Слайд 1Проекты и целевые программы как основные механизмы изменений
Хорошо спланированное – наполовину
сделанное.
Слайд 2Принципы планирования
гуманизм;
- научность;
- демократизм;
- перспективность и преемственность;
- координация и аналитическое; основание;
-
целенаправленность и непрерывность;
-
Слайд 3
размеренность и распределение плановых заданий;
- коллективность и конкретность;
- равномерность и
распределение всех дел в течение года между членами коллектива;
- реальность и динамичность;
- оптимальность и эффективность.
Слайд 4Научные элементы планирования
Результаты и их отражение в определении цели4
Средства – выбор
политики (определение правил, действий) программ, процедур, служащих достижению целей и выполнения задач;
Слайд 5
Ресурсы – люди, время, материалы, их количество, способы приобретения и распределения;
Внедрение
– построение процедур, принятие решений и способы их организации для выполнения плана;
Слайд 6
Контроль –разработка методик предсказаний и обнаружения ошибок плана и его срывов,
а также их предотвращения.
Слайд 7Проект-это
1)документ (планового характера) и деятельность, направленная на реализацию задач, отраженных в
документе;
2) деятельность по достижению нового
результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов;
3) продукт интеллектуальной деятельности, направленный на создание условий для реализации планируемой деятельности и достижения результата.
Слайд 8Согласно его теории, проект основывается на четырех предпосылках:
совместное осмысление процесса,
которое предвосхищает его развитие;
выявление внешних условий, в которых развивается проект;
информированность о том, что происходило в схожих обстоятельствах в прошлом;
подход, синтезирующих результаты изучения настоящих условий и знания о прошлом.
Слайд 9Проект - это и документ(планового характера), и деятельность, направленная на реализацию
задач, отраженных в документе.
С другой стороны, проект- это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Проект – это и продукт интеллектуальной деятельности, направленный на создание условий для реализации планируемой деятельности и достижения результата.
Слайд 10Можно выделить следующие характеристики проекта
Проект всегда имеет цель:
1.четко определенные цели
являются залогом четко определенных результатов. Основной целью проектов является разрешение какой –либо»проблемы», что предполагает тщательный и предварительный анализ. Предлагая одно и несколько решений, проект всегда нацелен на прочные изменения в социальной сфере.
2. Проекты реалистичны: их цели должны быть достижимы, что подразумевает сопоставление условий реализации проекта с необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами.
3.Проекты всегда ограничены во времени и пространстве: у них всегда есть начало и конец. Проект всегда реализуется в определенном месте и определенном контексте.
4. Проекты – сложные явления: необходим целый набор специфических навыков для планирования и реализации проекта, что требует привлечения многих участников и партнеров.
5. Проекты реализуются в коллективе: любой проект результат коллективных усилий. Реализацией занимается целая команда с привлечением партнеров с целью решения проблем других групп.
6.Проекты уникальны, так как возникаю из новых идей. Они предлагают специфическое решение в специфическом контексте и потому всегда инновационны.
Слайд 117. Проекты- это приключение: любой проект возникает на новых основаниях и
ломает старые стереотипы. Всегда присутствует элемент непредсказуемости и риска.
8. Проекты всегда должны подвергаться оценке, так как планируются и реализуются
ради конкретных целей, которые должны быть открытыми для аттестации.
9.Проекты реализуются поэтапно, так как четко подразделяются на несколько стадий.
Таким образом, проект, представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Слайд 12Стуктурирование проекта по методу Ласуэлла.
Для кого? Кто? С кем?
Определение целевой группы
проекта и партнеров;
- их роли и взаимодействие в проекте;
- сильные и слабые стороны их взглядов и взаимоотношений.
Что?
- основные мероприятия проекта;
-социальные, экономические, культурные, политические
-образовательные измерения проекта;
-влияние проекта на эти измерения.
Для чего?
-Нужды и желания удовлетворяемые в процессе реализации проекта;
Слайд 13-Нужды и желания, удовлетворяемые в процессе реализации проекта;
-мотивация и интересы участников;
-главные
цели проекта;
-варианты финансирования проекта;
-соотношение целей участников и целей организации.
Где?
-Социальный контекст проекта.
Когда?
- На каком периоде времени сосредоточена реализация проекта (прошлое, настоящее, будущее);
-продолжительность (краткосрочность, средний, долгосрочный).
Как?
-Процесс организации и участия;
-используемые средства, методы и технология;
- вклад в проект опыта участников, различных теорий, других проектов и т.д.
Слайд 14 полнота состава действий (план должен содержать все необходимые и достаточные
для достижения поставленных целей действия);
целостность, скоординированность (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и по содержанию, и по срокам);
сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего, финансовым);
Контролируемость ( промежуточные цели должны быть определены так, чтобы можно было установить, достигнуты они или нет).
ПРИ решении каждой задачи проекта требуется определить:
состав действий, необходимых и достаточных для достижения поставленных задач;
ожидаемые результаты действий;
сроки начала и окончания действий;
ответственных исполнителей;
ресурсную базу.
Слайд 15Таким образом проект- это
средство управления деятельностью, конкретной и выполнимой для
образовательного учреждения
Слайд 16От замысла до окончания реализации проект проходит четыре стадии:
1) организация проектирования,
2)
разработка проекта,
3) реализация проекта,
4) оценка результатов и последствий реализации проекта.
Слайд 17На первой стадии организации проектирования происходит:
выявление проблем, заинтересованных сторон, подбор партнеров,
и исполнителей, выяснение позитивных предпосылок проекта;
диагностика ситуации, выбор на кого будет «работать» проект, в чем его миссия;
определение того, кого необходимо привлечь к разработке проекта и что надо сделать до начала его разработки;
определение возможных ресурсов образовательного учреждения
Заканчивается эта стадия формированием команды проекта.
Слайд 18На второй стадии разработки проекта
Уточняются миссия проекта, его цели и задачи,
план-график, планируемые результаты и методики проверки их достижения.
В линейной логике пройти эту стадию невозможно: постоянно возникающие новые данные заставляют возвращаться от планируемых результатов к проблемам, от плана-графика к задачам, изменяя их, приводя в логическое соответствие.
Наиболее трудоемкой является работа по разработке бюджета проекта: источников его финансирования, сметы затрат и контроля за расходыванием финансовых средств.
Стадия заканчивается экспертизой проекта для принятия решения о финансировании.
Слайд 19Критериями экспертизы проекта на этой стадии могут выступать:
Целостность и связность –
отсутствие противоречий в тех или иных стратегических подходах к проекту (его миссии, целях, задачах, средствах) и логических разрывов в ее описании;
Актуальность как острота и приорететность решаемой проблемы;
Востребыванность как наличие в данный момент достаточного числа потенциально заинтересованных заказчиков, благополучателей и потребителей результатов проекта;
Включенность как участие в разработке всех заинтересованных сторон и их собственный вклад в реализацию проекта;
Результативность – степень соответствия поставленных целей и полученных результатов(продуктов) и возможность их измерения;
Эффективность – степень соответствия затрат и полученных в проекте результатов(продуктов);
Слайд 20Оптимальность как минимизация времени затрат на получение фиксированных планируемых результатов;
Устойчивость- соответствие
имеющегося ресурсного обеспечения целям и задачам, гарантия осуществления или продолжения деятельности, безопасности и снижения рисков;
Последствия – изменения, самопроизвольно возникающие после прекращения реализации и окончания проекта;
Перспективность – насколько проект является основой для создания и реализации последующих проектов;
Управляемость – наличие в проекте переодической оценки, мониторинга и обратной связи для коррекции и регулирования.
Слайд 21На третьей стадии реализации проекта
на первый план выступает проведение конкретных запланированных
мероприятий, оценка их соответствия целям, задачам проекта, встраивание в общий связный ход проекта.
Слайд 22Четвертая стадия проекта-
Оценка результатов и последствий реализации проекта- разрабатывается и осуществляется
в соответствии с миссией, общей и частными целями проекта. Это требует специальной разработки качественных индикаторов и численных показателей, а также инструментов их «измерения», что представляет собой отдельную задачу, которая будет рассматриваться в главе, посвященной мониторингу.
Слайд 23Целевые программы
Другим механизмом реализации изменений являются целевые программы.
Слайд 24Целевой подход дает возможность:
Сосредоточиться на решении конкретных задач (пропаганда, обучение, разъяснение,
диагностика, исследование);
Развиваться поступательно (решив одни проблемы, приступать к решению следующих, так как одновременно всем спектром проблем заниматься невозможно);
Не терять в суматохе и текучке приоритеты в развитии;
Включать весь коллектив в работу по наиболее важным направлениям;
Подбирать кадры и определять функционал педагогов;
Создавать базу для построения программы развития школы.
Слайд 25Целевые программы
Целевые программы удачно дополняют другие управленческие механизмы (планирование деятельности творческих
групп, проектных групп, лабораторий и т.д.)
Слайд 26Целевые программы
Как механизм управления развитием образовательной системы возникают на том этапе
жизни школы, когда в ходе реализации программы развития появляются непредвиденные затруднения и появляются идеи по их решению.
Слайд 27Можно выделить несколько наиболее существенных рекомендаций по проектированию и реализациии целевых
программ.
Целевые программы создаются как основной механизм целостного развития образовательного процесса в школе. Работа по целевым программ предполагает участие в их реализации всего коллектива образовательного учреждения, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.
Основное назначение целевых программ связано с разработкой новых идей по преодолению конкретных проблем развития образовательного учреждения. В этом плане целевую программу можно рассматривать как эффектный инструментарий реализации управленческих решений.
Оптимальное время действия целевой программы можно определить как один учебный год. Годовой цикл обусловлен не только требованием пошаговости, но и тем, что в стратегическом планировании ориентация на более отдаленные результаты приводит к потере многих положительных сторон целевых программ.
При разработке целевых программ на тот или иной этап развития всегда на первый план выходит проблема их количества. Опыт и теоретические разработки в области системного проектирования подсказывают, что число целевых программ, над которыми может одновременно работать образовательная система, не может превышать 5-9. Выбор количественного показателя обусловлен знаменитым числом « точек информации», которые способен одновременно обрабатывать человек.
Слайд 28Не менее важной является проблема ответственности за реализацию. Каждый член коллектива,
каждое структурное подразделение должны ясно осознавать свою меру ответственности за выполнение программы.
Естественно, что ответственность немыслима без инициативы. Это еще один принцип разработки целевых программ. Он требует (на этапе разработки новых и оценок результативности старых программ) максимально широко опирается на творческое участие в эих процессах всех инициативных и авторитетных членов коллектива.
Слайд 29Остановимся несколько подробнее на структуре целевой программы как разновидности проектной документации.
1.Название
проекта должно быть кратким, точным, ярким, запоминающимся. Вопрос о названии достаточно важен. Иногда излишнее наукообразие названия той или иной программы приводит к ее полному неприятию в педагогическом коллективе.
2.Формулировка тезиса. В данной случае речь идет об основном теоретичесокм утверждении, несущем смысловую нагрузку, сформулированном кратко и образно. Тезис одновременно должен характеризовать и цели, и планируемые результаты. Его можно выстроить в форме гипотетического положения, однако, это может усложнить формулировку и утяжелить понимание.
3. Описание основных средств ( инструментария, механизмов), которые будут применяться для достижения означенных целей.
4. Функции всех служб и исполнителей на всех уровнях.
5. Продукт программы.
6. Средства промежуточной и итоговой диагностики
Слайд 30При выборе средств диагностики программы необходимо ориентироваться на следующие критерии:
Реализация целевой
программы не должна привести к ухудшению ситуации в рамках решаемой проблемы;
Реализация программы должна обеспечивать продвижение в направлении выбранных приоритетов развития.
Слайд 31Подведем итоги
Таким образом, особенностью проектов и целевых программ является результативность: конкретный
планируемый продукт должен быть не только получен, но и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. В связи с этим разработка четких показателей и индикаторов результативности – обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.
На совокупности проектов и целевых программ может основываться стратегический план школы.