Слайд 1Теория организации и организационное поведение
Лекция 1. Организация как объект управления
Слайд 2Проявления организации
Организация – объединение людей для достижения совместных целей.
Организация – внутренняя
взаимосвязь, согласованность, упорядоченность частей, обусловленная строением целого.
Организация – совокупность целенаправленных действий, ведущих к образованию необходимых связей.
Организация – представление о модели устройства процесса или системы.
Организация характеризует объективные, субъективные и смешанные процессы или системы в материальном, интеллектуальном и смешанном выражении
Слайд 3Классификация проявлений организации
Материальная
Смешанная
Интеллектуальная
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Объективная
Смешанная
Субъективная
Процесс
Система
Планета
Общество
Убеждения
Предприятие
Наука
Исследование
Творчество
Производство
Движение
Слайд 4Вопросы:
К какому из проявлений организации вы отнесете программный продукт?
Что в мышлении
человека является результатом объективной организации?
В чем проявляется эффект синергии рыночной организации?
Слайд 5Методы исследования организации
Комплексный подход
Целевой
Системный
Содержательный
Конструкционный
Структурный
Функциональный
Коммуникационный
Процедурный
Исторический подход
Прогнозирование
Программирование
Моделирование
Социальные исследования
Инновационный инструментарий
АНАЛИЗ
СРЕДА
СИСТЕМА
П
Р
О
Ц
Е
С
С
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Слайд 6Роль организации в науке и практике
Наука: подход, метод, система
Практика: конструкция, инструмент,
процедура
Слайд 7Определение организации
Организация – это объединение людей ради реализации некой миссии и/или
достижения определенной цели, осуществляющих совместную деятельность через разделение обязанностей, объединенных единым организационным стержнем, а также определенным властным началом в рамках некоторых границ в той или иной организационной форме для создания новой сущности.
Слайд 8Критерии организации
объединение людей
наличие миссии и цели
совместная деятельность
разделение обязанностей
организационный стержень
наличие власти
границы
организационная форма
создание
новой сущности
Слайд 10Социальная организация
Индивид
Группа
Организация как фирма, предприятие, учреждение и т.д.
Социальный институт
Территориальная общность
Мировое сообщество
Слайд 11Задание
Используя справочную литературу и информацию в открытом доступе, а также личные
наблюдения, приведите примеры всех типов организаций.
Слайд 12Лекция 2. Системный подход к организации. Законы и принципы организации
Слайд 13Системный подход
Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной
практики, в основе которого лежит исследование объектов/процессов как систем.
К числу задач, решаемых теорией систем, относят:
- определение общей структуры систем;
- организацию взаимодействия между подсистемами и элементами;
- учет влияния внешней среды;
выбор оптимального алгоритма функционирования системы.
Слайд 14Базовые понятия системного подхода
Система – это конечное множество функциональных элементов и
отношения между ними, выделенное из среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала.
Элемент - простейшая неделимая часть системы.
Подсистема – выделенная совокупность взаимосвязанных элементов, способных выполнять относительно независимые функции, подцели, направленные на достижения общей цели системы.
Связь – все то, что обеспечивает возникновение и сохранение структуры и целостности свойств системы.
Обратная связь является основой саморегулирования и развития системы, приспосабливает их к изменению условий существования. Обратная связь – воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.
Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то она называется положительной, если ослабляет - отрицательной. Положительная обратная связь может приводить к неустойчивым состояниям, тогда как отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивость системы.
Слайд 15Элементы системы организации
Нисходящие коммуникации / прямой канал связи
Восходящие коммуникации / обратный
канал связи
Ресурсы на входе
Выход (продукт, услуги и др.)
Внешние воздействия
Исходящая информация и решения
Информация о внешней среде
Управляющая система
Управляемая система
7
3
5
1
2
6
4
Слайд 16Факторы внешней и внутренней среды организации
Внутренняя среда:
структура,
ресурсы, культура
Учредители/акционеры
Конкуренты
Потребители
Партнеры
Местные сообщества/объединения
Внешняя среда прямого
действия
Внешняя среда косвенного действия
Политическая среда
Экономическая среда
Правовая среда
Географические условия
Экология
Научно-технический прогресс
Культурная среда
Социальная среда
Слайд 17Задание
Проведите анализ сущности и значимости факторов внешней и внутренней среды организации
на реальном примере.
Слайд 18Свойства системы
Целостность – определяющее свойство системы, которое проявляется в связности (взаимосвязи)
и эмерджентности (возникновении новых свойств в системе, которыми ее элементы не обладают).
Членимость – свойство системы разделятся на подсистемы (элементы), которые являются одновременно подсистемами (элементами) некоторой другой системы.
Устойчивость – свойство системы сохранять состояние равновесия или некоторого движения при воздействии на нее факторов, вызывающих определенные начальные отклонения.
Целенаправленность - стремление достичь цели (предпочтительного состояния) . Глобальная цель функционирования любой системы – достижение состояния эффективности. Потенциальная эффективность – предельно достижимое значение того или иного показателя качества системы для заданных исходных и ограничивающих данных о ней, а также при соответствии этому показателю решения задачи оптимального выбора (параметров, управления, поведения, взаимодействия со средой).
Управляемость – принципиальная возможность перевода системы из одних состояний в другие с помощью управляющего воздействия, которое выбирается из класса допустимых управлений.
Баланс обособленности от среды (границы) и взаимодействия со средой, развитие под ее влиянием.
Синергия – различие в потенциале системы в целом и сумме потенциалов отдельных ее частей.
Слайд 19Выявление законов организации
Явление – объект проявления существенных связей в материальном мире
или социальном событии.
Эффект – предметно изучаемое многообразие и повторяемость действий связей.
Сущность – полное описание наиболее важных составляющих выделенного эффекта, проверенное экспериментально, раскрывающее суть исследуемых связей.
Закономерность – доказанная неизбежность или высокая вероятность систематического повторения выявленной, сформулированной и идентифицированной связи.
Закон – теоретически доказанное и практически иллюстрированное абсолютное подтверждение объективности и неизбежности реализации установленной связи; объективная, существенная, устойчивая связь явлений или событий.
Слайд 20Последовательность выявления закона
Явление
Эффект
Сущность
Закономерность
Закон
Слайд 21Законы организации (А.А. Богданов)
Закон самосохранения – каждая живая материальная система сознательно
или стихийно стремится сохранить себя как целостное образование.
Закон синергии – для любой организованной системы существует набор ресурсов (свойств, технологий и т.д.), при котором совокупный потенциал системы больше суммы потенциалов ее элементов.
Закон развития – каждая система стремится достичь максимального суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон композиции – организация как целое имеет приоритет над своими частями, т.е. цели орг.подсистем есть детализация целей организации, цели подсистем подчинены, согласованы с целью всей системы.
Закон наименьших – устойчивость системы как целого определяется наименьшей относительной устойчивостью ее частей.
Закон онтогенеза – каждая система проходит в своем развитии несколько качественно различных стадий – стадий жизненного цикла (формирование, рост, развитие, зрелость, кризис).
Слайд 22
Система законов организации
Синергии
Онтогенеза
Самосохранения
Итерации
Единства
Информатизации
Соответствия
Композиции
Формации
Слайд 23Закон синергии устанавливает эффект превышения качества организации над суммой качества ее
составляющих за счет взаимоувязки и согласования действий организованных элементов.
Потенциал организации больше суммы потенциалов ее составляющих.
Цель и главный результат организации – повышение ее потенциала.
Закон формации устанавливает корреляции связей организации и формы.
Форма организации определяется строением ее связей.
Слайд 24Закон композиции описывает причинно-следственную конфигурацию формирования дерева цели как логическую основу
построения и представления планируемой организации.
Цель частного представляет собой подцель общего.
Глобальная цель
Стратегические цели
Тактические цели
Оперативные цели
Локальные цели
Частные цели
АНАЛИЗ
СИНТЕЗ
Слайд 25Свойства организации соответствуют качествам ее составляющих.
Термин соответствие отражает целенаправленное развитие интеграции
качественных ресурсов составляющих элементов и связей в новые качества, необходимые организации, как частное проявление действия закона синергии.
Закон соответствия устанавливает наличие качественной преемственности между организацией и ее составляющими.
Уровень организации определяется уровнем информатизации.
Законом информатизации организации определяется уровень ее соответствия анализу и оценке сложившейся ситуации.
Организация осуществляется настолько последовательно, детерминировано и эффективно, насколько это позволяет ее информационное обеспечение.
Слайд 26Закон единства отражает тесную органическую связь между анализом и синтезом любой
организации.
Единство анализа и синтеза определяется общей траекторией.
Закон самосохранения определяет приоритетное стремление организации к самосохранению.
Слайд 27Закон онтогенеза отражает безусловную последовательность и объективную неизбежность осуществления жизненного цикла
организации.
Возникновение, становление и развитие организации неизбежно сменяется стагнацией, распадом и ликвидацией, составляющими ее жизненный цикл.
Жизненный цикл организации
Возникновение
Становление
Развитие
Стагнация
Разложение
Ликвидация
Слайд 29Принципы организации
Принципы организации вырабатываются на основе раскрытия, представления и применения законов.
Принцип
– правило осуществления, руководство к действию.
Принцип – нормы, правила, установки, требования, рекомендации, которыми пользуется субъект при формировании и осуществлении функционирования процесса или системы.
Слайд 30Принципы цели
Принципы формы
Принципы содержания
Принципы взаимосвязи
Принципы взаимодействия
Слайд 31Принципы цели
Примата цели
Дерева целей
Целевой адаптации
Перманентности целеполагания
Стратегического планирования
Слайд 32Принципы формы
Системности
Толерантности
Конструктивности
Иерархичности
Универсальности
Слайд 33Принципы содержания
Главного звена
Необходимого разнообразия
Необходимости и достаточности
Резервирования и дублирования
Единства формы и содержания
Слайд 34Принципы взаимосвязи
Линейности и функциональности
Параллельности и последовательности
Распределения и специализации
Оптимальной звенности
Обратной связи
Слайд 35Принципы взаимодействия
Оперативности и гибкости
Непрерывности и ритмичности
Разделения и кооперации
Адекватности воздействия
Компенсации противодействия
Слайд 36Цель субъекта первична для его организации.
Постановка и достижение цели строится в
логической последовательности: частная-локальная-оперативная-тактическая-стратегическая-глобальная.
Проблемы, задачи, решения, результаты и другие составляющие организации адаптируются к представлению цели.
Разработка, постановка и корректировка цели осуществляются непрерывно в процессе ее достижения.
Эффективная постановка и достижение цели основываются на стратегическом планировании функционирования и развития организации.
Любая организация достоверно представляется совокупностью взаимосвязанных элементов.
Толерантность – устойчивость к внешним воздействиям. Существование организации определяется устойчивостью к внешним воздействиям.
Внутренняя устойчивость организации обеспечивается ее конструкцией.
Развитие и управляемость организации обеспечиваются ее иерархичностью.
Адекватность формирования и функционирования организации определяется ее универсальностью.
Слайд 37Определяющую роль в формировании целевых свойств организации играет ее главное звено.
Адекватность
организации обеспечивается разнообразием ее составляющих.
Качество и разнообразие составляющих организации должно быть оптимальным.
Эффективность организации обеспечивается балансом резервирования и дублирования.
Соотношение формы и содержания определяет качества организации.
Связи организации получают линейно-функциональную организацию.
Функционирование и развитие организации осуществляется параллельно-последовательно.
Основой формирования и функционирования служат распределение и специализация функций.
Адекватность организации обеспечивается оптимальным соотношением ее звеньев.
Обратная связь объединяет организацию.
Слайд 38Формирование и функционирование эффективной организации должно функционально и хронологически соответствовать условиям
внешней среды.
Самодостаточная эффективная организация осуществляется непрерывно и ритмично. Процесс организации формируется, осуществляется и развивается в непрерывно-ритмичном формате.
Достижение и поддержание необходимого уровня организации достигается кооперацией разнообразных процессов и реализацией потенциала ранее сформированного принципа распределения и специализации.
Содержание осуществляющих действий обуславливается состоянием организаций.
Адекватная организация (соответствующая условиям) компенсирует объективно возникающее противодействие.
Слайд 39ЗАДАНИЕ
Поступило предложение торговым организациям взять в аренду площади под офисы и
магазины, во вновь построенном торговом центре. Торговый центр находится в центре города. Аренда дорогая, но проходимость довольно большая, за счет расположенных вокруг учебных заведений, банков, больницы, удобного подъезда, парковки.
Вопросы:
1.По какому закону нужно арендовать торговые площади небольшим магазинчикам?
2.Какой вид синергизма нужно использовать, чтобы получить эффект с взятых в аренду площадей?
3.Подходят ли для данной ситуации принципы закона развития?
4.Возникает ли конкуренция в однопрофильных магазинах торгового центра?
5. По каким законам будут функционировать магазины и офисы торгового центра?
Слайд 40Лекция 3. Цели и строение организации
Слайд 41Понятие миссии и целей организации
Миссия – философия, смысл существования организации, ее
предназначение.
Миссия формируется интересами и потребностями участников среды окружения.
Миссия должна быть ясной, понятной, вызывающей доверие, технологичной, количественно определенной по времени.
Миссия предусматривает историю, главную цель, ценности организации, определение сферы ее деятельности, средства завоевания сегментов, отношение к инновациям и т.д.
Слайд 42Достоинства и недостатки, целевой рынок, способы удовлетворения потребностей?
Макдональдс: «Быстрое обслуживание клиентов
ограниченным набором горячей вкусной пищи в чистых и уютных ресторанчиках по приемлемой цене по всему миру».
Форд: «Предоставление людям дешевого транспорта».
Хонда: «Мы стремимся предлагать наиболее эффективные товары по приемлемым ценам для удовлетворения потребителей всего мира».
Кодак: «Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении».
ЮФУ: «Развитие научно-образовательного и инновационного пространства Южного федерального округа на основе генерации и трансфера научных знаний и технологий, сохранения и приумножения культурных традиций и ценностей».
ТТИ ЮФУ: «Улучшение знаний и обучение студентов в среде науки и технологий, которые будут наилучшим образом служить России и всему миру в 21 веке».
Слайд 43Цели организации
Цель – желаемое
состояние организации
на определенный момент
времени, исходящее из
миссии.
Глобальные цели
Стратегические
цели
Тактические цели
Оперативные цели
Локальные цели
Конкретные цели
Миссия
Слайд 46Структура организации
Структура – единство состава и взаиморасположения частей, направлений взаимодействия со
средой.
Структура организации находится под влиянием: стратегий, среды, культуры, технологии, стадии ЖЦ, размера и состава подразделений, территориального размещения
Виды:
Общая – упорядоченная совокупность всех организационных единиц с точки зрения их взаиморасположения и выполняемых функций
Производственная – упорядоченная совокупность центров, потребляющих и распределяющих материальные, информационные и иные потоки, связанные с выпуском продукции.
Технологическая - упорядоченная совокупность единиц оборудования, связанных материально-энергетическими потоками.
Организационная структура управления - упорядоченная совокупность управленческих подразделений и должностей, связанных коммуникационными каналами.
Социальная - упорядоченная совокупность отдельных групп работников.
Экономическая - упорядоченная совокупность элементов основного и оборотного капитала, связанных финансовыми потоками.
Социотехническая - упорядоченная совокупность взаимосвязанных рабочих мест.
Информационная - упорядоченная совокупность источников, получателей информации, объединенных информационными каналами.
Нормативно-правовая - упорядоченная совокупность законодательных и иных норм, формальных и неформальных правил.
Слайд 47Требования к структуре организации
Соответствие миссии
Адаптивность, гибкость
Согласованность составляющих
Минимальная сложность
Автономность элементов
Сочетание централизации и
децентрализации
Разнообразие
Наличие инструментов преодоления дисфункций
Слайд 48Понятия, связанные со структурой
Звено – элемент структуры, представляющий первичную часть или
подразделение организации.
Орган – структурная часть организации, наделенная самостоятельными функциями.
Линейные (обеспечивают реализацию всей совокупности функций) и функциональные (специализирующиеся на одной или нескольких функциях) связи.
Иерархия – соподчиненность составляющих организации.
Уровень – горизонталь, определяющая равнозначное по иерархии расположение элементов.
Ступень – совокупность звеньев и органов, позиционированных на общем уровне структуры.
Департаментализация – процесс, при котором организация структурно разделяется, объединяя операции в структурных подразделениях в соответствии с некоторым общим признаком.
Слайд 52
Лекция 4. Основы управления организационным поведением
Слайд 53Особенности поведения организации на разных этапах жизненного цикла
Гомеостаз – совокупность сложных
приспособительных реакций системы, направленных на устранение или максимальное ограничение действий факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое ее постоянство.
Жизненный цикл организации (ЖЦО) – период времени существования организации на рынке, в течение которого она проходит этапы своего функционирования (создание, рост, зрелость, спад).
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
t
Создание
Рост
Зрелость
Спад
ЖЦО
Новый ЖЦО
Слайд 54 Вклад различных теоретических направлений в развитие концепции ЖЦО
Слайд 55Этапы развития концепций ЖЦО
1 этап (1951–1970 гг.) — развитие процессных моделей
организационных изменений; появление первых моделей ЖЦО, модели носят исключительно теоретический характер (М. Хайре);
2 этап (1970–1990 гг.) — развитие содержательных моделей и появление первых классификаций типов организационных изменений; активное развитие моделей ЖЦО, возникновение первых эмпирических моделей (Л. Грейнер, И. Адизес, Д. Миллер и П. Фризен)
3 этап (с 1990 г. — по настоящее время) — развитие универсальных моделей организационных изменений; создание специфических моделей ЖЦО для разных отраслей и для разных типов организаций; использование эконометрических и статистических методов (С. Хэнкс, Д. Лестер и др.)
Слайд 57Детализация стадий ЖЦО (М.Портер)
Слайд 58Задачи организаций на стадиях ЖЦО
Слайд 59Организационная культура
- совокупность различных элементов, включающих ценности, нормы и правила поведения,
философские убеждения, знаково-символическую систему (мифы, ритуалы, обряды, верования)
- процесс постановки и ведения дел, способ их реализации. В этом случае раскрывающим понятием является культура постановки и разработки целей, задач и стратегии развития организации, а также способы их достижения
Слайд 60Типы организационной культуры
По степени риска и скорости обратной связи: «культура жесткого
подхода», «много работаем-хорошо отдыхаем», «ставим на свою компанию», «культура процесса».
В зависимости от личности руководителя, сферы бизнеса и этапа развития компании: культура личности, центристская культура, формализованная культура, инновационная культура.
По характерным ситуациям в коллективе: «Стая», «Семья», «Автобус», «Улей», «Стадо», «Пауки в банке».
По степени фокусировки и гибкости организации: семейная, органическая, бюрократическая, рыночная.
другие
Слайд 61Оценка оптимальности типа трудового коллектива с учетом стержневого фактора производства в
деятельности организации
Слайд 62Профиль организационной культуры
Слайд 63Взаимное сближение российских и зарубежных корпоративных культур
Слайд 64Модель изменения организационных культур (7 ключей):
Понимай свою старую культуру, поскольку невозможно
изменить курс, не зная, где ты находишься;
Поддерживай тех работников, которые предлагают идеи новой культуры;
Живи сам той культурой, которую хочешь создать в организации;
Ищи лучшую субкультуру в организации и распространяй ее;
При изменениях рассчитывай на перспективу в 5-10 лет;
Не атакуй культуру «в лоб». Помогай работникам найти собственные пути для выполнения задач. И лучшая культура придет;
Не рассчитывай на чудо.
Слайд 65Механизмы реализации изменений культуры
Механизм участия (привлечение людей к решению важных вопросов,
учет их возможностей);
Механизм символьного управления (используется для поддержки важнейшего для организации элемента – наглядно или путем резкого изменения внутрифирменной политики);
Механизм взаимопонимания (постоянное информирование людей и объяснение требований);
Механизм поощрений (соответствие между объявленными и фактически оцениваемыми качествами).