Слайд 1МОТИВАЦИЯ ТРУДА И АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА
Сущность мотивации как функции управления
Теории мотивации:
содержательные
теории
процессуальные теории
3. Активизация человеческого ресурса
Слайд 2Сущность мотивации как функции управления
! цель Мотивации активизировать деятельность людей и
побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах.
Часто мотивацию отождествляют со стимулированием
НО стимулирование - внешнее (моральное, физическое, материальное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда, активизацию деятельности работников
Слайд 3Мотивация – более широкое понятие
психологический процесс ( физиологическая или психологическая нехватка
или потребность, активизирует поведение или создает побуждение, для достижения определенной цели или вознаграждения);
определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп.
Слайд 4человеком движет не одна изолированная потребность
их сочетание и приоритеты могут меняться
!!!
Существует мотивационная структура личности -
совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность.
ЭТО основной критерий при определении типа мотивации индивида
Слайд 5МСЛ: 9 + 2 элемента мотивации:
желание;
конформизм;
самоутверждение;
корысть;
ориентация на близких;
ориентация на группу;
ориентация на
референта;
ориентация на общество;
ориентация на дальних;
добросовестность;
идеал.
Строят параболу, в которой в целом "коллективные" составляющие довлеют над "индивидуальными"
Слайд 6работник, получивший конкретное задание, реагирует на него по-своему, т.к.
поведение людей зависит
не только от необходимости или явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих субъективных факторов;
одни люди находятся под властью привычки, традиции, системы предрассудков и стереотипов, поведение других в решающей степени зависит от нравственных принципов, социальных или политических идеалов и т. д.;
человек реагирует на внешние события, как правило, импульсивно без глубокого анализа причин и следствий.
Слайд 7Теории мотивации: содержательные теории
базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать
так, а не иначе
А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг.
Потребности можно разделить на
первичные, физиологические, как правило, врожденные (потребность в пище и сне);
вторичные - психологические (потребность в любви, уважении и т. п.).
Слайд 8Иерархия потребностей А. Маслоу (снизу вверх)
физиологические - нужда в пище, воде,
сне, сексе и других вещах, необходимых для обеспечения жизни;
в безопасности - нужда в безопасности, защите, порядке, мире;
социальные - например, потребность в любви и принадлежности к определенной социальной группе. Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе;
в уважении - статус, престиж, слава, успех, внимание;
самовыражении, самореализации, личной власти.
Слайд 9теория 2 факторов, разработана Фредериком Герцбергом
мотивирующие потребности, определяющие удовлетворенность работой:
успех;
продвижение по
службе;
признание и одобрение результатов работы;
высокая степень ответственности;
возможности творческого и делового роста;
2. направленные на устранение негативных условий работы - "гигиенические", "факторы здоровья"
Слайд 10Теория мотивации Д. Мак-Клелланда
Теория потребностей высшего уровня
людям присуши 3 потребности:
власти
(руководители);
успеха;
причастности (к кому-либо).
Слайд 11Теории мотивации: процессуальные теории
как ведут себя люди с учетом их восприятия
и познания
теории:
ожидания;
справедливости;
мотивации Портера-Лоулера.
Слайд 12Теории мотивации: процессуальные теории
Теория ожидания: Люди сравнивают
затраты труда - результаты;
результаты
- вознаграждение;
вознаграждение - валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Теория справедливости: подвергают субъективной оценке полученное вознаграждение к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других работников за аналогичную работу
Слайд 13Теории мотивации: процессуальные теории
Модель мотивации Портера-Лоулера базируется на сочетании 5 переменных:
затраченные усилия;
восприятие;
полученные результаты;
вознаграждение;
степень удовлетворения.
Слайд 14Управление, по сути, подразумевает стимулирование
Которое возможно в 2х формах:
материальное
моральное
Например, участие
в управлении производством, стимулирование здоровья работника
Слайд 15В Японии, например
"кружки качества";
система ротации, предусматривающая перемещение специалистов по горизонтали для
овладения новыми навыками;
значительные расходы на образование;
организация семейного отдыха.
В Великобритании практикуют премии за отсутствие невыходов на работу.
Слайд 16Многие зарубежные компании предлагают набор льгот
Возможность выбирать между.
повышением уровня заработной платы;
увеличением
отчислений в пенсионный фонд;
включением в страховой фонд компании;
предоставлением гибкого режима рабочего времени или же оплаченного дополнительного отпуска.
Слайд 17Активизация человеческого ресурса
Человеческие ресурсы - персонал и его качества,
соотнесенные с
конкретным рабочим местом, и социокультурные характеристики, личностно-психологические свойства людей,
проявляющиеся в их отношении к предприятию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям.
Слайд 18Человеческий капитал
характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития,
квалификации,
инновационными способностями работников,
их профессиональным мастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности.
Слайд 19Активизация человеческих ресурсов является долговременной задачей
Ориентирована на
развитие и обучение кадров,
формирование
структуры и организационной культуры предприятия,
мотивацию активной деятельности работников, способствующей раскрытию способностей и талантов каждого из них для эффективного решения стоящих перед ними производственных задач.
Слайд 20Активизация человеческих ресурсов включает
адаптация вновь принятых или назначенных работников
вовлечение работников в
анализ существующих проблем и создание соответствующих проектов по их устранению;
формирование групп или кружков качества;
дискуссии и обсуждения в коллективах с целью развития персонала, в ходе которых основное внимание уделяется обучению логически мыслить и работать в составе группы;
дистанционное обучение;
заочное обучение;
изучение практических ситуаций;
индивидуальное обучение;
консультирование;
наставничество;
ознакомление с опытом других предприятий или подразделений;
передача полномочий (делегирование);
подготовка докладов, сообщений, обзоров, информации — как способ повышения квалификации, при котором происходит систематизация знаний или информации по определенным проблемам и передача данных знаний;
формирование и развитие управленческих и рабочих команд;
подготовка или знакомство с инструкциями, пособиями;
разработка рабочих процедур и стандартов;
расширение круга обязанностей;
проведение «деловых игр» по существующим проблемам;
ротация рабочих мест, в процессе которой происходит передача знаний и накопление опыта посредством систематического обмена рабочими местами, участие в семинарах и выставках;
самообразование;
стажировки;
участие в проектах;
временное замещение должности и т.п.