Общая характеристика транспортных систем презентация

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1.1. Значение транспорта в экономике стран и жизни общества 1.2. Особенности транспорта 1.3.Транспортные системы 1.4. Мировая транспортная система 1.5. Виды транспорта

Слайд 1Институт транспорта и связи


Курс “Транспортные системы”

Лекция 1. Общая характеристика транспортных систем



Автор: Кузнецов В.П.

Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
1.1. Значение транспорта в экономике стран и жизни общества
1.2. Особенности

транспорта
1.3.Транспортные системы
1.4. Мировая транспортная система
1.5. Виды транспорта

Слайд 31.1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ И ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Потребности в транспорте вытекают

из потребностей людей.
В ходе исторического разделения труда, транспорт выделился в самостоятельную сферу производства и стал ведущей отраслью экономики в крупных развитых странах, осуществляющей перевозку пассажиров и грузов.
Так, доля транспорта в СВП (совокупный валовой продукт) раз-витых стран составляет от 8 до 12 %.
В Латвии доля транспорта в СВП составляет 14 % (2007).
Обслуживая основные отрасли экономики, транспорт является ускорителем её развития и важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.





Слайд 4 Рис. 1. Место транспорта в системе "производство-обращение-потребление“
I — производство; II

— экспедиция, хранение, погрузка; III — транспорт; IV— экспедиция, хранение, выгрузка; V — потребление; — • — • -сфера производства;- - - -сфера обращения; - х – х – х – сфера потребления.


Слайд 51.2. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТА
Основные особенности транспорта:
Нематериальный характер производимой (транспортной) продукции. Продукция транспорта

не содержит сырья.
На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам транспортный процесс*.
Транспортный процесс – это совокупность операций с грузами и транспортными средствами при погрузке, транспортировании и выгрузке грузов.
Продукцией транспорта являются грузы и пассажиры, доставленные в пункт назначения.
Продукция транспорта неотделима от транспортного производственного процесса.
Её нельзя накопить. Поэтому, проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции транспорта, а в создании резервов пропускной и провозной способности путей, технических сооружений и устройств, транспортных средств.
Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие дополнительных возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики любой страны.



Слайд 61.3. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА.
Транспортная система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых направлено

на осуществление транспортного процесса с участием эффективно взаимодействующих независимо от форм собственности видов транспорта (с производственно–управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочные и разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных технологий, с учетом требований экологии, надежности и безопасности движения.

Рис. 2. Компоненты транспортной системы


Слайд 7Структурная схема транспортной системы (рис. 2) состоит из 5 компонентов:
транспортной сети

(пути, узлы и терминалы),
подвижного состава,
технических устройств и сооружений,
технологии работ,
системы управления.
Мировая транспортная система сформировалась в 20 веке и состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру.
Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся - 5 — 10 км.
Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково:
в грузообороте преобладает морской транспорт,
в пассажирообороте — автомобильный.





Слайд 8Транспортная система в каждой стране едина. Она обеспечивает согласованное развитие

и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
Инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, ж/д пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные пути или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой например, аэропорты, ж/д станции, автобусные остановки и порты).
Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением).
Транспортными средствами обычно выступают  автомобили,  велосипеды, автобусы , поезда, самолеты, суда.
Управление транспортной системой – это совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.
Разработка:
сетей — задача гражданской инженерии и городского палнирования,
транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки,
а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети.




Слайд 9ТРАНСПОРТНЫЕ СЕТИ
Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн.

км.
Протяжённость автомобильных дорог превышает 24 млн. км.
Железнодорожных путей - 1,25 млн.км, трубопроводов — 1,9 млн. км, воздушных путей — 9,5 млн. км, речных — 0,55 млн. км.
Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота.
Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера и развитие технологий контейнерных перевозок грузов.
Это повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов.
Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.




Слайд 10 На современном этапе мировая транспортная система характеризуется

большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям:
увеличение пропускной способности транспортных путей,
повышение безопасности движения,
появление принципиально новых транспортных средств,
увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств,
увеличение скорости передвижения.
Исходя из определения, транспортной системой являются любые объединения элементов транспортного пространства и транспортной техники, обеспечивающие проведение транспортного процесса.
Транспортным пространством называются обустроенные для перемещения и управления движением транспортных объектов зоны земной поверхности, подземного, водного и воздушного пространства.
Принципиальной особенностью транспортных систем, по сравнению с другими производственными системами, является то, что транспортный процесс осуществляется в рамках единого транспортного пространства.


Слайд 11ТАБЛИЦА 1. Классификационная схема объектов транспортного пространства


Слайд 12В состав транспортного пространства входят:
транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные дороги, водные

пути, воздушные трассы, трубопроводы);
транспортно-технологические терминалы (погрузочно-разгрузочные и складские комплексы, портовые и вокзальные сооружения, комплексы и здания для обслуживания клиентов при оформлении заказа на транспортную продукцию);
здания, сооружения и кибернетические комплексы машины:
общетранспортные системы управ-ления потоками транспорта (УПТ),
- системы УПТ на железных дорогах,
- системы УПТ на автодорогах,
- системы УПТ на водных путях,
системы УПТ на воздушных трассах.
Транспортной техникой называется совокупность технических объектов, с помощью которых осуществляется транспортный процесс.
Состав транспортной техники:
транспортные средства, которые перемещают грузы и пассажиров по транспортным коммуникациям;
техника транспортно-технологических терминалов, предназначенная для проведения погрузочно-разгрузочных, транспортно-складских и внутри тер-минальных транспортирующих технологических операций;
кибернетические машины, предназначенные для механизации управленческих процедур в процессе обслуживания клиентов, управления транспортными средствами и руководства организационными структурами транспорта.



Слайд 13ТАБЛИЦА 2. ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА
Основу организации на транспорте составляет функциональное деление

власти и ответственности по ступенькам “ иерархической лестницы “.

Слайд 14В связи с этим различают:
государственную систему, образующую верхний уровень организации транспорта

(министерство сообщений страны).
территориальную транспортную систему, представляющую средний
уровень организации транспорта (муниципальные структуры);
производственную транспортную систему (транспортные компании и фирмы, осуществляющие транспортирование грузов и пассажиров), образующую базисный уровень организации транспорта.
Каждая из указанных структурных составляющих состоит из большого количества работников и технических объектов.
Объединение объектов в систему осуществляется с помощью связей между объектами системы, которые проявляются в форме информационных потоков.
Согласованная и целенаправленная деятельность множества субъектов и объектов осуществляется с помощью управления транспортной системой. Под управлением понимается контроль над системой. Например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д.
Сформулируем ряд понятий и определений, используемых в транспортных системах.




Слайд 15 Транспортная сеть (transport network) – часть инфраструктуры, включающая совокупность путей сообщения,

терминалов и передаточных пунктов.

Рис.3 Сеть железных дорог и основные морские пути мира


Слайд 16Рис.4 Основные авиалинии в мире


Слайд 17Рис.5 Газопроводы США


Слайд 18Терминал (terminal) – комплекс устройств, расположенных в конечном или промежуточном пункте

транспортной сети и обеспечивающий взаимодействие различных видов транспорта общего пользования при перевозке грузов, пассажиров, багажа и т. д.
Подвижной состав (rolling stock)- совокупность транспортных и тяговых средств (автомобили, прицепы и полуприцепы на автомобильном транспорте, локомотивы и вагоны на железнодорожном транспорте, суда и баржи на водных видах транспорта, летательные аппараты и т.п.).
Транспортное средство (means of transportation , vehicle) – устройство, предназначенное для транспортирования людей и (или) грузов.
Транспортные средства подразделяются на наземные, водные и воздушные, а с функциональной точки зрения на пассажирские и грузовые.
Тяговое средство – это силовая установка с движителем транспортного средства. Движители – колёса, винты, реактивное сопло воздушных транспортных средств.






Слайд 19Технические устройства и сооружения:
комплекс грузовых и пассажирских станций,
терминалы,
погрузочно-разгрузочные

пункты,
ремонтные мастерские,
заправочные станции,
средства связи и сигнализации,
системы управления и т.д.
Транспортирование (transportion) - логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств (в случае необходимости и грузоподъемных средств), начинающаяся с погрузки в месте отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения.


Слайд 20Главная цель транспортировки доставить груз в место назначения при:
сокращение сроков

доставки и улучшении сохранности грузов,
безотказной работе всех звеньев транспортной системы,
снижении стоимости перевозки,
наименьшем ущербе для окружающей среды,
представлении необходимой информации о грузах в пути следования.
В состав крупных транспортных систем входят так называемые линейные транспортные системы (автотранспортные компании, отдельные участки автомобильных дорог, нефтепроводы и газопроводы, сортировочные, участковые, пассажирские и грузовые станции, склады, речные и морские порты, аэропорты и т.д.).
Линейная система отличается гибкостью и динамичностью, так как ее техническое оснащение, управление и технология обслуживания во времени меняются.
Для обеспечения эффективности использования транспортной системы, требуется согласованность технико-эксплуатационных параметров всех ее компонентов и их взаимодействие с использованием современных технологий.





Слайд 211.4. ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Современный транспорт состоит из шести видов:
морского,
железнодорожного,


автомобильного,
речного,
воздушного,
трубопроводного.
Кроме трубопроводного все виды транспорта используются для перевозки грузов и пассажиров.
Структурно транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего и не общего пользования (рис 3).
При этом обе части системы могут быть представлены компаниями федеральной, муниципальной или частной форм собственности.


Слайд 22 Рис. 6. Структурная схема транспортной системы
Транспортная
система


Транспорт
общего

пользования:
морской,
внутренний водный,
железнодорожный,
автомобильный,
воздушный,
трубопроводный.





Транспорт не
общего пользования:
отраслей материального
производства,
организаций сферы
обслуживания и
управления,
населённых пунктов
(общественный и
индивидуальный).


Виды транспорта общего пользования относятся к универсальным видам транспорта. Они осуществляют массовые и, как правило, первичные (сырьевые) перевозки грузов.
Трубопроводный транспорт перемещает только определенные жидкие и газообразные продукты.


Слайд 23

Таблица 3

Транспорт не общего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства конкретной компании (или фирмы) и называется.
В промышленный транспорт входят также специальные виды транспорта, такие как канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и др.
Автомобильные и железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иному предприятию, называются подъездными.
Применяются также и нетрадиционные виды транспорта, к которым относятся пульпопроводный, пневмотранспорт, транспорт на воздушной подушке.
У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозки грузов.


Слайд 24Во внутреннем грузообороте каждой страны решающую роль имеет тот вид транспорта,

который определяется географическими, экономическими и историческими особенностями их развития.
В любом случае, критерием выбора вида транспорта для транспортировки грузов является минимум совокупных затрат для её осуществления.
В таблицах 4 – 8 показаны объёмы выполненной транспортной работы различными транспортными системами в некоторых странах мира.



Слайд 25

Таблица 4 Объём транспортной работы (миллиард тонно-километров), выполненной железнодорожной транспортной системой в некоторых странах мира

Слайд 26

Таблица 5 Объём транспортной работы (миллиард тонно-километров), выполненной автомобильной транспортной системой в некоторых странах мира

Слайд 27

Таблица 6 Объём транспортной работы (миллиард тонно-километров), выполненной речной транспортной системой в некоторых странах мира

Слайд 28Таблица 7 Объём транспортной работы (миллиардов тонно-километров),выполненной трубопроводной транспортной системой в некоторых

странах мира

Слайд 29

Таблица 8 Объём транспортной работы (миллиард тонно-километров), выполненной автомобильной, железнодорожной и речной транспортными системами в некоторых странах мира

Слайд 30

Таблица 9 Распределение грузооборота по видам транспорта в странах ЕС, %

Слайд 31

Таблица 10 Доля видов транспорта в общих внутренних и международных перевозках в Латвии % (2005)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика