Проблемы историко-управленческих исследований презентация

Содержание

Система наук об управлении Минимизация ошибок в принимаемых в настоящее время управленческих решениях во многом обеспечивается их научным обоснованием, для чего необходимо дальнейшее развитие методологических основ науки управления. Можно выделить несколько

Слайд 1Проблемы историко-управленческих исследований
Тема № 1


Слайд 2Система наук об управлении
Минимизация ошибок в принимаемых в настоящее время управленческих

решениях во многом обеспечивается их научным обоснованием, для чего необходимо дальнейшее развитие методологических основ науки управления.
Можно выделить несколько основных причин, объясня-ющих существование многоликого состояния науки управления.
Наиболее важная – это отсутствие налаженных (реальных и экспериментальных) процедур проверки истинности научных гипотез и идей в науке управления. Такое положение наблюдается в большинстве общественных наук.

Слайд 3Система наук об управлении
Чтобы разрешить эту проблему следует рассматривать реальный жизненный

процесс как материал для эксперимента, подлежащий специальной научной обработке с целью использования при формировании науки. Это возможно за счет уникального свойства управления как деятельности – свойства постоянного воспроизводства во все времена.
Наука управления - это на сегодня единственная из общественных наук, которая до сих пор не осущест-вляет целенаправленных историко-управленческих исследований.
Важнейшая задача историков управления – постоянно превращать управленческое наследство в теорети-ческое наследие, т .е. осмысленное систематизированное завершенное историко-научное представление.

Слайд 4Классификация научных основ управления организацией


Слайд 5Ключевые определения
Под историей управления организацией понимают либо процесс возникновения, развития, борьбы

и смены конкретных систем управления организацией в конкретных исторических условиях в прошлом, либо систему научных знаний об этих процессах.
Под историей управленческой мысли понимают либо процесс возникновения, развития, борьбы и смены учений, концепций, теорий, взглядов, идей, представлений об управлении организацией в различных конкретно-исторических условиях, либо систему научных знаний об этих процессах.

Слайд 6 Конкретные направления историко-управленческих исследований
Разработка методологических проблем историко-двух управленческих наук (предмет, цели,

задачи, методы и др.);
Периодизация и цикличность в истории управления и истории управленческой мысли;
Изучение истории систем управления как структуры и процесса;
Изучение истории организации научных исследо-ваний по управлению.
Изучение истории управленческой мысли имеет важный мировоззренческий аспект, т.к. позволяет понять природу науки как феномен общечеловеческой культуры

Слайд 7Исследование конкретной системы управления должно следовать принципу научного историзма. Это предполагает:


Выявление социально-экономической причины возникновения изучаемой системы управления;
Исследование ее функционирования и развития в зависимости от выявленных причин в конкретно-исторических условиях;
Установление существенных различий и сходства, функциональных связей и отношений настоящего состояния системы с прошлым, обнаружение и оценка их проявления в последующих состояниях системы управления.

Слайд 8В зависимости от задач научного исследования исторические факты и опыт управления

могут быть использованы для разных целей:
Для иллюстрации пояснения научной мысли, трактовок практических деталей управления (исторический образец управления);
Для доказательства, подтверждения возможности существования какого-либо элемента управления организацией (историческое доказательство);
Для утверждения непротиворечивости (или наоборот) какой-либо теоретической концепции управления (историческое предсказание).

Слайд 9
Специалисты в области историко-научных исследований считают, что история науки как самостоятельная

научная дисциплина была признана в 1892 г. во Франции, где была создана первая специальная кафедра по истории науки.
Можно выделить три этапа в развитии и изменении основного содержания истории науки. На первом этапе – этапе зарождения господствующим типом историко-научных исследований является преимущественно хронологическая систематизация успехов той или иной отрасли науки.
На этом этапе обычно не раскрываются логика развития науки, условия и факторы ее движения.

Слайд 10На втором этапе – этапе становления основное внимание начинает уделяться описанию

развития идей и проблем в той или иной области знания, но на уровне филиации идей. Это уже шаг вперед в становлении истории науки. На третьем этапе – этапе развития усиливается внимание к общественному и человеческому элементу науки.
Сегодня цель историко-научного исследования – выяснение закономерностей развития науки с учетом всех причин, условий и факторов, этому способствующих. Расширение проблематики исследований в области истории науки произошло по следующим направ-лениям: изменение задачи исследования; историко-научные работы все больше включают социальный аспект; неотъемлемой частью специального историко-научного анализа является изучение внутренних закономерностей научного знания.

Слайд 11Выделяют три основных предметных уровня историко-научных исследований:
История научных знаний и методов

(наиболее древний и традиционный предмет истории науки);
История научного сообщества и социального института наук;
История отношений «наука-общество».
Предмет, а также цели и методы на каждом из этих уровней существенно различаются.
Следующий шаг в теоретизации представлений о предмете историко-научных исследований – это постепенное введение в исследование все большего числа политических, социально-экономических, демографических, общекультурных и других факторов, выявление причин событий, учет общих законов развития науки.

Слайд 12 Факторы развития истории управленческой мысли
Вне общества нет науки управления, она

социальна по своей природе, она есть порождение и органическая составляющая общества.
Управленческая мысль, управленческая наука всегда обслуживала общество, отражая в себе определенные социально-культурные условия.
Различие теорий, концепций, суждений об управлении в разные периоды истории общества обусловлено и может быть объяснено прежде всего различием условий материальной жизни общества в данные периоды.

Слайд 13Факторы развития истории управленческой мысли
Специальные письменные источники, характери-зующие уровень развития управленческой

мысли, условно можно разделить на две группы: отражающие непосредственную хозяйственную деятельность организаций и представляющие попытку осмыслить управление хозяйственной деятельностью.
Первая группа: документы хозяйственной отчетности различные правовые акты, оформляющие имущественные, договорные и иные отношения, переписи населения, протоколы и т.д. Такие документы появились 5-4 тыс.лет до нашей эры.


Слайд 14К сожалению, документы второй группы стали появляться только в XVII –

XVIII вв., что затрудняет процесс исследования идей управления предыдущих эпох. Наиболее значительный труд – это 7-томное произведение Лоренца фон Штейна «Учение об управлении», изданное в 60-е годы XIX в. В последние столетия четко прослеживается взаимосвязь науки управления и процесса обучения управлению, а также науки управления и управ-ленческого консультирования.
Программы подготовки жрецов для управления государственной казной существовали еще 5 тыс. лет до нашей эры. В России первое высшее коммерческое училище было открыто в Москве в 1772 г. А первая школа бизнеса была открыта в США в 1881г.

Факторы развития истории управленческой мысли


Слайд 15 Основные течения управленческой мысли
В 20-5 вв. до нашей эры самыми

действенными доказательствами существования целенаправленной управленческой деятельности являлись инженерные конструкции: оросительные системы, четкая орга-низация общественной жизни и т.д.
С появлением письменности и государств осмысление управленческой деятельности стало приобретать все более системный характер. В эпоху государств-полисов большая часть времени управленческая мысль развивалась в виде 2-3 одновременно сосуществующих течений, обслуживающих государственное, храмовое и частное хозяйство.
Эти течения часто пересекались, часто порождая утопические проекты идеальных государств и управления ими («Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, проекты Ф.Бэкона, К.Маркса и др.)

Слайд 16 Основные течения управленческой мысли
Системные представления об управлении государ-ственным хозяйством с появления

крупных государств-полисов и до конца XX в. прошли три этапа:
- Управление полицейским государством;
Управление правовым государством;
Управление культурным государством.
Во всех трех концепциях объектом управления рассматривалось все хозяйство соответствующего государства, а субъектом управления – государство.
Первый этап – управление полицейским государством – наиболее продолжительный.

Слайд 17Начало периода управления полицейским государством связано с выдвинутой впервые еще в

первом тысяче-летии до н.э. в Древнем Китае концепцией естес-твенного права.
Согласно концепции естественного права и развивше-муся еще в V в. до н.э. учению эвдемонизма (это античный принцип жизнепонимания) счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни, а цель государства заключается в общем благе, счастье и совершенствовании общества.
Теоретические социально-политические предпосылки породили концепцию и соответствующую модель управления политическим государством, означавшую искусство управления хозяйством полисов и охватывающую всю совокупность управленческих и хозяйственных мероприятий, осуществляемых в древних городах, а затем в нормах и государствах.

Слайд 18Характерной чертой философии естественного права государства, базирующейся на идее легитимации (законности)

власти правителей, являлась мелочная государственная регламентация и опека как общественной, так и частной жизни граждан и государств. Это был период, когда монархи отождествляли государство с собственной персоной («Государство – это я»), поэтому не было ни одной сферы жизнедеятельности, которой бы ни коснулось вмешательство государства. В ту пору существовали узаконенные государственные регламенты, согласно которым, например, ткачи должны были использовать точно определенное количество ниток в произво-димой ткани и т.д. Нарушители регламен-тов подвергались штрафам и даже тюремному заключению.

Слайд 19Термин «искусство управления» встречается в боль-шинстве трактатов и памятниках древней культуры,

хотя его содержание различно. Например, в древне-индийских трактатах он означает искусство наказания или руководство владения палкой. А в работах китайцев «искусство управления – это умение назначать чиновников для выполнения обязанностей, в соответствии с именем требовать исполнения, властвовать над жизнью и смертью людей».
Концепция полицейского управления получила развитие в аграрных проектах древних римлян, а в эпоху феодализма – в регламентах-инструкциях для управляющих феодальными поместьями.
В начале XVII в. появились первые трактаты по управлению в духе полицейской деятельности в Германии.

Слайд 20В России одними из первых полицеистов были Ю.Крижанич, Г.Котошихин, И.Посошков. В

работах этих авторов указаны причины несовершенной организации управления государственным хозяйством, приводится перечень мероприятий и рекомендаций по улучшению государственного управления отечественной промышленностью, сельским хозяйством, внутренней и внешней торговлей, транспортом. Образованием и другими отраслями народного хозяйства.
Таким образом, в эпоху полицейских государств наряду с описанием существующего положения в области государственного управления периодически появля-лись реформаторские работы с моделями более совершенного устройства этой формы управления, а также разработки по эффективному управлению частным хозяйством в рамках полицейского государства.


Слайд 21В целом большинство трактатов по управлению хозяй-ством в полицейских государствах до

конца XVIII в. при охвате практически всех элементов системы государственного хозяйства тем не менее очень часто представляли собой механический набор сведений, наставлений, советов и рекомендаций политического, экономического, естественно-технического, юриди-ческого и другого рода.
В конце XVIII в в различных странах Европы стали возникать специальные школы по подготовке государственных чиновников (камералистов). В университетах, лицеях и специальных школах Австрии, Германии, Англии, а позже и в России стали готовить специалистов в области управления дворцовой казной, административными учреждениями, государственным имуществом и отраслями народного хозяйства.

Слайд 22В виде чисто практической дисциплины наука о полиции, содержащая «управление государственным

хозяйством», находилась до конца XVIII в., когда начался второй этап в развитии науки управления государством – управление правовым государством.
Прежнему полицейскому государству было противо-поставлено новое. Новые объект управления, задачи управления и достижения в других науках привели к тому, что возникла новая модель управления право-вым государством.
В качестве основного средства борьбы против полицей-ского государства было выбрано внеклассовое «дог-матическое право», которому должно подчиняться государство и которое гарантировало бы полную свободу личности от произвола администрации.

Слайд 23В правовом государстве феодальной правитель-ственной власти противопоставлялся закон, местное самоуправление, невмешательство

в частную жизнь индивидуумов.
Методологической основой концепции управления правовым государством послужили учение И.Канта о государстве как союзе под юридическими нормами, учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо, обоснованное Т.Гоббсом, учение идеологов буржуазной политэкономии Ф.Кенэ, А.Смита и Д.Рикардо, представителей манчестерской школы политэкономии и теория разделения властей Д.Локка и Ш.Монтескье.
Полиция перестала охватывать все внутренние функции государства, для этого стали использовать термин «внутреннее управление».

Слайд 24Наиболее системно и комплексно концепцию управления правовым государством создал Л. фон

Штейн.
По Штейну, предметом науки об управлении является «внутреннее управление государства, которое представляет собой совокупность тех сторон государ-ственной деятельности, которые доставляют отдельному человеку условия для его индивиду-ального развития, недостижимые его собственной энергией и усилиями».
Объекты внутреннего управления, по Штейну, - это физическая, духовная, общественная, и хозяйствен-ная жизнь личности, а «учение о хозяйственной жизни личности» - это исследование вопросов обеспечения государством условий для создания материальных благ личности.

Слайд 25В последней четверти XIX в. в Германии и в России (в

либерально-буржуазной среде) начала развиваться модификация концепции правового государства – концепция и модель управления культурным государством.
Идеологи нового направления – Л.Гумплович, В.Голь-цев, В.Левитский, М.Ковалевский – объясняли это тем, что даже конституционное, правовое государство обмануло ожидания тех, кто раньше выдвигал идею правового государства; оно не удовлетворяло новые запросы и нужды граждан государства.
Методологическими основаниями новой концепции служили исторические школы политической экономии и права, которые призывали к учету в науке особенностей национальных культур, нравов, обычаев.

Слайд 26В последней четверти XIX в. развитие управленческой мысли в целом шло

по двум направлениям: фундаментальные и прикладные исследования.
Среди фундаментальных исследований известны разработки методологических проблем управления в рамках политэкономии, правовой и административной науки ( И.Тарасов, Де-Бернардо), социологических и психологических аспектов управления (Л.Гумплович, Дж.Ваккелли), содержания и классификаций принципов и функций управления (В.Ивановский, Г.Бартелеми), экономических, правовых, политических и других методов управления (Инама-Штернег, Персико).
По мнению данных авторов, целью управления культурным государством должно быть обеспечение благосостояния всех его граждан.

Слайд 27В эти годы в Италии особенно активно разрабатывались социальные и психологические

проблемы управления.
К классикам этого направления можно отнести Фр.
Персико, его система учения об управлении состояла из 4 частей: - понятие об административной организации;
учение о финансовом управлении;
понятие и учение о военной и полицейской админис-тративной юстиции;
учение о социальной администрации.
По мнению представителей данного направления, должна существовать единая наука управления, изучающая одновременно социально-психологические и административно-правовые аспекты деятельности административных органов.


Слайд 28Среди прикладных разработок особое внимание ученых и практиков в этот период

привлекли две проблемы: подготовка кадров управления и мотивация управленческих кадров.
Во всех работах (до конца XIX в.) в качестве субъекта управления чаще всего рассматривалось государство, а в качестве объекта – народное хозяйство в целом или отдельные его элементы.
Наряду с исследованиями проблем государственного управления в духе полицейского и правового государств со второй половины XVIII в. и в течение XIX – XX вв. активно разрабатывались так называемые национальные концепции управления частным капиталистическим хозяйством (работы В.Петти, П.Буагильбера, Ф.Кенэ, А.Смита)

Слайд 29Примером работы по исследованию национальной системы управления на уровне промышленного предприятия

можно назвать трактат английского исследователя, создателя первой вычислительной машины Ч.Бэббиджа «Экономика машин и мануфак-тур», опубликованный в 1832 г.
В трактате много ценных идей и рассуждений по поводу разделения физического и умственного труда, специализации в производстве и управлении, размещения предприятий, применения счетных машин.
Ч.Бэббидж по праву может считаться пионером научного исследования управления предприятием задолго до Ф.Тейлора.

Слайд 30Вслед за Ч.Бэббиджом в 1835 г. в Англии появился фундаментальный труд

Э.Юра «Философия произ-водства», в котором автор характеризует современное ему состояние английской фабричной системы и излагает общие принципы, на которых должно быть организовано материальное произ-водство.
В 50-х годах XIX в США стала бурно развиваться так называемая американская система производства, объединившая идеи европейцев в области создания механизированных фабрик и производства взаимозаменяемых деталей для предприятий различных отраслей.
В 1886г. В журнале Американского общества механиков-инженеров была опубликована статья Г.Тоуна «Инже-нер как экономист», в которой излагались принципы цеховой структуры управления как инжиниринг менеджмента.

Слайд 31Примерно в то же время в журнале Engineering Magazine появилась серия

статей Х.Эмерсона по эффективности производственной деятельности. Он был одним из первых, кто связал эффективность с организационной структурой.
В России, еще до отмены крепостного права, начался процесс акционирования предприятий в ряде отрас-лей: текстильной, бумагоделательной, сахарной, свекольной и др. Этот процесс предвосхищали либо сопровождали мысли и идеи российских предпри-нимателей и управленцев о рациональной органи-зации частных хозяйств. До 1861 года экономика в России отличалась наличием в стране много-численной армии неквалифицированных рабочих. Но в это же время количество фабрик выросло в 100 раз.

Слайд 32В России еще со времен Петра Первого устройство фабрики рассматривалось почти

как государственная служба.
«Государство признавало поэтому своим долгом всеми возможными средствами поощрять и награждать фабрикантов, исполнявших дело первенствующей государственной важности».
В одних случаях (горные, оружейные, парусные) заводы и фабрики учреждались самой казной, в других - казна ссужала капиталами без процентов.
Итак, с 4-го тыс. до н.э. до конца XIX в. управленческая мысль прошла путь от мозаичного изложения управленческих идей, описания отдельных функций и рекомендаций до «синтетических учений».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика