Слайд 1
Общая характеристика стратегического менеджмента
Структура раздела:
1) Что такое стратегия?
2) Видение бизнеса.
3) Стратегический
менеджмент.
4) История развития стратегического менеджмента. 5) Система стратегического менеджмента.
Слайд 2
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия?
Стратегия отвечает на ключевые
вопросы:
Почему одни организации добиваются успеха, а другие терпят неудачу?
Слайд 3
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия? (продолжение)
В 1930-х гг.
сети американских универмагов Sears и Montgomery Ward обладали примерно равными возможностями и потенциалом.
Выжить удалось только Sears.
Слайд 4
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия? (продолжение)
Компания Wal-Mart появилась
в 1960-е гг. и в настоящее время является крупнейшим в мире ритейлором. Успех сети супермаркетов Wal-Mart в значительной мере был обусловлен эффективной системой распределения, в основе которой лежали недоступные другим компаниям активы и компетенции.
Слайд 5
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия?
Судьбы Sears, Montgomery Ward
и Wal-Mart, а также других игроков определяются тем, сумели ли они проанализировать конкурентную среду, сделать правильный стратегический выбор и поддержать его стратегическими инициативами.
Слайд 6
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия? (продолжение)
«Стратегия есть определение
основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей» (Чандлер, 1962 г.).
Слайд 7
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия? (продолжение)
«Стратегия определяет, что
представляет собой бизнес компании сейчас, каким он будет в последствии, и какой должна быть компания» (Эндрюз, 1971).
Слайд 8
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия? (продолжение)
«Стратегия – это
результат сбалансированного учёта навыков и ресурсов фирмы, возможностей, находящихся во внешней среде, а также личных устремлений менеджмента организации с его чувством социальной ответственности фирмы перед обществом» (Румельт, 1972).
Слайд 9
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия? (продолжение)
«Стратегия представляет собой
совокупность действий и решений, которые позволяют менеджерам добиваться организационных целей» (Хилл, Джонс, 1998).
Слайд 10
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
1. Что такое стратегия? (продолжение)
«Стратегия – долгосрочные
перспективные планы
взаимодействия с конкурентной средой ради
достижения целей компании»
(Пирс, Робинсон, 2007).
Слайд 11
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса
«Видение – искусство разглядеть невидимые
вещи» (Джонатан Свифт).
Слайд 12
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
У президента США Д.Кеннеди
возникло видение будущего – «человек на Луне в конце 60-х гг.». Затем конкретную сложную задачу разделили на несколько более достижимых целей.
Слайд 13
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Видение бизнеса – создание
образа будущего состояния компании.
Слайд 14
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Видение бизнеса играет сразу
несколько ролей:
задаёт направление стратегии;
помогает сохранить стержень, основу бизнеса и корневые компетенции;
воодушевляет работников, способствует восприятию ими своей деятельности как целесообразной, стоящей и благородной.
Слайд 15
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
При формировании видения нужен
прорыв за традиционные рамки и уже сложившиеся представления о данном бизнесе. При этом зачастую решающую роль играют интуиция и креативность.
Слайд 16
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Английская компания Bisley (1932)
– крупнейший производитель офисной мебели в металлическом исполнении с оборотом 77 млн. фунтов стерлингов. В ведущего рыночного игрока фабричка деревенского значения превратилась благодаря видению.
Слайд 17
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Первое озарение настигло сразу
после второй мировой войны: предприятие, привлекавшееся к исполнению оборонных заказов, начало производить металлические корзины для мусора.
Слайд 18
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
В 1948 г. начались
поставки полицейским многоящичного шкафчика, составленного из множества разновысоких небольших ящичков. Каждый ящичек можно было разделить вставляющимися перегородками на мелкие ячейки - для хранения совсем уж маленьких вещей.
Слайд 19
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
В 1980 г. в
результате второго озарения был введён в ассортимент новый продукт – шкаф для файлов, или «картотека», где можно было бы удобнее, чем в традиционных шкафах, располагать канцелярские папки (файлы).
Слайд 20
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Слайд 21
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
В лидеры рынка компанию
Bisley вывело очередное третье озарение, которое касалось брэнда.
Слайд 22
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Был предложен оригинальный принцип
брендирования, исповедуемый компанией по сию пору: целесообразно передавать управление брендом в руки тех, кто выходит к конечному потребителю.
Слайд 23
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Второй большой успех ждал
бренд Bisley в Германии. Тамошние дистрибуторы вложили много сил в создание вокруг марки Bisley ореола, подобного тому, что в своей нише создала IKEA: это мебель для людей с современными, неконсервативными вкусами, для молодых и энергичных команд. Bisley – бренд года в Германии в 2013 г.
Слайд 24
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Bisley свято верит, что
скрупулезное изучение каждого рынка и готовность отвечать на малейшие нюансы в запросах потребителей выведет её ни много ни мало в мировые лидеры.
Слайд 25
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Попытки проникнуть в США
предпринимались Bisley регулярно на протяжении последних 20 лет. В результате найдена маленькая щёлка, через которую можно просочиться на неприступный рынок. Это специфическая продукция малых форм – шкафчики для мелочей, которыми американцы не занимаются.
Слайд 26
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Имя Елены Ярмак вписано
в каталог «Знаменитые женщины России». Она - основательница дома моды Helen Yarmak.
Слайд 27
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Занимается разработкой моделей из
меха и ювелирных изделий, которые продаются во всём мире.
Слайд 28
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Стартовый капитал Елена Ярмак
заработала, размещая модели одежды на Московской швейной фабрике, а затем на фабриках Воронежа, Пскова, Новосибирска, Ижевска, Актюбинска, Борисоглебска.
Слайд 29
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Затем стала работать с
мехом соболя. Завоевала со своими изделиями Европу и США. Если бы проводила маркетинговые исследования, то их результат оказался бы отрицательным.
«Я руководствуюсь не стратегией, а интуицией»
(Е. Ярмак).
Слайд 30
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
2. Видение бизнеса (продолжение)
Слайд 31
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
3. Стратегический менеджмент
«Суть стратегического менеджмента – эффективная
адаптация компании к изменениям, происходящим во внешней среде» (С.А.Попов).
Слайд 32
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
3. Стратегический менеджмент
«Стратегический менеджмент – деятельность по
обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределённой внешней среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям» (Люкшинов А.Н ).
Слайд 33
Общая характеристика стратегического менеджмента (продолжение)
3. Стратегический менеджмент
«Стратегический менеджмент – совокупность решений
и действий по разработке и реализации планов, призванных обеспечить достижение целей организации» (Пирс, Робинсон).
Слайд 34
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ
Первым классическим трудом по стратегии
считается трактат, предписываемый великому полководцу Древнего Китая Сунь Цзы (4 век до н.э.).
Слайд 35
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
В дальнейшем военные теоретики
во многом повторяли и развивали идеи Сунь Цзы. Так, начиная с 1930-х гг. особую популярность приобрела «теория непрямых действий».
Слайд 36
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
Стратегические теории, относящиеся к
военным столкновениям, успешно развивались на протяжении последних двадцати веков, но теории, описывающие стратегии коммерческих организаций, – детище ХХ века.
Слайд 37
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
Долгосрочное планирование.
Этот
метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определённых экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выведенных трендов в будущее. Реализуется принцип «из прошлого – в будущее».
Слайд 38
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
В системе долгосрочного планирования
предполагается, что будущее можно предсказать на основе существующего опыта путём экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Однако сделать это зачастую невозможно.
Слайд 39
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
Руководители исходят из того,
что в будущем итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым. Типичный результат – постановка оптимистических целей, с которыми не сходятся реальные итоги.
Слайд 40
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
1 этап - стратегическое
планирование.
Широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1950-х – конца 1960-х гг. Подход основан на выявлении трендов как экономического развития компании, так и среды её существования. Нестабильность среды рассматривается как решающий фактор планирования. Возникает новая ментальность «из будущего – в настоящее».
Слайд 41
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
2 этап - стратегический
менеджмент.
Появляется в середине 1970-х гг. Как и стратегическое планирование, основан на изучении изменений во внешней среде компании и предполагает установление ясно определённых целей и разработку путей их достижения.
Слайд 42
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
3 этап – стратегическое
предпринимательство.
Появляется в 1990-е гг.
Основа – проактивное поведение по отношению к внешней среде.
Слайд 43
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
При обсуждении любой стратегии
следует принимать во внимание изменения, доминирующие в бизнес-среде и характерные для того или иного периода времени. Рассмотрим основные тенденции в конкурентной среде, которые произошли в последнее время.
Слайд 44
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
1. Информационные технологии, компьютеры.
Президент Microsoft Билл Гейтс: «Если бы General Motors поддерживала темпы развития технологий теми же темпами, что и в компьютерной индустрии, мы бы все ездили на машинах стоимостью в 25 долларов со скоростью 900 миль в час и тратили бы 1 галлон бензина на 1000 миль».
Слайд 45
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
2.Анализ больших данных.
Большие
данные – совокупность подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия для получения воспринимаемых человеком результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, распределения по многочисленным узлам вычислительной сети, сформировавшихся в конце 2000-х годов, альтернативных традиционным системам управления базами данных.
Слайд 46
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
2.Анализ больших данных.
Источники
возникновения больших данных – непрерывно поступающие данные с измерительных устройств, события от радиочастотных идентификаторов, потоки сообщений из социальных сетей, метеорологические данные, данные дистанционного зондирования Земли, потоки данных о местонахождении абонентов сетей сотовой связи, устройств аудио- и видеорегистрациию.
Слайд 47
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
2.Анализ больших данных.
Развитие
и начало широкого использования этих источников инициирует проникновение технологий больших данных как в научно-исследовательскую деятельность, так и в коммерческий сектор и сферу государственного управления. .
Слайд 48
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
3. Мобильные приложения.
Мобильные
приложения разрабатываются для небольших портативных устройств, таких, как смартфоны или сотовые телефоны. Эти приложения могут быть предустановлены на устройство в процессе производства, загружены пользователем с помощью различных платформ для распространения ПО или являться веб-приложениями, которые обрабатываются на стороне клиента или сервера.
Слайд 49
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
4. Расширенное предложение продукции.
Современный рынок характеризуется предложением множества новых продуктов и услуг, ассортимент которых с каждым годом становится всё шире и шире.
Слайд 50
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
5. Конвергенция технологий.
Новые технологии
и продукты на их основе становятся всё более взаимозависимыми и комбинированными.
Слайд 51
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
6. Размывание границ между
отраслями и сегментами.
С ростом предложения продукции и слиянием технологий усиливается размывание границ между отраслями или сегментами отрасли.
Слайд 52
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
7. Глобальная конкуренция.
Сегодня можно
говорить о глобальной конкуренции во многих отраслях, когда фирмы-конкуренты агрессивно захватывают «родные» территории друг друга.
Слайд 53
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
8. Быстрое устаревание информации.
Столь
быстрые изменения на рынке ведут к тому, что информация об эволюции продукта, изменениях технологии, стратегиях конкурентов, покупательских предпочтениях, разграничениях отраслей, политических приёмах и т.п. теряет свою актуальность чуть ли не мгновенно.
Слайд 54
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
9. Большая взаимосвязанность участников.
Новый
характер производства диктует новую структуру отношений с конкурентами, поставщиками, органами власти рекламными агентствами, провайдерами услуг, банками и т.д. Всё чаще возникают структуры, объединяющие предприятия и компании различных отраслей.
Слайд 55
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
10. Рост профессионализма.
Изменения в
организации бизнес-процессов сопровождаются изменениями внутри компаний. Новые технологии и решения, электронный бизнес требуют профессионалов высокого класса, особенно в области управления.
Слайд 56
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
11. Чередование побед и
поражений.
В современных условиях трудно долго сохранять лидерство на рынке. За счёт предложения более совершенного решения то одна, то другая компания вырываются вперёд, но их относительно быстро сменяют другие.
Слайд 57
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
12. Увеличение разрывов.
При сочетании
представленных факторов доминирующей характеристикой конкурентного ландшафта становятся разрывы, т.е. переход от прошлого к будущему происходит не плавно, а скачками, и можно говорить о радикальных разрывах с прошлыми тенденциями и образцами.
Слайд 58
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
Технологии, меняющие мир: автономные
автомобили
Слайд 59
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
Технологии, меняющие мир: автономные
автомобили
Слайд 60
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
Технологии, меняющие мир: 3D-принтеры
Слайд 61
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
Технологии, меняющие мир: 3D-принтеры
Слайд 62
Общая характеристика СМ (продолжение)
4. История развития СМ (продолжение)
В этих непростых и
зачастую непредсказуемых условиях роль стратегического менеджмента возрастает с каждым днём.
Слайд 63
Общая характеристика СМ (продолжение)
5. Система СМ (продолжение)
Слайд 64
Общая характеристика СМ (продолжение)
5. Система СМ (продолжение)
Система стратегического менеджмента – это
органическая система, все элементы которой взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга и взаимозависимы.