Слайд 1Тема 1: Планирование производства и реализации продукции
Слайд 2Цикл тактического планирования начинается с формирования плана продаж.
Исходная информация:
Маркетинговые исследования
Подписанные
соглашения о намерениях и сотрудничестве
Заключенные договоры сбыта
Прогноз на основании статистики предшествующих периодов
План продаж строится в натуральных и стоимостных измерителях.
Необходимо учитывать номенклатуру и ассортимент продукции.
Ассортимент характеризуется шириной (количество ассортиментных групп) и глубиной (количество ассортиментных позиций в группе) (задача 1.3)
Слайд 3План продаж в натуральном выражении:
в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и
т.д.)
в условно-натуральных показателях (условные штуки, условные тонны и т.д.)
2 способа расчета плана продаж в условно-натуральном выражении:
по среднему изделию
по изделию-представителю (по типовому изделию) (задача 1.6)
Слайд 4План продаж в стоимостном выражении представляет собой предполагаемую выручку. Показатель рассчитывается
путем перемножения плана продаж в натуральном выражении и прогноза цены продукции. Задача 1.5
Бизнес-план «Швейный цех» (укрупненные расчеты)
План продаж
Слайд 5На крупных промышленных предприятиях план продаж формируется на основе анализа портфеля
заказов.
Инструменты:
Матрица приоритетов
Сводные таблицы по заказам и по изделиям задача 1.2
Сводные таблицы должны содержать следующие группы показателей:
Натуральные и стоимостные
Единичные и валовые
Абсолютные и относительные
Слайд 8Пример матрицы приоритетов
Средняя рентабельность по портфелю = 30%.
Слайд 9Структура и показатели производственной программы предприятия
Производственная программа (план производства продукции)
определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте и т.д.
Слайд 10Производственная программа состоит из двух разделов:
план производства продукции в натуральном (условно-натуральном)
выражении;
план производства в стоимостном выражении.
Слайд 11 План производства продукции в натуральном выражении
содержит показатели выпуска продукции определённой номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры.
Пример. Производство труб планируется в тоннах и погонных метрах.
При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения:
- по среднему изделию
- по изделию-представителю
Пример. Производство консервов планируется в условных банках.
Слайд 12План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели:
реализованная продукция
(валовой доход);
товарная продукция;
валовая продукция. Задача 1.9
Слайд 13 Реализованной считается продукция, отгруженная заказчику
Пр =сумма от i до n Дв;
Двi = Цi * Oпi, где
Двi - валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции;
Цi - цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная);
Опi - планируемый объем продаж i-го вида продукции (i=1,2,3, ... , n) в натуральном выражении.
Реализованная продукция (валовой доход)
Слайд 14Товарная продукция
Товарной признается вся продукция, законченная производством за плановый период.
Товарная
продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах.
Оптовые цены используются для увязки плана производства с финансовым планом; сопоставимые — для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.
ТП = РП + прирост запасов готовой продукции
Слайд 15Валовая продукция
включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том
числе незавершенное производство; обычно оценивается в сопоставимых ценах.
Объем валовой продукции (ВП):
ВП = ТП + (Нк - Нн), где
Нк, Нн — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;
Слайд 16 Недостаток показателей товарной и валовой продукции в том, что они не
дают представления о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности.
Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции. Они служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
Слайд 17Чистая продукция
характеризует вновь созданную на предприятии стоимость (добавленную стоимость).
В нее
не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. В состав чистой продукции включается расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия.
Слайд 18
Плановый объем чистой продукции (Пч):
Пч = Пр – МЗ –
АО;
Пч = ЗП +Пб, где
МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;
АО - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;
ЗП – заработная плата с начислениями на нее;
Пб - прибыль от реализации продукции.
Слайд 19Условно-чистая продукция
Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и
рассчитывается по формулам:
Пу = Пр – МЗ;
Пу = ЗП + Пб + АО.
Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
Слайд 20Производственная мощность предприятия
Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение
плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей.
Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность.
Слайд 21Расчет производственной мощности
Под производственной мощностью предприятия понимается максимально-возможный выпуск продукции в
номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж, при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов с учетом текущего режима работы предприятия и применяемой технологии.
Производственная мощность как правило выражается в натуральных показателях (в единицах продукции).
Слайд 22Производственная мощность бывает:
Фактическая,
Плановая,
Входная,
Выходная,
Среднегодовая. Задача 1.11
Слайд 23 Мвых = Мвх + Мвв – Мвыб
Мср = Мвх + Мвв
* Тп / 12 – Мвыб * Тп / 12
Мср — среднегодовая мощность, шт./год;
Мвх – входная мощность;
Мвв — вводимая мощность;
Мвыб — выбывающая мощность;
Тп— период времени (число месяцев) соответственно ввода и выбытия мощности.
Слайд 24 В общем виде годовая величина производственной мощности предприятия или его подразделения
определяется отношением соответствующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости единицы продукции по формуле:
Мп = Фэф/Тшт , где
Мп — производственная мощность, шт./год; Фэф — эффективный годовой фонд времени работы оборудования, мин;
Тшт – трудоемкость единицы работы или продукции, мин/шт.
Слайд 25 В машиностроении ПМ определяется по каждой группе технологически взаимосвязанного оборудования по
формуле:
ПМ = N об * Ф эф / Т шт , где
ПМ - производственная мощность группы технологического оборудования;
N - количество единиц оборудования данной группы;
Ф - эффективный фонд времени работы одного станка в год;
Т - трудоемкость одного изделия или представителя.
Слайд 26Коэффициент использования ПМ
После планирования производственной мощности определяют коэффициент ее использования
К м
= Q / М ср
Q – годовой объем выпуска продукции
М ср – среднегодовая мощность
Слайд 27ПМ предприятия
Рассчитывается по ведущему цеху, строится диаграмма мощностей предприятия, определяются узкие
места
Задача 1.12
Слайд 28Внутрипроизводственные резервы улучшения использования действующих ПМ:
Экстенсивные – увеличение полезного времени работы
оборудования в пределах режимного фонда (сокращение внутрисменных и целодневных простоев оборудования, продолжительности плановых ремонтов).
2) Интенсивные - включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в единицу времени.
Слайд 29Алгоритм планирования производства и реализации продукции
Слайд 30В случае дисбаланса производственных мощностей возможно принятие решение по наращиванию производственной
мощности предприятия в соответствии с планом продаж
Для этого необходимо определить потребности в дополнительной производственной мощности:
- Расчет потребности в оборудовании задача 1.13
Расчет потребности в площадях задача 1.14