Слайд 1Национальные модели организационного управления
Слайд 2Национальная культура
совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых большинством жителей страны.
Слайд 3Параметры
Отношение людей к природе
Отношение ко времени
Индивидуализм и коллективизм
Значение формальных процедур
Организация деловых
встреч
Язык
Религия
Отношение к законодательным нормам
Слайд 4Типология культур (по Г. Хофстеде)
Герт (Герард Хендрик) Хофстеде (1928, Харлем, Нидерланды) — нидерландский социолог, предложивший совокупность
показателей, определяющих культурные характеристики различных народов на основе исследований, проведённых в 1960-70-е годы.
Слайд 5Типология культур (по Г. Хофстеде)
Слайд 6Типология культур (по Г. Хофстеде)
Слайд 7Типология культур (по Г. Хофстеде)
Слайд 8Типология культур (по Г. Хофстеде)
Слайд 9Системообразующие факторы организационной культуры японских и западных компаний
Слайд 10Национальные модели корпоративного управления
Американская (индивидуалистическая) модель
основана на системе моральных ценностей,
в которой личность является самоцелью развития общества, а принципы демократии обеспечивают защиту индивидуальных интересов и возможности каждого члена общества к самореализации;
главная цель бизнеса – прибыль, движущая сила – жесткая конкуренция;
основной механизм создания интегрированных структур - сделки слияний и поглощений;
главная мера синергетического эффекта – повышение рыночной стоимости;
влияние на принятие стратегических решений и политику корпорации - акционеры.
Слайд 11Национальные модели корпоративного управления
Европейская (гуманистическая) модель
основана на протестантской этике и
принципах корпоративности;
важнейшая характеристика – социальная ответственность бизнеса;
понятие эффективности рассматривается с учетом экономических интересов различных групп, что отражается в показателе общественной стоимости.
Слайд 12Национальные модели корпоративного управления
Западноевропейская (гуманистическая) модель
включение в корпорацию всех заинтересованных
групп: акционеров, менеджеров, финансовых структур, государства;
важнейшая особенность формирования корпораций – социальное партнерство и социальная ответственность: включение представителей трудового коллектива в наблюдательные советы; корпорации неотъемлемы от государства, которое владеет крупными пакетами акций, имеет своих представителей в правлении, стимулирует и поддерживает координацию компании в отраслях; через банки формируются промышленные группы, специализирующиеся на ведении наукоемкого бизнеса.
Слайд 13Национальные модели корпоративного управления
Восточноазиатская (групповая) модель
восходит к традициям классического конфуцианства,
в соответствии с которыми человек ценен лишь как часть коллектива, а ценность его как самостоятельной личности является второстепенной;
два вида взаимосвязанных выгод – большую и малую. Большая выгода означает выгоду государства и нации; малая выгода – выгоду предприятия и его владельца;
привлечение иностранных инвестиций, хозяйственная самостоятельность предприятий, введение семейного подряда на селе, сокращение доли государственного сектора в экономике, открытие свободных экономических зон, преодоление бедности, развитие науки и техники;
«большая стратегия Пекина» - в ее основе три элемента: селективная модернизация, военно-гражданская интеграция, приобретение передовых технологий за рубежом и их последующее развитие в национальной экономике – парадигма «сбора нефрита с вершин чужих гор».
Слайд 14Национальные модели корпоративного управления
Ближневосточная (клановая, арабская) модель
берет свои корни в
религии и культуре ислама;
торговля - одна из самых уважаемых сфер деятельности;
безоговорочное уважение к старшим;
неспешность и отсутствие суетности в ведении дел;
религиозный запрет на ростовщичество;
импорт необходимой наукоемкой промышленной продукции;
использование своих природных богатств для организации инновационного развития.
Слайд 15США
американцы самостоятельны и независимы,
ценят в людях честность и не тратят
время на формальности,
обожают соревноваться, ценят достижения,
берегут время и ценят пунктуальность, живут по расписанию,
приветствуют друг друга простым пожатием руки, ожидают ответной реакции собеседника, стремятся не допускать пауз в разговоре, смотрят прямо в глаза,
привыкли работать либо в больших помещениях, либо – если помещений несколько – только при открытых дверях (хозяин на месте и ему нечего скрывать от посторонних глаз),
говорят громко, с интонационной агрессивностью.
Слайд 16Германия
немцы отличаются трудолюбием, прилежанием, пунктуальностью, бережливостью, рациональностью, организованностью, педантичностью, скептичностью, серьезностью,
расчетливостью, стремлением к упорядоченности,
имеют привычку расписывать как свою деловую, так и частную жизнь по дням и часам,
приверженность к титулам,
поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей,
рабочее помещение должно быть снабжено надежными (нередко двойными) дверями, а распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.
Слайд 17Арабские страны
первостепенно следование историческим традициям своей страны и жестокие и довольно
развитые административные правила поведения,
нельзя обратиться с вопросом к женщине, т.к. это считается неприличным,
при встрече мужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам (только между своими),
арабы радушны и гостеприимны,
у тех, кто исповедует ислам, левая рука считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику, преподнеся деньги или подарок левой рукой.
Слайд 18Китай
придают большое значение налаживанию неформальных отношений с зарубежными партнерами (могут спросить
о возрасте, семейном положении, детях – это проявление искреннего интереса),
подарки лучше делать не определенному лицу, а всей организации.
Слайд 19Япония
выделяют трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, приверженность традициям, дисциплинированность, преданность авторитету,
чувство долга, вежливость, аккуратность, любознательность, стремление к согласованным действиям в группе,
рукопожатие не принято,
важнейшим элементом правил хорошего тона являются поклоны,
большое значение придается пунктуальности, точности,
терпение – одна из основных добродетелей,
характерная черта – чувствительность к общественному мнению,
уделяют много внимания развитию личностных отношений.
Слайд 20Россия
недостаточность опыта делового общения,
уступают иностранным партнерам в умении торговаться и
вести дела (иностранцы это отлично знают и используют)
первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим и т.д.
при обращении к деловым партнерам в большинстве случаев должна употребляться форма «Вы»,
в странах СНГ существует традиция, согласно которой уважительным считается обращение по имени и отчеству.
Слайд 21Интернационализация организационной культуры
изменение деловой культуры: проведение переговоров, организация встреч, презентаций, протокол
становятся более похожими и практически ничем не отличаются друг от друга;
многонациональные корпорации: распространяют за рубежом свои собственные принципы и нормы поведения, воспринимают местные условия и подстраивают организационную культуру к особенностям стран;
формируется так называемая «субкультура»
Слайд 22Интернационализация организационной культуры
изменение деловой культуры: проведение переговоров, организация встреч, презентаций, протокол
становятся более похожими и практически ничем не отличаются друг от друга;
многонациональные корпорации: распространяют за рубежом свои собственные принципы и нормы поведения, воспринимают местные условия и подстраивают организационную культуру к особенностям стран;
формируется так называемая «субкультура»