Слайд 1
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
ПРОФ. ХРАМЦОВА ФЛЮРА ИБРАГИМОВНА,
ДОКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
РФ, РБ, ПРОФЕССОР, ОТЛИЧНИК ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЧЛЕН ОБЩЕСТВ. ПАЛАТЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Слайд 2
ТЕМА ЛЕКЦИИ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
2. СУЩНОСТЬ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА (ДАЛЕЕ – СМ)
3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГ. ПОДХОДА В НАУКЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ
4. СИСТЕМА, СТРУКТУРА СМ
Слайд 3ОБРАЗОВАТЕЛЬН. СТАНДАРТ: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
СУЩНОСТЬ, МЕТОДОЛОГИЮ СМ
ТИПОЛОГИЮ СТРАТЕГИЙ
РАЗВ-ИЯ (БАЗИСНЫЕ, КОНКУРЕНТНЫЕ, ДИВЕРСИФИКАЦ., АЛЬТЕРНАТИВН.)
МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ МИССИИ, СТРАТЕГ. УПРАВЛЕНЧ. РЕШЕНИЙ, СТРАТЕГИЧ. ПЛАНИРОВАНИЯ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ АНАЛИЗА СТРАТЕГ. ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (SWOT-АНАЛИЗ, STEP-АНАЛИЗ, ПОРТФЕЛЬН.)
Слайд 4ОБРАЗОВАТЕЛЬН. СТАНДАРТ: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ
ОБОСНОВАТЬ НАПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
(УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ РЫНКА, ОСВОЕНИЕ НОВЫХ РЫНКОВ СБЫТА, РАСШИРЕНИЕ АССОРТ-ТА, СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПРОДУКТОВ)
ПРИМЕНЯТЬ МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧ. УПРАВЛЕНЧ. РЕШЕНИЙ ПУТЕМ АГРЕГАЦИИ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ, ЭВРИСТИЧЕСКИЕ, ГРУППОВЫЕ, КОГНИТИВНЫЕ, КРИТЕРИАЛЬН. МЕТОДЫ)
ПРИМЕНЯТЬ СТРАТЕГ. ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВ., МАРКЕТИНГ., ИННОВАЦИОНН., КАДРОВОЙ И ФИНАНСОВОЙ СФЕРАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 5
«ПРИОРИТЕТ – СОЗДАНИЕ ПРОЧНОЙ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЭКОНОМИКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ. ИМЕННО ОНА
ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ НАШЕГО СУВЕРЕНИТЕТА».
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
А.Г. ЛУКАШЕНКО
К БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (21.04.2017)
Слайд 6ОБРАЗОВАТЕЛЬН. СТАНДАРТ: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ
СБОРА, ОБРАБОТКИ, СТРАТЕГ. АНАЛИЗА
ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦ-ЭКОН., ДЕМОГРАФ., СОЦИОКУЛЬТ. ДАННЫХ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
СТРАТЕГ. ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ, ВНУТР. РЕСУРСОВ, ВНЕШНИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КОНТРОЛЯ
МОДЕЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НА УРОВНЕ СТРАТЕГ. БИЗНЕС-ЕДИНИЦ ОРГАНИЗАЦИИ, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ В РАЗЛ. СЕГМЕНТАХ РЫНКА
Слайд 7
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ – САМОСТОЯТ., МЕЖДИСЦИПЛИНАРН., СПЕЦИФИЧЕСК., РАЗВИВ-СЯ ОТРАСЛЬ НАУКИ
ОБ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛ.-ЭКОНОМ. СИСТЕМАМИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЗАКОНОМЕР-НОСТИ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ДОЛГОСРОЧ. ХАРАКТЕРА С УЧЕТОМ ВНЕШНЕЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА, МИССИИ, РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА, РЫНОЧНОГО МАРКЕТИНГА И КОРПОРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
(ПО Г. КУНУ, ДЖ. ГЛИННУ)
Слайд 8СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ПО ДЖ. ГЛИННУ)
- ГЕНЕР. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ, ВЫЯВЛЯЮЩАЯ
ПРИОРИТЕТЫ ПРОБЛЕМ И РЕСУРСЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ.
- СТРАТЕГИЯ ФОРМУЛИРУЕТ ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ, ОСНОВН. ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ПРЕДПРИЯТИЕ ПОЛУЧАЕТ ЕДИНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ
Слайд 9ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ
ЗАДАНИЕ: ФРАГМЕНТ СОЧИНЕНИЙ КОНФУЦИЯ, УРОКИ МУДРОСТИ
– М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 957 С. (С.48)
ЦЗЫЛУ (УЧЕНИК) СПРОСИЛ:
А С КЕМ БЫ ВЫ, УЧИТЕЛЬ, БЫЛИ, КОГДА Б ВЕЛИ ВОЙСКА?
НЕ С ТЕМ, КТО МОЖЕТ БРОСИТЬСЯ НА ТИГРА С ГОЛЫМИ РУКАМИ, ИЛЬ В
Слайд 10НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛОДКИ, И УМЕРЕТЬ БЕЗ СОЖАЛЕНЬЯ. НО С ТЕМ, КТО
ПРИСТУПАЯ К ДЕЛУ, ПОЛОН ОСТОРОЖНОСТИ И СО СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ ДОБИВАЕТСЯ УСПЕХОВ. ВОПРОСЫ:
КАКОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СИНОНИМИЧНО ПОНЯТИЮ «СТРАТЕГИЯ»?
КАКАЯ МЕТАФОРА ОБОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ «РЕСУРСЫ СТРАТЕГИИ»?
ВЫДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПОНЯТИЕ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»?
КАКОЕ СЛОВО – МОТИВАЦИЮ И ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИИ?
КАКОЕ СЛОВО ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ СТРАТЕГИИ?
Слайд 11
«ПРИОРИТЕТ – СОЗДАНИЕ ПРОЧНОЙ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЭКОНОМИКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ.
ИМЕННО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ НАШЕГО СУВЕРЕНИТЕТА».
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г. ЛУКАШЕНКО К БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (21.04.2017)
Слайд 12ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
1 ЭТАП 30-40 ГОДЫ ХХ ВЕКА – ХАРАКТЕР-КА
1) КОНЦЕНТРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ГИГАНТСКИЕ КОРПОРАЦИИ, 2) ОТСУТСТВИЕ АДЕКВАТНЫХ ОРГАНИЗАЦ. СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ, 3) ТЕНДЕНЦИИ КРИЗИСА И СТАГНАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ, 4) БЮДЖЕТИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ПРОИЗ.-ХОЗ. ЦЕЛИ ВНУТРИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ДОЛГОСРОЧ. И КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД; 4) РАСЧЕТ РОСТА ПРИБЫЛИ, 5) СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ
Слайд 13ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
2 ЭТАП – 50-60 ГОДЫ ХХ ВЕКА –
ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКСТРАПОЛЯТ. ПЛАНИРОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕД-НИЯ ОБЬЕМА, АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ МЕТОДОМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗ РАСЧЕТА НА 3-5 ЛЕТ
ФАКТОРЫ: РАСШИРЕНИЕ РЫНКОВ ТОВАРОВ, УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОН. РОСТА, ПРОГНОСТИЧНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
Слайд 14ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
3 ЭТАП СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 60-70 ГОДЫ ХIX В.
ФАКТОРЫ:
1) КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОГНОЗА И РЕАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, 2) СТАГНАЦИЯ ЭКСТРАПОЛЯТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, 3) ПОТРЕБНОСТЬ В МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ; МАРКЕТИНГЕ КОНЬЮКТУРЫ РЫНКА
Слайд 15ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
IV ЭТАП РАЗВИТИЯ СТРАТЕГ. МЕНЕДЖ. 80-90 ГОДЫ ХХ
ВЕКА, ФУНДАТОР С.М. – ИГОРЬ АНСОФФ (ANSOFF)
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КСУР,
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ, ДИНАМИКИ РЫНКОВ, ИННОВАЦИЙ
ГИБКОСТЬ, АДАПТИВНОСТЬ СТРАТЕГ. УПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ МАКРО, МЕЗО-. МИКРО-ФАКТОРОВ СРЕДЫ, ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 16ФУНКЦИИ СТРАТЕГ. МЕНЕДЖМЕНТА
СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
СТРАТЕГИЧЕСК. ПЛАНИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧ. ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
ОЦЕНКИ СРЕДЫ, РИСКОВ, УГРОЗ
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ РАСХОДОВ
Слайд 17СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕС. МЕНЕДЖМЕНТА
ПОДСИСТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ПОДСИСТЕМА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧ.
УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА (КСУР, УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ, ГИБКАЯ
СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА, СТИМУЛИР.)
УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА (СТРАТ. МАРКЕТИНГ, БЕНЧ-МАРКИНГ, НИОКПР)
ВНЕШНЯЯ СРЕДА (КОНКУРЕНТЫ, ПОТРЕБИТЕЛИ, ПОСТАВЩИКИ, РЫНОК)
Слайд 18НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ СТР. МЕН.
НАУЧНАЯ СОВЕТСКАЯ ШКОЛА Н.К . КОНДРАТЬЕВА
– 20-40 ГОДЫ ХХ ВЕКА, ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ПРОГНОЗА ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ ЙОЗЕФА ШУМПЕТЕРА, 10-30 ГОДЫ ХХ ВЕКА (ЭФФЕКТИВ. КОНКУРЕНЦИЯ, ЭФФЕКТИВНАЯ МОНОПОЛИЯ, КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА)
Слайд 19НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ СТР. МЕН.
60 -70 ГОДЫ ХХ ВЕКА, И.
АНСОФФ, А. ЧАНДЛЕР – КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ «ОТ СТРАТЕГ. ПЛАНИРОВАНИЯ К СТР. УПРАВЛЕНИЮ», 1973.
АРТУР ТОМПСОН-МЛ., ДЖ. СТРИКЛЕНД ТЕОРИЯ СТРАТЕГ. МЕНЕДЖМЕНТА, 1997
М. ПОРТЕР ТЕОРИЯ ПЯТИ КОНКУРЕНТН. СИЛ: ПОКУПАТЕЛЬ, ПОСТАВЩИК, КОНКУРЕНТЫ, ТОВАРЫ-ИМИТАТОРЫ, ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ