Методы диагностики организационной культуры презентация

Содержание

Теоретические проблемы изучения организационной культуры

Слайд 1МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Автор курса С.А.Липатов


Слайд 2Теоретические проблемы изучения организационной культуры


Слайд 3Концепции культуры
Культура – «вторая природа», созданная человеком, и создавшая его
Культура как

детерминированное поведение человека – воспроизведение или следование культурному образцу - паттерну


Слайд 4Определение Клиффорда Гирца
«…исторические, передаваемые образцы значений, воплощенные в символах, система унаследованных

концепций, выраженных и развиваемых с помощью знаний об отношении к жизни… Культура является произведением значений, в терминах которых люди интерпретируют свой опыт и направляют свои действия» (Geertz 1976).

Слайд 5Фундаментальные характеристики культуры
Культура передается посредством научения
Культура прививается воспитанием
Культура социальна
Культура идеационна
Культура обеспечивает

удовлетворение
Культура адаптивна
Культура интегративна
(Джордж П. Мёрдок)

Слайд 6

«Способ, каким мы здесь ведем дела».

(Дил и Кеннеди, 1982)
«Набор явных и неявных правил, ценностей и принципов, которые укрепляют и направляют организационное поведение»
(Берк и Литвин, 1992)

«Картина разделяемых убеждений, форм поведения и предположений, которые с течением времени приобретают члены организации».
(Коннор, 1993)

ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Слайд 7Определение Эдгара Шейна
Культура группы может быть определена как паттерн базовых представлений,

обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» (Шейн, 2002).

Слайд 8Концепция организационной культуры Эдгара Шейна
ОК формируется под влиянием двух главных факторов:
1)

критических инцидентов, особенно когда случаются ошибки;
2) идентификации с лидерами ( на что они обращают внимание, что замеряют и контролируют и т.д).
Организационная культура имеет определенную структуру.
Она может рассматриваться по трем уровням.

Слайд 9


Артефакты
Технология выполнения работы
Видимые и слышимые схемы поведения

Базовые предположения
Взаимоотношения с окружением
Природа реальности и

истины
Природа человеческой натуры
Природа человеческой деятельности
Природа человеческих отношений

Ценности

Видимые, но часто
требующие расшифровки

Принимаются на веру
Невидимы
Подсознательны

Более высокий уровень осознания



ТРИ УРОВНЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПО Э.ШЕЙНУ


Слайд 10СИМВОЛИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
АРТЕФАКТЫ
Технологии
Архитектура
Наблюдаемые образцы поведения

Видимы, но часто не интерпретируются
Изучение организационной

культуры начинается с поверхности

Слайд 11ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ВЕРОВАНИЯ

Ценности, проверяемые в физическом окружении
Ценности, проверяемые только через

социальный консенсус

Восприятие ценностей и верований имеет осознанный характер и зависит от желания людей
Для их познания требуется более глубокое знакомство с организацией.


Слайд 12БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Это основополагающие предположения о мире и о человеческой природе. Эти

предположения включают точки зрения о взаимоотношениях с природой и о человеческих взаимоотношениях.
Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Могут быть поняты только в ходе специальной диагностики

Слайд 13БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Отношение к природе
Как члены организации рассматривают отношение организации к

окружающей ее среде: как доминирующее, подчиненное, гармоничное или ее задачей является нахождение соответствующей ниши?

Слайд 14БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Природа реальности и истины

коллективные представления, задающие понятие реального и нереального

и отношение к фактам физической и социальной жизни, а также определяющие природу истины и способ ее получения (откровение или обретение)

Слайд 15БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Природа времени

Коллективные представления, определяющие базовую концепцию времени, его определение и

измерение, различные его типы и роль времени в данной культуре

Слайд 16БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Природа пространства
коллективные представления о пространстве и его распределении и

предназначении, о владении им, о символическом значении пространства, занимаемого индивидом, о роли пространства при определении отдельных аспектов человеческих взаимоотношений, таких как степень близости или понятие неприкосновенной частной жизни

Слайд 17БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Природа человека

коллективные представления о человеке и его основных качествах. Позитивна,

негативна или же нейтральна природа человека? Способны ли человеческие существа к совершенствованию?

Слайд 18БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Природа человеческой активности
коллективные представления, задающие модель поведения человека в

тех или иных обстоятельствах и базирующиеся на представлениях о реальности и природе человеческого естества. Каким должен быть уровень активности индивида, соответствующий базовой жизненной ориентации? В чем состоит взаимосвязь организации с ее окружением?


Слайд 19БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Природа человеческих взаимоотношений
коллективные представления, задающие правила отношений между членами группы

и определяющие распределение властных полномочий и симпатий. Является ли жизнь сферой сотрудничества или соревнования; индивидуальной, групповой или общинной? Какая система власти лучше – авторитарная / патерналистская или коллегиальная / партисипативная?


Слайд 20

ЧТО ТАКОЕ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА?
Вопросы внешнего выживания

Миссия, стратегия, цели
Средства: структура,

системы, процессы
Показатели: системы детектирования ошибок и их исправления

Вопросы внутренней интеграции

Общие язык и понятия
Групповые границы и идентичность
Природа власти и взаимоотношений
Распределение вознаграждений и решение статусных вопросов

Слайд 21Модель динамики культуры М.Хэтч





Слайд 22ТИПЫ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР
ПО ДИЛУ И КЕННЕДИ
Культура «жесткого подхода»:

высокие риски и быстрая обратная связь
Культура «много работаем/хорошо отдыхаем»: низкие риски и быстрая обратная связь
Культура «ставим на свою компанию»: высокие риски и слабая обратная связь
Культура «процесса»: низкие риски и слабая обратная связь

Слайд 23Типология организационных культур Ч. Хэнди
Культура Зевса (власти)

Культура Аполлона (ролевая)

Культура

Афины (задачи)

Культура Диониса (личности)

Слайд 24Типология организационных культур Л. Константина
Закрытая система

Случайная система

Открытая система

Синхронная система



Слайд 25Характеристики организационных парадигм


Слайд 26ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПАРАДИГМАМИ
антитезис
сплоченность
гибкость
ОТКРЫТАЯ
ЗАКРЫТАЯ
СИНХРОННАЯ
СЛУЧАЙНАЯ


Слайд 27ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА


Слайд 28ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА
Организационная диагностика представляет собой систематический сбор и анализ информации

о состоянии организации с целью выявления проблем ее функционирования, а также определения путей и резервов для их преодоления путем применения концептуальных моделей и методов социальных и поведенческих наук.

Слайд 29СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


Слайд 30Модели диагностики организации
Weisbord's Six-Box Model



Слайд 31Weisbord's Six-Box Model
Матрица для сбора и анализа данных


Слайд 32Диагностический профиль


Слайд 33МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГДИАГНОСТИКИ


Слайд 34Характеристики диагностических методик сбора информации
Обычно желательны
Низкая стоимость
Простота
быстрое заполнение
Очевидная валидность (Face validity)
Статистическая

валидность
Надежность (Reliability)

Слайд 35Характеристики диагностических методик сбора информации
Зависят от ситуации
Уровень анализа (индивид, группа, подразделение,

межгрупповые отношения, организация)
Требуемое число участников (выборка исследования)

Слайд 36Характеристики диагностических методик сбора информации
Требуемые, по меньшей мере, от одной техники
Гибкость

(адаптируемость к конкретной ситуации )
Способность давать качественные данные
Нереактивность (Nonreactivity)


Слайд 37Основные достоинства и потенциальные проблемы методов оргдиагностики


Слайд 38ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ


Слайд 39Подходы к диагностике ОК
эмическая / внутренняя перспектива: культура является в высшей

степени субъективной, уникальной, требующей нестандартизированного, сенситивного, интерактивного исследования (с помощью наблюдения и интервью); оцениваются «бессознательные предположения», установки и ожидания


Слайд 40Подходы к диагностике ОК
этическая / внешняя традиция психометрии и опросных обследований

стремится сравнить и противопоставить организации по стандартным измерениям
оцениваются более наблюдаемые феномены, такие как: герои, обряды, ритуалы и поведенческие нормы.


Слайд 41Диагностика организационной культуры «Этнографический подход»: сопоставление точек зрения постороннего человека и члена

организации.

Снаружи наблюдатель может отметить:
Физические условия – внутри и вне зданий (здания, стиль, логотип)
Что компания рассказывает о себе: пресс-релизы, реклама и т.д.
Способ, которым компания приветствует незнакомцев и вводит новичков
История компании ( почему компания является успешной, каких людей она привлекает, характер обычного дня)
Как люди проводят свое время (на работе и после работы)


Слайд 42Диагностика организационной культуры «Этнографический подход»: сопоставление точек зрения постороннего человека и члена

организации.

Изнутри возможно осветить черты корпоративной культуры посредством:

Понимания путей продвижения работников по карьере
Отмечая, как долго люди остаются в позиции менеджера среднего уровня
Оценки содержания, по поводу которого ведется дискуссия на собраниях или которое пишется в меморандумах и т.п.
Оценки анекдотов и историй, которые распространяются по культурным сетям.


Слайд 43Диагностика организационной культуры «Клиническая» оценка
Вскрытие базовых предположений:
1. Отношение к природе.

Как члены организации рассматривают отношение организации к окружающей ее среде: как доминирующее, подчиненное, гармоничное или ее задачей является нахождение соответствующей ниши?
2. Природа реальности и правды. Как мы определяем, что истина, а что нет, и как в конце концов определяется истина в физическом и социальном мире? Каковы базовые концепции времени и пространства?
3. Природа человека. Является ли человек по природе добрым, злым или нейтральным? Совершенствуется ли человеческая природа или остается неизменной?
4. Природа человеческой активности. Что значит для человека делать что-то правильно: значит ли это быть активным, пассивным, гармоничным, фаталистом?
5. Природа человеческих взаимоотношений. Что рассматривается как “правильное” во взаимоотношениях между людьми? Является ли жизнь сферой сотрудничества или соревнования; индивидуальной, групповой или общинной? Какая система власти лучше – авторитарная / патерналистская или коллегиальная / партисипативная?

Слайд 44Диагностика организационной культуры «Клиническая» оценка
Э.Шейн предлагает путем изучения истории организации вскрыть неосознаваемые

предположения, проследив какими методами она справлялась c проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Реальную ОК компании невозможно описать с помощью опросных методов или наблюдением.
Для него вскрытие культурной парадигмы - это совместное с членами организации исследование в ходе повторяющихся индивидуальных и групповых интервью.


Слайд 47Комплексный подход
стратегии совместного применения количественных и качественных методов:
Триангуляция
Дополнение
Развитие
Инициация


Расширение, экспансия

Слайд 48экспресс–диагностика ОК
Для сбора данных применяются следующие методики:
опросник «Шкалы организационных парадигм» Л. Константина
методика

«незавершенных предложений»
частный семантический дифференциал
методика выявления организационных ценностей и норм.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика