования (I)
Ключевые навыки:
Анализ заданий
Планирование
Анализ выгодности затрат альтернативных вариантов
Инструменты :
Иерархическая структура
работ (WBS)
Реестр навыков
Слайд 34Фаза подготовки (II)
Цели/задачи:
Собрать команду
Разработать общий план
Действия:
Разработать план-график проекта
Спроектировать «критический путь»
Замотивировать команду
Назначить
по каждому заданию ответственных исполнителей и ресурсы
Спланировать бюджет
Делегировать задания
Выяснить ожидания заинтересованных сторон
Слайд 35Фаза подготовки (II)
Ключевые навыки:
Анализ процесса
Тимбилдинг
Делегирование
Ведение переговоров
Подбор и найм кадров
Коммуникации
Инструменты
:
Инструменты для составления планов-графиков (CPM, PERT, диаграммы Ганта)
Слайд 36Фаза внедрения (III)
Цели/задачи:
Осуществлять мониторинг и контроль хода проекта
Отчитываться о промежуточных результатах
Действия:
Проверять
и согласовывать незавершенное производство
Достигать контрольных точек
Управлять процессом развития
Докладывать стейкхолдерам о состоянии дел и о возникающих проблемах
Слайд 37Фаза внедрения (III)
Ключевые навыки:
Контроль и надзор
Лидерство и мотивирование
Коммуникационные навыки
Управление конфликтами
Решение проблем
Инструменты
:
Инструменты для составления отчетов о промежуточных результатах проекта
Слайд 38Фаза закрытия (IV)
Цели/задачи:
Завершить проект
Определить последующие действия
Действия:
Оценить результаты
Закрыть проект
Обсудить с командой уроки,
извлеченные в процессе работы над проектом
Разработать план последующих мероприятий
Проинформировать стейкхолдеров о результатах
Слайд 39Фаза закрытия (IV)
Ключевые навыки:
Сворачивание работ
Планирование
Коммуникационные навыки
Инструменты :
Инструменты для оценки проекта
Слайд 40Введение в управление проектами. Планирование проекта
Проектный менеджмент
Лекция №1