Слайд 1Понятие стратегического менеджмента
Лекция 1
Слайд 2Стратегическое управление
ЭТО непрерывный процесс по обеспечению:
постоянной конкурентоспособности компании
роста ключевых
финансовых показателей компании в долгосрочном периоде
Слайд 3Проблемы российских организаций
преобладание краткосрочных целей
отсутствие стратегического мышления
проблемы стратегического управления, наиболее важные
и сложные, решаются в последнюю очередь
Слайд 4Закрытая система
- автономная , не взаимодействует с внешним средой и никак
от нее не зависит.
Такая система постепенно прекращает свою деятельность и достигает равновесия с внешней средой, истратив все свои внутренние энергетические ресурсы.
Организация, используя модель закрытой системы, теряет связь с внешней средой и может разрушиться
Слайд 5Открытая система
Обменивается с внешней средой:
-сырьем
-энергией
-информацией и т.д.
Обмен есть необходимым условием выживания
системы, поэтому открытая система зависит от окружающей среды, постоянно подстраиваясь по ее изменения.
Главным параметром открытой системы есть цели. Они задают траекторию эволюции и определяют поведение элементов системы
Слайд 6Концепция организации как открытой системы
Предприятие,
которое производит
дополнительную
стоимость
Ресурсы
людские
материально-
технические
-финансовые
-информационные
- т.д.
Результаты
-продукция,
услуги
-прибыли-убытки
-имидж
-новые знания и
разработкки
-квалифицированные
кадры
-благотворительность
-и т. д.
Обратная связь
развитие
Слайд 7Возникновение стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент
Слайд 8разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности
фирмы над уровнем конкурентов.
стратегический менеджмент
Слайд 9Стратегическое и долгосрочное планирование
ПРОШЛОЕ
БУДУЩЕЕ
Слайд 10Глоссарий
Понятие «стратегия» (от греческого strategos — «вести войска») имеет древнее происхождение, и
первоначально использовалось исключительно в военной сфере
Понятие «менеджмент»( от английского to manage - – «управлять») в самом общем смысле означает профессионализм и искусство в деле эффективного управления организацией.
Стратегия организации — это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей.
Процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом.
Стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения целей, стратегии и ее реализации.
Слайд 11 личность, которая накладывает отпечаток на деятельность организации, на ее главные
самостоятельные подразделения. Основная задача стратегического менеджера заключается в обеспечении деятельности организации при движении в определенном направлении.
стратегический менеджер
Слайд 12Требования к стратегическому менеджеру
быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия широкого
диапазона управленческих решений на разных уровнях управления
уметь управлять своими временем и энергией
быть хорошими политиками, обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей
не должны, как эксперты, "зацикливаться". Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке.
способствовать продвижению программы в частных направлениях.
Слайд 135 элементов стратегического менеджмента:
Стратегия как план
Стратегия как позиция
Стратегия как "ловкий прием"
Стратегия
как принцип поведения
Стратегия как перспектива.
Слайд 145 элементов стратегического менеджмента
Стратегия как план (например, это может быть долгосрочный
план, когда ежегодно определяется курс на следующие несколько лет и производится его уточнение с учетом новых факторов и тенденций).
Стратегия как позиция (определение положения организации относительно ее конкурентов).
Стратегия как ловкий прием («мы делаем так, и не намерены делать иначе»).
Стратегия как перспектива (принцип пути, который выбирает компания).
Стратегия как паттерн (шаблон, которым компания оперирует в зависимости от складывающейся ситуации).
Слайд 15Стратегия как единство «5Р» (Г. Минцберг)
план (plan),
поведенческая модель (pattern),
позиционирование (position),
перспектива (perspective),
прием, отвлекающий маневр (ploy)
Слайд 16Стратегия как единство «5Р» (Г. Минцберг)
Стратегия как план есть некоторый набор
курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией. Стратегия как план приводит нас к фундаментальному пониманию процесса человеческого познания — тому, что сначала намерения высшего руководства формируются в его сознании. Происходит это в соответствии с ценностями (приоритетами), которыми обладают руководители организации и которые они используют при принятии хозяйственных решений
Таким образом, в стратегии как плане формулируется мысленная реализация заранее определенных намерений высшего руководства.
Слайд 17Стратегия как единство «5Р» (Г. Минцберг)
Стратегия как поведенческая модель обращает наше
внимание на тот факт, что данное понятие должно учитывать особенности поведения высшего руководства организации. Такое понимание стратегии обеспечивает сходимость, достижение постоянства в организационном поведении. Стереотипы поведения, которые, по мнению многих специалистов в области стратегического планирования, должны быть преодолены в стратегическом плане как условие его эффективности, воспринимаются Г. Минцбергом как условие его реализуемости
Слайд 18Стратегия как единство «5Р» (Г. Минцберг)
Стратегия как позиционирование есть соотнесение организации,
предприятия с тем, что в теории управления принято называть «внешней средой». Причем это соотнесение интересует нас не просто в «чисто теоретическом» аспекте, а как достижение предприятием неких конкурентных преимуществ по отношению к другим фирмам-соперникам и нахождение компромиссных (эффективных для всех сторон) решений для предприятий (организаций)-партнеров. Как говорит Г. Минцберг, в данном случае предприятие подобно организму, который ищет свою экономическую нишу, чтобы успешно бороться за выживание в мире враждебности и нестабильности
Слайд 19Стратегия как единство «5Р» (Г. Минцберг)
Стратегия как перспектива понимается Г. Минцбергом
как концепция бизнеса организации. Она определяется как «воспринятый путь завоевания мира», т. е. некая идеология развития. Так, для фирмы IBM — это технологическая культура, для фирмы McDonald’s — «качество, сервис, чистота, цена». Данное представление стратегии очень важно для понимания того факта, что она (как понятие) не может существовать только в умах высшего руководства предприятия, а должна быть воспринята всеми его работниками. Более того, стратегия как перспектива есть реализация действия «коллективного разума», т. е. индивидуумов, объединенных единым пониманием проблем и (или) единством стереотипов поведения.
Слайд 20Стратегия как единство «5Р» (Г. Минцберг)
Стратегия как прием есть некоторый специфический
маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента. Суть данного представления стратегии заключается прежде всего в том, что, с одной стороны, она должна быть явно выражена и понятна для всех работников предприятия, с другой — далеко не очевидна для его конкурентов. В этом смысле стратегия представляется как отвлекающий маневр, обеспечивающий достижение конкурентных преимуществ и получение высокой и устойчивой прибыли..
Слайд 21Стратегирование
образ действия, искусство, механизм достижения поставленных целей
формулирование идеи развития, определение
приоритетов действия, средств, методов достижения целей.
процесс, последовательно объединяющий планирование (разработку) и менеджмент (непосредственно реализацию) стратегии, основанный на балансе интересов руководства и непосредственных исполнителей
отыскание (в пределе – осмысление) тех уникальных преимуществ, без которых невозможно успешно позиционироваться, определить адекватные существующей ситуации направления дальнейшего развития.
Слайд 23Аттрактор
Аттрактор – точка-привлекатель, вокруг которой самоорганизуется система
Искусство создания аттрактора, который
способен привлекать к себе людей в долговременной перспективе, есть одна из главных способностей компании, благодаря которой она может существовать длительное время
Слайд 24Особенности и преимущества стратегического менеджмента
Слайд 25Решаемые задачи
осознание своих конкурентных преимуществ
укрепление своих конкурентных преимуществ
поиск возможных конкурентных
преимуществ
создание новых конкурентных преимуществ
Слайд 265 задач стратегического менеджмента
Задача 1
Определение сферы деятельности м формулирование стратегических установок
Задача
2
Постановка стратегических целей и задач для их достижения
Задача 3
Формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства
Задача 4
Реализация стратегического плана
Задача 5
Оценка результатов деятельности и изменение стратегического плана и \ или методов его реализации
Возврат к задаче 1,2,3,4 при необходимости
Переработка при необходимости
Переработка при необходимости
Переработка при необходимости
Переработка при необходимости
Слайд 27Модели стратегического менеджмента
Слайд 28Элементы стратегического менеджмента
Слайд 30Методологические основы стратегического планирования
Слайд 31Процесс стратегического управления
Слайд 32Задание
Используя метод стратегирования сформулируйте стратегические ориентиры Вашей организации. Докажите, что они
именно стратегические, а не долгосрочные