Слайд 1Профессор кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС, кандидат психологических наук,
доцент
Ежова Олеся Николаевна
ДИСЦИПЛИНА: «Основы управления в правоохранительных органах»
Тема № 1:
«Понятие социального управления. Сущность и содержание учебной дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах»
Л Е К Ц И Я
Тема № 1.2.«Основы управления в правоохранительных органах»
Слайд 2 Рассматриваемые вопросы
1. Объект, предмет и задачи курса «Основы управления в правоохранительных
органах»
2. Понятие социального управления. Виды социального управления. Управление государством и управление обществом
3. Цели и задачи управления. Принципы управления
Слайд 3Управление правоохранительными органами – это система нормативных (социальных, экономических, правовых, психологических,
технических) факторов, обеспечивающих:
1. Приведение систем и процессов управления в состояние, адекватное закономерностям общественного развития;
2. Эффективное, соответствующее общественным ожиданиям и социально одобряемое функционирование органов внутренних дел как субъектов реализации правоохранительной деятельности;
3. Организационную и правовую упорядоченность органов внутренних дел как организационных структур управления;
4. Интегрированность органов внутренних дел в систему социальных отношений;
5. Деловую активность, социальную и правовую защищенность личного состава, его мотивацию на качественное, высокопрофессиональное и высокоморальное выполнение ими своего служебного долга.
Предмет курса «Основы управления в правоохранительных органами» является изучение понятий теории науки управления и овладение практическими рекомендациями по особенностям ведения управленческой деятельности в правоохранительных органах.
Слайд 4К основным элементам, составляющим предмет изучения теории управления правоохранительными органами:
система, включающая
всю совокупность компонентов и элементов, их функции, организационные структуры, а также трудовые, информационные, материально-технические ресурсы (статика);
теоретико-правовые основы функционирования управления: правовые нормы, цели, принципы, задачи, методы и критерии эффективности (теория);
процессы функционирования, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений (динамика);
человек в системе управления: его роль, ответственность, условия труда, автоматизация управления и совершенствование научной организации труда
Слайд 5Содержание рассматриваемого учебного курса включает в себя, таким образом, устоявшиеся положения
науки управления применительно к конкретной системе - органам внутренних дел. При этом изучаются:
цели, задачи, функциональная и организационная структуры органов внутренних дел;
система и компетенция органов и должностных лиц, образующих аппарат управления;
информационное и документационное обеспечение их деятельности (организация системы управления);
особенности подготовки, принятия и исполнения планов и иных управленческих решений;
специфика осуществления внутреннего и внешнего взаимодействия, контроля, организации личной работы руководителей, а также управления органами внутренних дел, функционирующими в различных условиях и ситуациях.
Слайд 6Цель изучения учебной дисциплины:
сформировать у обучаемых систему знаний о теоретических
основах системы управления в правоохранительной сфере, методике аналитической и информационной работы, выработать умение применять основные методы социального управления, научить принимать управленческие решения и организовать реализацию этих решений в практической деятельности
Слайд 7Социальное управление
Социальное управление — это эволюционно возникший, наиболее типичный для социальных
систем образ (характер) взаимодействия между субъектом и объектом управления, посредством которого реализуется функционирование управляемой системы.
Слайд 8
ПРЯМЫЕ И ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ
(команды, сигналы, несущие управляющую информацию, сообщения о
выполнении команд управления и иные сведения о состоянии объекта управления и окружающей среды)
Элементы Социального управления
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ (государственные предприятия, учреждения, организации и др., трудовые коллективы, общественные, негосударственные объединения, должностные лица, физические лица)
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ (государство и его органы, общественные, негосударственные объединения и их органы, должностные лица, граждане, наделенные соответствующими полномочиями)
Слайд 9Процесс управления
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ - совокупность последовательных и взаимосвязанных решений, а также
их реализацию, направленную на достижение конечного результата деятельности.
Сущностью и содержанием процесса управления является Управленческий цикл. Он отображает совершенствование целей жизнедеятельности системы, обусловлен сложностью задач на пути развития общественных отношений, а также уровнем развития самого управления.
Слайд 10Виды социального управления
Классическое (административное) управление осуществляется между субъектом и объектом управления
в соответствии с административной иерархией, причем функции каждого компонента управляемой подсистемы предопределены, строго регламентированы и выполняются на основе безусловного исполнения по команде управляющей системы.
Основой этого вида управления являются предписания всех действий по заданному алгоритму (плану), отступление от которого является нарушением субординации, а потому и недопустимо.
Системное управление характерно для многоуровневых, открытых систем, в которых каждый уровень управления относительно самостоятелен и обладает развитой системой каналов связи, которые образуют систему информационного обеспечения управления.
Слайд 11Виды социального управления
Классическое (административное) управление
Основой этого вида управления являются предписания всех
действий по заданному алгоритму (плану), отступление от которого является нарушением субординации, а потому и недопустимо.
Системное управление
Основой является распределение компетенции по соответствующим уровням (подсистемам).
Слайд 12Виды социального управления
Ситуационное управление
Основа - определенная компетенция управляемой подсистемы по
осуществлению управления
Маркетинговое (адаптивное)
управление (от англ. market – рынок)
Основа - подчинение системы целиком законам рыночной экономики
Когнитивное управление (от лат. cognitio – познание, обучение)
Основа - познание меняющихся внешних условий функционирования социальной системы в целях упреждающей реакции на их воздействие
Слайд 13смешанные виды социального управления
Административный вид
Системный вид управления
Ситуационное управление
В обществе управление проявляется
в двух основных видах: управлении государственном и управлении общественном.
Государственное управление – это управление делами общества, осуществляемое политической системой данного государства.
Общественное управление делами, осуществляется политическими партиями, профессиональными союзами и иными негосударственными организациями.
Слайд 14ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель организации – это установленный человеком в соответствии с общественными
потребностями предполагаемый итог деятельности, к которому следует стремиться, необходимо осуществить, достигнуть.
Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов.
Слайд 15научные принципы целеполагания:
Реальность цели
Обоснованность цели
Конкретность цели
Обеспеченность цели
Преемственность
цели
Слайд 16Цели квалифицируются
по значимости – это глобальные (например, в деятельности Организации Объединенных
Наций), генеральные (например, в деятельности органов государственных власти), частные (например, в деятельности отраслевых министерств);
по уровням системы управления – это высшие (принадлежат организации в целом), низшие (подчинены первым и принадлежат отдельным структурным звеньям системы);
Слайд 17Цели квалифицируются
по степени сложности – стратегические (определяют общую направленность деятельности), тактические
(соответствуют способам решения отдельных задач);
по времени их достижения – долгосрочные (как правило, свыше 5 лет), среднесрочные (как правило, в течение одного календарного года) и оперативные (решение текущих неотложных задач);
по содержанию – цели-задания (определяются субъектом управления), цели-ориентации (устанавливаются отдельными членами коллектива), собственные цели системы (принадлежат коллективу в целом).
Слайд 18Классификация целей организаций:
по значимости – это глобальные, генеральные, частные;
по уровням системы
управления – это высшие (принадлежат организации в целом), низшие (подчинены первым и принадлежат отдельным структурным звеньям системы);
по содержанию – цели-задания (определяются субъектом управления), цели-ориентации (устанавливаются отдельными членами коллектива), собственные цели системы (принадлежат коллективу в целом).
Слайд 19Принципы управления
Принципы любой сферы социального управления в наиболее общем виде отражают
сущность управления и механизма его воплощения.
Основой принципов являются законы и система ценностей, действующих в обществе, которые существуют независимо от сознания и воли людей и их целенаправленной деятельности.
Принципы управления, в том числе управления в правоохранительных органах, представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания.
Слайд 20требования к Принципам управления
отражение главных, объективно необходимых проявлений управления;
характеристика устойчивых
отношений и связей;
охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению;
отражение специфики и различий видов управления.
Слайд 21Уровни принципов управления.
1. Общественно-политические принципы управления.
2. Организационные принципы управления.
3. Принципы предметной управленческой
деятельности.
Слайд 22
1. Общественно-политические принципы управления
Принцип демократизма.
Принцип равноправия. Принцип защиты прав
и свобод человека и гражданина
Принцип социальной ориентации государственного управления
Принцип разделения властей
Принцип деидеологизации государственной власти и управления
Принцип соответствия законов на территории Российской Федерации общепризнанным нормам международного права
Принцип свободы деятельности общественных объединений
Принцип законности
Принцип гуманизма
Принцип гласности
Слайд 23
2. Организационные принципы управления
Принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного
самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий
Принцип ответственности должностных лиц и органов
Принцип сочетания территориальных и отраслевых начал
Принцип сочетания линейных и функциональных начал
Принцип сочетания коллегиальности с единоначалием
Принцип мобильности
Принцип автономности управления
Слайд 24
3. Принципы предметной управленческой деятельности.
Принцип оперативности
Принцип моделирования
Принцип точности
Принцип
информативности
Принцип защищенности
Принцип сочетания непрерывности и дискретности
Принцип обеспечения постоянной служебно-боевой готовности
Слайд 25Задания для самостоятельной подготовки:
Заполнить таблицу в тетради
Подготовить ответы на следующие вопросы:
Роль и значения науки управления в развитии общества.
Этапы развития науки управления (подробная характеристика).
Слайд 26Темы рефератов и сообщений :
Наука управления, теория государственного управления, теория управления
в правоохранительной деятельности: понятие, содержание, объект, предмет, функции.
Роль науки управления в обществе.
Роль науки управления в правоохранительных органах.
Функции управления УИС и ОВД.
Основные направления совершенствования управления УИС в условиях развития.
Значение науки управления в ПО.
Социально-политический, правовой аспекты науки управления.
Психологический и организационно-технические аспекты науки управления.
Слайд 28Этапы Процесса управления
Теоретический этап включает целеполагание, принятие решения и выработку программы
предстоящей деятельности.
Практический этап включает предметную деятельность, контроль и оценку полученных результатов, а при необходимости – и корректировку разработанной программы.
Слайд 29Теоретический этап Процесса управления
Целеполагание – это основополагающая часть теоретического этапа процесса
управления, состоящая в формировании руководителем цели функционирования подчиненной ему системы в соответствии с поставленной или возникшей задачей.
Принятие управленческого решения – это часть теоретического этапа процесса управления, заключающаяся в определении наиболее эффективного пути достижения конечной цели управления и решения поставленной или возникшей задачи.
Слайд 30практический этап Процесса управления
Подготовка и воспитание – это часть практического этапа
процесса управления, заключающаяся в приобретении специалистами знаний, навыков и умений, позволяющих уяснить стоящую задачу, сформировать цель предстоящей деятельности, выработать программу действий и практически реализовать ее.
Мотивация и стимулирование – это взаимосвязанные категории. Мотивация представляет систему взаимосвязанных и соподчиненных побудительных причин деятельности личности, сознательно и бессознательно определяющих линию ее поведения.
Слайд 31практический этап Процесса управления
Контроль и оценка – это часть практического этапа
процесса управления, заключающаяся в определении и фиксации результатов деятельности исполнителей всех уровней системы, а также параметров изменения состояния объекта управления в среде его функционирования.
Внесение корректив – завершающая часть практического этапа управления, которая заключается во внесении определенных изменений в деятельность компонентов исполнительной подсистемы (процесс корректирования системы) либо в управленческое решение (процесс коррегирования решения).
Слайд 32Общие признаки систем социального управления
- целенаправленность,
- целостность компонентов,
- уровневость
структуры,
- управляемость компонентов,
- структурность связей,
- функциональность процесса,
- интегративность свойств.